- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Открытый урок по творчеству А. А. Ахматовой
Открытый урок по творчеству А. А. Ахматовой
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пинчукова Е.В. |
Дата | 25.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Введение.
Тема: «Анна Андреевна Ахматова. Жизненный и творческий путь. Ранняя лирика Ахматовой. Личная и общественная темы в стихах революционных и послереволюционных лет. Тема любви к родной земле. Лирика военных лет. Поэма «Реквием».
Учебно-тематический план предусматривает изучение данного материала за одно практическое занятие (2 часа).
На занятии рассматриваются следующие вопросы:
-
Жизнь и творчество А.А. Ахматовой;
-
Основные темы лирики первого биографического круга:
-
Ранняя любовная лирика;
-
Тема Родины (1910-е годы, годы Первой Мировой войны);
-
-
Основные темы лирики второго биографического круга:
-
Развитие темы Родины (годы революции и Гражданской войны);
-
«Страшные годы ежовщины»;
-
Любовная лирика;
-
-
Основные темы лирики третьего биографического круга:
-
Тема Родины (годы Великой Отечественной войны);
-
Философская лирика;
-
Тема «страшной судьбы» поэта.
-
Тема: «Анна Андреевна Ахматова. Жизненный и творческий путь. Ранняя лирика Ахматовой. Личная и общественная темы в стихах революционных и послереволюционных лет. Тема любви к родной земле. Лирика военных лет. Поэма «Реквием».
Тип занятия: исследовательская лаборатория;
Вид занятия: урок - объяснение нового материала;
Время проведения: 2 часа (90 минут);
Место проведения: кабинет русского языка и литературы.
Мотивационное обоснование: Непреходящая ценность и актуальность творчества Ахматовой в состоит в том, что оно вводит читателя XXI века в мир высоких, напряженных человеческих отношений, в трагическую историю России от Первой Мировой до Великой Отечественной войны, в мир великого русского слова.
Цели занятия:
Цель образовательная:
-
Систематизировать знания о жизненном и творческом пути А.А. Ахматовой;
-
Выявить особенности творчества трех биографических кругов А.А. Ахматовой.
Цель развивающая:
-
Прививать и развивать навыки исследовательской деятельности учащихся;
-
Развивать умение анализировать и систематизировать изучаемый материал, применять его в речевой практике для выразительности и красоты речи;
-
Развивать навыки литературоведческого анализа стихотворения;
-
Развивать навыки сопоставительного анализа;
-
Развивать навыки выразительного чтения;
-
Развивать аналитические способности учащихся при работе с таблицей.
Цель воспитательная:
-
Прививать любовь к поэтическому слову;
-
Прививать любовь и интерес к общечеловеческим ценностям.
Оснащение занятия:
-
Сборники стихотворений А.А. Ахматовой;
-
Выставка книг и журналов со статьями о творчестве А.А. Ахматовой;
-
Портреты А.А. Ахматовой;
-
Компьютерная презентация;
-
Грамзапись;
-
Подборка стихотворений А.А. Ахматовой, поэтов XIX и ХХ века.
Междисциплинарные связи: история русской литературы XIX века, литературоведение, русский язык, история России XX века.
План (режим времени):
Организационная часть - 3 мин.
Изложение нового материала:
а) Изложение биографических сведений - 7 мин.
б) Работа исследовательской лаборатории:
-
Чтение наизусть - 20 мин.
-
Литературоведческий и сопоставительный анализ - 28 мин.
-
Работа с таблицей - 15 мин.
-
Прослушивание грамзаписи - 2 мин.
-
Прослушивание фрагментов критических статей - 5 мин.
Физминутка - 3 мин.
Обобщение и подведение итогов занятия - 5 мин.
Домашнее задание - 2 мин.
