Рабочая программа по русскому языку 3 класс школа 2100

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Дальнинская средняя общеобразовательная школа


Рассмотрено на заседании

методического объединения « Старт»

МОУ «Дальнинская СОШ»

Руководитель МО______________

Азарова Наталья Игоревна

Протокол № от « 05 » сентября 2015 г

УТВЕРЖДАЮ:

директор школы МОУ «Дальнинская СОШ»

_________________

Смирнова Ольга Валентиновна

Приказ № от « 05» сентября 2015 г










Календарно-тематическое планирование

по русскому языку в 3 классе

МОУ «Дальнинская СОШ»

на 2015-2016 учебный год


Азаровой Натальи Игоревны







Пос. Дальний

2015г

Предмет: русский язык

Учитель: Азарова Наталья Игоревна

Школа: МОУ «Дальнинская средняя общеобразовательная школа»

Класс: 3-й

Количество часов в неделю по учебному плану: 4,5

Общее количество часов в соответствии с программой : 153

Основание для планирования: образовательный стандарт основного общего образования 2011г.
Учебник:

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Фролова Л.А. Орфографическая тетрадь по русскому языку, 3 класс. - М.: Баласс, 2012.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник. 3 класс. - М.: Баласс, 2012.

3. Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс. В 2-х вариантах. - М.: Баласс, 2012.

4. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 3 класса. - М.: Баласс, 2012.

5. Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию для 3 класса. - М.: Баласс, 2012.

6. Исаева Н.А. Рабочая тетрадь по русскому языку, 3 класс, - М.: Баласс, 2013.

К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся:- компьютер, мультимедийный проектор Интернет - ресурсы: school2100.ru


Виды контроля

I четверть

II четверть

III четверть

IVчетверть

Год

Административный


1

1

Плановые к/р

3

2

3

3

11

Диктаны

2

2

2

2

4

Структура рабочей программы

1.Титульный лист (название программы)

2. Пояснительная записка

3Содержание тем учебного курса

4 Требования к уровню подготовки учеников, обучающихся по данной программе

.5.Перечень учебно-методического обеспечения

6 Список литературы

7 Календарно-тематическое планирование























Пояснительная записка

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе Федерального госу­дарственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции ду­ховно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых ре­зультатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы «Русский язык» (авторы: Р.Н. Бунеев и др.), яв­ляющейся составной частью Образовательной системы «Школа 2100». Данный УМК в пол­ной мере реализует принципы деятельностного подхода. Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы зало­жить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и ре­чевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Цель курса русского языка в начальной школе - развитие личности ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами предмета «Русский язык», а именно:

- формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной науч­ной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных поло­жений науки о языке (познавательная цель); - формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

Задачи курса: - развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;- осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоян­ном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;- формирование у детей чувства языка;- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и позна­вать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точ­ной, богатой;- сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и пра­вописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения: - овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);

- овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов; - овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»: 1) приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;

2) дальнейшее овладение родным языком;

3) овладение орфографией и пунктуацией;

4) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

5) развитие чувства языка.

В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельно­сти детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естест­венно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, - разделы «Предложение» и «Текст».

В третьем классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударение и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать -их роль в речи; знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую рол знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению. Все полученные знания и умения делают возможным логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения. В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей а материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.

Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раз дел «Слово». Слово рассматривается с точки зрения:

1) звукового состава и обозначения звуков буквами;

2) морфемного состава и словообразования;

3) грамматического значения;

4) лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.

В третьем классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь и ъ. Изу­чается правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне, например ссора, аллея, жужжит, и правило их переноса. Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и не­проверяемой буквой безударного гласного в корне (на материале трёхсложных слов - с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также с проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня (рас­сказ, рассвет). Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова.

Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение поль­зоваться орфографическим словарём.

Вводится новая орфограмма - обозначение буквой на письме непроизносимого со­гласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизноси­мых согласных (вкусный, чудесный и др.).

«Состав слова» - сквозная тема курса русского языка. В третьем классе дети знако­мятся с окончанием и его функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов.

Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова, на этом ма­териале продолжается работа с группами однокоренных слов (наблюдение над лексическим значением однокоренных слов с чередованием согласных в корне типа дорога - дорожка -дорожный; подбор однокоренных слов). Эта работа связана с развитием орфографических умений, она ведётся регулярно в течение всего учебного года.

Кроме того, дети знакомятся с другими суффиксами и приставками, тренируются в об­разовании слов, в различении предлогов и приставок, в разборе по составу доступных слов, знакомятся со сложными словами.

Третий аспект рассмотрения слова - лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведёт­ся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.

Четвёртый аспект рассмотрения слова - морфологический. Морфология - самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность опре­делённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию.

Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также зна­ний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.

В третьем классе части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в ре­зультате наблюдений за функционированием слов в речи.

Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.

При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.

В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе язы­ка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.

В программе не выделен отдельный блок уроков развития речи. Развитие речи третьеклассников осуществляется на каждом уроке русского языка при изучении программ­ного материала и ведётся в нескольких направлениях:

1. Количественное (в ходе образования слов с помощью суффиксов и приставок) и ка­чественное (уточнение и разъяснение лексического значения слов) обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей.

2. Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над свя­зью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, пред­ложений, текстов.

3. Развитие связной устной речи (ответы на вопросы, составление предложений и не­больших текстов), письменной речи (составление и запись предложений, небольших текстов из 4-5 предложений, свободные диктанты, письменные изложения с предварительной подго­товкой).

4. Обучение правильному произношению слов, ударению и интонированию.

Обучение каллиграфии ведется на каждом уроке с целью закрепления навыка начер­тания букв и соединений, гигиенических навыков письма, совершенствования навыков пись­ма в одну линейку.

Рабочая программа по русскому языку рассчитана на 170 часов в год при 5 часах в не­делю.

Содержание программы (170 часов)

Повторение (12 часов) Основные признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать опрос). Повествовательное, вопросительное и восклицательное предложение. Интонация, связь слов в предложении. Грамматическая основа (без введения этого понятия).

Понятие о тексте. Заглавие, основная мысль текста. План текста. Части текста.

Слова, которые отвечают на вопросы кто?, что?, какой?, какая?, какое?, какие?, что делает? Слова, к которым нельзя задавать вопросы (предлоги; слова, выражающие чувствa, но не называющие их - без введения понятия «междометие»). Раздельное написание предлогов с другими словами (орфограмма-пробел), обозначение орфограммы.

