Констатирующий эксперимент (наблюдение над речью учащихся во время практики)

Практически на всех уроках в школе дети и говорят, и слушают, и читают, и пишут. Конечно, учителя всех предметов следят за речью учащихся, объясняют значения новых слов, оценивают последовательность и выразительность ответа и т.п. Но только на уроках русского языка и литературы задача развития речи решается целенаправленно, в определенной системе, с опорой на лингвистические знания и осмысление речевого опыта школьников. При определении содержания работы по развитию речи нельзя не учитывать, что...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Констатирующий эксперимент (наблюдение над речью учащихся во время практики)

Практически на всех уроках в школе дети и говорят, и слушают, и читают, и пишут. Конечно, учителя всех предметов следят за речью учащихся, объясняют значения новых слов, оценивают последовательность и выразительность ответа и т.п. Но только на уроках русского языка и литературы задача развития речи решается целенаправленно, в определенной системе, с опорой на лингвистические знания и осмысление речевого опыта школьников.

При определении содержания работы по развитию речи нельзя не учитывать, что, приходя в школу, ученики практически уже владеют родным языком. Однако их речь требует совершенствования с самых различных точек зрения, если мы хотим решить воспитательно-образовательные задачи, поставленные перед современной школой государством и обществом.

В VI-VII классах продолжается работа над заложенными ранее умениями и в то же время начинается специальная работа над некоторыми новыми разновидностями коммуникативных навыков. В этот период усиливается внимание к компонентам речевой ситуации и к речевым жанрам.

В соответствии с требованиями программы по развитию связной речи в VII классе проводится работа над описанием внешности; над сочинением-рассуждением с обратным доказательством; над «вымышленными» («выдуманными») рассказами; над умением составлять сложный план; над умением подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания; над умением собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом его темы и основной мысли; над умением выступать на основе собранных материалов. К этому умению примыкают упражнения, в которых требуется выступить на лингвистическую тему. Эта работа - углубление и усложнение начатого в V-VI классах обучения устным и письменным высказываниям. Так, в V классе дети учились описанию отдельных предметов и животных, в VI классе занимались описанием природы и помещения, а в VII они будут описывать внешность людей и их действия.

Если в VI классе знакомились с рассуждениями дискуссионного характера («Правильно ли поступил в таком-то случае?»), то в VII классе основным видом рассуждения будет более сложная его форма - рассуждение с обратным доказательством (доказательством от противного).

Основным видом сочинения повествовательного характера в VI классе был рассказ на основе услышанного или увиденного, а в VII - основным видом сочинения-повествования является более сложная его форма - вымышленный (выдуманный) рассказ (на основе сюжетной схемы).

Программы по традиционным методикам в первую очередь обучали строить предложения, используя при этом различные конструкции, обучали устным и письменным изложениям и сочинениям.

Работа над тем и другим, начиная с младших классов и кончая старшими, ведется одновременно, параллельно. Конечно, удельный вес каждого из этих видов работы на различных этапах обучения будет разным: по мере продвижения учащихся к старшим классам, естественно, изложения, сочинения по своему содержанию, объему и языку все более усложняются.

Конечно, изложения и сочинения в их наиболее сложных вариантах (изложение больших текстов с собственными критическими замечаниями по поводу содержания излагаемого, сочинения-рассуждения на общественно-политические темы) требуют от учащихся сложного комплекса умений и навыков. Это:

а) навыки правильного построения предложений самой различной, в том числе и осложненной, конструкции и соединения этих предложений в логически стройное целое;

б) навыки пользования запасом слов учащихся, количественно и качественно обогащенным в школе;

в) навыки применения на практике знаний по грамматике, использования их в стилистических целях;

г) навыки пользования выразительными средствами языка;

д) навыки правильного письма (с орфографической и пунктуационной точек зрения).

В школьной практике используется большое количество видов изложений, различающихся по содержанию, цели, объему, по отсутствию или наличию плана и условиям его составления, по степени усложненности изложения дополнительными заданиями и т.д. Так в 6 классе проводят подробное и выборочное изложения повествовательных текстов, содержащих характеристику действующих лиц; изложение с заданием ввести в текст описанием внешности.

Уже в 7 классе в программу обучения вводят сжатое изложение текстов публицистического характера, изложения с заданием ввести в текст описание местности, дать оценку поступков героев, высказать свое мнение о герое.

Успешная работа над сочинение или изложением определяется и подготовительной работой по развитию речи.

