- Преподавателю
- Русский язык и литература
- КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА НАД ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА – ОДНА ИЗ ФОРМ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА НАД ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА – ОДНА ИЗ ФОРМ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бардацкая Н.А. |
Дата | 09.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА НАД ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА - ОДНА ИЗ ФОРМ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Бардацкая Наталья Александровна
заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы отличник просвещения РФ Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 Труновского муниципального района Ставропольского края
Умение понимать трудные тексты разных
стилей создается посредством упражнений
во всестороннем (языковом и литературном)
анализе (под руководством учителя)
разнообразных литературных образцов и
посредством изучения элементов теории
словесности.
Л. В. Щерба
Компетентностный подход к обучению русскому языку предполагает формирование и развитие у школьников лингвистической, языковой коммуникативной и культурологической компетенции. Коммуникативная компетенция предусматривает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся. Материалом для комплексного обучения языку и речи может служить текст как основная дидактическая единица. В связи с этим необходимо, чтобы ребенок научился воспринимать и анализировать текст, создавать собственное высказывание. Система работы с текстом направлена на формирование культуроведческой компетенции учащихся. Речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации в процессе обучения надпредметной функции.
Для того чтобы школьники научились сравнивать, логически мыслить,
отстаивать свое мнение, признавать и исправлять свои ошибки, учителю-
словеснику нужно организовать планомерную, интересную работу, развивать навыки исследовательской деятельности.
Комплексная работа с текстом в IX и XI классе даёт возможность каждому ученику реализовать свои возможности и коммуникативные способности, развить готовность к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству, систематизировать знания школьников, соединить деятельность по закреплению практических навыков грамотного письма и речевому развитию. Это особенно важно в рамках подготовки обучающихся к государственной (итоговой) аттестации по русскому языку.
Что значит работать с текстом? Это значит понять авторский замысел,
увидеть красоту, образность, своеобразие речи писателя, научиться
использовать в своей речи знания, полученные при изучении всех разделов языка. Я как учитель должна показать детям, что кропотливое изучение законов русского языка поможет им лучше понимать не только язык писателя, но и общаться с окружающими.
Как ввести детей в культуру речевого общения? С этой целью необходимо подбирать тексты, завершающая часть которых ориентирована на то, чтобы вызвать у читателя потребность в отклике. Чтобы отклик действительно соотносился с содержанием, авторским замыслом исходного текста, надо постоянно работать над развитием потребности к пониманию текста как к процессу творческому. Текст, являющийся объектом для комплексной работы, должен содержать ту проблему, те вопросы, на которые ученику интересно откликнуться. Система же заданий к тексту должна быть направлена на формирование умений увидеть в тексте то главное, во имя чего он создан, и высказать своё отношение, своё понимание. Кроме того, когда происходит изучение нового программного материала и повторение изученного, то задания к тексту должны быть направлены и на решение этих каждодневных задач. Главное же, подчеркну ещё раз, содержание текста должно быть таким, чтобы у школьника возникло желание откликнуться на основные мысли автора. Словом, текст должен рождать потребность в отклике.
Понимание достигается в результате применения приемов, перечень которых и определил мою работу по обучению выпускников комплексному анализу текста. В процессе работы у меня выработалась определенная классификация приемов осмысления текста. Это приемы, направленные на анализ текста как единого целого, так и его отдельных составляющих (логико-смысловая структура, композиционная структура, языковое оформление и так далее). Анализ текста начинаю с заданий, связанных с речевым развитием школьников: выразительное чтение, определение темы и идеи, типа и стиля, составление плана, затем задаются вопросы, проверяющие грамматические умения и навыки. Комплексный анализ текста включает в себя его разностороннюю характеристику:
1.Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему текста.
2.Озаглавьте текст. Объясните смысл названия: на что указывает заглавие - на тему или на основную мысль текст
3.Определите стиль и тип речи текста. Назовите (если возможно) жанр, в котором написан текст.
4. Докажите, что это текст. Какова роль первого (последнего) предложения?
5. Определите, какую связь между предложениями использует автор (цепную, параллельную, их сочетание) и средства связи.
6. Составьте план текста.
7. Укажите средства (не менее двух) художественной выразительности, использованные в тексте (в зависимости от стиля текста).
