Урок дочкам комедия И. Крылова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект урока в 7 классе по теме «Тема подражания иностранному в комедии И.А.Крылова «Урок дочкам»

Цель: выявление авторской позиции по проблеме, причине её возникновения и путям решения.

Задачи: 1) выявить авторскую позицию по проблеме подражания иностранному в комедии И.А.Крылова «Урок дочкам», определить причины возникновения, пути решения.

2) развитие умений анализа, сравнения, поиска и выделения информации, способов решения проблемы, развитие способности к сотрудничеству;

3) осознание необходимости соотнесения своих поступков с принятыми этическими нормами.

Технологии: РКМЧП, здоровьесбережения.

Форма урока: групповая

Методы: поисковый,

Структура урока:

  1. Стадия вызова.

Здравствуйте, садитесь. Готовы к уроку? Тогда начинаем.

- Как вы относитесь ко всему иностранному?

- Смотрите ли зарубежные мультфильмы, кино?

- Чем они лучше наших?

( ответы учащихся)

Мы с вами прочитали комедию И.А.Крылова «Урок дочкам». Какие проблемы выдвигаются в комедии?

Вы согласитесь, если я вам скажу, что подражание иностранному - это проблема?

А сейчас попробуем разобраться в ней.

Итак, как мы сформулируем тему урока?

( Наводящие вопросы: Какой вопрос мы должны рассмотреть? Что «иностранное» нас может интересовать?).

Формулировка темы , цели урока учащимися.

  1. Стадия осмысления.

Для того чтобы разобраться в проблеме, мы разделимся на группы, у каждой группы свое задание.

Вам нужно будет доказать наличие проблемы, затем попробовать найти пути её решения.

Задание группам: Доказать наличие проблемы подражания иностранному в комедии И.А.Крылова «Урок дочкам», выявить авторскую позицию.

Заслушивание ответов групп.

Учитель: в процессе семейного воспитания существуют воспитатели и воспитанники. Я предлагаю проанализировать + и - работы воспитателей и воспитанников. Более того, всем известно, что в любом деле хорошо иметь ориентиры, образцы и, для того чтобы найти ошибки, способы исправления, полезно сравнение. А в качестве образцового воспитанника того времени возьмем А.С.Пушкина.

Задания группам:

1группа. В семье Велькаровых кто и какое принимает участие в воспитании дочек. Как к ним относится автор? Выводы занести в таблицу.

2группа. Как относится к Фёкле и Лукерье автор? Выводы занести в таблицу.

3группа. Проанализировать плюсы и минусы методов работы воспитателей в семье Пушкиных. Выводы занести в таблицу.

4группа. Проанализировать плюсы и минусы в поведении воспитанника А.С.Пушкина. Выводы занести в таблицу.

Самостоятельная работа в группах.

Физкультминутка.

Обсуждение результатов работы и заполнение обобщающей таблицы на интерактивной доске.

Семья Велькаровых

СемьяПушкиных

Уделяет ли время?

Чему учит?

Какой пример показывает?

Уделяет ли время?

Чему учит?

Какой пример показывает?

Отец

Отец


Тетушка

Мать


Мадам Григри

Учителя-гувернеры

Няня

Бабушка

Другие участ

ники

Няня




Краткая характеристика воспитанников

Критерии оценивания

Дочери Велькаровы

Александр Пушкин

Отношение к Родине

Отношение к труду

Отношение к родителям


Отношение к старшим

Степень образованности

Интересы, увлечения

Отношения к сверстникам

Отношение к себе



Обобщающая беседа по таблице:

- Что повлияло на формирование Александра Сергеевича Пушкина?

- Какие упущения допущены в воспитании дочерей Велькаровых?

- Подумайте и сделайте выводы о том, каковы пути решения проблемы воспитания Феклы и Лукерьи.



  1. Стадия рефлексии.

Задание:

Продолжите начало:

1. Чтобы Фекла и Лукерья не подражали слепо всему французскому, необходимо было…

2.Чтобы Фёклу и Лукерью отучить от «моды на французское», необходимо…

3. Если у тебя возникнут проблемы, то… (опиши свои шаги)

Теперь к вашему вниманию итоги проектной работы «Модный приговор»





Ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Начинаем ток-шоу «Модный приговор» Сегодня заседание «Модного приговора» называется «Отец против дочек» и слушается дело сестер Велькаровых Феклы и Лукерьи.

