- Преподавателю
- Русский язык и литература
- 1-ый урок по теме Деепричастие как особая форма глагола 6 класс
1-ый урок по теме Деепричастие как особая форма глагола 6 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ковязина Н.Н. |
Дата | 11.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока по теме "Понятие о деепричастии"
Тип урока: изучение нового
Форма: интегрированный урок с применением системы мультимедиа.
Метод: исследовательский, решение нетиповых ситуаций.
Цели урока:
-
Знакомство с лексическими и грамматическими особенностями деепричастий, введения понятия деепричастного оборота.
-
Отработка навыка определения основного и добавочного действия деепричастия;
-
Проверка качества усвоения учащимися данной темы.
-
Создание мотивационной основы для восприятия учебного материала.
-
Развитие речи учащихся, мышления.
-
Формирование самостоятельных практических навыков при выполнении работы
Ход урока
I. Выразительно прочитать текст (имеется у каждого обучающегося)
Тетерев сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились, как мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостике ближе к ели, Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя, в глубине чёрная, грудь его стала переливать из синего на зелёное. И особенно красив был его радужный, раскинутый лирой хвост. Завидев солнце над болотными, жалкими ёлочками, он подпрыгнул на своём высоком мостике, показав своё белое, чистейшее бельё подхвостья, и крикнул: "Чуф! Ши!"
М.Пришвин
-
Определите тему, основную мысль, (красавец тетерев)
-
Определите стиль текста, назовите его приметы (эпитеты: синяя, чёрного, радужное; метафоры: загорелся огненным цветком, чистейшее бельё; сравнение: как мостик)
-
Какими морфологическими средствами выразительности пользуется автор? (прилагательные-эпитеты позволяют создать красочный образ, глаголы - передать действие тетерева)
II. Новый материал
Какие действия совершает тетерев? Сел, стал расцветать, подпрыгнул, крикнул
Какие слова похожи на глаголы? Устроившись, завидев, показав. Чем похожи на глаголы и чем отличаются? От каких слов зависят?
Похожи: обозначают действие, но у них нет привычных окончаний глаголов.
III. Сообщаю, что это деепричастие, тема нашего урока.
В этом слове мне знакома вторая часть, что же означает первая? Она входит в состав таких слов, как деятель, дееспособный, действие. Пойду по проторенному пути, обращусь к справочнику. А это значит: если ты захочешь узнать о происхождении деепричастия, разбери его по составу - и сразу поймёшь, что оно не как-то связано с причастием, а напрямую.
До 17 века деепричастий не было, а была краткая форма действительного причастия настоящего времени. Теперь такой формы нет. Мы недавно выяснили, что краткая форма образуется только от страдательных причастий (посеянное поле- поле посеяно, выполненная работа-работа выполнена) Вот её место и заняли деепричастия.
Наблюдение над предложением (на мониторах компьютеров)
Устроившись, стал расцветать.
Какое действие главное, основное? Каким членом предложения является? (сказуемое)
Какое добавочное? Как поставить вопрос к деепричастию? (Когда? Что сделав?) Изменяется ли слово? Каким членом предложения является?
Вывод:
Деепричастие не изменяются.
Деепричастие - особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.
В предложении деепричастие является обстоятельством.
Чтобы найти общий язык с деепричастием, чтобы оно не сбивало тебя с толку в диктантах и контрольных работах, надо научиться безошибочно узнавать его в лицо. В отличие от причастий, сделать это труднее. Почему? Даже самый легкомысленный ученик никогда не спутает причастие с глаголом. А вот деепричастие многие норовят назвать глаголом, а это так опасно!
Причислив деепричастие к глаголу, ты отнимаешь у него не одну, а то и целых три запятых (если стоит в середине предложения). Хорошо ли это? Давай сразу выучим суффиксы деепричастий. Это избавит тебя от проблем в дальнейшем.
IV. ЗАДАНИЯ:
№ 1
Найди деепричастия, обрати их в глаголы, от которых они образованы:
Держа указку
Рассматривающий картину
Пригибаясь к земле
Проверив себя
Вернувшаяся из поездки
Громко крича
№ 2.
От данных глаголов образуй деепричастия с помощью известных тебе суффиксов. От всех ли глаголов образуются деепричастия?
Показаться -
Бегать-
Сделать -
Жечь -
Знать -
Шить
№ 3.
Найди среди перечисленных словосочетаний те, в которых есть деепричастия
Сделанная работа, возвращаясь домой, любимый город, проблема не решена, отправив письмо, вещь ценна, не нарушая тишины, улыбавшиеся девушки.
V. Продолжаем наблюдение.
Что такое причастный оборот?
А как вы думаете, какой оборот можно назвать деепричастным? Если не знать о коварстве русского языка, то тебе будут казаться правильными такие фразы. Необходимо исправить их, чтобы они звучали по-человечески.
Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.
Сидя у окна, в комнату влетел воробей.
Возвращаясь домой, пошёл дождь.
Стало быть, каждый раз, конструируя деепричастный оборот, надо помнить о главном свойстве деепричастия: оно дополняет действие глагола и вместе с этим глаголом имеет одного и того же исполнителя, одного и того же актёра, действующее лицо (подлежащее)
Задание № 4.
Списать, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Найти в предложении деепричастные обороты.
Множество обломков плавало вокруг по_вляясь и снова и_чезая.
Изм_нив курс корабль подош_л к гибнущ_му великану.
На мостик_ крепко вросши ногами в настил пола ст_ял капитан.
VI. Домашнее задание
Рабочий лист (распечатан для каждого)
Выразительно прочитать текст
Тетерев сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились, как мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостике ближе к ели, Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя, в глубине чёрная, грудь его стала переливать из синего на зелёное. И особенно красив был его радужный, раскинутый лирой хвост. Завидев солнце над болотными, жалкими ёлочками, он подпрыгнул на своём высоком мостике, показав своё белое, чистейшее бельё подхвостья, и крикнул: "Чуф! Ши!"
М.Пришвин
-
Определите тему, основную мысль
-
Определите стиль текста, назовите его приметы
-
Какими морфологическими средствами выразительности пользуется автор?
1. Найди деепричастия, обрати их в глаголы, от которых они образованы:
Держа указку
Рассматривающий картину
Пригибаясь к земле
Проверив себя
Вернувшаяся из поездки
Громко крича
2. От данных глаголов образуй деепричастия с помощью известных тебе суффиксов. От всех ли глаголов образуются деепричастия?
Показаться -
Бегать-
Сделать -
Жечь -
Знать -
Шить -
3. Найди среди перечисленных словосочетаний те, в которых есть деепричастия
Сделанная работа, возвращаясь домой, любимый город, проблема не решена, отправив письмо, вещь ценна, не нарушая тишины, улыбавшиеся девушки.
4. Необходимо исправить предложения с деепричастными оборотами (материал взят из тестов ЕГЭ)
Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.
Сидя у окна, в комнату влетел воробей.
Возвращаясь домой, пошёл дождь.
5. Списать, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Найти в предложении деепричастные обороты.
Множество обломков плавало вокруг по_вляясь и снова и_чезая.
Изм_нив курс корабль подош_л к гибнущ_му великану.
На мостик_ крепко вросши ногами в настил пола ст_ял капитан.