Рабочая программа по литературе 11 класс по учебнику В. В. Агеносова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАССМОТРЕНО и СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

РЕКОМЕНДОВАНО Заместитель директора по приказом по МБОУ СОШ

к утверждению на УВР МБОУ СОШ с.Мокрое с. Мокрое от

заседании МО учителей _______/________________/ «___»__________2014

___________________ "___"_______________2014 г. № _________

Протокол № _____ от

«____»____________2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА



БИРЮКОВОЙ НАТАЛЬИ АНАТОЛЬЕВНЫ,

1 КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

11 КЛАСС













2014-2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Конституции Российской Федерации

  • Закона Российской Федерации "Об образовании"

  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089;

  • Приказа Минобрнауки РФ от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;


  • Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312)


  • Программы по литературе для 10-11 классов образовательных учреждений под редакцией В.В. Агеносова (М.: Дрофа, 2009).

  • основного общего учебного плана МБОУ СОШ с. Мокрое

Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).

Выбор программы по литературе для 10-11 классов образовательных учреждений под редакцией В.В. Агеносова (М.: Дрофа, 2009). мотивирован тем, что она

- соответствует стандарту основного общего образования по литературе;

- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся;

- сохраняя единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для реализации.

Изучение литературы на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;

• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; па-писания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.

Рабочая программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с рабочей программой для основной школы, опираясь на традицию рассмотрения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение;

- различные виды пересказа;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

- устные и письменные интерпретации художественного произведения;

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

- самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей;

- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;

- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Важнейшим принципом построения курса литературы для XI класса является принцип преемственности. XX век стал преемником всех без исключения традиций русской культуры, а литература отразила все стороны многогранного русского национального характера. Литература XX века - это советская литература, и литература русского зарубежья, и то, что еще недавно находилось в глубоком подполье и было известно лишь узкому кругу знатоков (литература андеграунда).

Программа В.В. Агеносова интегрирует все эти направления в единых обзорах, построенных на принятых большинством ученых «укрупненной» периодизации: рубеж веков (1890-1917), 1920-е годы, 30-е - середина 50-х, 50-90 годы. Обзоры включают в себя не столько социально-политические события, сколько собственно литературные явления: формирование тех или иных художественно-философских концепций мира и человека; становление и развитие литературных школ и стилевых направлений; художественные открытия эпохи.

Указанный принцип предполагает введение в 11 классе таких теоретических понятий, как неореализм, социалистический реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм, а также ряд терминов, углубляющих представление школьников о художественных приемах в прозе и поэзии (мифологизм, реминисценция, стилизация, повествовательная перспектива, дольник, верлибр.













СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Русская литература ХХ века

Проза конца XIX - начала ХХ в. Обзор. Интегрированный урок по истории и литературе. Серебряный век русской поэзии. Основные историко-литературные сведения:

Традиции и новаторство в русской литературе на рубеже XIX - XX веков. Новые литературные течения. Модернизм.

Трагические события эпохи (Первая мировая война, революция, гражданская война, массовые репрессии, коллективизация) и их отражение в русской литературе. Конфликт человека и эпохи. Развитие русской реалистической прозы, ее темы и герои. Государственное регулирование и творческая свобода в литературе советского времени. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Сатира в литературе.

Традиции русской классической литературы XIX века и их развитие в литературе XX века. Новаторство литературы начала XX века. Многообразие литературных течений (символизм, акмеизм, футуризм),

Поэтические индивидуальности серебряного века: К.Д. Бальмонт «Фантазия». Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.

В.Я.Брюсов « Кинжал». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

Истоки русского символизма. Влияние западно-европейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства).

А.А.Блок. Стихотворения: «Незнакомка»,«Россия». «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге»,«Девушка пела в церковном хоре...», "Соловьиный сад", "Вхожу я в темные храмы...". Любовь по Блоку - это молитвенное преклонение перед женщиной, это чувство, объединяющее нас с природой, космосом, это ожидание чуда, возможность счастья;

Поэма «Двенадцать». «Неслыханные перемены. невиданные мятежи» - поэма «Двенадцать» как смертельное единоборство двух миров

М.Горький. «Старуха Изергиль». Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.

Пьеса «На дне». Сотрудничество писателя с Художественным театром. "На дне" как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.

А. И. Куприн. «Поединок», «Олеся», «Гранатовый браслет». Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

И.А.Бунин. «Антоновские яблоки». Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе "Антоновские яблоки". Исследование национального характера. "Вечные" темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

Господин из Сан-Франциско", «Чистый понедельник». Тема России, её духовных ценностей в произведениях писателя. Продолжение традиций «серебряного века», идея соборности, слияния человека с миром, обществом, природой, космосом. Утверждение приоритета личности над государством. Неприятие «железного века», «века-волкодава».

С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову , не плачу...», «Русь советская», «Осужден я каторге чувств…», "Собаке Качалова","Черный человек". Основные этапы творческого пути. Лирика как исповедь человека переходной эпохи. Родина и революция, ожидание крестьянского патриархально-общинного рая - Ионии. Разочарование в большевистском социализме. Мотивы кабацкой горечи, покаяния, бунта, одиночества и предчувствия близкого конца. Стремление найти компромисс с новой жизнью и его крах: «Отдам всю душу Октябрю и Маю, / Но только лиры милой не отдам». Ощущение единства с народом в результате революционных преобразований города и деревни. Поэма «Анна Снегина» - горькое свидетельство социально-духовного одиночества поэта в новое время. Поэзия С.А. Есенина сегодня. теория литературы: метр и ритм, их взаимодействие

В.В. Маяковский .Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейной», «Прозаседавшиеся» «Нате!». Поэма «Облако в штанах», пьесы «Клоп», «Баня». Отношение В. Маяковского к революции и Советской власти: от романтической идеализации к патетико-сатирическому диалогу со временем. Мутация политического голоса после Октября: освоение новых жанров, искусств, их социализация (героико-политический театр, кино, «Окна РОСТА»), усиление лирической искренности и сатиры.

