Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка открытого урока по русскому языку

Учитель Исаева Ольга Юрьевна

Класс 6

Количество учащихся в классе 14

Количество учащихся на уроке 14

Дата проведения урока 02.02.2016

Тема урока: Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных

Тип урока Изучение нового материала

Форма урока Урок-открытие

Цели урока:

Предметная:

- формирование умения правильного написания Н и НН в прилагательных, образованных от существительных;

- совершенствование навыков проведения морфемного, словообразовательного анализа слова.

Метапредметная:

- умение определять понятия, создавать обобщения;

- умение строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное) и делать выводы;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Личностная:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Технология(-и) урока: элементы проблемного обучения

Формы организации деятельности: опрос, выполнение заданий, самостоятельная работа.

Опорные понятия: орфограмма, суффиксальный способ образования, словообразовательный суффикс.

Оборудование: «Дневник учёного», сводная таблица по теме, , бланки для «цветного диктанта», карточки-перфокарты, техническое оборудование урока - экран, ноутбук.

Ход урока

  1. Организационный момент

1. Приветствие учителя.

Учитель: Добрый день, ребята! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Я уверена, что мы с вами во время работы на уроке покорим сегодняшнюю вершину. Успехов вам и удач!

Откройте, пожалуйста, тетради и запишите сегодняшнее число.

2. Запись числа учащимися в тетрадях.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений

Учитель предлагает учащимся восстановить фразу.

1) Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает… и отвечает на вопросы….

2) Имена прилагательные изменяются по…

3) Прилагательные по значению делятся на разряды …

4) Основные способы образования имен прилагательных…

Д.: Приставочный, суффиксальный, сложение.

- Определите способы образования следующих прилагательных и слова, от которых образованы данные прилагательные.

ЛЕБЕДИНЫЙ - ЛЕБЕДЬ (-ИН-)

КОЖАНЫЙ - КОЖА (-АН-)

ГЛИНЯНЫЙ - ГЛИНА (-ЯН-)

ТРАДИЦИОННЫЙ - ТРАДИЦИЯ (-ОНН-)

КЛЮКВЕННЫЙ - КЛЮКВА (-ЕНН-)

КАМЕННЫЙ - КАМЕНЬ (-Н-)

ОСЕННИЙ - ОСЕНЬ (-Н-)

- Итак, каким способом образованы все эти слова?

Д.: Суффиксальным.

- От слов какой части речи все эти прилагательные образованы?

- От существительных.

- Что вы заметили в написании суффиксов этих прилагательных?

Д.: Есть Н-НН.

- Попробуйте самостоятельно сформулировать тему исследования.

Д.: Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных.

- Какова цель нашего исследования?

Д.: Выяснить правила написания Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных.

III. Объяснение нового материала (Построение проекта выхода из затруднения).

1. Формулировка проблемного вопроса. Выдвижение гипотез.

- Посмотрите ещё раз на слова. Почему в одних прилагательных будем писать Н, а в других НН? или От чего будет зависеть правописание Н и НН в прилагательных?

Для удобства я объединила слова в группы с суффиксами одного цвета. Посмотрите на эти группы.

Д.: В первой группе с красными суффиксами написана Н, во второй группе - НН, если одна Н в корне, а другая в суффиксе - пишется в слове НН.

Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных

- А сейчас посмотрите на следующую группу слов. (Презентация - слайд №6) Эти слова нужно запомнить. Как вы думаете, почему? Что в них особенного?

Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных

Д.: В суффиксе -ЯН- написано НН.

- Как можно назвать эту группу слов?

Д.: Исключения

2. Знакомство с таблицей

У.: Посмотрите на опорную таблицу, она поможет вам в случае затруднения при дальнейшей работе на уроке. В ней есть слова, о которых мы пока ничего не сказали.

Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных

Д.: Павлиний, зелёный, синий и другие.

- Сделайте вывод.

Д.: В них пишется Н.

- Почему в этих словах пишется Н?

Д.: Н входит в корень.