Лексическое значение слова, многозначность слов. Прямое и переносное значение слов. Слова со сходным и противоположным значением. Части слова. Корень (определение), однокоренные слова (определение). Лексическое значение однокоренных слов. Единообразие однокоренных слов.

Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях. Безударные гласные в словах. Парные согласные на конце слова. Звук (й) после согласных перед гласными.

Слово (123 часа) Совершенствование умений звукобуквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов; написания ь для обозначения мягкости согласных, ь и ъ разделительных.

Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов (снег - снежок).

Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с орфограммами, изученными во 2-м классе; слова с ь и ъ разделительными, переносить слова с ь и ъ.

Написание слов с двойными буквами согласных в корне, например, класс, жужжит, ссора, с двойными буквами согласных на стыке приставки и корня (рассказ, рассвет), пере­нос этих слов.

Правописание буквы безударного гласного в корне (в двусложных словах, в трёхслож­ных словах с двумя безударными гласными в корне). Правописание слов со звонкими и глу­хими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова.

Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных зву­ков в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания проверяемых букв согласных. Освоение написания слов типа вкусный, чу­десный.

Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обу­чения.

Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суф­фикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующи­мися согласными; находить в слове корень путём подбора и сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые слова. Знакомство с суффиксами -к-, -оньк-, -оват-, -еват-, -ишк-, -ышк-, их значением; образование слов с помощью этих суффиксов. Развитие умения писать слова с буквами безударных гласных в приставках. Знакомство со сложными словами.

Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова (оп­ределение).

Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений сло­ва. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи.

Самостоятельный подбор 1-2 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенно­стями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами (на примере имён прилагательных).

Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависи­мости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов.

Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевлённые и не­одушевлённые. Род, число имён существительных. Образование имён существительных с помощью суффиксов -онк-, -оньк; -еньк-, -ок-, -ек; -uк-, -очк-, -ечк; -ушк; -юшк-, -ышк; -к-, -чик-, -тель-, -ник-.

Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множе­ственного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.

Понятие об имени прилагательном. Изменение имён прилагательных по родам и чис­лам, связь с именами существительными. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных.

Суффиксы имён прилагательных -н-, -еньк-, -оват-, -еват-.

Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение гла­голов по временам. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголами. Неопределённая форма глагола. Правопи­сание ь после ч в глаголах неопределённой формы.

Понятие о наречии. Наречие как часть речи.

Предложение и текст (25 часов) Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях Логическое ударение, его роль в речи.

Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения.

Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; оп­ределять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому; распространять предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.

Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Интонация перечисления Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.

Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов) Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания (разделительная функция): запятая разделяет два предложения, две мысли Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания.

Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование типа правильной читательской деятельности.

Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.

Повторение (10 часов) Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы к анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письмен ной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.

Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочётов графического характера.

Слова с непроверяемым написанием для изучения в 3 классе Абзац, абрикос, аккорд, аккуратный, аллея, алмаз, апельсин, аппарат, аппетит, аро­мат, багаж, багровый, багряный, базар, балкон, баран, барабан, баранка, бассейн, батон, болото, будто, вагон, ванна, вверх, ветер, веять, вдоль, винегрет, вместе, вниматель­ный, волшебный, вокзал, ворота, вперед, всегда, газета, галерея, гаммы, голубой, гори­зонт, горох, грамм, грамматика, грипп, группа, длина, долина, до свидания, дрожжи, жен­щина, жёлтый, жжёт, жужжит, завтрак, закон, запад, иллюстрация, иней, искусство, ка­мыш, как будто, какао, календарь, калитка, картина, касса, каяться, килограмм, коллектив, коллекция, командир, комната, компьютер, коричневый, корзина, корреспондент костюм, кофе, кровать, кросс, кроссовки, кроссворд, лаять, лелеять, лестница, лимон лопата, малина, мандарин, масса, машина, маяться, медленно, месяц, метро, мечта миллиметр, мужчина, навсегда, назад, наоборот, например, насекомые, неделя, обед, облако, обратно, огород, огромный, огурец, одежда, оранжевый, орех, орфограмма, осина отдых, оттуда, перрон, печаль, платок, помидор, помощник, поперёк, порядок, потом потому что, почерк, праздник, праздничный, правило, правильно, предмет, приветливо пример, природа, профессия, путешествие, реять, рисунок, ромашка, свобода, сзади, се вер, сейчас, серебряный, сеять, синица, сирень, сиреневый, смородина, снова, совесть совсем, соловей, сосед, сочинение, сразу, ссора, стакан, стрекоза, суббота, сумма, счастье, счёт, считать, тарелка, телеграмма, терраса, территория, товарищ, томат, тоска, тоскует, троллейбус, ужин, фамилия, фонарь, характер, хозяин, хоккей, чаять, чемодан, через, черемуха, чёрный, что, чтобы, чувство, чуять, шалаш, шампунь, шел, шоссе, шофёр, юноша, юный, яблоко, ягода.

Планируемые результаты освоения предмета

Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса «Русский язык» в третьем классе являет­ся формирование следующих умений:- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;- эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать дру­гим людям, сопереживать;- чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стре­миться к совершенствованию собственной речи;- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;- интерес к изучению языка;- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» в третьем классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия: - самостоятельно формулировать тему и цели урока;- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятель­ность;- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешно­сти своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные универсальные учебные действия: - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концепту­альную;- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не­сплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (состав­лять план, таблицу, схему);- пользоваться словарями, справочниками;- осуществлять анализ и синтез;- устанавливать причинно-следственные связи;- строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные универсальные учебные действия: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;- высказывать и обосновывать свою точку зрения;- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;- задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- умение воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; - умение осознанно, правильно, выразительно читать вслух; - умение самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, по ключе­вым словам; - умение производить звуко-буквенный анализ доступных слов; - умение видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в кор­не, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки глас­ных и согласных букв в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограм­мы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); на­ходить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами; - умение правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; пи­сать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55-60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь; - умение находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в слож­ных словах; - умение распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные ме­стоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме про­граммы; - умение определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонаци­ей перечисления; - умение разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подле­жащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных меж­ду собой; - умение видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и); - умение составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи; - умение осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков пре­пинания в письменном общении; - умение читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, оза­главливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану; - умение читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану); - умение письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).

Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно на­блюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конст­рукций, слов, к совершенствованию своей речи.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. критерии оценивания

Рабочая программа предполагает использование следующей технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся.

1. Определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, т.е. на сколько обучение соответствует современным целям обучения.

2. Развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки.

3. Мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием.