Символический характер ухода в «мир иной», в противоречии с поэтической декларацией «жизнь прекрасна и удивительна». Новое о В. Маяковском после падения советского тоталитаризма

А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля», «Сероглазый король», «Мужество», «Я научилась просто, мудро жить...». « Поэма «Реквием». Предельная искусность и высокая духовность лирики А.Ахматовой. Традиции русской классической поэзии и акмеизм в ее творчестве. Трагедийность мироощущения и внутреннее мужество ахматовской поэзии. Эволюция образа лирической героини - женщины трагической эпохи, поэта, противостоящего тоталитаризму и вдохновляющего современника на духовную стойкость. Эпическая тема малой (личной) и большой истории в «Реквиеме», слияние судьбы поэта с судьбой народа

М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку», «Кто создан из камня, кто создан из глины...» «Тоска по родине! Давно...», «Уж сколько их упало в эту бездну...», «Две песни», «Попытка ревности». ). Личность и драматизм творческой судьбы. Система наиболее устойчивых мотивов лирики: «поэт и поэзия», «любовь - смерть», «разрыв», «время и вечность», «рождение - смерть», «одиночество», «ученичество». Концепция времени, современности и истории, человека и природы. Насыщенность произведений мифопоэтическим содержанием. Фольклоризмы и фольклорные имитации. Особенности языка и стиля, жанровые формы и стих. Поэзия М. Цветаевой и современное искусство (кино, эстрада)

М.А.Булгаков.Неразрывная связь М.А,Булгакова с родиной, главным источником его духовной и нравственной силы, бескомпромиссности, его удивительный дар предвидения. Сатирические произведения «Собачье сердце», «Роковые яйца». Сатирические повести 20-х гг.: антиприродная и антисоциальная суть советской евгеники (создание «нового человека»), отрицание нового мира и революции, фантасмагория советской действительности.

Романы «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия» (обзор).Честь - лейтмотив произведения. Тема Дома как основы миропорядка. Женские образы на страницах романа. Сценическая жизнь пьесы «Дни Турбиных».

Основные мотивы творчества: дом как залог мира и согласия, дьяволиада социального бытия, противостояние, антагонизм творческой личности и власти. Синтез этих мотивов в романе «Мастер и Маргарита», его жанровое своеобразие. Современные рецепции творчества М.А. Булгакова, особенно его «запрещенных» произведений (театр, кино)

Исторический роман в русской литературе 20 века.

А.Н. Толстой . Роман «Петр Первый» ( обзор). Творческая история романа «Петр I»: преодоление символистского нигилизма во имя пушкинского историзма в оценке Петра. Образ Петра - царя-работника и созидателя, со «всеми пятнами на его камзоле». Некоторые черты его идеализации под влиянием культа личности: преувеличение демократизма Петра, его близости к народу. Современные интерпретации творчества А.Н. Толстого (исследования, экранизации)); теория литературы (понятие об историческом романе)

М.А.Шолохов. «Донские рассказы». Биография Шолохова. Трагизм классового раскола в гражданской войне - сквозная тема «Донских рассказов» и «Тихого Дона».

Роман «Тихий Дон». Изображение гражданской войны в романе со стороны белых, стремление писателя к исторической правде и объективности

Современные концепции образа Мелехова - «отщепенство», «историческое заблуждение», проблема обоюдной ответственности истории и личности в судьбе Григория

Многоплановое раскрытие представителей «середняцкого крестьянства» - донского казачества, развенчание традиционного взгляда на казачество как на реакционную силу, опору самодержавия. Драматизм, внутренняя и внешняя красота «двухмужней» Аксиньи. Проблема авторства «Тихого Дона». Новые материалы о писателе.

А.А.Платонов. Повесть «Котлован». Творческая биография А.П. Платонова - характерный пример непреднамеренного расхождения писателя с революцией и властью, невозможности взаимопонимания. Конфликт с советской тоталитарной демагогией в плане нравственно-духовной переделки «человеческого материала», коллективизации , в плане понимания внутренней сути - судьбы и характера - советского человека . Поэтика автора - уникальный пример самобытности художественного мироощущения и соответствующего ему стиля. Философские истоки и традиции. Современное прочтение А.П. Платонова

А.И.Солженицын. «Один день Ивана Денисовича». «Матренин двор». Очерк жизни и творчества. «Один день Ивана Денисовича» - обычный лагерный день глазами человека из народа. Сказовое повествование, совмещение точки зрения героя, рассказчика и народа. Условия несвободы, в которых утрачены понятия о справедливости, совести, чести, человечности.

«Архипелаг ГУЛАГ» (обзор). Архипелаг ГУЛАГ» - книга о мучительном прозрении человека, преданного советским идеалам. Полифоничность голоса рассказчика, множественность голосов и взглядов как противопоставление одноголосию системы, монолитности идеологии. Взаимопревращения палача и жертвы. Жанр «Архипелага ГУЛАГ» - «опыт художественного исследования», книга-декрет, книга-колокол. Значение документальных фактов. Вольность синтаксиса как стремление к предельной естественности к правде.


Б.Л. Пастернак. Стихотворения: « Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти до самой сути», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Опять весна», «Никого не будет в доме», «Быть знаменитым некрасиво». Своеобразие художественного мироощущения поэта: природа и социальная революция - проявление могучего напора жизни, всемерного возмездия и справедливости. Образ поэзии-губки, растворение, слияние поэта с мирозданием, назначение поэта, искусства - не исказить истинного голоса жизни во всей ее природной и общественной целостности. Роман «Доктор Живаго»(обзор). Роман-повествование о судьбах интеллигенции в годы катастрофических социальных потрясений русской истории начала 1900-х - конца 1920-х гг., исповедь большого художника и гражданина, разоблачающего «историческую порчу времени» в эпоху советского тоталитаризма. Христианские идеалы писателя. Современное восприятие творчества Б. Пастернака по книгам и фильмам. Теория литературы (лирика, особенности стихотворной речи)

Современная проза о ВОВ. Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе. Новое понимание русской истории. Влияние "оттепели" 60-х годов на развитие литературы. "Лагерная" тема в литературе. "Деревенская" проза. Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).

Б.Васильев «В списках не значился», «А зори здесь тихие...» . Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе. Новое понимание русской истории. Влияние "оттепели" 60-х годов на развитие литературы.

Проза второй половины ХХ века

В. Распутин. «Прощание с Матерой», «Последний срок», «Живи и помни».У кого нет памяти, у того нет жизни" судьба народа и судьба природы в повести В.П.Распутина «Прощание с Матерой».

