Конспект Открытого интегрированного урока с применением новых образовательных технологий

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНСПЕКТ

Форма проведения: открытый интегрированный урок

Предмет: Литература и психология

Тема: Устное народное творчество: образ Бабы-яги в русской народной сказке.

Класс: 5

Дата проведения: 07.10.2014 года

Место проведения: ГБОУ СОШ с.Богдановка

Уровень:

Технологии: ИКТ, здоровьесбережения

Аннотация к уроку: Урок литературы преследует и воспитательную цель - формирование личности. Он способствует изменению человека, росту его самосознания, формированию самооценки. Данный интегрированный урок литературы-психологии призван помочь в воспитании эстетически развитого читателя, способного к пониманию позиции автора художественного текста и собственному суждению о произведении и жизненных явлениях, в нем отображенных.В качестве примера предлагается рассмотреть образ Бабы-яги в русской народной сказке, который проводился в пятом классе.В ходе занятия учитель применяет новые образовательные ИКТ технологии и технологию здоровьесбережения.

Цели и задачи:

  • расширение читательского кругозора;

  • развитие беглого чтения, навыка слушания, внимания;

  • обеспечение глубокого понимания прочитанного;

  • обогащение словарного запаса учащихся;

  • формирование нравственных качеств;

  • расширение эмоционально чувственной сферы детей;

  • развитие у детей чувства слова;

  • развитие воображения, мышления, речи, памяти.

Оборудование:

  • презентация урока;

  • учебник;

  • волшебные предметы (ступа, метла, решето, клубок ниток, блюдечко, ухват, гребешок);

  • таблица Шульте;

  • словарь настроений;

  • карточки с пропущенными словами;

  • сказочный забор успеха;

  • дощечки для оценивания;

  • аудиосопровождение.

ХОД УРОКА

1.Оргмомент, погружение в атмосферу сказки( слайд1)

Учитель. Сегодня у нас необычный урок. Нас ждет встреча со сказкой. Чтобы эта встреча была приятной, я вам предлагаю закрыть глаза и представить то, о чем я буду вам говорить. Постарайтесь это увидеть, услышать и почувствовать.

О чем-то скрипит половица,

И спицам опять не спится.

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки.

И снова меняются лица,

Меняются звуки и краски.

О чем-то скрипит половица -

По комнате бродит сказка.

- Откройте глаза.

2.Проверка домашнего задания.

Учитель. Послушайте стихотворение Г.Ладонщикова «В старой сказке». Дома вы готовили выразительное чтение этого стихотворения.

- С каким настроением будем читать стихотворение?

- Почему у Бабы-яги тяжело на душе?

- Что старушке посоветовал автор, чтобы развеять ее печаль?

- Какая пословица, по вашему мнению, поможет яге? Выберите наиболее подходящую.

(Детям предлагаются две пословицы: «Делай добро и жди добро»; «Не хвались серебром, а хвались добром».)

Психолог. А за свои добрые дела - правильные ответы - вы сегодня будете получать дощечки от забора успеха. Вам нужно заработать как можно больше дощечек. В конце урока мы с вами выстроим этот забор. За ним мы оставим все негативное, отрицательное. Он будет защищать нас от злости, грубости, зависти. (Оценивается домашняя работа).

Учитель. В классе у нас сегодня есть уголок волшебных, сказочных предметов. Рассмотрите их.

- Кому из сказочных героев могут принадлежать эти предметы?

- Почему вы так решили?

Обсуждение ответов детей.

Учитель. На уроке мы будем говорить о Бабе-яге, побываем у нее в гостях, познакомимся с русской народной сказкой «Баба-яга». Подумайте и дайте ответ на следующий вопрос: что я чувствую, представляю, когда слышу «Баба-яга»?

3.Лента времени ( слайд2-3)

Учитель. Баба-яга - это образ хозяйки из другого мира. Ее избушка на курьих ножках изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но вход в нее со стороны леса. Баба-яга представлялась как бы живым мертвецом - не видела пришедшего из мира человека. Отсюда: «Русский дух чую». Яга - повелительница времени, ей служат утро, день и ночь. Граница царства мертвых - река или церковь, за которые яга попасть в мир живых не может. Подтверждение того, что яга - живой мертвец, ее имя: «Баба-яга, костяная нога».