4. Создавать комфортную обстановку, сохранить психологическое здоровье детей.

В курсе русского языка в третьем классе предусмотрен текущий, тематический и итоговый контроль.

Текущий контроль сопровождает процесс становления умений и навыков, проводите на первых этапах обучения. Его цель - анализ хода формирования умений и навыков учащихся. Он важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности и предупреждения неуспеваемости учащихся. Этот вид контроля проводится в письменной и в устной форме не реже одного раза в неделю. Текущий обучающий контроль реализуется как через систему заданий учебника под рубрикой «Это ты можешь», так и через задания в тетрадях на печатной основе «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (авт. Е.В. Бунеева).

Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме. Для его проведения предлагаются проверочные работы, каждое задание в которых контролирует одно базовое умение или навык. Первое задание в каждой работе направлено на проверку базовых теоретических знаний. Задания для учащихся в тетрадях предлагаются в соответствии с моделью контроля и оценивания, разработанной Образовательной системе «Школа 2100», на необходимом, программном и максимально уровнях. Выполняя задания, ученики могут продемонстрировать свой уровень усвоения учебного материала в соответствии с требованиями Госстандарта (необходимый уровень) программы «Школы 2100» (программный уровень), а в отдельных заданиях этот уровень может быть максимальным - сверх программы. Уровень показывает степень самостоятельности и нестандартности в освоении каждого умения. Время проведения проверочной рабе ты на специально отведённом уроке - 30-35 минут.

Положительные оценки и отметки за задания самостоятельных (проверочных), итоговых (контрольных) работ являются своеобразным зачётом по изученной теме. Каждая тем; у каждого ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачёта не должен быть жестко ограничен (например, ученики должны сдать все темы до конца четверти). Такое накопительное и формирующее оценивание учит школьников планировать свои действия. Третьеклассники должны постоянно видеть результаты своей работы. Для этого используется «Дневник школьника» и портфель достижений школьника. В портфель достижений помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником заданий, работ, содержащих не только отметку (балл), но и оценку (словесную характеристику его успехов и советы по улучшению, устранению возможных недостатков). Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.

Оценка ученика по универсальной шкале трёх уровней успешности

Уровень успешности

Отметка

Пояснения

Не достигнут необходимый уровень

«2» - неудовле­творительно

Не решена типовая, много раз отработанная задача.

1. Необходимый уровень - решение типовой задачи, подобной тем, что ре­шали уже много раз и где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания.

«3» - удовлетво­рительно

Частично успешное решение (с ошибкой или с привлечением посторонней помощи на любом из этапов решения).

«4» - хорошо

Полностью успешное решение (без ошибок, самостоятельно).

2. Программный уровень - решение нестандартной задачи, где потребова­лось применить:- либо новые, получаемые в данный момент знания;- либо прежние знания и умения, но в новой, непривычной ситуации.

«4+» - прибли­жается к отлично

Частично успешное решение (с незначительной ошибкой, не влияющей на результат, или при­влечением посторонней помощи на любом из этапов решения).

«5» - отлично

Полностью успешное решение (без ошибок, самостоятельно).

Третий уровень - особый, необязательный для всех учеников, фиксирующий их исключительные успехи

3. Максимальный уровень - решение задачи на неизученный материал, ко­торое потребовало: - либо самостоятельно добытых, не полученных на уроке знаний; - либо новых, самостоятельно приоб­ретённых умений.

«5+» - превос­ходно

Частично успешное решение (с не­значительной ошибкой, не влияю­щей на результат, или привлечени­ем посторонней помощи на любом из этапов решения).

«5 и - превос­ходно

Полностью успешное решение (без ошибок, самостоятельно).

Оценивается любое, особенно успешное действие, балльно фиксируется только пол­ноценное решение задачи, показывающее умения по использованию знаний.

За каждую учебную задачу или их группу, демонстрирующую овладение учеником от­дельным умением, ставится своя, отдельная отметка.

За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится по желанию ученика.

За каждую задачу проверочной работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Ученик не может отка­заться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз).

Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определённый, доста­точно большой промежуток учебного времени (четверть, полугодие, год). Формы проведения ито­гового контроля - проверочное и контрольное списывание и контрольные диктанты.

Проверочное списывание проводится в начале года и в конце первого полугодия, кон­трольное списывание - в конце года. Объём текстов - 50, 55 и 60 слов соответственно. Цель: проверка умения правильно, без ошибок и пропусков списывать текст.

Диктанты проводятся для проверки уровня развития правописных умений и навыков. Дополнительные задания во время диктанта не предлагаются. В оставшееся время дети проводят самопроверку, графически обозначают изученные орфограммы, находят и исправ­ляют ошибки.

Критерии оценки письменных работ по русскому языку в третьем классе


Норма

«5» («отлично»)

«4» («хорошо»)

«3» («удовлетвори­тельно»)

«2» («плохо»)

Диктант

55-60 слов

Уровень выпол­нения требова­ний значительно выше удовлетворительного, от­сутствие ошибок.

Уровень выпол­нения требова­ний выше удов­летворительно­го, не более 2 ошибок.

Достаточный ми­нимальный уро­вень выполнения требований, не более 3-5 ошибок.

Уровень вы­полнения тре­бований ниже удовлетвори­тельного: на­личие 6 оши­бок или более.

Списывание

50-60 слов

Безукоризненно выполненная работа без ис­правлений.

1-2 исправления или одна ошибка.

2-3 ошибки.

4 и более ошибок.

Словарный диктант

12-14 слов

Без ошибок.

1 ошибка.

2 ошибки.

3 и более ошибок.

К ошибкам в диктантах относятся: - нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;

- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);

- отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения) и заглавной буквы в начале предложения;

- наличие ошибок на изученные правила орфографии.

К недочётам в диктантах относятся: - отсутствие знака препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

- отсутствие красной строки;

- неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило.

Итоговая отметка - это показатель уровня образовательных достижений. Она высчитывается как среднее арифметическое текущих и обязательных отметок за проверочные контрольные работы (диктанты, списывания, словарные диктанты

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Фролова Л.А. Орфографическая тетрадь по русскому языку, 3 класс. - М.: Баласс, 2012.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник. 3 класс. - М.: Баласс, 2012.

3. Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс. В 2-х вариантах. - М.: Баласс, 2012.

4. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 3 класса. - М.: Баласс, 2012.

5. Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию для 3 класса. - М.: Баласс, 2012.

6. Исаева Н.А. Рабочая тетрадь по русскому языку, 3 класс, - М.: Баласс, 2013.

