- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по теме: Повторение материала по теме «Морфология»
Конспект урока по теме: Повторение материала по теме «Морфология»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Баранова В.А. |
Дата | 16.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: Повторение материала по теме «Морфология»
Результаты освоения программы: 1) Предметные:
-
знания по морфологии;
-
навыки определения морфологических признаков существительного, прилагательного, глагола, местоимения, наречия;
-
осознание учащимися понятия «части речи»;
-
орфографические и речевые навыки;
-
умение рассуждать при выборе гласной в корне слова, при правописании падежных окончаний существительных, прилагательных;
2) Метапредметные:
-
умение работать в паре, в группе;
-
формирование аналитических способностей;
-
умение логически мыслить, расширять кругозор;
-
умение определять межуровневые связи языка.
3) Личностные:
-
интерес и уважительное отношение к богатству родного языка;
-
чувство коллективизма, ответственности, наблюдательности, дружбы, взаимопонимания; связь с литературой.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подравнялись,
Тихо сели на свой стол.
Начинаем разговор.
- Сегодня на уроке, ребята, нам необходимо вспомнить материал по разделу «Морфология»; морфологические признаки имени существительного, имени прилагательного, местоимения, наречия. Углубить знания по фонетике и орфоэпии. Будем совершенствовать орфографические и речевые навыки. А для этого мы с вами сели по парам, в группы и отправляемся в весёлое путешествие по стране Морфология.
II. Проверка домашнего задания у доски. Словарный диктант
1) П...ле́зный (по́льза) урок, объед...ни́ть (еди́ный) страну, уд...ви́тельное (ди́во) дело, прил...те́ть (полёт) самолётом, укр...ти́ть (кро́ткий, кро́тость) зверя; сож...ле́ть (жа́ль) о проступке, заст...́клить (стёкла) рамы, голубая в...да́ (во́ды), м...рско́й (мо́ре) путь.
2) Осенние слова для морфемного разбора: грибник , перелётные , желтеть , прохладные , уборка , комбайнер , потянулись .
неполногласие
3) Синтаксический разбор предложения.
Морфологический разбор имени существительного.
прил. сущ. гл. п. сущ.
Истинный друг познаётся в несчастье. (Повеств., невоскл., простое, двусост., распр., полное, не осложн.)
Друг - существительное, предмет.
I. (Кто?) друг, нач. форма - друг.
II. Пост. признаки - нарицательное, одушевлённое, м. р., 2 скл.
Непост. признаки - в Им. п, в ед. ч.
III. Синтаксическая роль (кто?) друг.
III. Фронтальная работа с классом.
1) Фонетическая разминка:
Работа в группах.
- В каком слове произносится гласный [э]?
[цэлый]
Бежать, шестой, жёлтый, целый.
- В каких словах произносится гласный [ы]?
[жызн'] [шышка]
Тихий, чисто, жизнь, шишка.
2) Орфоэпическая разминка:
Работа в паре.
- В каком слове ударение падает на первый слог?
Досу́г, то́рты, лыжня́.
- Проверьте друг у друга: правильно ли вы ставите ударение в словах?
Катало́г, инструме́нт, звони́т, ба́нты.
Взаимопроверка
4) Работа с текстом Н. Сладкова.
Пьеса П. И. Чайковского из знаменитого фортепианного цикла «Времена года» Осень. Композитор каждому времени года посвятил особую и неповторимую мелодию.
В осеннем лесу.
1) Всё лето листья подст...вляли солнцу свои л...дошки и щёчки, спинки и ж...вотики. 2) И до того нал...лись и проп...тались солнц..., что к осен... стали з...л...тыми. 3) Зашумел в л...су з...л...той дождь. 4) Капля по листику щёлкнет, и сорвётся лист. 5) С...ницы на ветке завозятся, и брызнут листья по ст...р...нам. 6) Скоро взойдёт над р...кой и лес... в...сел... солнце. 7) Хорош лес осенью!
- При помощи чего передаёт красоту природы композитор? (При помощи звука)
Разноуровневые задания по тексту.