В. Астафьев. «Людочка», "Царь-рыба". Проблема нравственно выбора в произведениях В.Астафьева

В.М. Шукшин. "Чудик", "Микроскоп", "Шире шаг, маэстро!" Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека. Художественные особенности прозы В. Шукшина Эволюция героя (от «чудика» к «мужику», Стеньке Разину, открытому протесту) как двухэтапный путь России к правде. Эволюция повествовательной манеры: от сказа к открытому авторскому слову. Сказ (эзопов язык) как нейтрализация политики советской власти и выражение «гласа народного». Композиция рассказов: со- и противопоставление характеров; жанровые особенности

А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «Я убит подо Ржевом...», «Братья», «Василий Теркин» (несколько глав). Драматизм биографии. Философско-эпический характер поэзии, стремление к художественному осмыслению переломных этапов в истории страны (коллективизация, война, падение культа личности, оттепель). Основные мотивы лирики: родной дом, дорога, жизненная судьба человека, круговорот человеческого и природного бытия, человек и война, ответственность за все происходящее с народом и страной. «Василий Теркин» - народная книга о жестокой войне, об испытании человека на человечность. Теркин - русский национальный характер, носитель и защитник «правды сущей», добра и народного исторического оптимизма. И.А. Бунин о поэме. Второе рождение Теркина - поэма «Теркин на том свете» (1963). Новое об А.Т. Твардовском. Теория литературы. Понятие «медитативной лирики»

Поэзия второй половины ХХ века. Современная русская поэзия- обзор. Поэты -"шестидесятники". Тема многообразия стилей и поэтических школ - основной черты современной поэзии

Евгений Евтушенко. "Последняя попытка". Ораторский стиль. Обращение к табуированным темам. Лирический герой с публицистическим мышлением. Реабилитация «маленького человека». Эксперименты в области поэтической формы, прозаизация стиха.

В.С. Высоцкий «Баллада о борьбе». В. Высоцкий в воспоминаниях современников, на сцене и в кино; теория литературы (бардовская песня как литературное творчество);

Б. Ш.Окуджава «До свидания, мальчики!» Городская поэзия Окуджавы. Арбат - символ его поэзии. Военная тема в творчестве Окуджавы. Темы истории, любви, дружбы и братства, творчества

Современная драматургия.

А.Вампилов "Старший сын» . Очерк жизни и творчества. Крах социальных и личных иллюзий в результате осознания временности хрущевской «оттепели». Личностное начало в драматургии. Рефлексирующий герой, ощущающий нравственный дискомфорт, недовольство своим образом жизни. Внутренний конфликт героя из-за невозможности достижения гармонии между идеалом и реальностью. Столкновение двух сознаний - трезво-реалистического (Бусыгин) и наивно-утопического (Сарафанов), «серьезные» и «несерьезные» герои, святые и грешники. «Страсти» по духовной близости людей, доброте и взаимопониманию в пьесе «Старший сын». Жанр «серьезной комедии», пьесы-притчи.

Современная русская литературная ситуация. Творчество поэтов и писателей последних десятилетий ХХ века, отражение в нем богатства русского национального характера, нравственной и духовной силы русского народа, художественного своеобразия их творчества.

Сергей Довлатов "Чемодан"- сборник житейских несуразиц.

А. С.Кушнер «Времена не выбирают...»

Литература народов России. Отражение в национальных литературах общих и специфических духовно-нравственных и социальных проблем.

Произведения писателей - представителей народов России как источник знаний о культуре, нравах и обычаях разных народов, населяющих многонациональную Россию. Переводы произведений национальных писателей на русский язык.

Плодотворное творческое взаимодействие русской литературы и литературы других народов России в обращении к общенародной проблематике: сохранению мира на земле, экологии природы, сбережению духовных богатств, гуманизму социальных взаимоотношений.

Р. Гамзатов «Журавли»

Зарубежная литература. Взаимодействие зарубежной, русской литературы,отражение в них "вечных" проблем бытия. Постановка в литературе XIX - XX вв. острых социально-нравственных проблем, протест писателей против унижения человека, воспевание человечности, чистоты и искренности человеческих отношений. Проблемы самопознания и нравственного выбора в произведениях классиков зарубежной литературы.

В.Гюго «Собор Парижской Богоматери»

Э. Хемингуэй «Старик и море»

Г. Флобер «Госпожа Бовари»

Д.Байрон «Дон Жуан»

Г.Гейне «Зимние сказки»

И.А. Бунин. Стихотворения: «За Ельцом есть село...», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья», «Слово». Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

О.Э. Мандельштам Стихотворения «Notre Dam», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...», «Век», «Мы живем под собою не чуя страны...». Особенности мандельштамовского акмеизма: поэтизация «грубой, тяжелой» действительности сквозь призму разнообразных культурно-эстетических традиций (мифология, эллинизм, Средневековье, классицизм). Нарастающее ощущение трагичности истории, предчувствие близких катастроф («Камень»). «Воронежские тетради» как драматичный диалог с властью, мотив спасительности поэзии. Современные прочтения О.Э. Мандельштама.


В.Т. Шаламов. «Детские картинки», «Последний бой майора Пугачева» (из «Колымских рассказов»). Образ Сталина. Авторская позиция. Публицистический пафос);

А. К. Толстой «Князь Серебряный», «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин»

Основные теоретико-литературные понятия:

Художественная литература как искусство слова.

Художественный образ.

Содержание и форма.

Художественный вымысел. Фантастика.

Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX - XX веков.

Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

Деталь. Символ.

Психологизм. Народность. Историзм.

Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.

Стиль.

Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.Литературная критика.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п\п

Наименование раздела, темы

Ко-во часов

1.

Вводный урок

1

2.

Русская литература конца ХIХ - начала ХХ века. «Серебряный век» русской литературы. Поэтические индивидуальности серебряного века: К.Д. Бальмонт, В.Я.Брюсов.

2

3.

А.А.Блок. Стихотворения: «Незнакомка»,«Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге»,«Девушка пела в церковном хоре...», "Соловьиный сад", "Вхожу я в темные храмы...". Поэма «Двенадцать».

4

4.

М.Горький. «Старуха Изергиль». Пьеса «На дне».

4

5.

А.И.Куприн. «Олеся»,«Гранатовый браслет», «Поединок»

3

6.

