- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Технологическая карта урока русского языка Дефис в неопределенных местоимениях в 5 классе
Технологическая карта урока русского языка Дефис в неопределенных местоимениях в 5 классе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Саврасова О.Ю. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Технологическая карта урока русского языка в 5 А классе
Тема урока
Дефис в неопределенных местоимениях.
Тип урока
Комбинированный
Цель деятельности учителя
Актуализировать и восстановить знания о местоимении, расширить понятие о разрядах местоимений, формировать умение определять синтаксическую роль местоимения в предложении, отрабатывать умение правильно писать неопределенные местоимения.
Планируемые результаты
Предметные:
знать правило написания сочетания окончания и постфикса в глаголах настоящего / будущего времени, суффикса инфинитива и постфикса, уметь применять алгоритм выбора верного написания.
Метапредметные:
знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль местоимений, орфограмму-пробел (местоимение с предлогом, дефис в местоимениях); уметь находить местоимения в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении.
Личностные:
понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования
Методы,
формы обучения
Поисковый, эвристический;
фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование
Компьютер, мультимедийный проектор
Наглядно-демонстрационный материал
Мультимедийный ряд в соответствии с этапами урока
Основные понятия
Местоимение, разряды местоимений: личные, притяжательные, вопросительные, неопределенные.
Организационная структура (сценарий) урока
Основные этапы урока
Деятельность учителя
Задания, необходимые для достижения планируемых результатов
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
Мотивация к учебной деятельности
Хорошо проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка, и тетрадка?
Здравствуйте, ребята, присаживайтесь.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку… (пять).
Слушают учителя, участвуют в диалоге
с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку
Л: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать совершенствовать имеющиеся умения.
П: осознают познавательную задачу.
Р: планируют необходимые действия, операции
Проектирование домашнего задания
Д/з: § 8, из изученных произведений (см. учебник литературы) выписать 4-5 предложений с местоимениями всех разрядов.
Записывают д/з.
Актуализация и пробное учебное действие
Дифференцированные карточки
УУ 1 «Незаконченные предложения»
Местоимение - это _______________ часть речи, которая отвечает на вопросы _______________ и _______________ на предметы, признаки.
Личные местоимения: я, _______________ .
Притяжательные местоимения: наш, _______________ .
Вопросительные местоимения: кто? _______________ .
Неопределенные местоимения: что-то, _______________ .
УУ 3. «Эксперты»
Проанализировать верные и неверные утверждения. Определить, какой момент НЕ отражен в данной работе. Сделать вывод.
«Верные - неверные утверждения» (слайд)
1. Местоимение - служебная часть речи.
2. Местоимение обозначает предметы и признаки.
3. Местоимение не обозначает предметы и признаки, а указывает на них.
4. Все личные местоимения имеют род.
5. Притяжательные местоимения отвечают на вопрос «чей?» и изменяются как прилагательные.
6. Вопросительные местоимения - кто, что, какой, чей, когда, куда, где.
7. Вопросительные местоимения употребляются в побудительных предложениях.
8. Неопределенные местоимения образуются от притяжательных.
9. Неопределенные местоимения образуются от вопросительных.
Самопроверка (клик по слайду)
Верно: 3, 5, 6, 9. Неверно: 1, 2, 4, 7, 8.
«Жужжащее чтение»
Учебник теории § 8.
Работа по карточкам
Определяют верные и неверные утверждения, проводят самопроверку по образцу выполнения задания.
Л: имеют мотивацию к учебной деятельности.
П: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; устанавливают причинно-следственные связи.
Р: принимают и сохраняют учебную задачу.
К: слушают и отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли.
Выявление места затруднения, определение выхода из затруднения.
Формулирование темы урока.
Целеполагание.
УУ 3. «Эксперты» + ребус (дефис) (слайд)
Формулирование темы урока. (клик по слайду)
Определение цели работы на уроке.
Как образуются неопределенные местоимения?
Рифмованная подсказка: (клик по слайду)
Кое-, -то, -либо, -нибудь:
Черточку не позабудь!