Содержание
Методическое обоснование
-
Оргмомент (отметка отсутствующих, проверка подготовленности студентов к занятию)
Сообщение темы и целей занятия, мотивация обучающихся
-
Изучение нового материала
-
Жизнь и творчество А.А. Ахматовой;
-
Основные темы лирики первого биографического круга:
-
Ранняя любовная лирика;
-
Тема Родины (1910-е годы, годы Первой Мировой войны);
-
-
Основные темы лирики второго биографического круга:
-
Развитие темы Родины (годы революции и Гражданской войны);
-
«Страшные годы ежовщины»;
-
Любовная лирика;
-
-
Основные темы лирики третьего биографического круга:
-
Тема Родины (годы Великой Отечественной войны);
-
Философская лирика;
-
Тема «страшной судьбы» поэта
-
-
Сообщение преподавателя
-
Исследовательская работа по определению основных мотивов лирики и основных образов творчества А.А. Ахматовой первого биографического круга (выразительное чтение стихотворений, литературоведческий и сопоставительный анализ, работа над литературоведческими терминами, работа с таблицей, использование презентации);
-
Исследовательская работа по определению основных мотивов лирики и основных образов творчества А.А. Ахматовой второго биографического круга (выразительное чтение стихотворений, сообщения обучающихся, литературоведческий и сопоставительный анализ, работа с таблицей, использование презентации);
-
Исследовательская работа по определению основных мотивов лирики и основных образов творчества А.А. Ахматовой третьего биографического круга (выразительное чтение стихотворений, литературоведческий и сопоставительный анализ, работа с таблицей, использование презентации)
-
Обобщение и подведение итогов занятия
-
Экспресс-опрос обучающихся с целью закрепления изученного материала; прослушивание фрагментов критических статей (сообщения обучающихся и преподавателя, прослушивание грамзаписи, использование презентации)
-
Домашнее задание
-
Стихотворение наизусть, теоретический материал. В раздел самостоятельной работы - найти стихотворения, посвященные теме творчества, и стихотворения, посвященные другим поэтам.
-
Организационный момент (соблюдение ЕПТ, рапорт дежурного, сообщение темы и целей занятия, мотивация обучающихся).
П.: Здравствуйте. Дежурный, доложите о готовности группы к занятию.
О.: Группа к занятию готова. Присутствуют все учащиеся. Домашнее задание выполнено: сочинениями-исследованиями по теме предыдущего занятия сданы.
П.: Имя поэта, с чьим творчеством мы познакомимся на сегодняшнем занятии, надеюсь, вы назовете сами, прослушав пророческое стихотворение Александра Блока (презентация №1).
«Красота страшна» - Вам скажут -
Вы накинете лениво
Шаль испанскую на плечи,
Красный розан - в волосах.
«Красота проста», - Вам скажут -
Пестрой шалью неумело
Вы укроете ребенка,
Красный розан - на полу.
Но, рассеянно внимая
Всем словам, кругом звучащим,
Вы задумаетесь грустно
И твердите про себя:
«Не страшна и не проста я;
Я не так страшна, чтоб просто
Убивать; не так проста я,
Чтоб не знать, как жизнь страшна».
О.: Анна Андреевна Ахматова.
П.: Итак, тема нашего занятия - творчество Анны Андреевны Ахматовой (запись в тетради).
Непреходящая ценность и актуальность творчества Ахматовой в том, что оно вводит читателя XXI века в мир высоких, напряженных человеческих отношений, в трагическую историю России от Первой Мировой до Великой Отечественной войны, в мир великого русского слова.
Сегодня мы откроем дверь в творческую лабораторию поэта. И первым шагом исследования художественного мира Анны Ахматовой будет знакомство с биографическими сведениями.
-
Объяснение нового материала.
Первый шаг исследования -
знакомство с биографическими сведениями
(сообщение преподавателя)
1. 23 июня 1889 года в селении Большой Фонтан близ Одессы родилась Анна Андреевна Ахматова. Ахматова - псевдоним, выбранный ею по фамилии прабабки по материнской линии (настоящая фамилия поэта - Горенко). Отец - Андрей Антонович - был инженером-механиком на флоте. Мать - Инна Эразмовна - занималась воспитанием детей.
Детские годы Ахматовой прошли в Царском Селе под Петербургом, где она училась в Царскосельской женской гимназии. Здесь все было пронизано духом пушкинской поэзии. Ахматова напишет в 1911 году:
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных бродил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни…
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.
24 сентября 1911
Царское Село
Ахматова на всю жизнь сохранила трепетное отношение как к творчеству Пушкина, у которого она училась краткости, простоте и подлинности поэтического слова, так и к тем местам, где ступала нога поэта: Петербургу, городу культуры и державного величия, Царскому Селу, Летнему саду. Уже на склоне своих дней Ахматова пишет:
Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,
Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.
В душистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип.
И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,
Любуясь красой своего двойника.
И замертво спят сотни тысяч шагов
Врагов и друзей, друзей и врагов.
А шествию теней не видно конца
От вазы гранитной до двери дворца.
Там шепчутся белые ночи мои
О чьей-то высокой и тайной любви.
И все перламутром и яшмой горит,
Но света источник таинственно скрыт.
9 июля 1959
Ленинград
В 1903 году Ахматова познакомилась с Николаем Гумилевым, за которого в 1910 году вышла замуж, а еще через два года родился их сын Лев. Николай Степанович Гумилев - поэт, критик, переводчик, путешественник. Их встрече посвящено раннее стихотворение Ахматовой (видеоролик №1):
В ремешках пенал и книги были,
Возвращалась я домой из школы.
Эти липы, верно, не забыли
Нашей встречи, мальчик мой веселый.
Только, ставши лебедем надменным,
Изменился серый лебеденок.
А на жизнь мою лучом нетленным
Грусть легла, и голос мой незвонок.
Октябрь 1912
Царское Село
Второй шаг исследования -
работа исследовательской лаборатории:
П.: В начале 1910-х годов в свет выходят первые поэтические сборники Ахматовой «Вечер» и «Четки». (Презентация №2). Вторым шагом исследования будет определение основных тем и образов творчества поэта. Анна Андреевна Ахматова сказала «Есть три эпохи у воспоминаний…», разделив этим свой жизненный и творческий путь на три биографических круга.
2. Начинаем исследование тем и образов первого биографического круга - с 1904 по 1916 год. Творчество Ахматовой этого периода неразрывно связано с акмеизмом.
Работа над литературоведческими понятиями.
П.: Вспомним, какие черты присущи этому модернистскому течению.
О.: Акмеизм - (от древнегреч. acme - высшая степень, расцвет) -заявил о себе в русской поэзии в начале 1910-х годов. Акмеисты объединились в литературную группу «Цех поэтов», куда вошли Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова и др. Акмеизм был воспринят как бунт против символизма с его «текучестью слова», «истонченным и изломанным человеком». Поэзия акмеистов стремилась к осязаемости и предметности мира. Увлечение предметной деталью было так велико, что даже мир душевных переживаний образно воплощался в какой-нибудь вещи. Акмеисты стремились вернуть слову ясный смысл, первородное значение. Критерием красоты и гармонии для акмеистов стал А.С. Пушкин.
П.: После сухих литературоведческих формулировок мы войдем в мир прекрасных переживаний лирической героини Ахматовой. Слушая шедевры ранней ахматовской лирики, определите ее ведущую тему.
-
«Смятение» (Ревкова Ольга)
-
«Сжала руки под темной вуалью…» (Васильева Марина)
-
«Сероглазый король» (Марухленко Ольга)
-
«Песня последней встречи» (Федькина Яна)
-
«Ты письмо мое, милый, не комкай…» (Махлаева Ирина)
2.1. П.: Выделяем первую тему ранней лирики.
О.: Любовь - основной нерв ранней лирики.
П.: О чем она говорит в этих стихах?
О.: О разлуке, измене, одиночестве, отчаянии; о простом человеческом счастье и о земных, обычных горестях.
П.: Какой предстает любовь в лирике Ахматовой, в чем ее особенность?
О.: Поединком роковых страстей она близка любовной лирике Тютчева и Некрасова.
П.: Что же роднит любовную лирику Ахматовой с тютчевской и некрасовской любовной лирикой?
О.: Она дана в кризисные моменты: это рассказы о встрече и разлуке, о верности и измене, о начале и утрате любви.
Работа над литературоведческими понятиями.
П.: Прозвучало слово «рассказ». К какому роду литературы относится
этот жанр?
О.: Эпическому.
П.: Какие еще вы знаете эпические жанры?
О.: Роман, новелла, повесть.
П.: А какие жанры мы выделяем в лирике?
О.: Стихотворение, поэма, ода, элегия, послание.
П.: Так в чем особенность стихов Ахматовой?
О.: В ее стихах сочетания лиризма (чувства) и эпичности (повествования).
