Статья «Развитие познавательного интереса на уроках русского языка и литературы

Основная задача учителя - привить любовь к языку, развить интеллектуальные способности ученика, воспитать творческую личность. Каждый раз, идя на урок, думаешь о том, как заинтересовать учащихся своим предметом, как развить их познавательную деятельность, как пробудить творческие силы, как добиться высоких результатов?Сегодня учителя все чаще в своей работе используют нестандартные уроки, которые приобретают наряду с традиционными  статус организационной формы обучения. Нестандартные уроки отлич...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья

«Развитие познавательного интереса

на уроках русского языка и литературы"

Среди множества актуальных проблем школы есть одна, от решения которой зависит успешность обучения учащихся. Проблема формирования познавательного интереса к изучению русского языка вызывает необходимость развить у учащихся любовь и интерес к этому предмету, сделать его более радостным и увлекательным.

Основная задача учителя - привить любовь к языку, развить интеллектуальные способности ученика, воспитать творческую личность. Каждый раз, идя на урок, думаешь о том, как заинтересовать учащихся своим предметом, как развить их познавательную деятельность, как пробудить творческие силы, как добиться высоких результатов. Конечно, интерес к предмету появляется тогда, когда учитель в самом начале урока доводит до сведения учеников, с какой целью будет изучаться предмет, какими знаниями и умениями они должны овладеть, какие требования будут им предъявлены.

Бесспорно, добиться повышения качества на уроках помогают новые педагогические технологии, но применение этих новшеств невозможно без заинтересованности самих учащихся. Лучшие учителя во все времена находятся в поиске и стремятся использовать в своей работе что- то новое, неординарное, творческое. Сегодня учителя все чаще в своей работе используют нестандартные уроки, которые приобретают наряду с традиционными статус организационной формы обучения. В среднем звене мне удаются уроки-экскурсии, игры, путешествия, в старших классах уроки-презентации, дебаты, семинары, зачеты, конференции, уроки-тренинги, урок-суд, урок - форум.

Нестандартные уроки отличаются новизной, неповторимостью: каждый урок оригинален, он представляет собой творческую находку учителя. Работа по станциям, позволяет учащимся работать со словарями, писать словарные диктанты, выполнять фонетико-графические задания. Правильно выполненные задания дают учащимся возможность передвигаться по станциям и получить хорошую отметку. В конце урока ребята анализируют, чему научились, что нового узнали, какие трудности им пришлось преодолеть, знания каких правил позволили им благополучно закончить путешествие. Нетрадиционные формы уроков помогают организовать воспитательный момент на уроках. Вот, например, обобщающий урок по теме «Причастие» проходит в форме «Морское путешествие в мир слов».

Итоговые уроки провожу в форме проектной деятельности. При обобщении и повторении по морфологии в 10 классе, ребята делают анализ текстов научного и художественного стиля. В ходе этой работы они должны сделать полный языковой анализ текста. Найти числительные, имена собственные, причастия и отглагольные прилагательные, служебные части речи, ССП, СБП, определить стилистические фигуры. Проектную деятельность можно рекомендовать как дополнение к классно-урочной системе, как способ выйти за пределы урока с вопросами, связанными с углубленным изучением предмета. При работе над проектами ребята проявляют фантазию и оригинальность, раскрывают свой творческий потенциал.

Важной задачей считаю, что нужно наладить поисковую деятельность на уроках русского языка и литературы. А для этого в среднем звене ученики охотно делают книжки-загадки, книжки-сказки, сборники пословиц и поговорок. В старших классах удачно проходят презентации поэтических сборников, например, песен В.Высоцкого «Я вернусь». Необычность таких заданий активизирует деятельность учащихся, развивает интерес к предмету, усиливает мотивацию обучения, воспитывает творческую личность. Применение и использование ресурсов Интернета, позволяют учащимся самостоятельно подготовить сообщения о жизнедеятельности поэтов и писателей, защиту рефератов, творческие выступления, которые проходят в форме презентаций.

Еще один метод повышения интереса - проведение дидактических игр на уроках русского языка с целью повышения интереса к предмету в 5-7 классах. Ведь игры помогают быть не только внимательными, но и тренируют память, развивают орфографическую зоркость. Игра может быть проведена на любом этапе урока. В начале урока цель игры - организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра решает задачу усвоения темы; в конце урока игра носит поисковый характер. На любом этапе урока игра включает разные виды деятельности детей. Игры самые разнообразные «Самый умный», «Знатоки русского языка», «Восхождение на Пик орфографии», «Умники и умницы». Благодаря опыту практической деятельности с использованием дидактической игры как средства обучения, можно говорить о том, что дидактическая игра повышает интерес к русскому языку, стимулирует деятельность школьников. Игра воспитывает желание и умение учиться, создает такой эмоциональный фон урока, который помогает детям лучше и глубже усвоить содержание материала. В системе уроков можно подобрать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую. Отгадывание кроссвордов, ребусов, проведение уроков в форме конкурсов, соревнований, КВН вызывает у детей познавательную активность, развивает интерес к предмету. Процесс выполнения работ творческого характера всемерно содействует развитию познавательных способностей учащихся. Рациональное использование школьниками учебного материала в изменяющихся условиях всегда сопровождается сосредоточением их внимания, волевых усилий, преодолением встречающихся трудностей, вызывающих эмоциональные переживания положительное и ответственное отношение к учению. Все это содействует успешному развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности мышления речи, памяти, внимания, воображения, расширению у них познавательных и творческих возможностей. Анализируя результаты теоретических исследований литературы, передового опыта педагогов новаторов, современных педагогов, психологов и конечно свой педагогический опыт по проблеме повышения интереса к русскому языку, можно сделать вывод о том, что дидактическая игра имеет огромное значение в обучении школьников. Игра не потеряла своей значимости и постоянно изменяется, обновляется и совершенствуется. Применение игры в обучении благотворно влияет на качество усвоения учебного материала, за счет повышения интереса к предмету. А интерес, в свою очередь, прекрасно стимулирует деятельность школьников и является одним из главных мотивов учения. Выполняя различные упражнения, учащиеся творчески мыслят, у них развивается внимание, умение быстро находить решение вопроса. Крайне важно включать занимательные упражнения, которые дают информацию не из учебников. При подготовке к уроку включаю дополнительный материал по рубрикам: «Знаете ли вы?», «Это интересно». Темы могут быть разными «История возникновения фразеологизмов», «Как возникла письменность?», «Из каких частей речи образовались производные предлоги?» и т.д. На уроке обязательно уделяется время развитию речи, а для этого предлагаю задания творческого характера, которые развивают монологическую речь учащихся: сделать прогноз погоды, рекламировать какую-либо продукцию, выступить с речью перед студентами. Хорошим итогом может быть внеклассное мероприятие «Филологическая неделя», на котором конкурсные задания охватывают большой материал, а итоговым творческим заданием служит воспроизведение литературного произведения. Положительным в работе является то, что учащиеся охотно выбирают русский язык и литературу для сдачи экзаменов по выбору. Активно участвуют во Всероссийских конкурсах «Еж», «Молодежное движение», «Снейл». Живыми, яркими и интересными уроки будут тогда, когда учитель сам обладает высокими личностными качествами и глубокими разносторонними знаниями, проявляя при этом требовательность к себе и систематически проводя работу над собой.

Таким образом, чем содержательнее урок и высокая подготовка учителя к занятию, тем интереснее и эффективнее проходит урок, тем интереснее учащимся, а значит, интерес к самому русскому языку растёт.


© 2010-2022