И.А. Бунин. «Антоновские яблоки», "Господин из Сан-Франциско", «Чистый понедельник». Тема России, её духовных ценностей в произведениях писателя.

5

7.

С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Пиьсмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову , не плачу...», «Русь советская», «Осужден я каторге чувств…», "Собаке Качалова","Черный человек". Поэма "Анна Снегина",

6

8

В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейной», «Прозаседавшиеся» «Нате!». Поэма «Облако в штанах», пьесы «Клоп», «Баня»

6

9

А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля», «Сероглазый король», «Мужество», «Я научилась просто, мудро жить...». « Поэма «Реквием»

3

10

М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку», «Кто создан из камня, кто создан из глины...» «Тоска по родине! Давно...», «Уж сколько их упало в эту бездну...», «Две песни», «Попытка ревности».

3

11

М.А. Булгаков. Сатирические произведения «Собачье сердце», «Роковые яйца». Романы «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия» (обзор)

7

12

Исторический роман. А.Н. Толстой . Роман «Петр Первый»

4

13

М.А. Шолохов. «Донские рассказы». Роман «Тихий Дон». Рассказ «Судьба человека»

7

14

А.П. Платонов. Повесть «Котлован».

2

15

А.И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича». «Матренин двор». «Архипелаг ГУЛАГ» (обзор)

4

16

Б.Л. Пастернак. Стихотворения: « Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти до самой сути», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Опять весна», «Никого не будет в доме», «Быть знаменитым некрасиво». Роман «Доктор Живаго»(обзор)

5

17

Современная проза о ВОВ

Б.Васильев «В списках не значился», «А зори здесь тихие...»

2

18

Проза второй половины ХХ века

В. Распутин. «Прощание с Матерой», «Последний срок», «Живи и помни».

3

19

В. Астафьев. «Людочка», "Царь-рыба"

3

20

В.М. Шукшин. "Чудик", "Микроскоп", "Шире шаг, маэстро!" и другие рассказы.

2

21

А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «Я убит подо Ржевом...», «Братья», «Василий Теркин» (несколько глав)

2

22

Поэзия второй половины ХХ века. Современная русская поэзия- обзор. Поэты -"шестидесятники".

Евгений Евтушенко. "Последняя попытка"

2

23

В.С. Высоцкий «Баллада о борьбе»

1

24

Б. Ш.Окуджава «До свидания, мальчики!»

1

25

Современная драматургия.

А. Вампилов "Старший сын».

2

26

Современная русская литературная ситуация.

Сергей Довлатов "Чемодан"- сборник житейских несуразиц.

2

27

А. С. Кушнер «Времена не выбирают...»

1

28

Литература народов России

Р. Гамзатов «Журавли»

2

29

Зарубежная литература

В.Гюго «Собор Парижской богоматери»

2

30

Э. Хемингуэй «Старик и море»

1

31

Г. Флобер «Госпожа Бовари»

2

32

Д.Байрон «Дон Жуан»

2

33

Г.Гейне «Зимние сказки»

1

34

Резервные уроки:

И.А. Бунин. Стихотворения: «За Ельцом есть село...»,

«И цветы, и шмели, и трава, и колосья», «Слово»

1

35

О.Э. Мандельштам Стихотворения «Notre Dam», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...»,

«Я вернулся в мой город, знакомый до слез...»,

«Век», «Мы живем под собою не чуя страны...»

1

36

В.Т. Шаламов. «Детские картинки», «Одиночный замер»

(из «Колымских рассказов»).

2

Итого: 102 часа







Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе

В результате изучения литературы на базовом уровне в 11 классе ученик должен знать / понимать

  1. образную природу словесного искусства;

  2. содержание изученных литературных произведений;

  3. основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;

  4. основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений XIX века;

  5. основные теоретико-литературные понятия;

уметь

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять "сквозные" темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- сопоставлять литературные произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.







Список литературы и средства обучения

  1. Программа по литературе для 10-11 классов общеобразовательных

учреждений под ред. В.В. Агеносова. Базовый уровень. 2011 год

  1. «Литература ХХ века» 11 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. В 2-х ч. Под ред. В.В. Агеносова. М., Дрофа, 2011

  2. Агеносов В. Русская литература ХХ века. Методическое пособие для учителя, М.: Дрофа, 2005

  3. Васильева Т.Б., Иванова И.Н. Литература. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. / М.: Вентана-Граф, 2011

  4. Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. 11 класс. В 2-х частях / М.: ВАКО, 2002

  5. Литература: Современная русская литература: 1970-1990-е годы: Книга для учителя / М.: Изд-во Первое сентября, 2002

  6. Ломилина Н.И., Сигов В.К. Русская литература XIX-XX веков. Тесты и контрольные вопросы / М.: Интеллект-Центр, 2006

  7. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах /М.: Айрис-пресс, 2002

  8. Роговер Е.С. Русская литература ХХ века / Паритет, 2000

  9. Русова Н.Ю. Тайна лирического стихотворения. От Гиппиус до Бродского: комментарий поэтических текстов /М.: Глобулус, Изд-во НЦ ЭНАС, 2005

  10. Русова Н.Ю. Тайна лирического стихотворения. От Державина до Ходасевича: комментарий поэтических текстов /М.: Глобулус, Изд-во НЦ ЭНАС, 2005

  11. Тестовые задания по русской литературе. 10-11 класс. В 3-х частях. Сост. А.Б. Малюшкин / М.: ТЦ Сфера, 2005

  12. Тексты произведений изучаемых авторов.

Презентации по литературе ХХ века

1 Русская культура на рубеже веков: особенности

литературного процесса конца XIX - начала ХХ века.

Интегрированный урок по истории и литературе

2. «Я очень русский человек…» И.А.Бунин

3. «Символ - окно в бесконечность»: русский символизм.

4.. «Символ горнего величья»: акмеизм

5. «Нам слово нужно для жизни» - русский футуризм.