( обращаясь к сестрам) Фекла и Лукерья, в чем дело? Выглядите роскошно. Чем недоволен отец?

Лукерья. Я, право, не знаю, сударь, на каких людей мы должны походить по мнению отца.

С тех пор, как тетушка стала нас вывозить, мы сами служим образцом!

Фекла. Кажется, мадам Григри, которая была у тетушки нашею гувернанткою, ничего не упустила для нашего воспитания.

Велькаров. Стыдно, сударыни, стыдно! Девушки, вы уже давно невесты, а ещё ни голова ваша, ни сердце не запасено ничем. В чем ваше знание? Как одеться и над которою бровью поманернее развесить волосы. А самое-то главное ваше достоинство то, что вы болтаете только по-французски. Ваша честь, я прошу суд открыть глаза моим дочерям не только на то, как одеваться, но и на то, как следует разговаривать.

Ведущий. Да-а, что-то новенькое.

Велькаров. Да, есть случаи, где знание языков употребить и нужно, и полезно. Но русскому с русским, кажется, всего приличнее говорить отечественным языком.

Ведущий. Обвинение несколько необычное, но в целом понятное. Девушки, чем франция вас так привлекла? Неужели, мои красавицы, по-французски говорить слаще?

Фёкла. Вы не поверите, как на нем чувствительно, ловко и умно говорится!

Ведущий. Право, я не знаю, но суд во всем разберется. Я предлагаю посмотреть «Историю дела». Пожалуйста, включите. (включается видеоролик).

Даша. Не угодно ль вам взглянуть на платье?

Фёкла. (подходя) Сестрица, миленькая, не правда ли, что оно будет очень хорошо?

Лукерья. И, мой ангел! Будто оно может быть сносно!.. Мы уже три месяца из Москвы, а там, ещё при нас, понемножку стали грудь и спину открывать… Сестрица, посмотри, что за платье, что за рукавчики… как мы маркизу покажемся?

Фёкла. Накинем хоть шали. Даша! Даша!

Даша. Чего изволите?

Лукерья. Принеси мне поскорее пунцовую шаль.

Фёкла. А мне полосатую.

Даша. Тотчас! (хочет уйти)

Лукерья. Даша! Постой! Сестрица, полно, носят ли уже в Париже шаль?

Фёкла. Нет. Нет. Останемся лучше так. Даша, дай румяны. (Даша исполняет приказание). Кажется, в Париже румянятся. Нарумянь меня, миленькая сестрица!

Лукерья. А ты между тем растрепли мне хорошенько на голове.

Велькаров. Что, готовы?

Лукерья. Ах!

Фёкла. Helas!

Велькаров. Да покиньте хоть на час свое кривлянье, жеманство, мяуканье в разговорах, кусанье и облизыванье губ, полусонные глазки, журавлиные шейки - одним словом, всю эту дурь, и походите хоть немножко на людей!

Ведущий. Да. Задача сегодня трудная. Поработать над стилью одежды и стилью речи. Фёкла и Лукерья, а вы готовы меняться?

Фёкла. Ах, ну зачем? Но если так сильно батюшка хочет…

Ведущий. Слово предоставляется защитнице. Что вы посоветуете?

Защитница. Мои подзащитные очень симпатичные, нарядные. И то, что на них все французское, легко можно объяснить: на дворе начало 19 века и в Москве все знатные дамы только так и одеваются и говорят только по-французски, на русском не принято говорить. .. Разве что показать им, что, живя в деревне, может, лучше немного попроще одеться.

Ведущий. Спасибо. А теперь слово стилисту моды, которая знает все о моде.

Стилист моды. Да, не спорю, французская мода диктует все изящное, романтичное, нежные цвета, броши, кулоны, рюши. Но, девушки, как стилист моды, я вас уверяю: и русская мода, если приглядеться, изучить, вполне приличные вкщи предлагает. Так что доверьтесь стилистам.

Ведущий. Фёкла и Лукерья, мы вас отправляем к стилистам, надеемся, что вам понравится то, что они предложат. Ждем вас в новых нарядах.

(Девушки уходят, переодеваются)

Ведущий. Друзья! Пока девушки переодеваются, давайте подумаем, как переубедить их хотя бы не стесняться говорить по-русски.

Провидец. Ваша честь, кажется, у меня есть решение. Я обладаю своего рода даром предвиденья и точно знаю, что будущее за русским языком. Более того, могу устроить сеанс «Голоса будущего».