К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся:- компьютер, мультимедийный проектор Интернет - ресурсы: school2100.ru






Тематическое планирование

№ п/п



Тема урока



№ в теме


Тип урока



Элементы содержания



Требования к уровню

подготовки

обучающихся


Домашнее задание



Дата

Раздел 1. Повторение (8 ч)

1

Что мы знаем о слове , тексте

1

Урок повторе­ния, обобщения и систематиза­ции материала

Закрепление зна­ний о различении предложения и текста

Уметь:

- читать художест­венные тексты учеб­ника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после;

- делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавли­вать части текста;

- составлять простой план



Упр. 1.с.27


2

Что мы знаем о слове, предложе­нии, тексте

2

Урок повторе­ния, обобщения и систематиза­ции материала

Закрепление зна­ний о различении предложения и текста

Упр. 2, с. 27, подготовить рассказ по теме «Что я знаю о тек­сте»


3

По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами

3

Урок повторе­ния, обобщения и систематиза­ции материала

Закрепление зна­ний о правописа­нии безударных гласных

Упр. 3, с. 28


4

Повторяем изучен­ные орфограммы и их графическое обо­значение. Контроль­ное списывание

4

Урок повторе­ния, обобщения и систематиза­ции материала

Закрепление знаний о правописании безударных глас­ных. Развитие уме­ния списывать текст

Упр. 4, с. 29, знать и уметь пользовать­ся памяткой нас. 13


5

Развитие умения пи­сать слова с изучен­ными орфограммами, графически обозна­чать орфограммы. Работа над ошибками

5

Урок повторе­ния, обобщения и систематиза­ции материала

Правописание без­ударных гласных

Уметь:

- видеть в словах изу­ченные орфограммы и другие «опасные» для написания места;

- графически обо­значать выбор тех или иных написаний;

- писать слова с изу­ченными непроверя­емыми написаниями;

- писать текст под диктовку;

- правильно списы­вать текст

Упр. 5, с. 29


6

Развитие умения пи­сать заглавную букву в словах. Словарный диктант

6

Урок повторе­ния, обобщения и систематиза­ции материала

Развитие навыка употребления про­писной буквы в начале предложе­ния, в именах соб­ственных

Упр. 12; дидактиче­ский мате­риал


7-8

Правописание боль­шой буквы в словах. Повторение алфавита

7

Урок повторе­ния, обобщения и систематиза­ции материала

Развитие навыка употребления про­писной буквы в начале предложе­ния, в именах соб­ственных

Упр. 9 (учебник); упр. 10; ди­дактический материал


9

Контрольный дик­тант по теме» Изученные орфограммы»

8

Урок контроля ЗУН


Раздел 2. Части слова. Корень. Чередование согласных звуков (3ч)

10

Повторение понятий корень слова, однокоренные слова. По­нятие о чередовании согласных звуков в корне слова

1

Урок повторе­ния, обобщения и систематиза­ции материала

Развитие умения находить и исправ­лять ошибки; вы­деление значимых частей слова (ко­рень)

Понимать, что для правильного написа­ния слов целесооб­разно подбирать од-нокоренные слова, в том числе в словах с чередующимися со­гласными в корне

Упр. 14, 15; дидактиче­ский мате­риал


11

Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне

2

Урок объясне­ния нового ма­териала

Освоение орфо­граммы, алгоритма действий при вы­боре способа про­верки и правиль­ном написании слов с чередующи­мися согласными звуками в корне

Знать правило напи­сания парных звон­ких и глухих Соглас­ных.

Уметь подбирать однокоренные слова, в том числе с чере­дующимися соглас­ными в корне

Упр. 1, с. 41, читать текст на с. 33


12

Развитие речи. Твор­ческ.работа. Состав­ление связного тек­ста из деформ-ных предложений

3

Урок развития речи

Развитие навыка работы с деформи­рованными пред­ложениями

Уметь письменно пересказывать текст



Раздел 3. Правописание проверяемых согласных букв в корне слова. Удвоенные согласные в корне слова (9ч)

13

Правописание про­веряемых согласных букв в корне слова

1

Урок развития умения и навы­ков; практикум

Правописание пар­ных звонких и глу­хих согласных

Уметь:

- правильно писать слова с проверяемы­ми согласными;

- владеть способами проверки;

- правильно писать слова с удвоенными согласными буквами в корне;

- письменно переска­зывать текст;

- писать подробное изложение доступно­го текста

Упр. 2, с. 42


14

Развитие умения ви­деть изучаемую ор­фограмму в словах, правильно писать слова и графически обозначать орфо­грамму

2

Урок развития умения и навы­ков; практикум

Правописание без­ударных гласных, парных звонких и глухих согласных

Упр. 3, с. 42


15

Развитие умения ви­деть изучаемую ор­фограмму в словах, правильно писать слова и графически обозначать орфо­грамму

3

Урок развития умения и навы­ков

Правописание без­ударных гласных, парных звонких и глухих согласных

Упр. 4, с. 43


16

Проверочная работа по теме «Части слова. Корень. Пра­вописание проверяе­мых согласных букв в слове»

4

Урок контроля знаний, умений и навыков

Уметь самостоя­тельно анализиро­вать изученные язы­ковые явления и вы­полнять провероч­ную работу



17

Понятие об удвоен­ных согласных бук­вах

5

Урок объясне­ния нового ма­териала

Правописание уд­военных согласных

Знать правило напи­сания удвоенных со­гласных

Упр. 6, 7, с. 43


18

Понятие об удвоенных согласных бук вах

6

Урок развития умений и навыков

Правописание удвоенных согласных

Уметь работать со словарем, применять теоретические знания в практической деятельности

Упр. 1, 2, с. 56


19

Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне

7

Урок развития умений и навыков

Правописание удвоенных согласных

Уметь работать со словарем, применять теоретические знания в практической деятельности

Упр. 3, с. 56, упр.4, с.57


20

Развитие речи. Творческая работа

8

Урок развития связной речи

Упр. 5, с. 57


21

Проверочная работа по теме «Удво­енная согласная бук­ва в корне слова»

9

Урок контроля знаний умений и навыков


Раздел 4. Непроизносимые согласные в корне слова.(7ч)

22

Наблюдение за сло­вами с непроизноси­мым согласным зву­ком в корне

1

Урок объясне­ния нового ма­териала

Правописание не­произносимых со­гласных

Знать правило напи­сания проверяемых согласных в корне слова.