П.: сочетание лиризма и эпичности сближает стихи Ахматовой с жанрами романа, новеллы, лирического дневника. Стихи наполнены глубочайшим психологизмом. Ахматова раскрывает самые потаенные глубины внутреннего мира человека, его переживания, состояния, настроения.
Работа с поэтическими текстами. Анализ стихотворений
П.: Как вы думаете, при помощи какого приема достигается такая поразительная психологическая убедительность? (Зачитываются строки из стихотворений Ахматовой).
О.: Прием детали, свойственный акмеизму.
П.: Загляните в распечатки стихотворений Ахматовой и назовите эти детали.
О.: Перчатка, кольцо, ступени, тюльпан в петлице и др.
П.: Какие художественные средства использует Ахматова для обрисовки лирической героини и ее возлюбленного?
О.: Эпитеты, метафоры, сравнения.
П.: Какой предстает лирическая героиня?
О.: В разных образах: то пастушкой, то служанкой, то канатной плясуньей, то монашенкой.
П.: В ранней любовной лирике лирическая героиня как бы примеривает маски.
П.: Творчество Ахматовой довольно долго оценивалось как «женская поэзия», замкнутая в узком круге любовных переживаний. Современники видели в ее ранних стихах своеобразный лирический дневник. Но «земная любовь» у Ахматовой подразумевает и любовь к окружающему человека земному миру. В ее лирике звучат философские мотивы - размышления о смысле существования, о «жизни тленной… и прекрасной». Послушайте одно из таких стихотворений и назовите особенность изображения лирической героини.
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу,
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.
Май 1912
Флоренция
О.: в таких стихах происходит слияние лирической героини и авторского «Я».
П.: Изображение Ахматовой человеческих отношений неотрывно от любви к родной земле, к народу, к судьбе страны. Итак, мы переходим ко
2.2. второй теме первого биографического круга. Тема Родины - одна из традиционных тем русской поэзии. Вспомните самые знаменитые строки из стихотворений русских поэтов о России.
О.: А.С. Пушкин - «Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам…»; М.Ю. Лермонтов - «Люблю Отчизну я, но странною любовью…»; Ф.И. Тютчев - «В Россию можно только верить…»; Н.А. Некрасов «Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, Матушка-Русь…»; А.А. Блок - «Россия, нищая Россия…»; С.А. Есенин «Гой ты, Русь моя родная…», М.И. Цветаева «Тоска по Родине…».
П.: Тема Родины - одна из ведущих в творчестве Ахматовой. В 1913 году поэт пишет стихотворение «Ты знаешь, я томлюсь в неволе…». Послушайте его и определите, какой образ лежит в основе ахматовского понятия Родины. (Читает Мельникова Юлия):
Ты знаешь, я томлюсь в неволе,
О смерти Господа моля.
Но все мне памятна до боли
Тверская скудная земля.
Журавль у ветхого колодца,
Над ним, как кипень, облака,
В полях скрипучие воротца,
И запах хлеба, и тоска.
И те неяркие просторы,
Где даже голос ветра слаб,
И осуждающие взоры
Спокойных загорелых баб.
Осень 1913
Слепнево
П.: Итак, какой образ лежит в основе ахматовского понятия Родины?
О.: Образ родной земли.
П.: Чем он характеризуется?
О.: Святостью, чистотой, простотой, смиренностью.
Работа с поэтическими текстами. Сопоставительный анализ стихотворений.
П.: Что роднит ахматовский образ родной земли с образами земли, созданными ее великими предшественниками и современниками?
О.: Традиционные для русской поэзии описания природы, жизни и привычных для русской жизни предметов (Н.А. Некрасов «Несжатая полоса», М.Ю. Лермонтов - «Родина», «Тучки небесные…», Тютчев «Эти бедные селенья…», А.А. Блок «Русь», «Россия» привычных для русской жизни предметов - колодца с журавлем), а самое главное - настроение тоски, тревоги и одиночества.
П.: А вот позднее стихотворение Ахматовой «Родная земля». Послушайте и попробуйте сформулировать его главную мысль.
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.
1922
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно - своею.
1 декабря 1961
Ленинград. Столица в Гавани.
О.: В этом стихотворении Ахматова утверждает нерасторжимую связь русского человека с родной землей:
П.: Как вы думаете, почему для эпиграфа к этому позднему стихотворению 1961 года Ахматова берет строки из стихотворения 1922 года?
О.: Этим она подчеркивает постоянство темы Родины в своей лирике.
П.: В 1914 году начинается Первая Мировая война. Ахматова понимала, что война - это убийство, смерть, великое зло. В годы Первой Мировой войны появляется беспримерное по жертвенности любви к родной земле стихотворение «Молитва», выражающее высшую степень самоотречения, готовность пожертвовать даже самыми близкими людьми, что впоследствии трагически сбылось в ее жизни (читает Жевненко Анна):
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар -
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
1915. Духов день
Петербург. Троицкий мост
П.: Мы закончили рассмотрение творчества первого биографического круга. Поведем итоги и заполним первую часть таблицы. Назовите даты, темы, образы этого периода. Заполним первую часть таблицы.
Заполнение первой части таблицы (Приложение 3).
3. П.: Второй период творчества Ахматовой, второй биографический круг охватывает годы от революции до конца 30-х годов. Поэзия наполняется общечеловеческим содержанием. 3.1. Рассмотрим первую тему второго биографического круга - тему Родины. Истинный патриотизм, присущий ее творчеству, особенно ярко проявляется в ее послереволюционной лирике, когда многие ее современники и близкие друзья эмигрировали. Ахматова осталась в России. Звучит стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…» (читает Агеенко Светлана):
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час…
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.
Июль 1922
Петербург
П.: Каким образом Ахматовой решается проблема «Поэт и Родина», «Гражданин и Родина»?
О.: Разлуку с Родиной она считает высшим несчастьем.
П.: В каком образе воплощена Родина, Россия?
О.: В образе растерзанной, сожженной, опустошенной земли.
П.: Сквозными образами лирики Ахматовой становятся мотивы смерти, боли, крови и страдания. Вот как поэт описывает это время в стихотворении «Петроград, 1919»:
И мы забыли навсегда,
Заключены в столице дикой,
Озера, степи, города
И зори родины великой.
В кругу кровавом день и ночь
Долит жестокая истома…
Никто нам не хотел помочь
За то, что мы остались дома,
За то, что город свой любя,
А не крылатую свободу,
Мы сохранили для себя
Его дворцы, огонь и воду.
Иная близится пора,
Уж ветер смерти сердце студит,
Но нам священный град Петра
Невольным памятником будет.
26 сентября 1921
П.: Для того, чтобы нарисовать страшную картину России времен гражданской войны, Ахматовой используются изобразительно-выразительные речевые средства. Назовите их.
О.: Эпитеты (столице дикой, в кругу кровавом, жестокая истома), метафоры (ветер смерти).
П.: Какие слова передают ее отношение к Родине?
О.: Эпитеты (родины великой, священный град Петра) свидетельствуют, что Родина для Ахматовой - самое святое.
П.: Какой мотив звучит в последних строках стихотворения?
О.: Мотив нерукотворного Памятника за верность Родине.
В послереволюционной поэзии Ахматовой отразились все трагические противоречия эпохи - разрушение быта, семьи, культуры: «Все расхищено, предано, продано, Черной смерти мелькало крыло…» И все же верность Родине в самых трагических обстоятельствах - нравственный долг поэта и гражданина.
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
Осень 1917
Петербург
«С середины 20-х годов мои новые стихи почти перестали печатать, а старые перепечатывать. В 1925 ЦК вынес постановление об изъятии меня из обращения», - писала Анна Ахматова в автобиографии. Но самое страшное - время сталинских репрессий - было еще впереди.
3.2. Вторая тема второго биографического круга связана с эпохой 30-х годов (Презентация №3). Они оказались порой тяжелых испытаний для Ахматовой. Она - бывшая жена расстрелянного в 1921 году якобы за участие в контрреволюционном заговоре Николая Гумилева - постоянно жила в ожидании ареста. Но ее ожидало испытание еще более страшное - арестовали не ее, а сына. Прослушайте сообщение, подготовленное одной из групп нашей исследовательской лаборатории.
О.: (Остроглазов Владислав): «В 1935 году был арестован и брошен в тюрьму как «участник антисоветской террористической группы» студент исторического факультета Лев Гумилев - сын Николая Гумилева и Анны Ахматовой. В этот раз Ахматовой удалось освободить сына довольно быстро. Для этого ей пришлось обратиться с письмом к Сталину. Во второй раз Лев Гумилев был арестован в 1938 году и приговорен к 10 годам лагерей, позднее срок сократили до 5 лет. В 1949 году его арестовывают в третий раз, приговаривают к расстрелу, который потом заменяют ссылкой. Вина Гумилева ни разу не была доказана. Пережитое Ахматовой в эти годы нашло отражение в стихах «Последний тост», «Зачем вы отравили воду», в поэме «Реквием». О том, как возник замысел «Реквиема», Ахматова нашла возможным сообщить читателю перед началом поэмы - «Вместо предисловия».
О.: (Терешкова Юлия): «В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то опознал меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного всем нам оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):
- А это Вы можете описать?
И я сказала:
- Могу.
(…)
Чтение поэмы «Реквием».
П.: Назовите основные темы и образы «Реквиема».
О.: Тема народного горя воплотилась в образах «стомильонного народа», тюремной очереди, обобщенного образа России (Ленинград, Дон, Сибирь); образ Памятника, Библейские образы.
П.: С какой целью Ахматова вводит в поэму образ Богоматери?
О.: Трагедия достигает вневременного, вечного, вселенского масштаба.
П.: Ахматова, с одной стороны, сравнивает свое горе с горем Богоматери, а с другой стороны - с горем простых русских женщин, кровное родство с которыми она ощутила в годы ежовщины.
Содержание «Реквиема» - это не только семейная трагедия, не только плач по собственному сыну. Это воплощение народного горя, народной трагедии, крик «стомильонного народа», которому выпало жить в то время.
Мы закончили рассмотрение творчества второго биографического круга. Поведем итоги и заполним вторую часть таблицы. Назовите даты, темы, образы этого периода. Заполним вторую часть таблицы.
Заполнение второй части таблицы.
4. П.: Третий этап творчества, третий биографический круг Ахматовой охватывает период с 1941 по 1966 год (Презентация №4). В 40-е - годы Великой Отечественной войны - 4.1. тема Родины становится ведущей в лирике Ахматовой. Стихи «Мужество», «Клятва» звучали по радио (читают Терешкова Юлия, Остроглазов Владислав).
Клятва
И та, что сегодня прощается с милым, -
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!
Июля 1941
Ленинград
Мужество
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
23 февраля 1942, Ташкент
П.: С чем в стихотворении «Мужество» связывается судьба родной земли?
О.: С судьбой родного языка, родного слова, которое служит символическим воплощением духовного начала России.
П.: Во время блокады Ленинграда Ахматова была эвакуирована в Ташкент. Здесь она пишет стихотворение памяти своего маленького приятеля Вали Смирнова, погибшего при артиллерийском обстреле в Ленинграде в 1942 году (читает Махлаева Ирина).
Постучись кулачком - я открою.
Я тебе открывала всегда.
Я теперь за высокой горою,
За пустыней, за ветром и зноем,
Но тебя не предам никогда…
Твоего я не слышала стона,
Хлеба ты у меня не просил.
Принеси же мне ветку клена
Или просто травинок зеленых,
Как ты прошлой весной приносил.
Принеси же мне горсточку чистой,
Нашей невской студеной воды,
И с головки твоей золотистой
Я кровавые смою следы.
Ташкент, 1942
4.2. П.: Поздние стихи Ахматовой, собранные в итоговый сборник «Бег времени», элегичны, пронизаны философским отношением к жизни, мудры, величественны:
И осталось из всего земного
Только хлеб насущный твой,
Человека ласковое слово,
Чистый голос полевой.
Поздние стихи наполнены глубоким общественным содержанием. На склоне лет, с полным правом напишет она гордые слова: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них - связь моя с временем, жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных» (Анна Ахматова. Коротко о себе).
4.3. Но и в эти годы ее память возвращается к страшным годам сталинских репрессий (Чтение стихотворения «Все ушли, и никто не вернулся…»).
Все ушли, и никто не вернулся,
Только, верный обету любви,
Мой последний, лишь ты оглянулся,
Чтоб увидеть все небо в крови.
Дом был проклят, и проклято дело,
Тщетно песня звенела нежней,
И глаза я поднять не посмела
Перед страшной судьбою моей.
Осквернили пречистое слово,
Растоптали священный глагол,
Чтоб с сиделками тридцать седьмого
Мыла я окровавленный пол.
Разлучили с единственным сыном,
В казематах пытали друзей,
Окружили невидимым тыном
Крепко слаженной слежки своей.
И, до самого края доведши,
Почему-то оставили там.
Любо мне, городской сумасшедшей,
По предсмертным бродить площадям.
1930-е, 1960
П.: Мы закончили рассмотрение творчества третьего биографического круга. Поведем итоги и заполним третью часть таблицы. Назовите даты, темы, образы этого периода.
Заполнение третьей части таблицы.
III. Обобщение и подведение итогов занятия.
П.: Посмотрите на уже заполненную таблицу и скажите, какие темы проходят лейтмотивом через все творчество А.А. Ахматовой.
О.: Тема любви, тема Родины, русской земли, ее культуры и истории.
П.: Мотив Родины органично связывает произведения начала века и позднее творчество. Образ России, созданный в ее стихах, продолжает традиции классической поэзии Пушкина, Лермонтова, Тютчева.
П.: А теперь, подводя итоги работы нашей исследовательской лаборатории, послушаем отзыв самой Ахматовой о своей Музе (звучит запись голоса А.А. Ахматовой) и отзывы ее великих современников.
(Видеоролик №2)
-
Никита Струве: «Ахматова поражала и покоряла той музыкой, той божественной гармонией, которая исходила из нее и все вокруг преображала. Не только в стихах, но всем существом своим, Ахматова была самой поэзией, высшим и чистейшим ее воплощением» (Из воспоминаний «Восемь часов с Анной Ахматовой» - Остроглазов Владислав).
-
Марина Цветаева: «…Ничего не ценю и ничего не храню, а Ваши книжечки в гроб возьму под подушку! Вы - мой самый любимый поэт. Я понимаю каждое ваше слово: весь полет, всю тяжесть. «И шпор твоих легонький звон» - это нежнее всего, что сказано о любви» (Из письма к Ахматовой - Кутеко Дарина).
-
Наум Коржавин: «Сегодня все больше появляется людей, признающих Ахматову поэтом народным, философским и даже гражданским… Ведь в самом деле Ахматова - фигура незаурядная, отличавшаяся даже в кругу, где незаурядность считалась нормой. Все-таки не на каждом шагу встречались женщины столь образованные, яркие и самобытные, да еще писавшие невиданные доселе женские стихи, действительно выражавшие, причем грациозно и легко, женскую сущность» (Из статьи «Анна Ахматова и серебряный век» - Гайдуков Михаил).
П.: Мы начинали наше занятие с пророческого стихотворения А.Блока об Анне Ахматовой, а закончим пророческим стихотворением Анны Ахматовой, утверждающим бессмертие ее Музы:
Забудут? - вот чем удивили!
Меня забывали сто раз,
Сто раз я лежала в могиле,
Где, может быть, я и сейчас.
И Муза и глохла, и слепла,
В земле истлевала зерном,
Чтоб после, как Феникс из пепла,
В эфире восстать голубом.
21 февраля 1957
Ленинград
IV. Домашнее задание.
П.: Наше занятие закончено. Распечатки с домашним заданием у вас на столах (приложение 5).
Библиография:
Основные источники:
-
Русская литература XIX-XX веков: В 2 т. Т.1. Русская литература ХХ века/Сост. и науч. ред. Б.С. Бугров, М.М. Голубков. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002.
-
Буслакова Т.П. Русская литература XIX века. - М.: Высшая школа, 2001.
-
Егорова Н.В., Золотарева И.В. . Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. - М., 2002.
-
Нефагина Г.Л. Пособие по литературе для поступающих в вузы. - М.: 2003.
-
Литература: учеб. для ссузов/ В.К. Сигов, М.И. Громова. - М.: Дрофа, 2005.
Дополнительные источники:
-
А.А. Ахматова. Стихотворения. Поэма: Анализ текста. Основное содержание. Сочинения/Авт.-сост. Д.Л. Страхова. - М.: Дрофа, 2001.
-
Чертов В.Ф. Тесты, вопросы и задания по курсу русской литературы. - М.: Просвещение, 2002.