8. Отметьте лексические особенности текста: наличие слов, употреблённых в переносном значении, многозначных слов, синонимов и антонимов (в том числе контекстуальных), заимствованных слов, старославянизмов, лексики ограниченной сферы употребления, стилистически окрашенных слов, устаревших и новых слов, фразеологизмов.
9. Отметьте орфографические и грамматические особенности текста.
В начале года провожу коллективную работу с текстом. Дальнейшая работа - самостоятельная или коллективная, классная или домашняя, полная или частичная. Комплексный анализ текста использую на различных этапах обучения. Относительно полный языковой разбор текста требует много времени и возможен только на специальных уроках. На обычных же уроках русского языка при изучении фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса, на уроках повторения, при обобщении и систематизации изученного материала я часто использую частичный языковой разбор текста, связывая эту работу с усвоением норм правописания, с проведением разных видов разбора слов, предложений.
Целью обучения восприятия текста является его глубокое понимание,
постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими,
лингвистическими, литературоведческими ресурсами языка, формирование
читательского и речевого опыта, необходимых для самостоятельного
применения полученных знаний при создании собственного текста.
Работа с текстом позволяет решать такие речевые задачи: учить видеть, слышать и чувствовать текст; пополнять речевую память учащегося новыми способами создания художественного образа; формировать эстетический вкус; развивать образное мышление, создать условия для творчества; учить общению, формировать коммуникативную личность.
Определяя специфику аналитической и продуктивной деятельности
школьников при обращении к художественному тексту, следует иметь в
виду, что, это деятельность творческая, и ее структура соответствует структуре любого творческого процесса.
Работа с текстом на уроках русского языка позволяет развивать творческий потенциал учащихся, пополнять их словарный запас, улучшать качество речи. Текст - это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Использование текста при изучении русского языка обеспечивает решение таких важных проблем школьного образования, как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного языка, воспитание бережного и вдумчивого отношения к слову.
Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, форма самореализации личности, возможность выразить свое особое, неповторимое. Ребенок, как и взрослый человек, стремится проявить свое «я».
Для того чтобы работа с текстом была продуктивной, она должна, на мой взгляд, проводиться с опорой на произведения русской классической литературы. Обращение к текстам А. С. Пушкина, И. С. Тургенева,
И. А. Бунина, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина и других признанных мастеров слова - одно из средств создания развивающей личность речевой среды, результативное средство, позволяющее сформировать у учащихся приемы построения текстов. Тексты стараюсь подбирать такие, чтобы они были интересными с точки зрения орфографии, содержали различные синтаксические конструкции. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о национальных традициях, о проблемах экологии.
С целью подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации из произведений русской классической литературы я подобрала ряд неадаптированных текстов, которые уже в течение нескольких лет использую в работе на уроках русского языка и во внеурочное время (дополнительные занятия, факультативы). Задания к текстам охватывают все темы курса русского языка, все орфограммы и пунктограммы. К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. Задания предусматривают систематизацию имеющихся знаний, их переосмысление, а также усвоение нового материала. Преимущество этого вида работы с текстом заключается в том, что при комплексным анализе текста школьник учится наблюдать за словом, за мыслью автора, а научившись осмысленно читать чужой текст и комментировать авторские приемы, развивает и собственные навыки создания связных текстов.
Комплексный анализ текста - это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы, который развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы.
Список литературы:
1.Львова С.И. Практикум по русскому языку. 9 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /С.И.Львова. - М.: Просвещение, 2010.
2.Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста.- М.: Творческий Центр, 2012.
3.Меркин Г.С.Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: пособие для учителя.- М. ООО «ТИД «Русское слово - РС». 2011.
4.Павлова Т. И. Работа с текстом. Базовый и профильный уровни. Выпуск ХI.- Ростов-на-Дону, Издательство РО ИПК и ПРО, 2011.
5.Пахнова Т.М.. Государственная итоговая аттестация. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс. - М. Издательство «Экзамен», 2013
6.Соловьёва Н.В. Как составить текст? Стилистические нормы русского литературного языка. - М.: ООО «Издательство Оникс», 2011.
7.Хлебинская Г.Ф.Русский язык. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни) - М.: Мнемозина, 2013.