6. «Я томился всюду и везде искал жизнь, чем она пахнет…» А.И.Куприн

7. «Превосходная должность - быть на земле человеком!» М. Горький

8.. «Поэт и человек бесстрашной искренности» А. А. Блок

9. «Я сердцем никогда не лгу» С.А.Есенин

10. «Адресаты есенинской лирики»

11. «Я поэт. Этим и интересен» В.Маяковский

12 «Я - голос ваш…» А.Ахматова

13.«Если душа родилась крылатой» М.Цветаева

14 «Чтобы знали, чтобы знали…» М.А.Булгаков

15 «Пробуждать любовь к человеку…» М.Шолохов

16«Жить не по лжи» А.И.Солженицын

17 «Я в памяти все берегу, не теряя» А.Т.Твардовский

18. «Во всем мне хочется дойти до самой сути…» Б.Пастернак

19.«У кого нет памяти, у того нет жизни» по повести В.Г.Распутина «Живи и помни»

20. Готовимся к ЕГЭ

21. В. М.Шукшин

22. Тест по творчеству В.М.Шукшина.

23. А.П. Платонов

24. Тест по творчеству А.П.Платонова

25. Готовимся к ЕГЭ. Теория

26. Электр. Тренажер. Серебряный век












КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Наименование разделов, тем

Тип урока

Вид, формы контроля

Дата план

Дата факт

1

Русская литература на рубеже веков. Проза конца XIX - начала ХХ в. Обзор. Интегрированный урок по истории и литературе. Серебряный век русской поэзии. Основные историко-литературные сведения:

Традиции и новаторство в русской литературе на рубеже XIX - XX веков. Новые литературные течения. Модернизм.

Трагические события эпохи (Первая мировая война, революция, гражданская война, массовые репрессии, коллективизация) и их отражение в русской литературе. Конфликт человека и эпохи. Развитие русской реалистической прозы, ее темы и герои. Государственное регулирование и творческая свобода в литературе советского времени. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Сатира в литературе.

Интегрированный урок

Статья в учебнике, план

01.09

2

Серебряный век русской поэзии. Традиции русской классической литературы XIX века и их развитие в литературе XX века. Новаторство литературы начала XX века. Многообразие литературных течений (символизм, акмеизм, футуризм),

Урок ознакомления с новым материалом

Конспект, тест

03.09

3

Поэтические индивидуальности серебряного века .К.Д. Бальмонт «Фантазия».Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.

В.Я.Брюсов «Кинжал».Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

Урок-портрет

Индивидуальные

сообщения уч-ся

05.09

4

Творчество А.А.Блока.

Истоки русского символизма. Влияние западно-европейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства).

Стихотворения: «Незнакомка»,«Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге»

Урок-размышление

Тест, чтение наизусть, анализ

08.09

5

«Стихи о Прекрасной Даме» «Девушка пела в церковном хоре...», "Вхожу я в темные храмы...". Любовь по Блоку - это молитвенное преклонение перед женщиной, это чувство, объединяющее нас с природой, космосом, это ожидание чуда, возможность счастья;

Философский урок

Выразительное чтение наизусть

10.09

6

Творческая мастерская по творчеству А.А.Блока "Соловьиный сад"

Урок творческий отчет

Творческая работа

12.09

7

«И эту правду пойми...»

Поэма А.А.Блока «Двенадцать». «Неслыханные перемены. невиданные мятежи» - поэма «Двенадцать» как смертельное единоборство двух миров

Урок-портрет

Презентации, анализ поэмы

15.09

8

Творчество М.Горького.

Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа «Старуха Изергиль»

Урок-беседа

Индивидуаль-ные сообщения

17.09

9

Протест героя-одиночки против бескрылого существования. Романтические рассказы Горького. «Старуха Изергиль»

Урок-диспут

Письменные сообщения

19.09

10

Творческая история пьесы «На дне». Философские и этические проблемы пьесы. Сотрудничество писателя с Художественным театром. "На дне" как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов.

Урок-дискуссия

Сравнительная характеристика героев, таблица

22.09

11

Спор героев о правде и мечте. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.

Урок развития речи

Творческая работа

24.09

12

А.И. Куприн. «Олеся» Внутренняя цельность и красота «природного» человека

Урок-аннотация

Сообщения уч-ся

26.09

13

А.И. Куприн «Поединок».

Урок-обозрение

Анализ эпизодов

29.09

14

А.И. Куприн «Гранатовый браслет». Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

Урок открытых мыслей

Письменные сообщения, тест

01.10

15

И.А.Бунин. Живописный, напевный бунинский мир. Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Исследование национального характера. "Вечные" темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

Урок-презентация

презентации

03.10

16

Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе "Антоновские яблоки".

Урок-портрет

Анализ произведения

06.10

17

«Господин из Сан-Франциско». Тема России, её духовных ценностей в произведениях писателя. Продолжение традиций «серебряного века», идея соборности, слияния человека с миром, обществом, природой, космосом. Утверждение приоритета личности над государством. Неприятие «железного века», «века-волкодава».

Творческая мастерская

Анализ произведения

08.10

18

«Чистый понедельник». Тема России, её духовных ценностей.

Урок-размышление

Творческая работа

10.10

19

Тема любви в творчестве И. Бунина

«Солнечный удар», «Легкое дыхание»

Урок-погружение

Письменные сообщения, индивидуальные карточки

13.10

20

Творческий путьС.А. Есенина. Основные этапы творческого пути. Лирика как исповедь человека переходной эпохи. Родина и революция, ожидание крестьянского патриархально-общинного рая - Ионии.

Интегрированный урок

Письменные сообщения, чтение наизусть отдельных эпизодов

15.10

21

«Осужден я каторге чувств…»,«Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову , не плачу...», "Собаке Качалова"

Урок-концерт

Выразительное чтение наизусть

17.10

22

Тема Родины в творчестве С.Есенина. «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Русь советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая...»Разочарование в большевистском социализме. Мотивы кабацкой горечи, покаяния, бунта, одиночества и предчувствия близкого конца. Стремление найти компромисс с новой жизнью и его крах: «Отдам всю душу Октябрю и Маю, / Но только лиры милой не отдам».

Философский урок

Проблемные вопросы, тест

20.10

23

Анализ стихотворений С. Есенина. Поэзия С.А. Есенина сегодня. теория литературы: метр и ритм, их взаимодействиетихотворения: «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери»,

Творческая мастерская

Разноаспектный анализ

22.10

24

С. Есенин. Поэма «Анна Снегина». Ощущение единства с народом в результате революционных преобразований города и деревни. Поэма «Анна Снегина» - горькое свидетельство социально-духовного одиночества поэта в новое время.

