- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русскому языку на тему Морфологический разбор числительного (6 класс)
Урок по русскому языку на тему Морфологический разбор числительного (6 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лазаренко М.И. |
Дата | 13.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок, проведённый в 6 классе
Учитель: Лазаренко Мария Ивановна
МКОУ «Каменская СОШ № 1 с УИОП»
Тема: «Морфологический разбор числительного».
Цель : повторить полученные сведения о числительных, об их синтаксической роли; ознакомить учащихся с морфологическим разбором имени числительного; способствовать формированию логического мышления, развивать речь учащихся; воспитывать любовь к русскому языку.
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Приветствие.
Учитель:
Ну-ка дружно подтянулись
и друг другу улыбнулись,
прозвенел уже звонок,
нам пора начать урок.
-
Слайд 1 Самооценка настроения в начале работы:
( У каждого ученика в наборе лежат цифры: «5» - зелёного цвета, «4» - жёлтого цвета, «3» - красного цвета)
- Ребята, какой оценке соответствует состояние вашего настроения, с которым вы пришли на урок?
-
Мы сегодня проведём детективное расследование.
Слайд 2 В классе сформировано 3 детективных агентства
1 группа - детективное агентство «АБСОЛЮТ»,
2 группа - детективное агентство «ЛИДЕР»,
3 группа - детективное агентство «СПРАВЕДЛИВОСТЬ».
- Подробную консультацию можно получить у лучших специалистов детективного агентства в ОФИСЕ компании (2 ученика-выходят)
Специалисты ознакомят всех с услугами детективного агентства.
Слайд 3Услуги детективного агентства
-
Общение с клиентами с глазу на глаз
-
Распространение положительного опыта
-
Решение различных заданий
-
Наблюдение за материалом
-
Сбор информации
-
Поиск материала
-
Капитаны агентств : ( Называем имена учащихся), -у них имеются путевые листы и листы учёта работы группы.
-
За каждый правильный ответ агенты получают определённое количество баллов. По итогам заданий баллы суммируются.
-
Выигрывает группа, которая набирает наибольшее количество баллов.
НАШ ДЕВИЗ: «ИСТИНА ПРЕВЫШЕ ВСЕГО»
Я желаю УДАЧИ ВСЕМ В ИГРЕ!!!
-
Первый шаг в расследовании: .
-. Определите тему нашего расследования. Для этого воспользуйтесь собранными уликами.
- улика 1. (звучит песня «Дважды два - четыре…») - ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
- улика 2 Проанализируйте смысловые поля и сформулируйте тему детективного расследования.
Смысловые поля :
-
Имя прилагательное
? имя
Морфологический разбор
Имя существительное
(прилагательное и существительное уже учились разбирать морфологически, а не умеем разбирать имя числительное - его и будем учиться разбирать)
Слайд 4 ЗАПИСЬ ТЕМЫ УРОКА: «Морфологический разбор числительного».
-
Второй шаг в расследовании: .
- Благодаря тому, что мы уже узнали, скажите, чем мы будем заниматься на уроке?
Что должны понять и запомнить? Чему должны научиться?
(Научиться выполнять морфологический разбор имени числительного. Повторить морфологические признаки числительного.
- Мне очень хочется, чтобы каждый из вас в конце урока мог сказать:
Сегодня я искал, творил,
Знание новое открыл.
Научился применять ,
Задания теперь легко мне выполнять.
Я каждый день и каждый час
Сказать готово, сколько вас,
И я могу, имей в виду,
Сказать, который ты в ряду.
П.Чесноков.
-
Следующее задание: «НАБЛЮДЕНИЕ ЗА МАТЕРИАЛОМ»
Слайд 5 - Начнём наблюдение со страницы 52 учебника, параграф 75.
Прочитаем материал.
Что необходимо знать, чтобы без ошибок выполнять морфологический разбор. (Морфологические признаки числительного)
Следующий шаг в расследовании - наблюдение над теоретическим материалом.
-
Коллективная работа в агентствах.
- Найдите в путеводном листке ЗАДАНИЕ 4. ВЫПОЛНИТЕ его в своих агентствах..
(Каждая агентство имеет своё задание)
СОВЕТ: ПОМНИТЕ, НЕ ПЕРОМ ПИШУТ, А УМОМ!!!
(Во время самостоятельной работы звучит лёгкая музыка).
Слайд 6 Задание для 1 - го детективного агентства «АБСОЛЮТ»
1 Составьте и запишите смысловые поля по теме: «Порядковые числительные» (учащиеся готовятся к ответу у доски )
Ответ:
-
Обозначают порядок предметов при счёте
Склоняются (измен. По родам, числам, падежам. Склоняется только последнее слово)
Порядковые числительные
Какой? Чей?
Синтаксическая роль
Слайд 6 Задание для 2 - го детективного агентства «ЛИДЕР».
