Урок литературы для 5 класса Сочинение сказок

Данный урок , завершая работу над темой "Сказки. Народные и литературные сказки", позволяет развивать творческие способности обучающихся , что является одной из задач преподавания литературы в школе. При этом работа построена с опорой на изученный материал, в том числе и на теорию литературы. Пятиклассникам нравится такая форма работы. Фантазия у них работает бурно. Им нравится не только сочинять сказку, но и оформлять её в виде книжки - малышки. На следующем уроке нет отбоя от желающих рассказа...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 5 классе

Тема. Развитие речи. Сочинение сказок.

Цель: повторив теоретические сведения по сказкам, вспомнив изучен-

ные и знакомые сказки, учиться их самостоятельному созданию; раз-

вивать речь, логическое мышление, воображение и образное мышле-

ние учащихся; прививать любовь к литературе.

Оборудование: созданные учениками или печатные сборники сказок.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний.

1. Викторина «Вспоминая прочитанное…» (устно)

- Чей это портрет?

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого. (Царевна)

- Чей это портрет?

Высока, стройна, бела,

И умом, и всем взяла,

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива. (Царица)

- Кто и к кому обращается со следующими словами?

Жизнь моя! В чём, скажи, виновна я?

Не губи меня, девица!

А как буду я царица,

Я пожалую тебя. (Царевна к Чернавке)

- Кто и к кому обращается со следующими словами?

Что за диво!

Всё так чисто и красиво.

Кто-то терем прибирал

Да хозяев поджидал. (Старший богатырь к царевне)

- Кто и к кому обращается со следующими словами?

Не видал я девы красной,

На стороже я стою

Только в очередь мою. (Месяц к королевичу Елисею)

3.Мотивация учебной деятельности

- Что такое сказка?

- Из каких частей она состоит?

- Что обязательно должно быть в сказке?

- Какие типы сказок вы знаете?

- Какие вам больше нравятся и почему?

- Кто сочинял сказки, которые мы изучили?

- Трудно ли быть сочинителем?

- Сочиняли ли вы когда-нибудь сказки?

4. Постановка цели и задач урока

Зная законы композиции сказок, их художественные особенности, мы сегодня будем учиться созданию авторских сказок.

5. Работа над темой урока

1. Беседа с элементами поисковой работы

- С чего нужно начать сочинять сказки? (С выбора её типа, темы.)

Тема сказки должна быть необычной (приключения в придуманной стране - Ленивии, Гномии, Пингвинии, в подводном царстве, на книжной полке…).

- Придумайте названия сказочной страны, в которой могут проходить события.

- С чего начинается сказка?

- Найдите, зачитайте и выпишите зачины сказок.

(В классе с низким и достаточным уровнем подготовки учащиеся записывают зачины под диктовку учителя.)

- Жил себе…

- Жили-были старик со старухой…

- Однажды…

- В стары годы, в старопрежние, в красну вёсну, в тёплые лета…

- В некотором царстве, далёком (некотором) государстве жил-был царь…

- Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудесные…

2. Работа в группах. Заполните таблицу примерами из сказок.

Волшебные

сказки

Бытовые

сказки

Сказки

о животных

Главные герои


Предметы


3.В сказках есть устойчивые выражения, которые употребляются в определённых местах:

1) шёл он долго ли, коротко ли… - когда герой путешествует;

2) ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать… - при опи-сании красавицы.

4.Концовка сказки обычно бывает счастливая: зло уничтожают или наказывают. Найдите в сказках и зачитайте традиционные концовки.

- Вот, видишь, как бывает оно на свете.

- Тут и сказке конец, а кто слушал - молодец.

- И стали они в добре поживать, лиха не знать.

- И стали себе жить-поживать, добра наживать да медок попивать.

- Поехали в своё государство, пир собрали, в трубы затрубили,

в пушки запалили, и был пир такой, что и теперь помнят.

- …и теперь живёт, хлеб жуёт.

Язык сказки народный. Встречаются повторы, постоянные красоч-ные выражения.

5. Запись плана работы

План работы над собственной сказкой

1. Выбрать тип и тему сказки.

2. Подобрать или придумать героев сказки исходя из её типа.

3. Выбрать нужный зачин.

4. Использовать народные языковые обороты.

5. Составить план, схему, сюжет сказки.

6. Подобрать концовку.

7. Продумать оформление сказки.

8. Записать сказку, проверить.

6. Домашнее задание

Написать дома сказку, оформить её.

7. Подведение итогов урока

Рефлексия

- Какие вопросы у вас есть по домашнему заданию?

- Выбрали ли вы уже тип своей сказки?

- Вы будете сочинять в духе русской сказки или восточной?

- Какие герои у вас будут действовать?

© 2010-2022