Уметь:

- подбирать однокоренные слова;

- обозначать на письме непроизно­симые согласные звуки

Упр. 1, с. 72


23

Правило написания букв, обозначающих непроизносимые со­гласные звуки в кор­не слова

2

Урок объясне­ния нового ма­териала

Правописание не­произносимых со­гласных

Упр. 2, с. 72, правило на с. 61 вы­учить


24

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

3

Урок развития умений и навы­ков

Правописание не­произносимых со­гласных

Знать правило напи­сания слов с непро­износимыми соглас­ными звуками. Уметь правильно писать слова с не­произносимыми со­гласными в корне

Упр. 3, с. 72


25

Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука

4

Урок объясне­ния нового ма­териала

Правописание не­произносимых со­гласных

Упр. 4, с. 73


26

Формулирование обобщенного прави­ла «Правописание проверяемых соглас­ных в корне слова»

5

Урок развития умений и навы­ков

Разные способы проверки правопи­сания слов

Упр. 5, с. 73


27

Правописание про­веряемых согласных в корне слова. Развитие речи. Творческая работа

6

Урок развития умений и навы­ков

Правописание не­произносимых со­гласных

Уметь:

- писать под диктов­ку текст;

- находить и исправ­лять ошибки

Упр. 6, с. 73

28

Контрольный дик­тант «Непро­износимые соглас­ные в корне слова»

7

Урок контроля ЗУН

Написание под диктовку текста



Раздел 5. Безударные гласные в корне слова(5ч)

29

Правописание без­ударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными глас­ными в корне

1

Урок объясне­ния нового ма­териала

Правописание без­ударных гласных в корне слова. Раз­ные способы про­верки

Уметь:

- находить корень в слове;

- правильно писать слова с безударными гласными в корне;

- подбирать прове­рочные слова. Знать правила напи­сания безударных гласных

Упр. 1, с. 84


30

Развитие умения ви­деть в словах орфо­граммы - безударные гласные

2

Урок развития умений и навы­ков

Правописание без­ударных гласных в корне слова. Раз­ные способы про­верки

Упр. 2, с. 84


31

Упражнения в пра­вописании слов с безударными гласными в корне

3

Урок развития умений и навы­ков

Правописание без­ударных гласных в корне слова. Раз­ные способы про­верки

Упр. 3, с. 84; упр. 5, с. 85; упр. 11, с. 90


32

Развитие речи. Обу­чающее сочинение по наблюдениям

4

Урок развития связной речи

Изложение текста (повествование)

Уметь:

- составлять простой план, пересказывать текст по плану;

- писать текст под диктовку;

- находить и исправ­лять ошибки

Упр. 7, с. 86


33

Контрольный дик­тант по теме «Безударные гласные в корне слова»

5

Урок контроля ЗУН

Написание под диктовку текста


Раздел 6. Сложные слова и их правописание (6ч)

34

Знакомство с поня­тием «Сложные сло­ва»

1

Урок объясне­ния нового ма­териала

Уметь выделять два корня.

Знать правило напи­сания сложных слов с соединительной гласной

Упр. 85; ди­дактический материал


35

Соединительные гласные о и е в сложных словах

2

Урок объясне­ния нового ма­териала

Упр. 1 и 2, с. 97, вы­учить прави­ло на с. 89


36

Образование слож­ных слов. Словарный диктант

3

Урок объясне­ния нового ма­териала

Уметь:

- правильно писать сложные слова с со­единительны ми гласными;

- распознавать суще­ствительные и при­лагательные;

- читать художест­венные тексты учеб­ника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после;

- находить и исправ­лять ошибки


Упр. 3 и 4, с. 97


37

Сложные слова -имена существитель­ные и имена прила­гательные, их ис­пользование в речи для характеристики людей

4

Урок развития умений и навы­ков

Слово и его значе­ние

Упр. 6, с. 98


38

Употребление в речи и правописание сложных слов. Развитие речи. Сво­бодный диктант

5

Урок повторе­ния, обобщения и систематиза­ции материала

Слово и его значе­ние

Упр. 7, с. 99


39

Проверочная работа по теме «Слож­ные слова и их напи­сание»

6

Урок контроля ЗУН



Раздел 7. Части слова . Приставка (1ч)

40

Приставка, ее роль в слове (повторение) Развитие умения на­ходить в словах при­ставки

1

Урок объясне­ния нового ма­териала

Выделение значи­мых частей слова (корень)

Уметь:

- находить исправ­лять ошибки;

- находить в слове приставки

Упр. 1, с. 110


Раздел 8. Безударные гласные в приставках( 5ч)

41

Правописание безударных гласных в приставках

1

Урок объясне­ния нового ма­териала


Правописание безударных гласных

Знать: - правило написания приставок с безударной гласной;

-правило написания разделительного Ь и Ъ

Уметь:

- находить в слове приставки;

-правильно переносить слова с удвоенной согласной: на стыке приставки и корня; в корне;

-правильно писать слова с разделительным Ь, Ъ

_находить окончание и основу в слове;

- разбирать по составу доступные слова;

- писать под диктовку текст

Упр. 2, с. 110


42

Правописание безударных гласных в приставках

2

Урок развития умений и навы­ков

Правописание безударных гласных

Упр. 6, с. 110


43

Приставки ПРО- ПРА-,ПО-, ПА-

3

Урок объясне­ния нового ма­териала


Значение приставок

Упр. 4, с. 110


44

Почему появляется удвоенная согласная на стыке приставки и корня?

4

Урок объясне­ния нового ма­териала


Правописание удвоенных согласных

Упр. 5, с. 111


45

Различение и правописание слов с удвоенной согласной буквой в корне слова и на стыке приставки и корня

5

Урок развития умений и навы­ков

Правописание удвоенных согласных

Упр. 109. Д. М.


Раздел 9. Разделительные твердые и мягкие знаки(4ч)

46

Звук и и его обозна­чение на письме. Правописание слов с разделительными

ЪИЬ

1

Урок объясне­ния нового ма­териала

Употребление раз­делительных ЬИЪ

Уметь применять на практике изученные правила

Упр. 1, с. 117, вы­учить пра­вило на с. 113


47

Правописание слов с разделительными

ЪИЬ

2

Урок развития умений и навы­ков

Упражнения в употреблении орфограммы «Раз­делительные Ъ И Ь»

Уметь писать под диктовку текст

Упр. 2 и 3, с. 118


48

Упражнения в пра­вописании слов с разделительными

Ъ И Ь

3

Урок повторе­ния, обобщения и систематиза­ции материала

Уметь самостоя­тельно анализиро- вать изученные язы­ковые факты и явле­ния

Упр. 4 и 5, с. 118


49

Контрольный дик­тант № 4 по теме «Части

слова. Приставка.