Ведущий. Как хорошо! А это точно возможно?

Провидец. Будем стараться, невозможного нет.

Ведущий. Ну что ж! Пора пригласить наших девушек, которые побывали у наших стилистов. Они себя ещё не видели, увидят только здесь и сейчас. Давайте поддержим их бурными аплодисментами.

(под аплодисменты входят девушки)

Ведущий. Как вы себя чувствуете в новом наряде?

Фёкла. Немного необычно. Но по крайней мере неплохо. (что-то по-французски сказать надо)

Лукерья. А мне кажется, что это в Париже сшито.

Ведущий. Нет, дорогие, это сшито у нас в Москве. Что скажет защитница?

Защитница. Я удивлена, я рада за моих подзащитных. Они в этих нарядах такие же привлекательные.

Ведущий. Что скажет стилист моды?

Стилист моды. Да, есть непреложный закон моды: одеваться по сезону, по ситуации. У вас не каждый день бал, поэтому в вашем гардеробе должны быть другие, вот такие наряды. Браво, девушки.

Ведущий. Отец!

Отец. Я безмерно рад видеть моих дочек в новом наряде, я как будто увидел в них их мать, мою любимую жену, царство ей небесное. Другое совсем дело. Спасибо стилистам! И если бы ещё они отошли от моды говорить по-французски, было бы чудесно.

Ведущий. Кажется, чудо свершится. Господин провидец, вам слово.

Провидец. Девушки, я обладаю природным даром ясновидения, вижу будущее, слышу голоса из будущего и хотел бы, с вашего позволения, устроить сеанс «голоса из будущего» Послушайте, так будут говорить через каких-то 5-10 лет.

(слушают аудиозаписи о русском языке)

Ведущий. Не чудно ли, Фёкла и Лукерья? Как можно после этого стесняться говорить по-русски? Заседание нашего модного суда подходит к концу. Прошу проголосовать: кто за слепое подражание всему иностранному? Кто за родную, отечественную моду и за родную речь?

(голосуют)

Да, чувство меры должно быть во всем, проходит время слепой веры, слепого подражания чему бы то ни стало. Спасибо. До новых встреч!













Отношение к иностранному: за и против

Учитель: Здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас урок внеклассного чтения. К этому уроку вы все прочитали комедию И.А.Крылова «Урок дочкам». Но прежде чем приступить к разбору произведения, я хотела бы выяснить ваше отношение к иностранному.

-Вы за или против зарубежных фильмов?

- Вы за или против зарубежных мультфильмов?

- Вы за или против зарубежной музыки?

- Вы за или против заграничной одежды?

- Вы за или против заграничной техники?

Задавая вопросы, что я хотела выяснить? Отношение к чему?

Сформулируйте.

Ответ: Отношение к иностранному ( записываю на доску).

У.: Ответы как распределились?

Ответ: За и против.(записываю).

У.: Это наша тема урока. Но как соотнести эту тему с прочитанным к этому уроку произведением?

Ответы учащихся.

У.: Чье отношение к иностранному важно выяснить?

О.: Авторское.

У.: Да, авторское и ваше. Комедия называется «Урок дочкам». О чем говорит название?

О.: - учит, урок дает;

-А кто учит?

- Отец

У.: А ещё кто?

О.: автор

У.: Вам дано было проектное задание: подготовить свой театрализованный урок дочкам. Давайте посмотрим, что вы приготовили.

Презентация домашнего задания.

Ваше видение проблемы увидели, поняли, что вы предлагаете путь исправления методом убеждения, методом примера.

А вы можете сказать, какой путь решения проблемы предлагает автор? (Затруднение) Сформулируйте свою задачу.

Определить авторскую позицию к вопросу « путь решения проблемы».

Для выполнения этой задачи мы ещё раз должны будем обратиться к тексту. Вот вам групповые задания.

1группа. В семье Велькаровых кто и какое принимает участие в воспитании дочек. Как к ним относится автор? Выводы занести в таблицу.

2группа. Как относится к Фёкле и Лукерье автор? Выводы занести в таблицу.

Справочный материал «Способы выражения авторской позиции»

- говорящие имена и фамилии

-



Семья Велькаровых

Отношение автора

Уделяет ли время?

Чему учит?

Какой пример показывает?

Отец


Тетушка


Мадам Григри


Няня






© 2010-2022