Конспект урока по русскому языку Антонимы

Тема урока: «Антонимы»   5 класс Цели и задачи урока: 1.  Образовательные : •      повторить и систематизировать понятия лексическое значение слова- синонимы. •      познакомить учащихся со словами,противоположными по значению, ввести понятие « антоним ». 2. Развивающие : •      развивать навык работы со словарной статьей, умение определять лексическое значение слова. •      развивать речь учащихся,обогащать словарный запас детей. 3. Воспитательные : •      создавать у учащихся положительную ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Антонимы» 5 класс

Цели и задачи урока:

1. Образовательные :

  • повторить и систематизировать понятия лексическое значение слова- синонимы.

  • познакомить учащихся со словами,противоположными по значению, ввести понятие « антоним ».

2. Развивающие :

  • развивать навык работы со словарной статьей, умение определять лексическое значение слова.

  • развивать речь учащихся,обогащать словарный запас детей.

3. Воспитательные :

  • создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность.

  • воспитывать эстетический вкус,чувство прекрасного

  • воспитывать видеть и чувствовать прелести природы,беречь её дары

Тип урока: комбинированный

Методы: репродуктивный, беседа, рефлексия

Оборудование: интерактивная доска , учебник ,слайды, карточки, флипчарт, кроссворд.

Ход урока:

I Организационный момент.

1) Психологический настрой.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем наш урок.

(Психологический тренинг)

Мы за парты дружно сели,

Друг на друга посмотрели.

Пожелаем друг другу успехов, внимания.

Вперед за новыми знаниями.

Руки - на месте

Ноги - на месте

Локти - у края.

Спина-прямая.

- Ребята, покажите, пожалуйста, какое у вас сегодня настроение на уроке… Теперь я знаю, какое у вас настроение.

- Давайте улыбнемся друг другу… и настроимся на урок.

- Кто из вас готов к уроку? Поднимите карточку «светофор». (Красный - не готов, зеленый - готов).

Начинаем урок. Эпиграф к уроку

«Чтобы радость людям дарить,
надо добрым и вежливым быть».

2) Сообщение целей урока.

- Сегодня мы должны повторить всё, что знаем по теме «Синонимы». Также познакомимся со словами противоположные по значению- антонимы. Будем подбирать антонимы к словам, находить их в тексте. Это грамматическая тема урока. Вам предстоит определить лексическую тему. Для этого вы должны просмотреть слайды.

Да, наша лексическая тема «Осень».

ІІ. Проверка домашнего задания

- Переходим к проверке домашнего задания. Вы должны были выучить стихи об осени. (Ученики рассказывают стихи)

ІІІ. Повторение. Теоретические вопросы

- Повторение - мать учения. Сейчас, ребята, мы проверим ваши знания по теме «Синонимы», также повторим «Лексику». На магнитной доске - осенние листья. На обороте этих листьев-карточек записаны вопросы. Вы должны по одному выйти к доске, взять карточку и ответить на вопрос.

1. Что такое «Лексика»? (Лексика - словарный состав языка)

2. Что вы знаете о лексическом значении слов? (Каждое слово имеет лексическое значение. Лексическое значение слов разъясняется в толковых словарях)
3. Какие слова называются однозначными? (Слова, имеющие одно значение, называются однозначными)
4. Какие слова называются многозначными? (Слова, имеющие несколько значений, называются многозначными)
5. Какие слова называются синонимами? (Слова, близкие по значению)

6. Что такое синонимический ряд? (Это несколько синонимов, объединенные общим значением)

7. Что такое доминанта? (Это главное слово среди синонимов. Доминанта начинает синонимический ряд. Например: прекрасный - превосходный - великолепный)

IV. Обобщение и переход к основному этапу урока

Работа с текстовым материалом. (слайд)

Бывает он в холод,
Бывает он в зной,
Бывает он добрый,
Бывает он злой.
В открытые окна,
Нежданно влетит,
То что-то прошепчет,
То вдруг загудит,
Притихнет, умчится,
Примчится опять.
То вздумает по морю
Волны гонять.
- Кто догадался, о чем идет речь? (Ветер)
- Какие слова противоположны к друг другу?
Холод - зной, добрый - злой, умчится-примчится
- Правильно.Сегодня мы с вами поговорим о словах, которые имеют противоположные значения. А вот как они называются, мы узнаем из кроссворда, который сейчас отгадаем и заодно повторим синонимы.(слайд)

V. Объяснение нового материала
- Правильно. Теперь записываем тему урока :
«Антонимы»

1. Значит антонимы - слова одной части речи с противоположным значением.

