Рабочая программа по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка



Рабочая программа по русскому языку для 11 класса на 2015-2016 учебный год разработана в соответствии со следующими документами:

  1. Закон от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) « Об образовании»

  2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении ( ред. от 10.03.2009),утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.

  3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.

  4. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ(Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004№1312)

  5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004№1089)

  6. Федеральный перечень учебников ,рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011г. №2885.

  7. Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык» под редакцией ВА.И.Власенкова,Л.М.Рыбченкова,Н.А.Николина для учебника В. Ф. Грекова , С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко, (10-11классы) 2-е издание, М. Просвещение, 2013г.

  8. Областной закон «Об образовании в Астраханской области « от 26.12.2007 №87/2007-03



Русский язык - это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации ; средство межнационального общения , консолидации и единения народов России ; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе .

Целями изучения русского (народного) языка на базовом уровне в средней (полной) школе являются :

  • Осмысление русского (родного) языка как национально-культурного достояния русского народа , как средства основного общения ; понимание ценности и значимости совершенного владения родным языком для овладения будущей профессией ,самообразования и социализации в обществе ;

  • Расширение знаний об устройстве языковой системы ; закрепление орфографических и пунктуационных навыков учащихся на базе повторения лексики , слово образования и грамматики , осознания принципов русской орфографии и пунктуации и систематизации их правил ; углубление представлений старшеклассников о стилях современного русского литературного языка ,о стилистических возможностях языковых средств разных уровней ;

  • Овладение основными орфоэпическими ,лексическими , словообразовательными и грамматическими нормами литературного языка и развитие способности применять приобретенные знания ,умения и навыки на практике (в учебной деятельности , в общении в разных коммуникативных ситуациях ) ;

  • Овладение универсальным учебными действиями (информационная переработка текста ,извлечение необходимой информации из словарей разных типов и справочников , преобразование полученной информации , редактирование текста и др.).

Общая характеристика курса

Содержание курса русского языка на базовом уровне в средней (полной) школе учитывает компетентностный подход и предполагает развитие коммуникативной , языковой и лингвистической (языковедной) и культуроведческой компетенций .

Учебник В. Ф. Грекова , С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко носит в основном практическую направленность. Особое внимание в нем уделяется формулированию и развитию языковой и коммуникативной компетенций учащихся. Материалы, обеспечивающие формулирование и развитие культуроведческой компетенции ,не объединены в особый раздел , а включены в задания , представленные в различных композиционных частях учебника ( см., например , задания, выделенные подзаголовком «Из истории (биографии ) слов и фразеологизмов»

В особый раздел также не выделены сведения о тексте и его признаках , уже известные учащимися 10-11 классов. Реализация программы предполагает систематическую работу с текстами разных типов и анализ текстообразующих функций различных языковых средств. Задания , связанные с многоаспектным анализом текста, преобразованием информации , в нем содержащейся , и последовательным формированием навыков речевого общения, включены во все разделы учебника.



Место предмета в учебном плане

Программа по русскому языку для 10-11 классов рассчитана на 122 часа ( 55 часов в 10 классе , 67 часов в 11 классе ). Часть тем предназначена для самостоятельного изучения учащимися (например «Международные словообразовательные элементы» , « Двойные согласные» ). В тематическом планировании такие темы выделены специальным знаком (*) .

Тематическое планирование , предполагаемое в программе, не носит жесткого характера: учитель может выбрать , варьировать темы , устанавливать в ряде случаев количество часов , необходимое для их изучения , в зависимости от уровня класса , характера подготовки учащихся , типичных для них ошибок.

Результаты изучения предмета «Русский( родной ) язык . Базовый уровень»

Личностными результатами освоения выпускниками средней (полной ) школы программы базового уровня по русскому (родному ) языку являются:

  1. Понимание русского языка как одной из величайших духовных и национально-культурных ценностей народа ;

  2. Воспитание любви к русскому языку , гордости за него ; осознание потребности сохранять чистоту и поддерживать нормы литературного языка ;

  3. Расширение словарного запаса ; овладение лексической и грамматической синонимией для успешного и эффективного речевого общения в разных коммуникативных ситуациях ;

  4. Способность к продуцированию текстов разных жанров ;

Стремление к постоянному совершенствованию собственной речи , развитие эстетического вкуса ;

Метапредметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются :

  1. Владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение :

  • Умение извлекать информацию из разных источников , пользоваться словарями разных типов , справочной литературой ;

  • Способность преобразовывать полученную в процессе чтения информацию ;

  • Адекватное понимание темы текста . соотношения текста и подтекста , определение коммуникативной установки и основной мысли просчитанного речевого произведения ;

говорение и письмо :

  • Умение создавать тексты (устные и письменные) разных жанров с учетом их целевой установки , предполагаемого адресата и характера общения ;

  • Умение свертывать и преобразовывать прослушанный или прочитанный текст (

  • план, аннотация, конспект и т. д.);

  • Владение нормами правильной письменной речи;

Умение оценивать как свою, так и чужую речь, редактировать текст и исправлять в нём грамматические , стилистические и речевые ошибки;

  • Умение выступать с докладами и рефератами , участвовать в дискуссиях и обсуждениях различных тем;

2 ) использование полученных знаний , умений и навыков на занятиях по другим предметам(истории, литературе , обществоведению и др.) , а также в повседневном общении.

