- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок литературы Повесть о Шемякином суде
Урок литературы Повесть о Шемякином суде
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Медведь В.В. |
Дата | 10.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Литература 8 класс
Тема: «Повесть о Шемякином суде».
Цель: Познакомить учащихся с текстом повести; раскрыть тематику и идейное содержание произведения через своеобразие сюжета и композиции; развивать критическое мышление с помощью стратегии «Чтение с остановками» и написание эссе, работу в парах, группах; способствовать воспитанию высоконравственной личности.
Ход урока.
-
Оргмомент
-
Слово учителя.
-Ребята, скажите, пожалуйста, оказывались ли вы когда - нибудь в трудной ситуации. Опишите ее.
-Вы, вероятно, хорошо помните, как вам удалось выйти из затруднительного положения. Расскажите об этом.
-Подумайте, какие черты характера, свойства вашей личности помогли вам разрешить ваши проблемы и найти выход из, казалось бы, безвыходного положения?
Учитель записывает варианты ответов на доску: честность, правдивость, принципиальность, смелость, храбрость, сила воли, находчивость, умение убеждать и т.д.
Учитель продолжает:
- А случались ли у вас размолвки с вашими ровесниками: одноклассниками, товарищами, родственниками?
-Как вы разрешали свои проблемы и приходили к соглашению?
-Помогал ли вам в этом кто-нибудь: родители, учителя, сверстники?
-Какие черты характера, по вашему мнению, необходимы, чтобы разрешить подобные конфликты?
На доске появляется запись: Доброта, терпение, дружелюбие, чуткость, умение прощать, умение понять другого, четкость и определенность собственной позиции и т.д. Учитель продолжает задавать вопросы:
-Как вы думаете, достойно ли это частное происшествие с отдельными людьми, скажем, с вами, отображения в литературе? Почему?
Сегодня мы познакомимся с сатирической повестью 17 века «Повесть о Шемякином суде».
- Хотите узнать, о чем говорится в этом произведении?
-
Работа с произведением.
-
Инструкция по чтению текста с помощью стратегии Чтение с остановками».
-
Чтение текста по стратегии «Чтение с остановками».
-
-
Чтение до первой остановки.
- Почему богатый не дал бедному хомут?
- Какие ваши впечатления о бедном? О чем заставили вас задуматься его поступки?
- Какая, по-вашему, будет реакция богатого?
2) Чтение до второй остановки.
- Какая же будет реакция попа? Что он предпримет? Какие возникли вопросы? Что взволновало? Предположите, как решил выйти из такого безвыходного положения бедный?
( запись вопросов, затем обсуждение в группах и запись главных на доске по одному от группы).
3) Чтение до третьей остановки.
- Какие чувства вызывает у вас бедный? (И смех, и сочувствие).
- Какие вопросы возникли? (запись и обсуждение в группе). Можете предположить, какие приговоры получит бедный за эти преступления? - Для чего достал бедный завернутый камень? Что мог подумать судья?
4) Чтение до четвертой остановки.
-Как теперь поведут себя истцы, после приговора Шемяки?
- Какие вопросы у вас возникли? Запишите их и выберите от группы наиболее важный. (Спикер озвучивает вопрос. Если достойный вопрос, то учитель записывает его на доске).
5) Чтение до конца.
-Что можно сказать о суде Шемяке? Почему из всех действующих лиц только у судьи есть имя?
- Чем являются приговоры, с точки зрения композиции, для трех эпизодов первой части?
6) Каждая группа отвечает на один вопрос, записанный на доске (обсуждение в группах и ответ спикера).
-Так какова тема и идея произведения? (обсуждение в группе)
-Каковы особенности сюжета и композиции?
(Повесть состоит из двух частей. Первая состоит из трех эпизодов, каждый из которых имеет свою композицию, вторая - рассказ о суде Шемяки, который включает приговоры и историю о камне, завязанном в платок).
-
Рефлексия.
-
Понравилось ли вам это произведение? О чем оно заставило вас задуматься? Как-то могут впечатления от сегодняшней беседы повлиять на вас, ваши поступки в дальнейшем?
-
Инструкция по написанию эссе на тему «Как я поступил бы на месте судьи».
-
Написание эссе.
-
Авторский стул.
-
-
Д/З: выявить авторскую позицию и оформить ответ письменно.