Безударные гласные в приставках. Удво­енные согласные

на стыке приставки и корня. Раздели-

тельные ъ и ь»

4

Урок контроля ЗУН

Написание текста под диктовку



Раздел 10. Части слова. Основа и окончание слова. (4ч)

50

Понятие об оконча-

нии и основе слова

1

Урок объясне-

ния нового ма­териала

Выделение значи-

мых частей слова (окончание)

Уметь:

- находить оконча­ние и основу в слове;

- разбирать по составу доступные слова

Упр. 1, с. 138


51

Развитие умения на-

ходить в слове окон-

чание

2

Урок развития

умений и навы-

ков

Выделение значи-

мых частей слова

(окончание)

Упр. 2, с. 138.


52

Как найти в слове

основу?

3

Урок развития

умений и навы­ков

Выделение значи-

мых частей слова (основа)

Уметь образовывать слова с помощью суффикса

Упр. 4, с. 139


53

Развитие умения на­ходить в слове окон­чание и основу

4

Урок развития умений и навы­ков

Уметь разбирать по составу доступные слова


Раздел 11. Части слова. Суффикс(2ч)


54

Суффикс и его роль

в слове

1

Урок объясне-

ния нового ма­териала

Выделение значи-

мых частей слова (суффикс). Значе­ние суффиксов

Уметь разбирать по

составу доступные слова

Упр. 7,с. 140


55

Развитие умения на-

ходить в слове суф-

фикс. Обобщение и

систематизация зна-

2

Урок развития

умений и навы-

ков

Выделение значи-

мых частей слова

(суффикс). Значе-

ние суффиксов

Упр. 5, с. 140


Раздел 12. Разбор слова по составу(3ч)

56

Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу

1

Урок обобще ния, повторения и систематизации материала

Выделение значимых частей слова.

Уметь :

- разбирать по составу доступные слова;

-писать слова с непроверяемыми написаниями

Упр.3, с. 138


57

Упражнения в разбо­ре слов по составу. Словарный диктант

2

Урок обобще­ния, повторе­ния и система­тизации мате­риала

Выделение значи­мых частей слова

Уметь:

- образовывать слова с помощью суффик­са;

- правильно списы­вать текст

Составить текст из 4-5 предложе­ний о час­тях речи


58

Контрольное списы­вание по теме «Части слова. Окончание и основа слова. Суф­фикс. Разбор слова по составу»

3

Урок контроля ЗУН

Уметь безошибочно списывать текст



Раздел 13. Части речи в русском языке.(1ч)

59

Части речи в русском языке

1

Урок объясне­ния нового ма­териала

Уметь:

- распознавать имена существительные в речи;

- производить их морфологический разбор;

- читать художест­венные тексты

Упр. 2, стр. 10


Раздел 14. Имнена существительные как часть речи. (3ч)

60

Определение имени существительного

1

Урок объясне­ния нового ма­териала

Имя существитель­ное, его значение и употребление

Знать определение имени существи­тельного. Уметь:

- читать художест­венные тексты;

- образовывать слова с помощью суффик­сов

Упр. 1, с. 17


61

Роль имен существи­тельных в речи

2

Урок развития умений и навы­ков

Различение имен существительных, отвечающих на во­просы кто? и что?

Упр. 2, с. 17


62

Развитие речи. Творческая работа: составление текста

3

Урок развития связной речи

Работа над созда­нием текста



Раздел 15. Одушевленные и неодушевленные имена существительные(3ч)

63

Понятие об одушев­ленных и неодушев­ленных именах су­ществительных

1

Урок объясне­ния нового ма­териала

Различение имен существительных одушевленных и неодушевленных

Уметь:

- распознавать имена существительные в речи;

- читать художест­венные тексты

Упр. 3, с. 17; выучить правило нас. 12


64

Имена существи­тельные в речи

2

Урок развития умений и навы­ков

Слово и его значе­ние

Упр. 4, с. 18


65

Урок-обобщение. Что мы знаем об именах существи­тельных

3

Урок повторе­ния, обобщения и систематиза­ции знаний

Упр. 5, с. 18


Раздел 16. Род имен существительных(4 ч)

66

Имена существи­тельные мужского, среднего и женского рода

1

Урок объясне­ния нового ма­териала

Различение имен существительных мужского, женско­го и среднего рода


Знать определение имени существи­тельного. Уметь:

- определять род

имен существительных;

- находить и выде­лять окончание в слове

Упр. 1


67

Род - постоянный

признак имен суще-

ствительных

2

Урок развития

умении и навы-

ков

Упр.2, с. 27


68

Окончания имен су-

ществительных муж-

ского, среднего и

женского рода

3

Урок развития

умений и навы-

ков

Упр.3, с. 27, подготовиться к словарному диктанту, с. 26


69

Контрольная работа

за первое полугодие

4

Урок контроля ЗУН



Раздел 17. Число имен существительных.(4ч)

70

Изменение имен су­ществительных по числам

1

Урок развития умений и навы­ков

Изменение сущест­вительных по чис­лам

Уметь:

- находить и выде­лять окончание в слове;

- писать слова с непроверяемыми написаниями;

- писать небольшие

сочинения по кар­тинкам и опорным словам;

Упр. 1, с. 36


71

Образование множе-

ственного числа

имен существитель­ных. Словарный дик-

тант

2

Урок развития

умений и навы-

ков

Изменение сущест-

вительных по чис-

лам

Упр. 2, с. 36


72

Окончание имен су­ществительных в единственном и множественном числе

3

Урок объясне­ния нового ма­териала

Изменение сущест­вительных по чис­лам

Уметь выполнять морфологический разбор имени суще­ствительного

Упр. 5, с. 38


73

Разбор имени суще­ствительного как части речи

4

Урок повторе­ния, обобщения и систематиза­ции материала

Упр. 3, с. 37


Раздел 18. Словообразование имен существительных(7ч)

74

Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значе­нием

1

Урок объясне­ния нового ма­териала

Значения суффик­сов и их примене­ние в речи

Уметь:

- образовывать име­на существительные с помощью суффик­сов;

- письменно переска­зывать текст, состав­лять план;

- выделять в слове его части;

- делить текст на части, озаглавливать части, пересказывать текст по плану;

- писать подробное изложение;

- распознавать имена существительные в речи

Упр. 1,2, с. 50


75

Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имен в русском язы­ке

2

Урок развития умений и навы­ков

Значения суффик­сов и их употреб­ление в именах людей и кличках животных

Упр. 3, с. 50


76

Образование имен существительных от основ существитель­ных и глаголов

3

Урок развития умений и навы­ков

Упражнения в об­разовании

Упр. 4, с. 51


77

Развитие речи. Со­чинение сказки по серии картинок с ис­пользование имен существительных с разными суффиксами