Развитие речи учащихся на подобных уроках систематически осуществляется и при выполнении такого рода упражнений, как:

- конструирование предложений разных типов (при условии реализации самых разнообразных грамматических правил, изученных учащимися);

распространение (в том числе и дописывание) предложений с соблюдением определенных условий грамматического и стилистического характера;

- вставка пропущенных слов и словосочетаний (в том числе и таких, которые в данном тексте используются как средства изобразительности - эпитетов, метафор);

- подбор ряда предложений (придуманных учащимися или из текстов изучаемых художественных произведений) на предложенную учителем тему или по демонстрируемой на уроке картине;

- грамматический разбор с анализом значений (смысла) предложений и состава слов (уяснение значения слова в целом и отдельных его морфем - приставок, суффиксов). В ходе работы над изложением или сочинением учитель должен дать учащимся первоначальные навыки: научить отбирать материал, выделять главное, опускать детали, избегать длиннот, избирать наиболее желательную форму языкового выражения (например, как поступать, если начало текста - диалог), составлять план и рассказывать по плану, научить заканчивать рассказ.

Таким образом, такой принцип построения работы, как и знание правил и применение их на практике, дают возможность не только повышать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся, но и совершенствовать их устную и письменную речь. Такая работа в итоге позволяет судить о знании учеником фактического материала, об умении пользоваться языковыми средствами при оформлении мыслей. В конечном счете работа, проводимая по традиционной методике, должна обеспечить умение учащихся рассказать о чем-либо по плану, в определенной последовательности, не нарушая логики в развитии событий, формулировать выводы и доказательства к ним, обобщать. Традиционная методика дает учащимся необходимую базу знаний, но она не развивает творческий потенциал ребенка, основана не на индивидуально-творческом подходе к каждому виду урока.

Прежде чем начинать работу по культуре речи, необходимо провести отбор содержания учебного материала. Анализ учебного материала по русскому языку для V-VI класса (учебник М.М. Разумовской) показал, что возможности для формирования культуры речи имеются при изучении любой темы. Например, при изучении темы «Словообразование имен прилагательных» возможно использование сущностно-орфографических (творческих) упражнений (А.М. Пешковский, Д.М. Богоявленский, М.М Разумовская). При изучении темы «Глагол его роль в предложении» проводим минутку орфоэпии. Например: расставить ударение в глаголах прошедшего времени брать - брал- брала- брало- брали. Сформулировать правило постановки ударения. Предлагаемые виды упражнений направлены на формирование речевой культуры.

  • Упражнения по предупреждению лексических, морфологических, синтаксических ошибок.

Упражнения по лексике обращают внимание на значение, стилистическую окраску, сочетаемость слова с другими словами. Упражнения по морфологии уделяют внимание структуре слова, различным его формам. Упражнения по синтаксису рассматривают порядок слов в предложении, согласование сказуемого с подлежащим и т.д.

  • Упражнения по речевому этикету предполагают анализ готовых текстов, имеющих формулы вежливости, выбор, подбор, замену средств выражения вежливости, разыгрывание речевых ситуаций.

  • Упражнения по трансформации и моделированию текста.

Например, по названию текста предположите, каким будет его содержание; попробуйте восстановить пропущенные слова и словосочетания и др.

  • Упражнения по предупреждению орфоэпических ошибок способствуют нормированному произношению слов.

  • Упражнения, направленные на развитие монологической речи учащихся, основаны на использовании текстов, которые развивают речь, обогащают их словарный запас, дают возможность повторять правила орфографии и пунктуации.

  • Сущностно-орфографические упражнения нацелены на отработку языковой содержательной сущности каждого орфографического правила. Могут включать элементы творческого письма.

  • Упражнения по культуре речи на основе текста дают возможность вспомнить ранее изученный литературный материал, способствуют развитию умений оценивать, логически мыслить, обобщать и приводить примеры.

  • Ситуативные упражнения используют реальные ситуации для осуществления речевой деятельности.

Применение того или иного вида упражнения зависит от результатов обучения. Система упражнений формируется на основе диагностики. Начиная работу, провожу анализ устной и письменной речи школьников.

Критерий результативности работы - владение учащимся нормами русского литературного языка. Для изучения языковой среды использую метод наблюдения за речью школьников на уроках и во внеурочное время. Провожу диагностическое срезы, используя тексты и опросники, учитывая при этом возрастные особенности учащихся. По результатам тестирования определяются пробелы в знаниях, выбирается тип упражнений для их устранения, принимается решение использовать их выборочно или в комплексе.

Для проверки эффективности использования системы упражнений на протяжении всего учебного года проводятся контрольные срезы культурно-речевых знаний.

В целом, полученные результаты доказывают эффективность использования упражнений по культуре речи как средство развития речи школьника. Предлагаемая система упражнений способствует развитию умений понять особенности текста в целом, повышению интереса к вопросам культуры речи, обогащению словарного запаса, развитию монологической речи, формированию коммуникативной компетенции учащихся.



© 2010-2022