Статья Использование информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «СШ №11», г. Глазов,Удмуртская Республика

Зюзикова Т.А.


Использование информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе.

Актуальность:

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по своему предмету смог подготовить и провести урок с использованием ИКТ.

Исходя из всего сказанного, поставила перед собой следующие цели и задачи педагогической деятельности:

Цели:

  • повысить мотивацию учащихся в процессе обучения;

  • повысить качество УВП.

Задачи:

  • воспитание у учащихся познавательной активности, развитие умений в работе с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета;

  • повышение эффективности урока.


На сегодняшний день применяю информационно - коммуникационные технологии почти на каждом уроке (это естественно для учителя-предметника) для мониторинга учебного процесса (статистика), при объяснении нового материала, для проведения контроля. Широко использую программы для создания презентаций, текстовый редактор, электронные таблицы, поиск информации в системе Интернет, практикую включение в домашнее задание упражнений с использованием информации, взятой из Интернета, из других электронных источников информации. Систематически использую на уроках электронные учебно-методические комплекты и электронные формы контроля (особенно в 9-х классах для подготовки к ГИА). Помимо этого обучение на уроках и во внеурочной деятельности строится с использованием Интернет - технологий в режиме онлайн-тестирования.

Для более глубокого изучения материала и подготовки к ГИА рекомендую ученикам 9-11 классов самостоятельно пользоваться ресурсами порталов:

Электронные образовательные ресурсы. Образовательные порталы

edu.ru - Образовательный портал «Российской образование»

school.edu.ru - Национальный портал «Российский общеобразовательный портал»

ict.edu.ru - специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании

valeo.edu.ru/data/index.php - Специализированный портал «Здоровье и образование»

gramota.ru - Справочно-информационный портал «Грамота.ru»

ucheba.ru - Образовательный портал «УЧЕБА»

alledu.ru - "Все образование в интернет". Образовательный информационный портал.

college.ru - первый в России образовательный интернет-портал, включающий обучение школьников.

Ресурсы для дистанционных форм обучения

Виртуальная школа Кирилла и Мифодия - vschool.km.ru

Образовательный сайт Teachpro.ru - teachpro.ru

Обучающие сетевые олимпиады - ozo.rcsz.ru

Открытый колледж - college.ru

ФИПИ - Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме - fipi.ru. Методическая лаборатория русского языка и литературы МИОО - Итоговая аттестация в 9 классе - ruslit.metodist.ru.

тестами и презентациями сайта дидактическими материалами сайта Бенделевой Любови Михайловны Капканы ЕГЭ и ГИА›, сайта russkiy-na-5.ru.

Обучение учащихся на уроках русского языка и литературы может строиться на наборах ЦОР. Целесообразно включать в структуру таких уроков этапы объяснения, закрепления, тренировки и контроля, группируя в соответствии с ними ЦОР. Организующей основой такого обучения являются программа, учебник (печатный или электронный), поурочные методические рекомендации и подробные инструкции учителя.

В уроке на этапе презентации могут использоваться:

  • текстовые материалы в цифровом и мультимедийном формате (художественные, критические, биографические и справочные),

  • таблицы,

  • аудиотексты,

  • художественные и учебные видеофильмы,

  • цифровые иллюстрации и фотографии,

  • видеоуроки,

  • видеоинтервью и видеоэкскурсии,

  • методические комментарии и др.

На этапе закрепления - интерактивные задания в окружении иллюстративных, демонстрационных и справочных материалов, на этапе контроля - электронные контрольные работы и тесты.

Многообразие электронных материалов и их разная функциональная нагрузка выдвигают проблему структуризации дистанционного урока, составления ясных и четких инструкций по общей работе и по работе с каждым отдельным ресурсом, постоянного контакта с уделенным учеником.

Результаты самостоятельной деятельности ученика по освоению изучаемой темы передаются учителю для анализа, оценки и корректировке на этой основе дельнейшего обучения.

Рассмотрим некоторые разновидности ЦОР с точки зрения задач обучения.

Тексты и таблицы

Статья Использование информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе.

Статья Использование информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе.

Художественный текст

Литературная критика

Текстовые материалы в цифровом и мультимедийном формате (художественные, литературоведческие, биографические, справочные) поддерживают этапы презентации, закрепления и контроля, служат источником для организации самостоятельного чтения, творческой и/или аналитической деятельности детей, дискуссий и обсуждений, для подготовки и написания эссе, изложений и сочинений.

В идеальном случае (в случае доступности всех необходимых компонентов) в основе дистанционного обучения оказывается художественный текст в сопровождении биографии писателя, критических статей, иллюстраций, хронологических таблиц, аудио- и видеоматериалов.

Аудиотексты

Статья Использование информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе.

Аудиотекст - это озвученный профессиональным актером (диктором) текст литературного произведения.

Основная функция таких учебных материалов - презентационная и опорная, они используются на этапах презентации и закрепления нового материала.

ЦОР этого типа можно использовать как отдельно, так и в тематических группах (по одной или смежным темам), а также группировать с другими объектами для поддержки объяснения нового материала, организации домашней работы или дискуссии. Аудиотексты могут также использоваться в качестве домашнего задания для обучения детей выразительному чтению.

Иллюстрации и видеофильмы

Иллюстрации представляют собой рисунки, репродукции картин или фотографии.

Статья Использование информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе.

Основная функция таких учебных материалов - иллюстративная, они используются на этапе презентации нового материала. Каждый объект включает текст-комментарий, который в определенной степени организует работу с ним, что чрезвычайно важно для дистанционного обучения ребёнка.

ЦОР этого типа можно использовать как отдельно, так и в тематических группах (по одной или смежным темам), а также группировать с другими объектами.

Статья Использование информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе.

Статья Использование информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе.

Художественный фильм

Учебный фильм

Художественные и учебные фильмы могут обеспечить этап презентации и углубленного знакомства с текстом литературного произведения, послужить материалом для самостоятельного исследования, расширения кругозора учащихся, стимулом для написания текста сочинения.

Электронные задания и тесты

Статья Использование информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе.

Электронные задания ориентированы на индивидуальную самостоятельную работу учащихся. Основная функция таких заданий - тренировочная на этапе закрепления и контролирующая на этапе контроля.

Таким образом, в настоящее время в распоряжении учителя русского языка и литературы, как и для любого учителя-предметника, имеются и находятся инновационные электронные учебные материалы, прошедшие комплексную экспертную оценку качества, и вполне пригодные для обучения предмету.





© 2010-2022