4

Урок развития связной речи

Работа над сочине­нием: устное опи­сание картинок, создание вымыш­ленных историй, сказок


Проиллюст­рировать свою сказку


78

Разбор имен сущест­вительных по соста­ву

5

Урок повторе­ния, обобщения и систематиза­ции материала

Выделение значи­мых частей слова

Уметь выполнять морфологический разбор имени суще­ствительного

Упр. 5, с. 51


79

Развитие речи. Обу­чающее изложение «Мурлыка»

6

Урок развития связной речи

Изложение текста (повествование)

Подгото­виться к словарному диктанту


80

Проверочная работа по теме «Имя существительное как часть речи»

7

Урок контроля ЗУН

Самоконтроль и самоанализ при выполнении пись­менной работы

Уметь применить ЗУН по теме



Раздел 19. Местоимение как часть речи. (7ч)

81

Понятие о местоиме­нии. Личные место­имения

1

Урок объясне­ния нового ма­териала

Местоимение; зна­чение, употребле­ние

Уметь распознавать личные местоимения

Упр.1, с. 63


82

Местоимения 1,2, 3-го лица. Правопи­сание предлогов с местоимениями

2

Урок объясне­ния нового ма­териала

Местоимение; зна­чение, употребле­ние

Знать определение местоимения

Упр. 2, с. 63


83

Разбор местоимения как части речи

3

Урок повторе­ния, обобщения и систематиза­ции материала

Местоимение; зна­чение, употребле­ние

Упр. 4, с. 64


84

Роль личных место­имений в речи

4

Урок повторе­ния, обобщения и систематиза­ции материала

Местоимение; зна­чение, употребле­ние; наблюдение за местоимениями в речи

Уметь распознавать личные местоимения


85

Развитие речи. Сво­бодный диктант

5

Урок развития

речи

Составление пред­ложений с исполь­зованием место­имений


86

Закрепление знаний о местоимении

6

Урок повторе­ния, обобщения и систематиза­ции материала

Местоимение; зна­чение, употребле­ние

Знать определение

местоимения.

Уметь:

- находить место­имения в текстах;

- исправлять дефор­мированные тексты с неправильным употреблением ме­стоимений

Упр. 5, с. 64


87

Проверочная работа по теме «Место­имение как часть ре­чи»

7

Урок контроля ЗУН

Местоимение; зна­чение, употребле­ние


Раздел 20. Имя прилагательное как часть речи(4ч)

88

Определение имени прилагательного

1

Урок объясне­ния нового ма­териала

Имя прилагатель­ное; значение, употребление

Знать:

- определение имени прилагательного;

- правило написания безударных оконча­ний прилагательных. Уметь проверять безударные оконча­ния прилагательных

Упр. 2, с. 88


89

Роль имен прилага­тельных в речи. Связь имен прилага­тельных с именами существительными

2

Урок объясне­ния нового ма­териала

Имя прилагатель­ное; значение, употребление

Упр. 1, с. 87


90

Роль имен прилага­тельных в речи

3

Урок повторе­ния, обобщения и систематиза­ции материала

Имя прилагатель­ное; значение, употребление

Знать сферу упот­ребления прилага­тельных. Уметь:

- согласовывать имя

Упр. 3, с.88

91

Разбор имени прила-

гательного как части

речи

4

Урок повторе-

ния, обобщения

и систематиза­ции материала

Выделение значи-

мых частей слова

прилагательное и имя

существительное; - доказать и под­твердить примерами значение прилага­тельных в речи; выполнять морфоло­гический разбор при­лагательных

Упр. 4, с.88

Раздел 21. Правописание безударных гласных в окончаниях(4ч)

92

Окончания имен при­лагательных в муж­ском, женском, сред­нем роде и во множе­ственном числе

1

Урок объясне­ния нового ма­териала

Имя прилагатель­ное; значение, употребление

Уметь осуществлять проверку прилага­тельных с безудар­ными окончаниями

Упр. 5, с.88


93

Как проверить пра­вописание безудар­ных гласных в окон­чаниях имен прила­гательных

2

Урок объясне­ния нового ма­териала

Правописание без­ударных окончаний прилагательных

Упр. 6, с88

94

Развитие умения пи­сать безударные

гласные в окончани-

ях имен прилага­тельных. Знакомство антонимами

3

Урок повторе­ния, обобщения

и систематиза-

ции материала

Правописание без­ударных окончаний

прилагательных

Упр. 7, с.89

95

Закрепление право­писания слов с изу­ченными орфограм­мами

4

Урок повторе­ния, обобщения и систематиза­ции материала

Правописание без­ударных окончаний прилагательных

Уметь анализировать изученные языковые явления


Раздел 22. Разбор имен прилагательных по составу. (4ч)

96

Словообразование имен прилагательных

1

Урок объясне­ния нового ма­териала

Значение суффик­сов и приставок имен прилагатель­ных

Уметь определять значение суффиксов -«-, -еньк-, -оват-, -еват-

Написать по 5 прилага­тельных с удвоенной нн и суф­фиксами -оват-, -еньк-


97

Разбор имен прила­гательных по составу

2

Урок повторе­ния, обобщения и систематиза­ции материала

Выделение значи­мых частей слова

Уметь выделять зна­чимые части слова

Упр. 5, с. 89


98

Развитие речи. Со­чинение по опорным сочетаниям слов

3

Урок развития речи

Создание неболь­шого текста (сочи­нение)

Работа над связным текстом


99

Контрольный диктант № 5 по теме «Имя прилагатель­ное»

4

Урок контроля ЗУН

Уметь писать текст под диктовку


Раздел 23. Глагол как часть речи. (4ч)

100

Определение глагола как части речи

1

Урок объясне­ния нового ма­териала

Глагол, значение и употребление

Знать определение

глагола.