4.Работа со сказкой ( слайд4)

А) Психолог дает инструкцию к работе с таблицей Шульте.

Б) Словарная работа. Дети подбирают к предложенным словам подходящее значение. Слова: решето, ступа, кросна, пест. Оценивание.

В) Чтение сказки с прогнозированием: какие события могут произойти дальше? Оценивание.

Г) Работа со словарем настроений: ( слайд 5-7)

- определить ведущее настроение сказки и выбрать из словаря ту карточку, на которой написано это настроение. Если в словаре такого слова нет, можно пополнить свой словарь, вписав нужное настроение;

- обосновать свой выбор; настроение должно быть доказано текстом (индивидуальные варианты выбора можно оставить, но обязательно отвести неадекватные).

5.Оздоровительный момент (под музыку «Камаринская»)-физкультминутка ( слайд 8-9)

В темном лесу есть избушка (шагают),

Стоит задом наперед (поворачиваются).

В той избушке есть старушка (рывки руками с поворотом)

Бабушка-яга живет (рывки руками с поворотом).

Нос крючком (наклоны),

Глаза большие (показывают),

Словно угольки горят (фонарики),

Ух,сердитая какая ( бег на месте),

Дыбом волосы стоят ( руки вверх).

6.Чтение учебника (стр.30)

7.Чтение сказки детьми ( слайд 10)

8.Выявление степени сформированности полноценного навыка чтения.

Учитель: Проверим, насколько хорошо и внимательно вы прочитали сказку.

( слайд 11-15) Вставьте пропущенные слова ( у ребят индивидуальные бланки с отрывком из сказки).

Баба-Яга , костяная _________поскорей села в_________, пестом погоняет, помелом след__________ и пустилась в__________ за девочкой.Вот _________ приклонила ухо___________ и слышит, что Баба-Яга гонится, и уж близко, взяла да и бросила_____________, сделалась , такая широкая-___________! Баба-Яга приехала к реке и от ___________зубами____________;воротилась домой, взяла своих_______и пригнала к реке; быки_______всю реку дочиста

9.Работа над содержанием сказки. ( слайд 16-18)

Учитель:

-Кто помогал девочке?

-Почему они её выручали?

-Есть ли душа у предметов?

-Можно назвать их героями сказки?

-Эти предметы такие же, как Баба-Яга, или они ей служат против воли?

-Как вы относитесь к Бабе-Яге?Сравним ее внутренний облик и внешний.

-Какие качества характерны для Бабы-Яги?( карточки с качествами характера на стенах класса: жадная,хитрая, жестокая, хитрая, приветливая, вежливая, злая, сердитая, добрая,незаурядная, справедливая.Выбор подходящих для героини качеств).

-Что помогает описать ее внутренний мир?Отрицательный или положительный персонаж?

-Может ли нравиться отрицательный герой?

-Как не стать Бабой-Ягой?

(Ответы обсуждаем совместно: ребята, учитель,психолог.Происходит обращение к опыту детей.Оценивание.)

10.Итог урока, рефлексия.( слайд 19-20)

Учитель: Продолжите, пожалуйста, предложение: «Какое настроение у меня возникает, когда я слышу слово сказка?»

Вывод:

-Сказки учат детей узнавать самих себя, помогают обнаружить недостатки и подсказывают, как можно избавиться от них.Они учат нас мудрости жизни, обогащают знанием родного языка.

Читать сказки-значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.

-Посмотрите, какой замечательный забор вы построили сегодня на уроке, давая правильные, полные ответы.

11.Домашнее задание ( воспроизведение на экране)Слайд 21: Написать отзыв о Бабе-Яге от имени волшебного предмета из нашего сказочного уголка.

Литература

БесединаМ, ПановаЕ.,Чикишева К. Психология самосознания на уроках литературы//Школьный психолог №22/ 2005

Кудина Г.Н.,Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла6 Методическое пособие.-М.,1992.



© 2010-2022