Урок открытых мыслей

Письменные ответы на вопросы, сообщения

24.10

25

Трагизм поэмы

С. Есенина «Черный человек»

Урок размышление

Творческая работа

27.10

26

Жизнь и творчество В.В. Маяковского.

Символический характер ухода в «мир иной», в противоречии с поэтической декларацией «жизнь прекрасна и удивительна». Новое о В. Маяковском после падения советского тоталитаризма

Урок -презентация

Статья в учебнике

29.10

27

Мотивы творчества В. Маяковского. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Юбилейной», «Прозаседавшиеся» «Нате!».

Урок-обозрение

выразительное чтение наизусть

31.10

28

Поэма «Облако в штанах»

Урок - психодрама

Сообщения уч-ся, тест

10.11

29

Маяковский и революция. Отношение В. Маяковского к революции и Советской власти: от романтической идеализации к патетико-сатирическому диалогу со временем. Мутация политического голоса после Октября: освоение новых жанров, искусств, их социализация (героико-политический театр, кино, «Окна РОСТА»), усиление лирической искренности и сатиры..

Бинарный урок

Письменные и устные сообщения уч-ся

12.11

30

Пьесы В.В. Маяковского

«Клоп», «Баня»

Урок- творческий отчет

Индивидуальные карточки

14.11

31

Тема любви в творчестве

В.В. Маяковского. «Лиличка!» «Письмо товарищу Кострову о сущности любви»

Урок - устный журнал

Презентации уч-ся

17.11

32

«Златоустой Анне всея Руси…». Предельная искусность и высокая духовность лирики А.Ахматовой. Традиции русской классической поэзии и акмеизм в ее творчестве. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля», «Сероглазый король»

Урок-портрет

Выразительное чтение наизусть, статья в учебнике

19.11

33

Трагедийность мироощущения и внутреннее мужество ахматовской поэзии. Эволюция образа лирической героини - женщины трагической эпохи, поэта, противостоящего тоталитаризму и вдохновляющего современника на духовную стойкость. Анализ стихотворений: «В этом сумраке темно-зеленом…», «Мужество», «Я научилась просто, мудро жить...».

Урок -погружение

Анализ стихотворения

21.11

34

Поэма «Реквием». Эпическая тема малой (личной) и большой истории в «Реквиеме», слияние судьбы поэта с судьбой народа

Урок памяти

Чтение наизусть отдельных глав поэмы

24.11

35

Творчество М.И. Цветаевой. Личность и драматизм творческой судьбы. Система наиболее устойчивых мотивов лирики: «поэт и поэзия», «любовь - смерть», «разрыв», «время и вечность», «рождение - смерть», «одиночество», «ученичество». Концепция времени, современности и истории, человека и природы.

Урок-презентация

Устные и письменные сообщения уч-ся

26.11

36

Любовная лирика М. Цветаевой. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку», «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Две песни», «Попытка ревности».

Урок-посвящение

Выразительное чтение наизусть

28.11

37

Тема России в творчестве

М. Цветаевой. Насыщенность произведений мифопоэтическим содержанием. Фольклоризмы и фольклорные имитации. Особенности языка и стиля, жанровые формы и стих. Поэзия М. Цветаевой и современное искусство (кино, эстрада) «Тоска по родине! Давно...», «Уж сколько их упало в эту бездну...»

Урок-размышление

Творческие работы

01.12

38

Жизнь и творчество М.А. Булгакова. Неразрывная связь М.А,Булгакова с родиной, главным источником его духовной и нравственной силы, бескомпромиссности, его удивительный дар предвидения.

Урок-монолог

Статья в учебнике, план

03.12

39

Сатирические произведения

М.А. Булгакова. «Собачье сердце», «Роковые яйца». Сатирические повести 20-х гг.: антиприродная и антисоциальная суть советской евгеники (создание «нового человека»), отрицание нового мира и революции, фантасмагория советской действительности.

Урок открытых мыслей

Устные сообщения, тест

05.12

40

Булгаков смотрит в будущее. Роман «Белая гвардия» (обзор)Честь - лейтмотив произведения. Тема Дома как основы миропорядка. Женские образы на страницах романа. Сценическая жизнь пьесы «Дни Турбиных».

Урок жизни

Творческая работа

08.12

41

История в романах М.А. Булгакова. Роман «Мастер и Маргарита». Основные мотивы творчества: дом как залог мира и согласия, дьяволиада социального бытия, противостояние, антагонизм творческой личности и власти. Синтез этих мотивов в романе «Мастер и Маргарита», его жанровое своеобразие. Современные рецепции творчества М.А. Булгакова, особенно его «запрещенных» произведений (театр, кино)

Интегрированный урок

Письменные ответы на проблемные вопросы

10.12

42

Три мира в романе "Мастер и Маргарита" М.Булгакова. Роман «Мастер и Маргарита». Творческая история создания. Жанр. Композиция

Урок-размышление

Анализ текста, заполнить таблицу

12.12

43

Любовь на страницах романа «Мастер и Маргарита»

Философский урок

Пересказ отдельных сцен, сопоставитель-ный анализ

15.12

44

Р.Р. Сочинение по творчеству

М. Булгакова

Урок развития речи

сочинение

17.12

45

Исторический роман в русской литературе 20 века. Теория литературы (понятие об историческом романе)

Урок лекция

Конспект, тезисы, план

19.12

46

А.Н. Толстой «Петр Первый».Творческая история романа «Петр I»: преодоление символистского нигилизма во имя пушкинского историзма в оценке Петра.

Урок-обозрение

тест

22.12

47

Образ Петра в романе. Образ Петра - царя-работника и созидателя, со «всеми пятнами на его камзоле». Некоторые черты его идеализации под влиянием культа личности: преувеличение демократизма Петра, его близости к народу. Современные интерпретации творчества А.Н. Толстого (исследования, экранизации)

Интегрированный урок

Выборочная работа с текстом, анализ отдельных глав

24.12

48

Панорама русской жизни в романе. Анализ эпизода

Урок-панорама

анализ отдельных эпизодов

26.12

49

М.А. Шолохов. Жизнь и творчество писателя.