Уметь:

- распознавать гла­голы и выполнять их морфологический разбор;

- изменять глаголы по временам, родам, числам (прошедшее время)

Упр. I, с. 103


101

Изменение глагола по временам

2

Урок объясне­ния нового ма­териала

Изменение глагола по временам

Упр. 2, с. 104


102

Суффикс -л- в глаго­лах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедше­го времени по родам

3

Урок объясне­ния нового ма­териала

Изменение глаго­лов по родам и числам в прошед­шем времени

Упр. 5, с. 105


103

Изменение глаголов по числам

4

Урок объясне­ния нового ма­териала

Изменение глаго­лов по числам

Упр. 6, с. 105


Раздел 24. Правописание частицы не с глаголами(3ч)

104

Употребление части­цы не с глаголами. Правило написания частицы не с глаго­лами

1

Урок объясне­ния нового ма­териала

Правописание не с глаголами

Знать правило напи­сания не с глаголами. Уметь писать не с глаголами раздельно

Упр. 7, с. 106


105

Развитие умения пи­сать частицу не с глаголами

2

Урок развития умений и навы­ков

Правописание не с глаголами

Упр. 8, с. 106


106

Развитие речи. Сво­бодный диктант

3

Урок развития речи



Раздел 25. Неопределенная форма глагола(6ч)

107

Понятие о неопреде­ленной форме глаго­ла

1

Урок объясне­ния нового ма­териала

Неопределенная форма глагола

Знать определение неопределенной формы глагола. Уметь:

- писать ь на конце глаголов в неопреде­ленной форме после шипящих;

- образовывать гла­голы настоящего, прошедшего и буду­щего времени

Упр. 2, с. 114


108

Неопределенная форма глагола. Пра­вописание ь в глаго­лах неопределенной формы

2

Урок развития умений и навы­ков

Употребление ь после шипящих на конце глаголов

Упр. 3, с. 114


109

Образование форм времени от неопре­деленной формы гла­гола

3

Урок объясне­ния нового ма­териала

Изменение глаго­лов по временам

Упр. 151, дидактиче­ский мате­риал


110

Разбор глагола как части речи

4

Урок развития умений и навы­ков

Упр. 4, с. 115


111

Контрольный дик­тант № 6 по теме «Глагол»

5

Урок контроля ЗУН

Написание текста под диктовку

Уметь контролиро­вать и анализировать собственное написа­ние диктанта


112

Развитие речи. Кон­трольное изложение

6

Урок развития речи

Изложение текста (повествование)

Уметь излагать текст



Раздел 26. Предложение. Виды предложений по цели высказывания(3ч)

113

Виды предложений по цели высказыва­ния

1

Урок объясне­ния нового ма­териала

Разновидности предложений по цели высказы­вания

Уметь определять вид предложения по цели высказывания

Упр. 1, с. 134


114

Интонация в предло­жениях, различных по цели высказыва­ния. Логическое уда­рение

2

Урок объясне­ния нового ма­териала

Знаки препинания в конце предложе­ния

Уметь:

- правильно произ­носить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;

- определять вид предложения по ин­тонации


Упр. 2, с. 135


115

Восклицательные и невосклицательные предложения

3

Урок объясне­ния нового ма­териала

Разновидности

предложений

по эмоциональной

окраске

Упр. 3, с. 135


Раздел 27. Главные и второстепенные члены предложения.(6ч)

116

Грамматическая ос­нова предложения. Подлежащее и ска­зуемое

1

Урок объясне­ния нового ма­териала

Главные и второ­степенные члены предложения

Знать названия и определение членов предложения: глав­ных (подлежащее и сказуемое) и второ­степенных (без диф­ференциации). Уметь:

- разбирать предло­жения по членам;

- выделять подле­жащее и сказуемое;

- выделять сочетания слов

Упр. 4, с. 135


117

Развитие умения на­ходить в предложе­нии подлежащее и сказуемое

2

Урок развития умений и навы­ков

Главные и второ­степенные члены предложения

Уметь ставить во­просы к второсте­пенным членам, оп­ределять, какие отно­сятся к подлежащему и какие к сказуемому

Упр. 5, с. 136


118

Понятие о второсте­пенных членах пред­ложения

3

Урок объясне­ния нового ма­териала

Главные и второ­степенные члены предложения

Упр. 6, с. 136


119

Составление схем предложения и пред­ложений по схемам

4

Главные и второ­степенные члены предложения

Словарный самодик­тант


120

Предложения рас­пространенные и не ­распространенные

5

Урок изучения нового

Простое распро­страненное и не­распространенное предложение

Выписать по 2 пред­ложения из текстов


121

Разбор предложений. Контрольный сло­варный диктант

6

Урок контроля ЗУН

Упр. 156; дидактиче­ский мате­риал


Раздел 28. Предложения с однородными членами(6ч)

122

Однородные подле­жащие и сказуемые

1

Урок объясне­ния нового ма­териала

Однородные члены предложения

Уметь:

- правильно произ­носить предложения с интонацией пере­числения;

- видеть в предложе­нии однородные чле­ны, ставить запятую в предложениях с одно­родными членами (без союзов и с одиноч­ным союзом «);

- осознавать роль знаков препинания в письменном обще­нии;

- составлять предло­жения с однородны­ми членами, упот­реблять их в речи

Выписать 2 предло­жения с од­нородными членами


123

Упражнение в нахо­ждении однородных членов предложений и их графическом обозначении

2

Урок повторе­ния, обобщения и систематиза­ции материала

Запятая в предло­жениях с однород­ными членами

Упр. 1, с. 148


124

Роль знаков препи­нания в письменной речи. Запятая в пред­ложениях с однород­ными членами

3

Урок объясне­ния нового ма­териала

Запятая в предло­жениях с однород­ными членами

Упр. 2, с. 148


125

Развитие умения ста­вить запятую в пред­ложениях с однород­ными членами

4

Урок развития умений и навы­ков

Запятая в предло­жениях с однород­ными членами

Упр. 3, с. 149


126

Главные и второсте­пенные однородные члены предложения Определение одно­родных членов пред­ложения

5

Урок развития умений и навы­ков

Однородные члены предложения


127

Запятая в предложе­ниях с однородными членами

6

Урок объясне­ния нового ма­териала

Запятая в предло­жениях с однород­ными членами

Уметь излагать текст


Раздел 29. Простые и сложные предложения(12ч)

128

Понятие о простом и сложном предло­жении

1

Урок объясне­ния нового ма­териала

Главные и второ­степенные члены предложения. Од­нородные члены предложения

Уметь:

- читать и понимать учебно-научные тек­сты;

- письменно переска­зывать текст;

- ставить запятую в предложениях

с однородными членами

Упр. 163; дидактиче­ский мате­риал


129

Итоговый контрольный диктант

2


130

Развитие умения раз­личать сложные пред­ложения и простые предложения с одно­родными членами и ставить в них запятые

3

Урок развития умений и навы­ков

Главные и второ­степенные члены предложения. Од­нородные члены предложения

Упр. 2, 3, с. 160


131

Запятая в простом предложении с одно­родными членами и в сложном предло­жении

4

Урок повторе­ния, обобщения и систематиза­ции материала

Упр. 163, дидактиче­ский мате­риал


132-136

Резервные уроки

5-12































© 2010-2022