Проектная деятельность учащихся 5 класса как мотивация к изучению художественного произведения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА

КАК МОТИВАЦИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОГО

ПРОИЗВЕДЕНИЯ.


Тихомирова Татьяна Валерьевна,

учитель русского языка и литературы

ОГКОУ Шуйский детский дом-школа

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России утверждается, что «…духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы…». Не последняя роль в процессе духовно-нравственного становления юного гражданина отводится школьному предмету «Литература». «Литература - одна из основ гуманитарного образования в средней школе, определяющая уровень интеллектуального, эмоционально-нравственного развития школьника, его культуры, его способности владеть родным языком, искусством речи и мышления» [1]. Литература была, есть и останется действенным средством воспитания морально-нравственных качеств молодого поколения.

К сожалению, реалии нашего времени свидетельствуют о том, что у современных детей значительно снизился интерес к чтению художественной литературы. Исследования ученых показывают, что 35% взрослых россиян за год вообще не открывали ни одной книги (данные опроса ВЦИОМ, 2014 год). В «нечитающих» семьях не прививается любовь к литературе, чтение заменяется телевизором, Интернетом, компьютерными играми. А ведь ещё Д. Дидро говорил: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Ни о чём не думает лишь тот, кто ничего не читает».

Я работаю в Шуйском детском доме-школе почти 30 лет учителем русского языка и литературы и могу сказать, что за последние 10-15 лет значительно снизился интерес к чтению у наших воспитанников. В прошлом учебном году в процессе подготовки к научно-практической конференции школьников было проведено исследование, которое выявило прямую зависимость «нечитания» у детей с понижением уровня общей воспитанности учащихся детского дома-школы, в том числе и снижением уровня речевой культуры.

Как же вернуть наших детей к книге, как их мотивировать к изучению художественного произведения?

Существенной помощью в решении этих актуальных задач является, на мой взгляд, переход от традиционных технологий к развивающим гуманитарным образовательным технологиям в процессе преподавания литературы в школе. Особую значимость приобретают методы деятельностной организации обучения, в том числе проектная деятельность учащихся, выросшая из метода проектов.

Проект - слово, приобретающее в наши дни особое значение. В европейские языки слово «проект» пришло из латинского языка («projectus»), обо-

[1]Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011 г, стр. 19.

значающее «выброшенный вперед», «бросающийся в глаза». Проектный метод в педагогике впервые был сформулирован и подробно описан американским педагогом Уильямом Килпатриком в первой четверти XX века. Педагог определил сущность данного подхода как метод «…целесообразной деятельности в связи с решением какого-нибудь школьного задания в реальной жизненной обстановке». Иными словами, проектный метод - это когда учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Для меня как педагога проект - это одна из форм развития творческой деятельности учащихся и способ мотивирования их к изучению произведений художественной литературы.

В этом учебном году я преподаю в 5 классе. На проектную деятельность в программе по литературе отводится определённое количество часов, я также организую и внеурочную деятельность пятиклассников в рамках курса «Проектируем играя», поэтому имеется возможность работать над проектами как во время уроков, так и во внеурочное время.

Учитывая интерес моих воспитанников к современным гаджетам и Интернету, я сначала сама освоила работу на планшетах iPad, переданных детскому дому спонсорами. Кроме того в кабинете есть ноутбук и два компьютера с выходом в Интернет.

Я хочу рассказать об одном из первых проектов, которые выполнили мои ученики, - художественный проект «Герои басен И.А.Крылова в иллюстрациях».

При осуществлении проекта учащиеся прошли следующие этапы:

1. погружение в проект;

2. организация деятельности;

3. осуществление деятельности;

4. презентация результатов.

В ходе чтения и анализа басен И.А.Крылова я обращала внимание детей на иллюстрации к басням, предложенные авторами учебника (В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин). После обсуждения иллюстраций возник вопрос о существовании иллюстраций других художников (в учебнике представлены иллюстрации Е. Рачёва, А. Лаптева, Г. Куприянова). Так родился замысел художественного проекта, и началось погружение в него. Дети самостоятельно искали в Интернете иллюстрации выбранной басни, подбирали сведения о художниках, сами рисовали иллюстрации и, конечно, готовили выразительное чтение наизусть басни И.А. Крылова, а басню «Свинья под Дубом» попытались инсценировать.

Невозможно передать чувства волнения, гордости и воодушевления, которые испытывали дети во время презентации результатов проекта, ведь работа над ним требовала от учащихся не только знания содержания произведения, творческого подхода к работе, но и организаторских, коммуникативных умений.

Проектная деятельность вызывает большой интерес у учеников, оживляет учебный процесс, ненавязчиво заставляет вновь и вновь обращаться к тексту художественного произведения. А я как учитель получаю дополнительную возможность углубить знания учащихся по теме, так как во время презентации своих работ ученики аргументируют выбор тех или иных сюжетов произведений, дают обобщенную характеристику главным героям. А для детей, воспитывающихся в казённых образовательных учреждениях проектная деятельность - это ещё и возможность расширить свой кругозор, повысить самооценку.

В заключении хотелось бы сказать, что современный образовательный проект - это дидактическое средство активизации самостоятельной познавательной и творческой деятельности, формирование личностных качеств обучаемого. Использование метода проектов, в частности, на уроках литературы, позволяет учащимся формировать объективную систему представлений о своих знаниях, возможностях и умениях их реализовывать, мотивирует их к обращению к тексту художественного произведения.

К важным факторам проектной деятельности относятся:

- повышение мотивации учащихся к работе с текстом художественного произведения;

- развитие творческих способностей;

- смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;

- формирование чувства ответственности;

- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака - самостоятельного выбора. Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с ученика учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению.


Литература:


1. Гуляева О.Н. Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы. festival.1september.ru/articles/618304/

2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.:Просвещение,20014.-24с.

3. Куксова О.Л. nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/12/28/ proektnaya-deyatelnost-na-urokakh-russkogo-yazyka-i

4. Пахомова И. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М.: Аркти, 2005, - 111 с.

5. Технология проекта в профессиональной деятельности педагога: монография / автор-сост. Несговорова П.П.- Курган: Изд-во КГУ,2013.-316с.

6. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011

7. Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства»

bg-prestige.narod.ru/proekt


© 2010-2022