Урок-презентация

Устные сообщения

12.01

50

«Донские рассказы» М.А. Шолохова. Трагизм классового раскола в гражданской войне - сквозная тема «Донских рассказов» и «Тихого Дона».

Урок - устный журнал

Статья в учебнике, план, пересказ

14.01

51

Роман-эпопея «Тихий Дон». Роман «Тихий Дон».

Современные концепции образа Мелехова - «отщепенство», «историческое заблуждение», проблема обоюдной ответственности истории и личности в судьбе Григория

Проблема авторства «Тихого Дона». Новые материалы о писателе.

Урок-лекция

Тест, индивидуальные задания

16.01

52

Донское казачество на страницах романа. Многоплановое раскрытие представителей «середняцкого крестьянства» - донского казачества, развенчание традиционного взгляда на казачество как на реакционную силу, опору самодержавия.

Урок-портрет

Презентации уч-ся

19.01

53

Любовь в жизни главных героев. Драматизм, внутренняя и внешняя красота «двухмужней» Аксиньи.

Урок-диспут

Письменные ответы на вопросы, тест

21.01

54

Чудовищная нелепица войны. Изображение гражданской войны в романе со стороны белых, стремление писателя к исторической правде и объективности

Урок-размышление

Творческая работа

23.01

55

Урок- семинар по роману «Тихий Дон»

Урок-семинар

Устные сообщения

26.01

56-

57

А. Платонов «Котлован». Метафоричность повести. Творческая биография А.П. Платонова - характерный пример непреднамеренного расхождения писателя с революцией и властью, невозможности взаимопонимания. Конфликт с советской тоталитарной демагогией в плане нравственно-духовной переделки «человеческого материала», коллективизации , в плане понимания внутренней сути - судьбы и характера - советского человека . Поэтика автора - уникальный пример самобытности художественного мироощущения и соответствующего ему стиля. Философские истоки и традиции. Современное прочтение А.П. Платонова.

Урок-портрет

Защита литературной газеты

28.01

30.01

58

А.И. Солженицын. Жизнь и творчество писателя

Урок-презентация

Статья в учебнике, план

02.02

59

«Архипелаг ГУЛАГ» -обзор романа. Архипелаг ГУЛАГ» - книга о мучительном прозрении человека, преданного советским идеалам. Полифоничность голоса рассказчика, множественность голосов и взглядов как противопоставление одноголосию системы, монолитности идеологии. Взаимопревращения палача и жертвы. Жанр «Архипелага ГУЛАГ» - «опыт художественного исследования», книга-декрет, книга-колокол. Значение документальных фактов. Вольность синтаксиса как стремление к предельной естественности к правде.

Урок-обозрение

обзор романа, краткий анализ

04.02

60

«Не стоит село без праведника…» Повесть А. Солженицына «Матренин двор»

Философский урок

Анализ повести, письменно ответить на проблемные вопросы

06.02

61

Жестокость тоталитарного режима в рассказе А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». «Один день Ивана Денисовича» - обычный лагерный день глазами человека из народа. Сказовое повествование, совмещение точки зрения героя, рассказчика и народа. Условия несвободы, в которых утрачены понятия о справедливости, совести, чести, человечности.

Урок жизни

Устные сообщения уч-ся, индивидуальные карточки

09.02

62

Б.Л. Пастернак Жизнь и судьба поэта, писателя

Урок- осмотр выставки

Защита лит.газеты

11.02

63

Лирика Б. Пастернака. Своеобразие художественного мироощущения поэта: природа и социальная революция - проявление могучего напора жизни, всемерного возмездия и справедливости. Образ поэзии-губки, растворение, слияние поэта с мирозданием, назначение поэта, искусства - не исказить истинного голоса жизни во всей ее природной и общественной целостности. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти до самой сути», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Опять весна», «Никого не будет в доме», «Быть знаменитым некрасиво».

Урок творчества

Выразительное чтение наизусть стихотворений

13.02

64

65

66

«Доктор Живаго» Б. Пастернак. Роман-повествование о судьбах интеллигенции в годы катастрофических социальных потрясений русской истории начала 1900-х - конца 1920-х гг., исповедь большого художника и гражданина, разоблачающего «историческую порчу времени» в эпоху советского тоталитаризма. Христианские идеалы писателя. Современное восприятие творчества Б. Пастернака по книгам и фильмам. Теория литературы (лирика, особенности стихотворной речи). Влияние истории на жизнь людей

Урок- псих. драма

Анализ романа, сообщения уч-ся

16.02

18.02

20.02

66

Современная проза о ВОВ.

Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе. Новое понимание русской истории. Влияние "оттепели" 60-х годов на развитие литературы. "Лагерная" тема в литературе. "Деревенская" проза. Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).

Урок-размышление

Письменные ответы на проблемные вопросы

23.02

67

Б. Васильев «А зори здесь тихие…». О своей войне рассказать могу только я сам

Урок-фильм

Отзыв на книгу, фильм

25.02

68

Б. Васильев «В списках не значился»

Урок-фильм

Рецензия на книгу, фильм

27.02

69

Творчество В. Распутина. «Последний срок»

Философский урок

Сообщения уч-ся

02.03

70

«Прощание с Матерой». Экологические и нравственные проблемы повести. У кого нет памяти, у того нет жизни" судьба народа и судьба природы в повести В.П.Распутина «Прощание с Матерой».

Урок-решение

Разработка проекта-решения экологической проблемы

04.03

71

В. Распутин «Живи и помни»Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность. Связь основных тем повести с традициями русской классики.

Читательская конференция «Всегда ли оправдана милость к падшим?»

Читательская конференция

Вопросы и задания к проблеме произведения, творческая работа

06.03

72

Творчество В. Астафьева . Рассказ «Людочка». Человек перед нравственным выбором

Урок-размышление

Ответы на вопросы

09.03

73-

74

Человек и природа в произведениях В. Астафьева «Васюткино озеро», «Царь -рыба»

Урок-монтаж

Сообщения уч-ся

11.03

13.03

75

Творчество В.М. Шукшина. «Срезал», «Микроскоп». Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека. Художественные особенности прозы В. Шукшина.

«Шире шаг, маэстро!»»