Предметными результатами освоения выпускниками средней(полной) школы программы базового уровня по русскому(родному) языку являются:

1) расширение представлений о роли русского языка в современном мире , его основных функциях , взаимосвязи языка и культуры , языка и общества;

2) углубление знаний об основных уровнях и единицах языка, о социальной стратификации языка (литературный язык, диалекты, просторечие, жаргоны);

3) закрепление базовых понятий современной лингвистики: язык и речь, функциональный стиль, функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение), текст и его признаки, основные единицы языка, языковая норма;

4) овладения орфоэпическими, лексическими, словообразовательными, грамматическими, орфографическими и пунктуационными нормами русского литературного языка и использование их в речевой практике; систематизация орфографических и пунктуационных правил;

5) овладение основными стилистическими ресурсами русского языка и углубление представлений о выразительных возможностях фонетических, лексических и грамматических средств;

6) умение проводить различные виды языкового анализа (фонетический, лексический, морфемный и словообразовательный анализ слова, морфологический анализ разных частей речи, синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложений, анализ текста);

7) осознание эстетической функции языка; понимание роли языковых средств разных уровней в создании образной системы художественного текста.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Русский язык в современном мире. Основные формы существования русского национального языка.

Стили и типы речи. Функциональные стили литературного языка (научный, официально-деловой, публицистический), их особенности. Стиль художественной литературы. Типы речи (описание, повествование, рассуждение), их основные признаки.

Понятие о норме литературного языка. Типы норм литературного языка (орфоэпические, лексические, словообразовательные, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные). Необходимость соблюдения норм в речевой практике. Этико-речевые нормы.

Лексика и фразеология. Слово и его лексическое значение. Точность словоупотребления. Многозначность слова. Прямое и переносное значение. Основные типы переносов: метафора и метонимия.

Тропы как выразительные средства языка. Основные виды тропов (метафора, метонимия, синекдоха, эпитет, гипербола).

Омонимы и их употребления синонимом и антонимов.

Разговорная и книжная лексика. Стилистически ограниченная лексика. Заимствованные слова и их употребление. Старославянизмы и их роль в формировании русского литературного языка. Устаревшие слова, их типы. Неологизмы. Индивидуально-авторские неологизмы. Типичные лексические ошибки и способы их преодоления.

Фразеологизмы, их признаки и основные типы. Употребление фразеологизмов в речи. Источники русской фразеологии.

Фигуры речи как выразительные средства языка (антитеза, оксюморон, градация, параллелизм, анафора, эпифора, инверсия, бессоюзие и многосоюзие ).

Словари русского языка и лингвистические справочники ; их использование.

Орфоэпия. Понятие орфоэпии. Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.

Морфемика. Словообразование. Орфография. Принципы русской орфографии (традиционный, фонетический , морфологический ). Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии.

Употребление прописных букв.

Правила переноса слов.

Морфемный состав слова. Основа и окончание. Употребление в речи однокоренных слов. Основные способы образования производных слов. Морфемный и словообразовательный анализ . Международные словообразовательные элементы.

Правописание гласных в корнях слов. Правописание гласных после шипящих и Ц. Виды орфограмм согласных в корне . Двойные согласные. Правописание приставок . Сочетания согласных на стыке приставки и корня. Употребление разделительных Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок. Буквы Е и О после шипящих и Ц. Общие правила правописания сложных слов.

Морфология и орфография. Предмет морфологии. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное. Род и число существительных. Правописание падежных окончаний существительных. Правописание суффиксов существительных . Правописание сложных имен прилагательных .

Имя прилагательное. Употребление форм прилагательных в речи. Правописание падежных окончаний прилагательных. Правописание суффиксов прилагательных . Правописание сложных имен прилагательных.

Имя числительное. Правописание и употребление числительных.

Местоимение. Особенности употребления местоимений в речи. Правописание неопределенных и отрицательных местоимений.

Глагол. Спряжение глаголов. Правописание глаголов. Особенности употребления глаголов в речи.

Причастие. Правописание суффиксов причастий. Страдательные и действительные причастия . Краткие и полные формы причастий . правописание Н и НН в прилагательных и причастиях.

Деепричастие. Значение и употребление деепричастий.

Наречие , его основные разряды. Правописание наречий. Правописание Н и НН в словах разных частей речи.

Предлоги. Особенности употребления некоторых предлогов. Правописание предлогов.

Союзы, их основные группы. Правописание союзов.

Частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Правописание НЕ со словами разных частей речи. Правописание частицы НИ.

Синтаксис и пунктуация . Основные принципы русской пунктуации. Разделительные и выделительные знаки препинания.

Простое предложение. Типы простых предложений. Главные члены предложения . Тире между подлежащим и сказуемым . Особенности согласования подлежащего и сказуемого. Особенности употребления второстепенных членов предложения.

Предложения с однородными членами. Знаки препинания между однородными членами. Однородные и неоднородные определения . Согласование в предложениях с однородными членами.

Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения. Обособление определений. Обособленные приложения и дополнения. Обособление обстоятельств . Уточняющие обстоятельства . Сравнительные обороты. Вводные слова, вводные предложения и вставные конструкции. Обращения и междометия.

Сложное предложение. Синонимия простых и сложных предложений . Средства связи частей сложного предложения.

Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

Сложноподчиненные предложения (СПП). СПП с одним придаточным . СПП с несколькими придаточными, знаки препинания в них. Типичные ошибки в построении СПП и способы их преодоления.

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Сложные предложения с разными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

Монолог и диалог.

Способы передачи чужой речи.

Прямая и косвенная речь. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при оформлении цитат.

Обобщающее повторение.

Учебник, реализующий программу курса русского языка на базовом уровне в средней (полной) школе.

Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Русский язык. 10-11 классы.

Учебное методическое обеспечение

Учебник Грекова В. Ф., Крючкова С. Е., Чешко Л. А.

Русский язык. 10-11 классы на базовом уровне оснащен пособием:

Бобылев Б. Г., Давыдова М. И. Русский язык. Культура речи. Типовые задания. 10-11 классы.





© 2010-2022