IV. Первичное закрепление.

1) Анализ примеров из упражнения 321 учебника (выписать в две колонки прилагательные с одной и двумя буквами Н) - у доски и в тетрадях.

V. Самостоятельная работа (с самопроверкой по эталону).

2) Работа с индивидуальными карточками-перфокартами

(Приложение №2). Самопроверка, выставление отметки.

Вставь на месте пропусков Н или НН, пользуясь опорной таблицей.

Соловьи___ая песня, соколи___ый взгляд, стекля___ая ваза, глиня___ый горшок, мужестве___ый человек, ветре___ый день, коллекцио___ая марка, дискуссио___ый вопрос, павли___ий хвост, зелё___ый лист.

3. Работа по рядам

Задание на доске: образуйте от данных существительных прилагательные, выделяя суффиксы:

1ряд: сон, мужество, глубина;

2ряд: шерсть, закон, листва;

3 ряд: солома, туман, олово

4. Работа с бланками «Цветной» диктант» - работа в парах.

- Приготовьте бланки для «цветного» диктанта. (Приложение №3)

Если в слове пишется Н, то сектор закрашиваем зелёным цветом, а если НН - красным.

  1. Ледяная фигура

  2. Былинный герой

  3. Деревянный дом

  4. Ржаной хлеб

  5. Румяное лицо

  6. Авиационный перелёт

  7. Мужественный человек

  8. Кожаная куртка

- Самопроверка «цветного» диктанта

- Посмотрите на экран. Поставьте в свои «дневники» оценку в соответствии с ключом. Поднимите руки, кто получил «5», «4», «3».

5. Решение теста.

1.Укажите ряд, где все прилагательные пишутся с нн

а) иностра…ый, тума…ый, ржа…ой;

б) берестя…ой, водя…ой, земля…ой;

в) соломе…ый, време…ый, карма…ый.

2.Укажите ряд, где все прилагательные пишутся с н

а) маши…ый, соболи…ый, тыкве…ый;

б) ледя…ой, ветре…ый, соловьи…ый;

в) обеде…ый, лимо…ый, звери…ый.

3.Отметьте строку, в которой все прилагательные имеют суффикс - енн

а) песча…ый, безветре…ый, бритве…ый;

б) болезне…ый, клюкве…ый, фирме…ый;

в) бараба…ый, земля…ой, комари…ый.

VII. Подведение итогов урока, объяснение домашнего задания.

- Поставьте себе оценку за проделанную работу на уроке.
-Что запомнилось больше всего на сегодняшнем уроке?
-Какие слова-исключения можете назвать?
-Какой вывод можно сделать о правописании н и нн в суффиксах прилагательных?

1) Рефлексия деятельности

  • Я сегодня себя могу похвалить за …

  • Мне необходимо поработать над …


2) Домашнее задание: выучить правило на стр. 127, выполнить упр. 324.

3) Релаксация (прослушивание музыки с закрытыми глазами).
-Ребята, сядьте поудобнее, расслабьтесь. Дышите ровно и спокойно... Вы находитесь на берегу моря... Представьте себе комочек теплого золотого света, который передвигается по вашему телу от кончиков пальцев ног до самой макушки, снимая по пути напряжение и зажатость ваших мышц. Ваше тело постепенно наполняется золотым теплом. Вы должны настроиться на то, что золотой свет, который заполняет голову и успокаивает сознание, уносит все плохие мысли, оставляя за собой ощущение спокойствия, тепла и расслабленности. Вам хорошо и уютно ....Медленно открываем глаза, возвращаемся в рабочее состояние.
- Какое настроение вызывала у вас релаксация? (Грусть, тоска по лету). У кого сейчас такое настроение?
- Какие чувства возникли у вас, когда вы слушали шум моря и музыку? (Радость, загадочность). А у кого такое настроение?
Я рада, что вы уходите с этого урока с радостным настроением. Мне было приятно работать с вами. Спасибо за урок. До свидания.







© 2010-2022