Урок-презентация

Самостоятель-ный анализ рассказа

16.03

76

«Чудик». Чудики на страницах рассказов В.М. Шукшина. Эволюция героя (от «чудика» к «мужику», Стеньке Разину, открытому протесту) как двухэтапный путь России к правде. Эволюция повествовательной манеры: от сказа к открытому авторскому слову. Сказ (эзопов язык) как нейтрализация политики советской власти и выражение «гласа народного». Композиция рассказов: со- и противопоставление характеров; жанровые особенности

Урок- устный журнал

Устные сообщения уч-ся

18.03

77

А.Т. Твардовский.Драматизм биографии. Философско-эпический характер поэзии, стремление к художественному осмыслению переломных этапов в истории страны (коллективизация, война, падение культа личности, оттепель). Основные мотивы лирики: родной дом, дорога, жизненная судьба человека, круговорот человеческого и природного бытия, человек и война, ответственность за все происходящее с народом и страной.. Новое об А.Т. Твардовском. Теория литературы. Понятие «медитативной лирики» Стихотворения: «Вся суть в одном единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «Я убит подо Ржевом...», «Братья»,

Урок- беседа

Конспект, план, таблица

20.03

78

Книга про бойца «Василий Теркин» (несколько глав). «Василий Теркин» - народная книга о жестокой войне, об испытании человека на человечность. Теркин - русский национальный характер, носитель и защитник «правды сущей», добра и народного исторического оптимизма. И.А. Бунин о поэме. Второе рождение Теркина - поэма «Теркин на том свете» (1963)

Урок-анализ

Презентации уч-ся, устные сообщения

01.04

79-

80

Поэзия второй половины ХХ века. Современная русская поэзия- обзор. Поэты -"шестидесятники". Тема многообразия стилей и поэтических школ - основной черты современной поэзии.

Евгений Евтушенко. "Последняя попытка". Ораторский стиль. Обращение к табуированным темам. Лирический герой с публицистическим мышлением. Реабилитация «маленького человека». Эксперименты в области поэтической формы, прозаизация стиха.

урок-презентация

Анализ произведения

03.04

06.04

81

В.С. Высоцкий «Баллада о борьбе». В. Высоцкий в воспоминаниях современников, на сцене и в кино; теория литературы (бардовская песня как литературное творчество);

Урок жизни

Вопросы автору, возможные ответы на них, аукцион вопросов

08.04

82

Б.Ш. Окуджава «До свидания, мальчики!» Городская поэзия Окуджавы. Арбат - символ его поэзии. Военная тема в творчестве Окуджавы. Темы истории, любви, дружбы и братства, творчества

урок-лекция

творческая работа

10.04

83-

84

Современная драматургия.

А. Вампилов "Старший сын».

Очерк жизни и творчества. Крах социальных и личных иллюзий в результате осознания временности хрущевской «оттепели». Личностное начало в драматургии. Рефлексирующий герой, ощущающий нравственный дискомфорт, недовольство своим образом жизни. Внутренний конфликт героя из-за невозможности достижения гармонии между идеалом и реальностью. Столкновение двух сознаний - трезво-реалистического (Бусыгин) и наивно-утопического (Сарафанов), «серьезные» и «несерьезные» герои, святые и грешники. «Страсти» по духовной близости людей, доброте и взаимопониманию в пьесе «Старший сын». Жанр «серьезной комедии», пьесы-притчи.

интегрированный урок

ответы на проблемные вопросы

13.04

15.04

85-

86

Современная русская литературная ситуация. Творчество поэтов и писателей последних десятилетий ХХ века, отражение в нем богатства русского национального характера, нравственной и духовной силы русского народа, художественного своеобразия их творчества.

Сергей Довлатов "Чемодан"- сборник житейских несуразиц.

Урок - открытие

Конспект статьи, ответы на проблемные вопросы

17.04

20.04

87

А. С. Кушнер «Времена не выбирают...»

Урок-презентация

Презентации уч-ся

22.04

88-

89

Литература народов России. Отражение в национальных литературах общих и специфических духовно-нравственных и социальных проблем.Произведения писателей - представителей народов России как источник знаний о культуре, нравах и обычаях разных народов, населяющих многонациональную Россию. Переводы произведений национальных писателей на русский язык.

Плодотворное творческое взаимодействие русской литературы и литературы других народов России в обращении к общенародной проблематике: сохранению мира на земле, экологии природы, сбережению духовных богатств, гуманизму социальных взаимоотношений.

Р. Гамзатов «Журавли»

урок-концерт

выразительное чтение наизусть

24.04

27.04

90-

91

Зарубежная литература. Взаимодействие зарубежной, русской литературы,отражение в них "вечных" проблем бытия. Постановка в литературе XIX - XX вв. острых социально-нравственных проблем, протест писателей против унижения человека, воспевание человечности, чистоты и искренности человеческих отношений. Проблемы самопознания и нравственного выбора в произведениях классиков зарубежной литературы

В.Гюго «Собор Парижской богоматери»

защита творческих проектов

устные выступления уч-ся

29.04

01.05

92

Э. Хемингуэй «Старик и море»

урок-обзор

самостоятельная работа

04.05

93-

94

Г. Флобер «Госпожа Бовари»

урок-спор

сочинение

06.05

95-

96

Д.Байрон «Дон Жуан»

театральная гостиная

индивидуальные задания, критическая статья

08.05

11.05

97

Г.Гейне «Зимние сказки»

Урок-анализ

Проблемные вопросы

13.05

98

И.А. Бунин.

Стихотворения:

«За Ельцом есть село...»,

«И цветы, и шмели,

и трава,

и колосья», «Слово»

урок-лекция

самостоятельная работа

15.05

99

О.Э. Мандельштам

Стихотворения

«Notre Dam»,

«Бессонница. Гомер.

Тугие паруса...», «За

гремучую доблесть

грядущих веков...», «Я

вернулся в мой город,

знакомый до слез...»,

«Век», «Мы живем под

собою не

чуя страны...»

"Попробуйте меня от века оторвать…" - поэт и его век

.

урок-знакомство

творческая работа

18.05

100-101

В.Т. Шаламов.

«Детские картинки»,

«Последний бой

майора Пугачева»

(из «Колымских

рассказов»).

урок-открытие

ответы на проблемные вопросы

20.05

22.05

102

А.К. Толстой «Князь Серебряный», «Князь Михайло Репнин», «Василий Шибанов»

25.05

Итого: 102 часа






















© 2010-2022