ТЕМА: Повесть Н. В. Гоголя «Шинель»: проблематика и гуманистический пафос произведения

ТЕМА:  Повесть Н.В.Гоголя «Шинель» : проблематика и гуманистический  пафос  произведения  ЗАДАЧИ: (с позиции УУД и требований ФГОС) ЦЕЛИ: 1.Предметные : познакомить учащихся с историей создания повести 2.Метапредметные : проанализировать произведение в соответствии с рассматриваемой в нем проблемой «маленького человека»   3.Личностные :воспитывать чувство сострадания и человечности « к маленьким людям» 4.Межпредметные: развивать интерес к творчеству Гоголя  5.Ресурсы (оборудование  ): учебник,...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по литературе в 10 классе учителя русского языка и литературы Юсуповой Э.Р.

ТЕМА: Повесть Н.В.Гоголя «Шинель» : проблематика и гуманистический пафос произведения

ЗАДАЧИ: (с позиции УУД и требований ФГОС)

ЦЕЛИ:

1.Предметные : познакомить учащихся с историей создания повести

2.Метапредметные : проанализировать произведение в соответствии с рассматриваемой в нем проблемой «маленького человека»

3.Личностные : воспитывать чувство сострадания и человечности « к маленьким людям»

4.Межпредметные: развивать интерес к творчеству Гоголя

5.Ресурсы ( оборудование ): учебник, повесть «Шинель» Гоголя, анкета.

Ход урока:

Этапы урока:

  1. Проверка домашнего задания ( литературная викторина )

«Проверь свое знание текста повести «Шинель»

Учащиеся разбиваются по парам, учитель раздает каждой паре анкету с вопросами. Задача учащихся- правильно и быстрее остальных заполнить анкету.

  1. Где происходит действие повести? ( В Петербурге )

  2. Когда родился главный герой? ( 23 марта)

  3. Почему главного героя назвали Акакием? (Потому что в календаре имен были слишком экзотические варианты , и мальчика решили назвать в честь отца.)

  4. Какую должность занимал Башмачкин? (Чиновника для письма.)

  5. Какое жалованье получал герой? ( Четыреста рублей в год.)

  6. Как звали портного в повести? ( Григорий Петрович)

  7. Как называлась игра, в которую играли сотрудники департамента у помощника столоначальника? (Вист.)

  8. Где с Акакия Акакиевича сняли шинель?( На площади.)

  9. Какое имущество осталось после смерти Башмачкина? (Пучок гусиных перьев, казенная бумага. Три пары носков, несколько пуговиц и капот.)

  10. В какое месте города стал появляться призрак покойного чиновника? (Возле Калинкина моста.)



  1. Мотивация учебной деятельности

Учитель

Существует такое крылатое выражение, которое приписывают Федору Михайловичу Достоевскому: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели».

Достоевский якобы обронил эту фразу в беседе с французским литератором Эженом де Вогюэ. В действительности слова принадлежат самому Вогюэ.

Ими французский критик указывал на истоки творчества Достоевского, Толстого и Тургенева. И в этом Вогюэ абсолютно прав: гуманистические традиции русской литературы наряду с произведениями Пушкина заложила именно гоголевская повесть. Обратимся к анализу «Шинели».

  1. Восприятие нового материала:

  1. Выделите в повести «Шинель» смысловые части и озаглавьте их, составив таким образом план произведения.

  2. Литературовед Борис Эйхенбаум заметил одну интересную особенность творчества Гоголя: у писателя сюжет сокращается до минимума, события большинства произведений можно передать буквально одним-двумя короткими предложениями. Зато существенную роль играют различные «мелочи», которыми пересыпано изложение истории: каламбуры, авторские рассуждения, описания, даже просто перечисления забавных имен. Приведите их текста повести «Шинель» примеры таких внесюжетных элементов.

  3. Укажите, от чьего имени ведется повествование в произведении. (От имени «всезнающего» рассказчика, которому известны обстоятельства жизни и внутренние переживания героев.)

  4. Определите, как относится рассказчик к своему герою. В чем выражается это отношение?(Отношение к герою выдает главным образом интонация, с которой рассказчик говорит об Акакии. Поначалу эта интонация ироническая: рассказчик подсмеивается над «геморроидальным» цветом лица Башмачкина, над его именем. Однако затем интонация теплеет, становится более лирической и сочувственной. В эпизоде, когда смиренный Башмачкин отваживается произнести: « Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»- сквозит подлинная горечь. При описании последних минут жизни чиновника рассказчик прямо называет его «бедным», явно демонстрируя свою жалость.

Слово учителя:

Башмачкин представляет собой тип «маленького человека», сложившийся в русской литературе в 1820-1830-е года. Первым образом маленького человека стал Самсон Вырин из повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» Гоголь в своей повести «Шинель» продолжил традиции Пушкина в изображении маленького человека: Акакий Акакиевич, как и Самсон Вырин,- герой невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом никому не делающий зла, безобидный. На безобидность Башмачкина указывает даже его имя: в переводе с греческого « Акакий» означает « не делающий зла»

  1. Применение знаний, умений, навыков

Индивидуальное выступление учащегося

В цикле цветных линогравюр художник Савва Бродский по-новому прочел классическое произведение. Открывается цикл изображением, на котором по бесконечной и холодной в черной пустоте бежит крошечный человечек. Вдоль его пути рассыпаны оловянные пуговицы с символами государственной власти- двуглавыми орлами. Человечек бежит по поле в шинели.

(Гравюра художника)

Беседа с учащимися

  1. Рассмотрите все гравюры и выделите главные мотивы, найденные художником. ( Это мотивы одиночества героя, мотив зеркала и шинели.)

  2. Почему, на ваш взгляд, Бродский избрал эти мотивы? Как они отражают суть произведения Гоголя?

  3. Придумайте названия к гравюрам.

  4. Совпадает ли ваше представление о герое и его судьбе с художественным видением Саввы Бродского?



  1. Подведение итогов урока

Рефлексия. Что хотел донести Н.В.Гоголь до читателя?

В чем пафос повести?



  1. Объявление домашнего задания

  1. Прочитать поэму «Мертвые души».

  2. Написать сочинение-комментарий (на одну тетрадную страницу) к высказыванию немецкого писателя Томаса Манна: «Со времен Гоголя русская литература комедийна, - комедийна из-за своего реализма, от страдания и сострадания, по глубочайшей своей человечности, от сатирического отчаянья, да и просто по своей жизненной свежести...»







© 2010-2022