Делают вывод: в задании «Верные - неверные утверждения» не сказано о правописании местоимений.
Формулируют тему и цель урока.
Отвечают на вопрос.
Л: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
П: систематизируют верную и неверную информацию, делают выводы.
Р: планируют необходимые действия.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.
Включение в систему знаний.
Грамматическое задание.
Записать предложения. Найти местоимения, подчеркнуть их как члены предложения (см. таблицу), определить разряд местоимений, обозначить орфограмму «Дефис в неопределенных местоимениях».
Все на что-нибудь похоже,
На кого-то и на что-то.
На кого похож наш ежик?
На енота! На енота!
Я люблю пускаться в путь
Не один, а с кем-нибудь.
Работают по заданию у доски и в тетрадях.
Для оценивания работы у доски задают вопросы по теории.
Л: понимают значение знаний для человека.
П: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Динамическая пауза
«Хлоп - топ» (раздельно - через дефис)
Со мной, перед тобой, какой-то, кое-что, ко мне, с ним, когда-нибудь, где-либо, кто-то, у нее.
Выполняют упражнения по практическому заданию.
Познавательные: выполняют действия в материализованной и умственной форме.
Творческая самостоятельная работа в парах.
Самостоятельная работа (слайд)
Придумать и записать 5 предложений на одну из тем. Использовать больше местоимений разных разрядов.
Местоимения подчеркнуть как члены предложения. Указать разряд местоимений.
Темы: «Город», «Река» (даны иллюстрации).
Выполняют задание, работая в парах.
Л: желают совершенствовать умения.
Р: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
К: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Рефлексия.
«Комплимент» (слайд)
Делают комплимент однокласснику, объясняют свою точку зрения.
Л: приобретают мотивацию к процессу образования.
Р: оценивают работу и настроение.
К: строят монологическое высказывание.
УУ 1 «Незаконченные предложения»
Местоимение - это _______________ часть речи, которая отвечает на вопросы ______________________ и _______________ на предметы, признаки.
Личные местоимения: я, ______________________ .
Притяжательные местоимения: наш, _______________
____________________________________________.
Вопросительные местоимения: кто? _______________
____________________________________________.
Неопределенные местоимения: что-то, ____________
___________________________________________ .
УУ 1 «Незаконченные предложения»
Местоимение - это _______________ часть речи, которая отвечает на вопросы ______________________ и _______________ на предметы, признаки.
Личные местоимения: я, ______________________ .
Притяжательные местоимения: наш, _______________
____________________________________________.
Вопросительные местоимения: кто? _______________
____________________________________________.
Неопределенные местоимения: что-то, ____________
___________________________________________ .
УУ 3. «Эксперты»
Проанализировать верные и неверные утверждения. Определить, какой момент НЕ отражен в данной работе. Сделать вывод.
УУ 1 «Незаконченные предложения»
Местоимение - это _______________ часть речи, которая отвечает на вопросы ______________________ и _______________ на предметы, признаки.
Личные местоимения: я, ______________________ .
Притяжательные местоимения: наш, _______________
____________________________________________.
Вопросительные местоимения: кто? _______________
____________________________________________.
Неопределенные местоимения: что-то, ____________
___________________________________________ .
УУ 1 «Незаконченные предложения»
Местоимение - это _______________ часть речи, которая отвечает на вопросы ______________________ и _______________ на предметы, признаки.
Личные местоимения: я, ______________________ .
Притяжательные местоимения: наш, _______________
____________________________________________.
Вопросительные местоимения: кто? _______________
____________________________________________.
Неопределенные местоимения: что-то, ____________
___________________________________________ .
УУ 3. «Эксперты»
Проанализировать верные и неверные утверждения. Определить, какой момент НЕ отражен в данной работе. Сделать вывод.
Верно:
Неверно:
Верно:
Неверно:
Верно:
Неверно:
Верно:
Неверно:
Верно:
Неверно:
Верно:
Неверно:
Верно:
Неверно:
Верно:
Неверно:
Верно:
Неверно:
Верно:
Неверно:
Верно:
Неверно:
Верно:
Неверно: