Открытый урок по творчеству А. А. Ахматовой

Введение. Тема:        «Анна Андреевна Ахматова. Жизненный и творческий путь. Ранняя лирика Ахматовой. Личная и общественная темы в стихах революционных и послереволюционных лет. Тема любви к родной земле. Лирика военных лет. Поэма «Реквием». Учебно-тематический план предусматривает изучение данного материала за одно практическое занятие (2 часа). На занятии рассматриваются следующие вопросы: 1.    Жизнь и творчество А.А. Ахматовой; 2.    Основные темы  лирики первого биографического круга: 2...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Введение.

Тема: «Анна Андреевна Ахматова. Жизненный и творческий путь. Ранняя лирика Ахматовой. Личная и общественная темы в стихах революционных и послереволюционных лет. Тема любви к родной земле. Лирика военных лет. Поэма «Реквием».

Учебно-тематический план предусматривает изучение данного материала за одно практическое занятие (2 часа).

На занятии рассматриваются следующие вопросы:

  1. Жизнь и творчество А.А. Ахматовой;

  2. Основные темы лирики первого биографического круга:

    1. Ранняя любовная лирика;

    2. Тема Родины (1910-е годы, годы Первой Мировой войны);

  3. Основные темы лирики второго биографического круга:

    1. Развитие темы Родины (годы революции и Гражданской войны);

    2. «Страшные годы ежовщины»;

    3. Любовная лирика;

  4. Основные темы лирики третьего биографического круга:

    1. Тема Родины (годы Великой Отечественной войны);

    2. Философская лирика;

    3. Тема «страшной судьбы» поэта.



Тема: «Анна Андреевна Ахматова. Жизненный и творческий путь. Ранняя лирика Ахматовой. Личная и общественная темы в стихах революционных и послереволюционных лет. Тема любви к родной земле. Лирика военных лет. Поэма «Реквием».

Тип занятия: исследовательская лаборатория;

Вид занятия: урок - объяснение нового материала;

Время проведения: 2 часа (90 минут);

Место проведения: кабинет русского языка и литературы.

Мотивационное обоснование: Непреходящая ценность и актуальность творчества Ахматовой в состоит в том, что оно вводит читателя XXI века в мир высоких, напряженных человеческих отношений, в трагическую историю России от Первой Мировой до Великой Отечественной войны, в мир великого русского слова.

Цели занятия:

Цель образовательная:

  • Систематизировать знания о жизненном и творческом пути А.А. Ахматовой;

  • Выявить особенности творчества трех биографических кругов А.А. Ахматовой.

Цель развивающая:

  • Прививать и развивать навыки исследовательской деятельности учащихся;

  • Развивать умение анализировать и систематизировать изучаемый материал, применять его в речевой практике для выразительности и красоты речи;

  • Развивать навыки литературоведческого анализа стихотворения;

  • Развивать навыки сопоставительного анализа;

  • Развивать навыки выразительного чтения;

  • Развивать аналитические способности учащихся при работе с таблицей.

Цель воспитательная:

  • Прививать любовь к поэтическому слову;

  • Прививать любовь и интерес к общечеловеческим ценностям.

Оснащение занятия:

  • Сборники стихотворений А.А. Ахматовой;

  • Выставка книг и журналов со статьями о творчестве А.А. Ахматовой;

  • Портреты А.А. Ахматовой;

  • Компьютерная презентация;

  • Грамзапись;

  • Подборка стихотворений А.А. Ахматовой, поэтов XIX и ХХ века.

Междисциплинарные связи: история русской литературы XIX века, литературоведение, русский язык, история России XX века.

План (режим времени):

Организационная часть - 3 мин.

Изложение нового материала:

а) Изложение биографических сведений - 7 мин.

б) Работа исследовательской лаборатории:

  • Чтение наизусть - 20 мин.

  • Литературоведческий и сопоставительный анализ - 28 мин.

  • Работа с таблицей - 15 мин.

  • Прослушивание грамзаписи - 2 мин.

  • Прослушивание фрагментов критических статей - 5 мин.

Физминутка - 3 мин.

Обобщение и подведение итогов занятия - 5 мин.

Домашнее задание - 2 мин.

Содержание

Методическое обоснование

  1. Оргмомент (отметка отсутствующих, проверка подготовленности студентов к занятию)

Сообщение темы и целей занятия, мотивация обучающихся

  1. Изучение нового материала

  1. Жизнь и творчество А.А. Ахматовой;

  2. Основные темы лирики первого биографического круга:

    1. Ранняя любовная лирика;

    2. Тема Родины (1910-е годы, годы Первой Мировой войны);



  1. Основные темы лирики второго биографического круга:

    1. Развитие темы Родины (годы революции и Гражданской войны);

    2. «Страшные годы ежовщины»;

    3. Любовная лирика;





  1. Основные темы лирики третьего биографического круга:

    1. Тема Родины (годы Великой Отечественной войны);

    2. Философская лирика;

    3. Тема «страшной судьбы» поэта





  • Сообщение преподавателя



  • Исследовательская работа по определению основных мотивов лирики и основных образов творчества А.А. Ахматовой первого биографического круга (выразительное чтение стихотворений, литературоведческий и сопоставительный анализ, работа над литературоведческими терминами, работа с таблицей, использование презентации);



  • Исследовательская работа по определению основных мотивов лирики и основных образов творчества А.А. Ахматовой второго биографического круга (выразительное чтение стихотворений, сообщения обучающихся, литературоведческий и сопоставительный анализ, работа с таблицей, использование презентации);



  • Исследовательская работа по определению основных мотивов лирики и основных образов творчества А.А. Ахматовой третьего биографического круга (выразительное чтение стихотворений, литературоведческий и сопоставительный анализ, работа с таблицей, использование презентации)

  1. Обобщение и подведение итогов занятия

  • Экспресс-опрос обучающихся с целью закрепления изученного материала; прослушивание фрагментов критических статей (сообщения обучающихся и преподавателя, прослушивание грамзаписи, использование презентации)

  1. Домашнее задание

  • Стихотворение наизусть, теоретический материал. В раздел самостоятельной работы - найти стихотворения, посвященные теме творчества, и стихотворения, посвященные другим поэтам.









  1. Организационный момент (соблюдение ЕПТ, рапорт дежурного, сообщение темы и целей занятия, мотивация обучающихся).

П.: Здравствуйте. Дежурный, доложите о готовности группы к занятию.

О.: Группа к занятию готова. Присутствуют все учащиеся. Домашнее задание выполнено: сочинениями-исследованиями по теме предыдущего занятия сданы.

П.: Имя поэта, с чьим творчеством мы познакомимся на сегодняшнем занятии, надеюсь, вы назовете сами, прослушав пророческое стихотворение Александра Блока (презентация №1).

«Красота страшна» - Вам скажут -

Вы накинете лениво

Шаль испанскую на плечи,

Красный розан - в волосах.

«Красота проста», - Вам скажут -

Пестрой шалью неумело

Вы укроете ребенка,

Красный розан - на полу.

Но, рассеянно внимая

Всем словам, кругом звучащим,

Вы задумаетесь грустно

И твердите про себя:

«Не страшна и не проста я;

Я не так страшна, чтоб просто

Убивать; не так проста я,

Чтоб не знать, как жизнь страшна».

О.: Анна Андреевна Ахматова.

П.: Итак, тема нашего занятия - творчество Анны Андреевны Ахматовой (запись в тетради).

Непреходящая ценность и актуальность творчества Ахматовой в том, что оно вводит читателя XXI века в мир высоких, напряженных человеческих отношений, в трагическую историю России от Первой Мировой до Великой Отечественной войны, в мир великого русского слова.

Сегодня мы откроем дверь в творческую лабораторию поэта. И первым шагом исследования художественного мира Анны Ахматовой будет знакомство с биографическими сведениями.


  1. Объяснение нового материала.

Первый шаг исследования -

знакомство с биографическими сведениями

(сообщение преподавателя)


1. 23 июня 1889 года в селении Большой Фонтан близ Одессы родилась Анна Андреевна Ахматова. Ахматова - псевдоним, выбранный ею по фамилии прабабки по материнской линии (настоящая фамилия поэта - Горенко). Отец - Андрей Антонович - был инженером-механиком на флоте. Мать - Инна Эразмовна - занималась воспитанием детей.

Детские годы Ахматовой прошли в Царском Селе под Петербургом, где она училась в Царскосельской женской гимназии. Здесь все было пронизано духом пушкинской поэзии. Ахматова напишет в 1911 году:

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных бродил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и колко

Устилают низкие пни…

Здесь лежала его треуголка

И растрепанный том Парни.

24 сентября 1911

Царское Село

Ахматова на всю жизнь сохранила трепетное отношение как к творчеству Пушкина, у которого она училась краткости, простоте и подлинности поэтического слова, так и к тем местам, где ступала нога поэта: Петербургу, городу культуры и державного величия, Царскому Селу, Летнему саду. Уже на склоне своих дней Ахматова пишет:

Я к розам хочу, в тот единственный сад,

Где лучшая в мире стоит из оград,

Где статуи помнят меня молодой,

А я их под невскою помню водой.

В душистой тиши между царственных лип

Мне мачт корабельных мерещится скрип.

И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,

Любуясь красой своего двойника.

И замертво спят сотни тысяч шагов

Врагов и друзей, друзей и врагов.

А шествию теней не видно конца

От вазы гранитной до двери дворца.

Там шепчутся белые ночи мои

О чьей-то высокой и тайной любви.

И все перламутром и яшмой горит,

Но света источник таинственно скрыт.

9 июля 1959

Ленинград

В 1903 году Ахматова познакомилась с Николаем Гумилевым, за которого в 1910 году вышла замуж, а еще через два года родился их сын Лев. Николай Степанович Гумилев - поэт, критик, переводчик, путешественник. Их встрече посвящено раннее стихотворение Ахматовой (видеоролик №1):

В ремешках пенал и книги были,

Возвращалась я домой из школы.

Эти липы, верно, не забыли

Нашей встречи, мальчик мой веселый.

Только, ставши лебедем надменным,

Изменился серый лебеденок.

А на жизнь мою лучом нетленным

Грусть легла, и голос мой незвонок.

Октябрь 1912

Царское Село

Второй шаг исследования -

работа исследовательской лаборатории:

П.: В начале 1910-х годов в свет выходят первые поэтические сборники Ахматовой «Вечер» и «Четки». (Презентация №2). Вторым шагом исследования будет определение основных тем и образов творчества поэта. Анна Андреевна Ахматова сказала «Есть три эпохи у воспоминаний…», разделив этим свой жизненный и творческий путь на три биографических круга.

2. Начинаем исследование тем и образов первого биографического круга - с 1904 по 1916 год. Творчество Ахматовой этого периода неразрывно связано с акмеизмом.

Работа над литературоведческими понятиями.

П.: Вспомним, какие черты присущи этому модернистскому течению.

О.: Акмеизм - (от древнегреч. acme - высшая степень, расцвет) -заявил о себе в русской поэзии в начале 1910-х годов. Акмеисты объединились в литературную группу «Цех поэтов», куда вошли Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова и др. Акмеизм был воспринят как бунт против символизма с его «текучестью слова», «истонченным и изломанным человеком». Поэзия акмеистов стремилась к осязаемости и предметности мира. Увлечение предметной деталью было так велико, что даже мир душевных переживаний образно воплощался в какой-нибудь вещи. Акмеисты стремились вернуть слову ясный смысл, первородное значение. Критерием красоты и гармонии для акмеистов стал А.С. Пушкин.

П.: После сухих литературоведческих формулировок мы войдем в мир прекрасных переживаний лирической героини Ахматовой. Слушая шедевры ранней ахматовской лирики, определите ее ведущую тему.

  • «Смятение» (Ревкова Ольга)

  • «Сжала руки под темной вуалью…» (Васильева Марина)

  • «Сероглазый король» (Марухленко Ольга)

  • «Песня последней встречи» (Федькина Яна)

  • «Ты письмо мое, милый, не комкай…» (Махлаева Ирина)

2.1. П.: Выделяем первую тему ранней лирики.

О.: Любовь - основной нерв ранней лирики.

П.: О чем она говорит в этих стихах?

О.: О разлуке, измене, одиночестве, отчаянии; о простом человеческом счастье и о земных, обычных горестях.

П.: Какой предстает любовь в лирике Ахматовой, в чем ее особенность?

О.: Поединком роковых страстей она близка любовной лирике Тютчева и Некрасова.

П.: Что же роднит любовную лирику Ахматовой с тютчевской и некрасовской любовной лирикой?

О.: Она дана в кризисные моменты: это рассказы о встрече и разлуке, о верности и измене, о начале и утрате любви.

Работа над литературоведческими понятиями.

П.: Прозвучало слово «рассказ». К какому роду литературы относится

этот жанр?

О.: Эпическому.

П.: Какие еще вы знаете эпические жанры?

О.: Роман, новелла, повесть.

П.: А какие жанры мы выделяем в лирике?

О.: Стихотворение, поэма, ода, элегия, послание.

П.: Так в чем особенность стихов Ахматовой?

О.: В ее стихах сочетания лиризма (чувства) и эпичности (повествования).

П.: сочетание лиризма и эпичности сближает стихи Ахматовой с жанрами романа, новеллы, лирического дневника. Стихи наполнены глубочайшим психологизмом. Ахматова раскрывает самые потаенные глубины внутреннего мира человека, его переживания, состояния, настроения.

Работа с поэтическими текстами. Анализ стихотворений

П.: Как вы думаете, при помощи какого приема достигается такая поразительная психологическая убедительность? (Зачитываются строки из стихотворений Ахматовой).

О.: Прием детали, свойственный акмеизму.

П.: Загляните в распечатки стихотворений Ахматовой и назовите эти детали.

О.: Перчатка, кольцо, ступени, тюльпан в петлице и др.

П.: Какие художественные средства использует Ахматова для обрисовки лирической героини и ее возлюбленного?

О.: Эпитеты, метафоры, сравнения.

П.: Какой предстает лирическая героиня?

О.: В разных образах: то пастушкой, то служанкой, то канатной плясуньей, то монашенкой.

П.: В ранней любовной лирике лирическая героиня как бы примеривает маски.

П.: Творчество Ахматовой довольно долго оценивалось как «женская поэзия», замкнутая в узком круге любовных переживаний. Современники видели в ее ранних стихах своеобразный лирический дневник. Но «земная любовь» у Ахматовой подразумевает и любовь к окружающему человека земному миру. В ее лирике звучат философские мотивы - размышления о смысле существования, о «жизни тленной… и прекрасной». Послушайте одно из таких стихотворений и назовите особенность изображения лирической героини.

Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться Богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи

И никнет гроздь рябины желто-красной,

Слагаю я веселые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь

Пушистый кот, мурлыкает умильней,

И яркий загорается огонь

На башенке озерной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь

Крик аиста, слетевшего на крышу,

И если в дверь мою ты постучишь,

Мне кажется, я даже не услышу.

Май 1912

Флоренция

О.: в таких стихах происходит слияние лирической героини и авторского «Я».

П.: Изображение Ахматовой человеческих отношений неотрывно от любви к родной земле, к народу, к судьбе страны. Итак, мы переходим ко

2.2. второй теме первого биографического круга. Тема Родины - одна из традиционных тем русской поэзии. Вспомните самые знаменитые строки из стихотворений русских поэтов о России.

О.: А.С. Пушкин - «Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам…»; М.Ю. Лермонтов - «Люблю Отчизну я, но странною любовью…»; Ф.И. Тютчев - «В Россию можно только верить…»; Н.А. Некрасов «Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, Матушка-Русь…»; А.А. Блок - «Россия, нищая Россия…»; С.А. Есенин «Гой ты, Русь моя родная…», М.И. Цветаева «Тоска по Родине…».

П.: Тема Родины - одна из ведущих в творчестве Ахматовой. В 1913 году поэт пишет стихотворение «Ты знаешь, я томлюсь в неволе…». Послушайте его и определите, какой образ лежит в основе ахматовского понятия Родины. (Читает Мельникова Юлия):

Ты знаешь, я томлюсь в неволе,

О смерти Господа моля.

Но все мне памятна до боли

Тверская скудная земля.

Журавль у ветхого колодца,

Над ним, как кипень, облака,

В полях скрипучие воротца,

И запах хлеба, и тоска.

И те неяркие просторы,

Где даже голос ветра слаб,

И осуждающие взоры

Спокойных загорелых баб.

Осень 1913

Слепнево

П.: Итак, какой образ лежит в основе ахматовского понятия Родины?

О.: Образ родной земли.

П.: Чем он характеризуется?

О.: Святостью, чистотой, простотой, смиренностью.

Работа с поэтическими текстами. Сопоставительный анализ стихотворений.

П.: Что роднит ахматовский образ родной земли с образами земли, созданными ее великими предшественниками и современниками?

О.: Традиционные для русской поэзии описания природы, жизни и привычных для русской жизни предметов (Н.А. Некрасов «Несжатая полоса», М.Ю. Лермонтов - «Родина», «Тучки небесные…», Тютчев «Эти бедные селенья…», А.А. Блок «Русь», «Россия» привычных для русской жизни предметов - колодца с журавлем), а самое главное - настроение тоски, тревоги и одиночества.

П.: А вот позднее стихотворение Ахматовой «Родная земля». Послушайте и попробуйте сформулировать его главную мысль.

Но в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас.

1922

В заветных ладанках не носим на груди,

О ней стихи навзрыд не сочиняем,

Наш горький сон она не бередит,

Не кажется обетованным раем.

Не делаем ее в душе своей

Предметом купли и продажи,

Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,

О ней не вспоминаем даже.

Да, для нас это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах.

И мы мелем, и месим, и крошим

Тот ни в чем не замешанный прах.

Но ложимся в нее и становимся ею,

Оттого и зовем так свободно - своею.

1 декабря 1961

Ленинград. Столица в Гавани.

О.: В этом стихотворении Ахматова утверждает нерасторжимую связь русского человека с родной землей:

П.: Как вы думаете, почему для эпиграфа к этому позднему стихотворению 1961 года Ахматова берет строки из стихотворения 1922 года?

О.: Этим она подчеркивает постоянство темы Родины в своей лирике.

П.: В 1914 году начинается Первая Мировая война. Ахматова понимала, что война - это убийство, смерть, великое зло. В годы Первой Мировой войны появляется беспримерное по жертвенности любви к родной земле стихотворение «Молитва», выражающее высшую степень самоотречения, готовность пожертвовать даже самыми близкими людьми, что впоследствии трагически сбылось в ее жизни (читает Жевненко Анна):

Дай мне горькие годы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар,

Отыми и ребенка, и друга,

И таинственный песенный дар -

Так молюсь за Твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей.

1915. Духов день

Петербург. Троицкий мост

П.: Мы закончили рассмотрение творчества первого биографического круга. Поведем итоги и заполним первую часть таблицы. Назовите даты, темы, образы этого периода. Заполним первую часть таблицы.

Заполнение первой части таблицы (Приложение 3).

3. П.: Второй период творчества Ахматовой, второй биографический круг охватывает годы от революции до конца 30-х годов. Поэзия наполняется общечеловеческим содержанием. 3.1. Рассмотрим первую тему второго биографического круга - тему Родины. Истинный патриотизм, присущий ее творчеству, особенно ярко проявляется в ее послереволюционной лирике, когда многие ее современники и близкие друзья эмигрировали. Ахматова осталась в России. Звучит стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…» (читает Агеенко Светлана):

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключенный, как больной.

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час…

Но в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас.

Июль 1922

Петербург

П.: Каким образом Ахматовой решается проблема «Поэт и Родина», «Гражданин и Родина»?

О.: Разлуку с Родиной она считает высшим несчастьем.

П.: В каком образе воплощена Родина, Россия?

О.: В образе растерзанной, сожженной, опустошенной земли.

П.: Сквозными образами лирики Ахматовой становятся мотивы смерти, боли, крови и страдания. Вот как поэт описывает это время в стихотворении «Петроград, 1919»:

И мы забыли навсегда,

Заключены в столице дикой,

Озера, степи, города

И зори родины великой.

В кругу кровавом день и ночь

Долит жестокая истома…

Никто нам не хотел помочь

За то, что мы остались дома,

За то, что город свой любя,

А не крылатую свободу,

Мы сохранили для себя

Его дворцы, огонь и воду.

Иная близится пора,

Уж ветер смерти сердце студит,

Но нам священный град Петра

Невольным памятником будет.

26 сентября 1921

П.: Для того, чтобы нарисовать страшную картину России времен гражданской войны, Ахматовой используются изобразительно-выразительные речевые средства. Назовите их.

О.: Эпитеты (столице дикой, в кругу кровавом, жестокая истома), метафоры (ветер смерти).

П.: Какие слова передают ее отношение к Родине?

О.: Эпитеты (родины великой, священный град Петра) свидетельствуют, что Родина для Ахматовой - самое святое.

П.: Какой мотив звучит в последних строках стихотворения?

О.: Мотив нерукотворного Памятника за верность Родине.

В послереволюционной поэзии Ахматовой отразились все трагические противоречия эпохи - разрушение быта, семьи, культуры: «Все расхищено, предано, продано, Черной смерти мелькало крыло…» И все же верность Родине в самых трагических обстоятельствах - нравственный долг поэта и гражданина.

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну черный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

Осень 1917

Петербург

«С середины 20-х годов мои новые стихи почти перестали печатать, а старые перепечатывать. В 1925 ЦК вынес постановление об изъятии меня из обращения», - писала Анна Ахматова в автобиографии. Но самое страшное - время сталинских репрессий - было еще впереди.

3.2. Вторая тема второго биографического круга связана с эпохой 30-х годов (Презентация №3). Они оказались порой тяжелых испытаний для Ахматовой. Она - бывшая жена расстрелянного в 1921 году якобы за участие в контрреволюционном заговоре Николая Гумилева - постоянно жила в ожидании ареста. Но ее ожидало испытание еще более страшное - арестовали не ее, а сына. Прослушайте сообщение, подготовленное одной из групп нашей исследовательской лаборатории.

О.: (Остроглазов Владислав): «В 1935 году был арестован и брошен в тюрьму как «участник антисоветской террористической группы» студент исторического факультета Лев Гумилев - сын Николая Гумилева и Анны Ахматовой. В этот раз Ахматовой удалось освободить сына довольно быстро. Для этого ей пришлось обратиться с письмом к Сталину. Во второй раз Лев Гумилев был арестован в 1938 году и приговорен к 10 годам лагерей, позднее срок сократили до 5 лет. В 1949 году его арестовывают в третий раз, приговаривают к расстрелу, который потом заменяют ссылкой. Вина Гумилева ни разу не была доказана. Пережитое Ахматовой в эти годы нашло отражение в стихах «Последний тост», «Зачем вы отравили воду», в поэме «Реквием». О том, как возник замысел «Реквиема», Ахматова нашла возможным сообщить читателю перед началом поэмы - «Вместо предисловия».

О.: (Терешкова Юлия): «В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то опознал меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного всем нам оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):

- А это Вы можете описать?

И я сказала:

- Могу.

(…)

Чтение поэмы «Реквием».

П.: Назовите основные темы и образы «Реквиема».

О.: Тема народного горя воплотилась в образах «стомильонного народа», тюремной очереди, обобщенного образа России (Ленинград, Дон, Сибирь); образ Памятника, Библейские образы.

П.: С какой целью Ахматова вводит в поэму образ Богоматери?

О.: Трагедия достигает вневременного, вечного, вселенского масштаба.

П.: Ахматова, с одной стороны, сравнивает свое горе с горем Богоматери, а с другой стороны - с горем простых русских женщин, кровное родство с которыми она ощутила в годы ежовщины.

Содержание «Реквиема» - это не только семейная трагедия, не только плач по собственному сыну. Это воплощение народного горя, народной трагедии, крик «стомильонного народа», которому выпало жить в то время.

Мы закончили рассмотрение творчества второго биографического круга. Поведем итоги и заполним вторую часть таблицы. Назовите даты, темы, образы этого периода. Заполним вторую часть таблицы.

Заполнение второй части таблицы.

4. П.: Третий этап творчества, третий биографический круг Ахматовой охватывает период с 1941 по 1966 год (Презентация №4). В 40-е - годы Великой Отечественной войны - 4.1. тема Родины становится ведущей в лирике Ахматовой. Стихи «Мужество», «Клятва» звучали по радио (читают Терешкова Юлия, Остроглазов Владислав).

Клятва

И та, что сегодня прощается с милым, -

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит!

Июля 1941

Ленинград

Мужество

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

23 февраля 1942, Ташкент

П.: С чем в стихотворении «Мужество» связывается судьба родной земли?

О.: С судьбой родного языка, родного слова, которое служит символическим воплощением духовного начала России.

П.: Во время блокады Ленинграда Ахматова была эвакуирована в Ташкент. Здесь она пишет стихотворение памяти своего маленького приятеля Вали Смирнова, погибшего при артиллерийском обстреле в Ленинграде в 1942 году (читает Махлаева Ирина).

Постучись кулачком - я открою.

Я тебе открывала всегда.

Я теперь за высокой горою,

За пустыней, за ветром и зноем,

Но тебя не предам никогда…

Твоего я не слышала стона,

Хлеба ты у меня не просил.

Принеси же мне ветку клена

Или просто травинок зеленых,

Как ты прошлой весной приносил.

Принеси же мне горсточку чистой,

Нашей невской студеной воды,

И с головки твоей золотистой

Я кровавые смою следы.

Ташкент, 1942

4.2. П.: Поздние стихи Ахматовой, собранные в итоговый сборник «Бег времени», элегичны, пронизаны философским отношением к жизни, мудры, величественны:

И осталось из всего земного

Только хлеб насущный твой,

Человека ласковое слово,

Чистый голос полевой.

Поздние стихи наполнены глубоким общественным содержанием. На склоне лет, с полным правом напишет она гордые слова: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них - связь моя с временем, жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных» (Анна Ахматова. Коротко о себе).

4.3. Но и в эти годы ее память возвращается к страшным годам сталинских репрессий (Чтение стихотворения «Все ушли, и никто не вернулся…»).

Все ушли, и никто не вернулся,

Только, верный обету любви,

Мой последний, лишь ты оглянулся,

Чтоб увидеть все небо в крови.

Дом был проклят, и проклято дело,

Тщетно песня звенела нежней,

И глаза я поднять не посмела

Перед страшной судьбою моей.

Осквернили пречистое слово,

Растоптали священный глагол,

Чтоб с сиделками тридцать седьмого

Мыла я окровавленный пол.

Разлучили с единственным сыном,

В казематах пытали друзей,

Окружили невидимым тыном

Крепко слаженной слежки своей.

И, до самого края доведши,

Почему-то оставили там.

Любо мне, городской сумасшедшей,

По предсмертным бродить площадям.

1930-е, 1960

П.: Мы закончили рассмотрение творчества третьего биографического круга. Поведем итоги и заполним третью часть таблицы. Назовите даты, темы, образы этого периода.

Заполнение третьей части таблицы.

III. Обобщение и подведение итогов занятия.

П.: Посмотрите на уже заполненную таблицу и скажите, какие темы проходят лейтмотивом через все творчество А.А. Ахматовой.

О.: Тема любви, тема Родины, русской земли, ее культуры и истории.

П.: Мотив Родины органично связывает произведения начала века и позднее творчество. Образ России, созданный в ее стихах, продолжает традиции классической поэзии Пушкина, Лермонтова, Тютчева.

П.: А теперь, подводя итоги работы нашей исследовательской лаборатории, послушаем отзыв самой Ахматовой о своей Музе (звучит запись голоса А.А. Ахматовой) и отзывы ее великих современников.

(Видеоролик №2)

  • Никита Струве: «Ахматова поражала и покоряла той музыкой, той божественной гармонией, которая исходила из нее и все вокруг преображала. Не только в стихах, но всем существом своим, Ахматова была самой поэзией, высшим и чистейшим ее воплощением» (Из воспоминаний «Восемь часов с Анной Ахматовой» - Остроглазов Владислав).

  • Марина Цветаева: «…Ничего не ценю и ничего не храню, а Ваши книжечки в гроб возьму под подушку! Вы - мой самый любимый поэт. Я понимаю каждое ваше слово: весь полет, всю тяжесть. «И шпор твоих легонький звон» - это нежнее всего, что сказано о любви» (Из письма к Ахматовой - Кутеко Дарина).

  • Наум Коржавин: «Сегодня все больше появляется людей, признающих Ахматову поэтом народным, философским и даже гражданским… Ведь в самом деле Ахматова - фигура незаурядная, отличавшаяся даже в кругу, где незаурядность считалась нормой. Все-таки не на каждом шагу встречались женщины столь образованные, яркие и самобытные, да еще писавшие невиданные доселе женские стихи, действительно выражавшие, причем грациозно и легко, женскую сущность» (Из статьи «Анна Ахматова и серебряный век» - Гайдуков Михаил).

П.: Мы начинали наше занятие с пророческого стихотворения А.Блока об Анне Ахматовой, а закончим пророческим стихотворением Анны Ахматовой, утверждающим бессмертие ее Музы:

Забудут? - вот чем удивили!

Меня забывали сто раз,

Сто раз я лежала в могиле,

Где, может быть, я и сейчас.

И Муза и глохла, и слепла,

В земле истлевала зерном,

Чтоб после, как Феникс из пепла,

В эфире восстать голубом.

21 февраля 1957

Ленинград

IV. Домашнее задание.

П.: Наше занятие закончено. Распечатки с домашним заданием у вас на столах (приложение 5).








Библиография:

Основные источники:

  1. Русская литература XIX-XX веков: В 2 т. Т.1. Русская литература ХХ века/Сост. и науч. ред. Б.С. Бугров, М.М. Голубков. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002.

  2. Буслакова Т.П. Русская литература XIX века. - М.: Высшая школа, 2001.

  3. Егорова Н.В., Золотарева И.В. . Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. - М., 2002.

  4. Нефагина Г.Л. Пособие по литературе для поступающих в вузы. - М.: 2003.

  5. Литература: учеб. для ссузов/ В.К. Сигов, М.И. Громова. - М.: Дрофа, 2005.

Дополнительные источники:

  1. А.А. Ахматова. Стихотворения. Поэма: Анализ текста. Основное содержание. Сочинения/Авт.-сост. Д.Л. Страхова. - М.: Дрофа, 2001.

  2. Чертов В.Ф. Тесты, вопросы и задания по курсу русской литературы. - М.: Просвещение, 2002.









© 2010-2022