-
Что мы знаем об авторе?
-
Придумайте для текста другое название.
-
Докажите, что это текст.
-
Определите тип речи.
-
Выпишите из текста слова с полногласием и запишите неполногласием. !
золотые - злато сторонам - страны
-
Задание «Проверь себя»:
- Какое правило нужно вспомнить, чтобы правильно вставить пропущенные буквы?
-
Выделите грамматическую основу первого предложения, части речи в гр. осн.
-
Найдите средства художественной выразительности.
весёлое солнце - эпитет дождь зашумел - олицетворение
-
Чем отличается первое предложение от других предложений текста?
5) - Посмотрите в свои буклетики «Времена года» и выберите приметы осени, стихотворение об осени, пословицу или поговорку.
6) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Называю слова разных частей речи. Если это существительное - руки верх, прилагательное - в сторону, глагол - хлопок.
(Весна, идёт, осень, жёлтые, зелёные, поднять, опустить, новый, школа, учатся, дружные, цирк, прыгать).
7) Повторение частей речи.
2. - А теперь давайте вспомним, как называется наука, которая изучает части речи.
Морфология - (греч. «морфе» - форма, «логос» - наука, слово) - раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи.
3. - Как определить часть речи? (по вопросу и значению)
- На какие группы они делятся?
- Что такие существительное? Назвать все морфологические признаки сущ-го.
- Синтаксическая роль имени существительного.
4. - Рассказать об имени прилагательном. Назвать морфологические признаки прилагательного.
- Синтаксическая роль прилагательного.
- Вы назвали хорош (краткое прилагательное). - Что мы знаем о правописании кратких прилагательных, оканчивающихся на шипящий?
Могуч, певуч, жгуч, пригож, шипуч, колюч.
Они используются для краткости, лаконичности, выразительности. На них падает логическое ударение. Они делают нашу речь точной, с их помощью мы больше узнаём о предмете.
Тест № 9 (2.2)
5. Глагол. Основные морфологические признаки глагола - спряжение, число, лицо. Они обозначаются окончаниями.
- Как определить спряжение у глагола? К I спр? Ко II спр?
6. Местоимение.
Вопрос на сообразительность.
- Какие два местоимения мешают транспору?
я-мы
- Какие три местоимения самые чистые?
вы-мы-ты
7. Наречия - обозначают признак действия и отвечают на вопрос как? куда? когда?... Обычно зависят от глаголов, не склоняются и не спрягаются. Наречия - неизменяемые слова, не имеют окончаний. Чаще образуются от прилагательных и существительных (весело, узко, вдали).
V. Подведение итогов урока, оценки учащимся. Рефлексия.
- Какую тему мы повторили?
- Что вызвало затруднение?
- Какой этап урока вам понравился больше всего?
- Какие задания выполнять было интересно? Какие трудно? Почему?
Ученики:
- Я узнал, на какие вопросы отвечают и что обозначают имена существительные, имена прилагательные, местоимения, наречия, глаголы.
- Я понял, что наречие - неизменяемая часть речи. Это интересно.
- Научился определять морфологические признаки самостоятельных частей речи.
- Могу правильно писать -тся и -ться в глаголах, определять спряжение, окончание глаголов.
- Мне интересно было оформить дома к уроку буклет «Времена года. Осень»; записывать туда приметы осени, пословицы и поговорки.
- Большой интерес вызвала лингвистическая сказка «Весёлое путешествие по стране Морфология. Орфография».
- Я хотел, чтобы словарные слова помогли мне не делать ошибки. А для этого я буду перед диктантом, уроками просматривать свой словарик.
- Вы хорошо поработали. Если вам было интересно и понятно, подарите друг другу солнышко, а если вам было не очень интересно - подарите тучку. Спасибо вам, ребята, за урок!
VII. Организация домашнего задания.
1. Мини-сочинение. Сочинить сказку «Как лексика к морфологии в гости ходила». Необходимо объяснить учащимся, что содержание должно отражать материал урока.
4