- Составьте кластер на тему «Количественные числительные». (На ватмане, карандашами и маркерами)
Слайд 7 Задание для 3- го детективного агентства «СПРАВЕДЛИВОСТЬ»
(Вывести на слайд)
-
Вообразите, что перед вами стихотворение, и прочитайте его с поэтической интонацией. (В ПРЕЗЕНТАЦИИ)
714, 15, 3247,
16, 318, 140, 327,
3, 28, 220, 26, 145,
915, 18, 2225,
613, 116, 512,43,
2 000 000, 320, 17 ,333.
-
Запишите прописью числительные, в середине которых пишется Ь. (на доске)
- Какие это числительные? Определите разряд числительных (семьсот, девятьсот, шестьсот, пятьсот - количественные, целые, простые)
ПРОВЕРКА. (Отчёт о работе всех детективных агентств. После каждого отчёта агентство получает оценку по пятибальной системе. Используются цифры, которые имеются у каждого ученика)
-
Расследование продолжается:
-
Слайд 8 Задание: «Найдите третье лишнее»
1) один, одиночка, одиночество;
2) пятёрка, пятерня, пять
3) четырёхугольник, четыре, четвёрка.
-
Ответ: один, пять, четыре.
- Почему вы назвали лишними именно эти слова? (Это числительные.)
- А остальные слова какой частью речи являются? (Имена существительные.)
-
Слайд 9 - 10 «Найдите дом».
- Ребята, посмотрите, здесь какая-то сумятица посреди дороги. Проведите детективное расследование, разберитесь, в чем дело!
5, 55, 16, 17, 30, 31, 45, 90.
- Как вы помогли числительным найти свой дом?
Учащиеся распределяют числительные в два столбика: простые, составные. Записывают их словами, объясняя правописание.
5, 16, 17, 30, , 90 - простые
55, 31, 45 - составные
-
Слайд 11 Кодированный диктант (записать в строчку цифры до 6. На слух определить разряд числительного в предложении. Если числительное собирательное, под цифрой ставим С; если дробное - Д; если целое - Ц.1 ученик работает у доски на закрытой стороне).
1) Вдруг боковая дверь отворилась, двое с слуг втаскивают в нее француза и запирают дверь на ключ. (А. С. Пушкин.)
2) Летчик прикинул в уме числа, и вышло, что полз Алексей Мересьев восемнадцать Ц суток. (Б. Полевой.)
3) Почти каждый день на дворе играли трое с мальчиков. (М. Горький).
4) Двенадцать Ц лет не видал Владимир Дубровский своей родины. (А. С. Пушкин.)
5) Шофер смог взять только три четвертых Д тонны груза. (В. Овечкин.)
6) Петя весь горел. Поставили термометр. Оказалось тридцать девять и семь десятых. Д (В. Катаев.)
Ответ:
1
2
3
4
5
6
С
Ц
С
Ц
Д
Д
Проверку проводим методом «самоконтроля».
-
Физминутка (на усмотрение учителя)
-
Морфологический разбор (на доске с проговариванием.
Почти каждый день на дворе играли трое мальчиков. (М. Горький).
Шофер смог взять только три четвертых тонны груза. (В. Овечкин.)
-
Самостоятельная работа - выполнить морфологический разбор числительных. (проверит учитель, работа выполняется на фоне лёгкой музыки).
1) Вдруг боковая дверь отворилась, двое слуг втаскивают в нее француза и запирают дверь на ключ. (А. С. Пушкин.)
2) Летчик прикинул в уме числа, и вышло, что полз Алексей Мересьев восемнадцать суток. (Б. Полевой.)
3) Двенадцать лет не видал Владимир Дубровский своей родины. (А. С. Пушкин.)
4) Петя весь горел. Поставили термометр. Оказалось тридцать девять и семь десятых.
(В. Катаев.)
-
Слайд 15 СОСТАВЛЕНИЕ СИНКВЕЙНА.
- Составить синквейн со словом ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ, РАЗБОР
Ответ:
Числительное
Трудное, необходимое
Обозначает, считает, уточняет
Удивительная часть речи
В жизни числительные необходимы.
Разбор
морфологический важный
Выполняю умею радуюсь
Научился его делать
Радость
(на выбор)
-
Итог урока:
- Ребята, вот и подходит к концу детективное расследование. Что же мы сегодня узнали на уроке? Чем мы занимались на уроке?
-
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
-
Выучить морфологический разбор имени числительного.
-
В рабочей тетради выполнить задание № 10 на странице 42
-
Слово командирам детективных агентств.
- Кто в вашей группе был лучшим детективом? Кто заработал больше всех плюсов?
- Слово офисному бюро:
Какая группа заработала больше всех баллов? Призвана лучшим детективным агентством.
-
Рефлексия
Теперь вы оцените работу на уроке.
Кто может сказать, что
Сегодня я искал, творил,
Знание новое открыл.
Научился применять ,
Задания теперь легко мне выполнять.
- Возьмите оценки. На доске рисунок( дети с ранцами) , наклейте на ранец ту оценку, которая оценивает ваше настроение в конце урока.
Интересно вам было или нет, запомнился ли материал?
Звучит песня Незнайки из мультфильма
5