Разработка конспекта урока по русскому языку в 5 классе по темеОбращение

Урок русского языка в 5 классе по теме "Обращение"разработан в соответствии с программой "Образовательная система Школа 2100".Данная методическая разработка реализует технологию проблемно- диалогического обучения.Урок состоит из следующих этапов:1.Актуализация изученного(упражнение по изученному материалу,содержание которого соотносится с новой темой)2.Создание проблемной ситуации.Наблюдения за устной и письменной речью позволяют создать проблемную ситуацию: как называются слова, называющие того...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Фантокина Н.А.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ гимназии г. Урюпинск

Предмет русский язык Класс 5

Тема урока «Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением».

Цель урока: познакомить учащихся с обращением ,его грамматическими признаками, особенностями употребления.

Задачи урока:

  1. Формировать умение правильно определять грамматические функции обращения, пунктуационно оформлять их на письме, отличать обращение от подлежащего.

  2. Совершенствовать коммуникативные компетенции школьников, навыки самообучения.

  3. Развивать мыслительную деятельность учащихся, их творческие способности.

Формы работы на уроке: групповая, индивидуальная ,фронтальная.

Применяемые технологии: информационные технологии, проблемно-диалогические технологии.

Тип урока: Урок объяснения нового материала

Схема конспекта урока

п/п

Этапы работы

Содержание этапа

Организационно-подготовительный момент.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Дидактические задачи этапа:

- создать положительный эмоциональный настрой;

- вызвать интерес к учебной деятельности.

Методы: метод стимулирования познавательного интереса

Приветствие.

- Добрый день. Я рада видеть Вас. Надеюсь на взаимность.

На прошлом уроке вы порадовали своей активностью, готовностью к уроку. Надеюсь, что и сегодня вы проявите себя с хорошей стороны.

Актуализация изученного

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

- повторить теоретические сведения об однородных членах предложения;

- продемонстрировать умение находить однородные члены предложения в тексте, оформлять пунктуационно.

Цель, которую хочет достичь учитель :

- проверить умение учащихся находить смысловые отрезки -однородные члены предложения, выявить затруднения в деятельности учащихся.

Методы:

- стимулирования: похвала;

- оценивания (самооценка с помощью сопоставления с правильным ответом).

Языковая разминка.

Задание: открыть тетради для самостоятельных работ на странице 62.

Прочитать текст, определить его тему.

Выполнить задания А6, В1, В2, В3.

Сверить свои ответы с ответами на доске. (слайд № 1)

А6 -4

В1 -1

В2 -2,3

В3 -5

- Есть ли ошибочные ответы?

- Что называют однородными членами предложения? (Однородные члены предложения - это смысловые отрезки, которые имеют ряд признаков:

а) они присоединяются к одному и тому же члену предложения

б) отвечают на один и тот же вопрос;

в) произносятся с перечислительной интонацией.

На письме эти отрезки могут разделяться запятой.

Учитель: молодцы, вы справились с заданием.


Создание проблемной ситуации

Учебная цель для учащихся:

- сформулировать тему, цели урока;

- изучить теоретический материал по теме «Обращение»;

- освоить схему рассуждения при выделении обращения на письме;

- получить представление о распространенных и нераспространенных обращениях;

- научиться отличать обращение от подлежащего.

Задача:

- научить строить предложения с обращениями, использовать в речи, пунктуационно оформлять обращение.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока:

- организовать деятельность учащихся для освоения нового учебного материала;

- подвести учащихся к пониманию того, что обращение - смысловой отрезок , называющий предмет или лицо, к которому обращаются.

Поиск решения , открытие нового знания.

Методы:

- объяснительно-иллюстративный;

- частично- поисковый;

- репродуктивный;




- сравнения.

- Сегодня мы познакомимся с новым смысловым отрезком в составе простого предложения. Каким? Это предстоит узнать.

Понаблюдайте за своей речью. Какие слова вы используете, если нужно обратиться к другу, к учителю, к родным?

Приведите примеры предложений с этими словами.

Какова роль данных слов в предложении? Данные слова встречаются часто в повседневной жизни, в устной и письменной речи, в музыке (песнях). Прослушайте отрывки из песен, назовите слова , к которым обращаются.

Какая интонация характерна для их произнесения?

- Как вы думаете, как называются слова, называющие того, к кому обращаются?

Записывается тема урока.

Дети формулируют цели и задачи урока .

Задание: выпишите из текстов упр.260 предложения с обращениями, сохраняя знаки препинания. Над обращениями поставьте О.

0

  1. Здорово, парнище!

0

  1. Прощай, больница!

0

  1. Здравствуй, школа!

(Задание выполняется у доски).

- В каком падеже стоит обращение ?

- Какие члены предложения стоят в этом же падеже?

- Как отличить подлежащее от обращения?