Например: старый-молодой, день-ночь, зима-лето, закат-рассвет и т.д
- А все ли слова имеют противоположное значение?
- Сейчас проверим. Подберите антонимы к данным словам, определите к какой части речи они относятся.

Большой (…), много (…), высокий (…), веселый (…),

хорошо (…), день (…), далеко (…), конец (…), Сабит (…), синий (…), я (…), мир (…), Уалихан (…), золотой (…), десятый (…), черный( … ) ты (…).

Делаем вывод: Нет антонимов у имен собственных, местоимений, числительных, прилагательных, обозначающих цвета (кроме черный - белый ), прилагательных, образованных от названия металлов.

Имеют антонимы существительные (кроме собственных), наречия, глаголы, качественные имена прилагательные.

2. Работа по рисункам «Ранняя и поздняя осень» стр. 50

- Расскажите признаки ранней и поздней осени. Укажите в них антонимы

3. Упражнение 120.

А) Первичное восприятие текста. Чтение учителем.

Странный в сентябре лес - в нём рядом весна и осень. Жёлтый лист и зелёная травинка. Поблёкшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Тёплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина.
И грустно, и радостно.

Б) Разбор содержания текста по вопросам.

-Какой в сентябре лес?

-Какое настроение?
В) Вторичное восприятие текста.

- Прочитайте текст цепочкой по одному предложению. Найдите антонимы.

4. Словарная работа

Странный - оғаш, әдеттен тыс

Поблёкшие травы - солып қалған шөптер

Зацветающие цветы - гүлдей бастаған гүлдер

Сверкающий иней - жалтылдаған қырау

Увядание и расцвет - солу мен гүлдеу

VІ. Закрепление новых знаний, умений и навыков.

  1. Игра «Кто внимательный?» Подберите антонимы к данным словам.

да - весело - хороший - Алия - он-
зелёный - конец - утро - пять-

  1. Упражнение 123. Прочитайте диалог, а потом разыграйте по ролям. Какие антонимы можно подобрать к выделенным словам? Напишите в тетрадях

  • Быстрее -

  • Прохладно -

  • Грязно -

  • Конец -

  • Поздняя -



  1. Немного отдохнем и потанцуем. Затем дадим отгадки на загадки..

  2. Физкультминутка

Я - антоним к слову « лето »

В шубу снежную одета ,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я …

( Зима )

Я - антоним шума,стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна

Называюсь …

( Тишина)

  1. Антонимы используются для характеристики героев в пословицах, поговорках, крылатых выражениях.

  • Правой рукой строит, а левой разрушает.

  • Ученье - свет, неученье - тьма.

  • Сытый голодного не разумеет

  1. Игра в мяч

И нам с тобой пришел черед:

Сыграть в игру « Наоборот ».

Скажу я слово высоко ,

А ты ответишь …

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь …

Скажу я слово потерял

И скажешь ты …

Скажу тебе я слово трус

Ответишь ты …

Теперь начало я скажу

Ну,отвечай …

VІІ. Обобщение и систематизация знаний

Обобщающее задание.
Найти пары слов - антонимов в предложении, расположив их в следующем порядке:
положительные - отрицательные.

- Есть люди добрые и злые, храбрые и трусливые, длинные и недалекие, красивые и уродливые, здоровые и больные, веселые и угрюмые, старые и молодые, прямые и скрытные, откровенные и хитрые.

Учитель: К концу подходит наш урок
Ну что же… подведем итог.

- Что такое антонимы?
- Для чего нужны эти слова?
- А где можно уточнить лексическое значение слова, узнать о синонимах, антонимах, если есть затруднения? (Словари)

VIII. Рефлексия

1. Просмотр и прослушивание клипа «Мир, который нужен мне»

Молодцы, ребята! Работали активно, но самые четкие ответы были у………..
Хорошо и продуманно отвечали………
Ваши оценки…

IX. Домашнее задание

1. Найти пословицы, поговорки, загадки об осени и других временах года, записать в тетрадь и выучить.

2. Составить мини-рассказ о красоте осенней природы (для сильных учащихся).







© 2010-2022