(Подлежащее обозначает предмет, о котором идет речь, а обращение называет предмет, к которому обращается говорящий.

Задание:

Постройте предложения, в которых записанные выше обращения оказались подлежащими в составе простого предложения.

Прочитайте записанные предложения без обращений, изменился ли смысл? (нет) А если составленное вами предложение произнести без подлежащих, изменится ли смысл? (да)

Вывод(формулируется обучающимися) Одни и те же слова могут быть и подлежащими, и обращениями. Важно различать, что означают данные слова: предмет или обращение к предмету. Смысловой отрезок - обращения можно опустить, при этом смысл предложения не изменится. Это еще одно отличие обращения от подлежащего.

Попробуйте дать ответ на вопрос: что называется обращением? (слайд №2)

Сверьте свои ответы с учебно-научным текстом на странице 139.

- О чем еще вы узнали из текста? (Обращение может быть распространенным и нераспространенным, не является членом предложения).

Работа в парах.

Задание: составьте диалог в лицах, включив распространенные и нераспространенные обращения.

- Как выделяются обращения в устной речи?

Что вы заметили?

Сообщение, подготовленное обучающимся: - В Древнерусском языке существовал особый звательный падеж. Это и было обращение. Оно устанавливало связь между говорящим и тем, к кому обращаются. Со временем звательный падеж утрачивается, но слова - обращения остаются

В речевом этикете обращению уделяется большое внимание. Неудачное, необдуманное обращение может насторожить, удивить и даже обидеть. Чем вежливее вы будете обращаться к другим, тем с большим желанием вас будут слушать.

Всем нам при общении

поможет обращение,

к людям , звездам или птицам

можешь смело обратиться.

При письме, не забывай,

запятыми выделяй.

Вопрос для наблюдения:

Как выделяются обращения в письменной речи? Поясните примеры выделения обращений , используя тексты предыдущих упражнений.

Задание: прочитайте текст в рамке на странице 140. Что нужно знать для правильного оформления обращений в письменной речи? Как обособим обращение, произнесенное с особой интонацией, с особым чувством?

Задание: Составьте и запишите предложения, включив обращения, произнесенные с особой интонацией, так чтобы обращение стояло в начале предложения. (После обращения, находящегося в начале предложения, поставим восклицательный знак, следующее за обращением слово будет написано с большой буквы.)

Вывод (формулируется учащимися) После обращения, находящегося в начале предложения, поставим восклицательный знак, следующее за обращением слово будет написано с большой буквы.)


Рефлексия

Учебная цель для учащихся:

- применять обращения в соответствии с нормами устной и письменной речи;

- определять позицию обращения в предложении, пунктуационно оформлять обращения по алгоритму рассуждения.

Определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока:

- закрепить умения пунктуационного оформления обращений;

- отработать практические навыки нахождения обращений в тексте.

Методы:

- репродуктивный;

- словесный;

- контроля и самоконтроля;

- мотивации и стимулирования.

Дифференцированная работа по упражнению 263.

Задание: записать известные вам строки А.С. Пушкина. Объяснить постановку знаков препинания. Графически обозначить обращения. Подчеркнуть грамматическую основу предложения. (Задание выполняется дифференцированно, у доски 3 человека)

1. Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу.

2. Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч…

3. Свет наш солнышко, ты ходишь круглый год по небу…

Составьте алгоритм действий, необходимых для правильного оформления обращений в письменной речи.

  1. Находим обращение - смысловой отрезок. 2. Смотрим, какое место в предложении занимает. 3. Выделяем запятыми.)

Слайд № 4. Задание с элементами тестирования.

Задание: записать предложения с обращениями, расставить знаки препинания.

  1. 1. Слушай Незнайка выручи меня отсюда.

  2. 2. Эй братец загораешь?

  3. 3. Получай свою одежду товарищ по несчастью.

  4. 4. Скажи дружище какая муха тебя укусила?

  5. 5. Мама научи меня сочинять стихи.

  1. 6. К утру мороз крепчал.

- Что нового узнали ?

- Что показалось самым сложным?

-оцените свою работу на уроке .

5.

Задание на дом, включающее:

Цель для учащихся: закрепить умение находить обращения в тексте, пунктуационно оформлять на письме.

Цель, которую хочет достичь на данном этапе учитель: развивать умение в нахождении обращений в тексте, пунктуационно оформлять обращения на письме

Домашнее задание страница 139-140, выучить правила, упражнение 268. Задание: списать предложение, расставляя знаки препинания, графически обозначить обращения.

Используемая литература.

Е. С. Барова, М.Р. Богданова. Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку 5 класс. - Москва.,2012.

Р.Н. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова. Русский язык5 класс. - Москва., 2006.

Е.Л. Мельникова. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения. Пособие для учителя.- И., 2002.



© 2010-2022