Алексей Максимович Пешков. Автобиографическая повесть «Детство»

Урок отвечает всем поставленным целям.Образовательные – отработка термина «автобиографическая повесть», работа с текстом и словом писателя, анализ ключевых сцен, эпизодов.Развивающие – учить анализировать прочитанное, составлять вопросы, различные творческие задания исследовательского характера.Воспитательные – привлечь внимание к теме детства, умению оставаться человеком в любой жизненной ситуации, понимать других и себя. Методические приемы: рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам, словарная работа. Оборудование урока: фотографии Горького, иллюстрации к повести «Детство».
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАЧЕТНОГО УРОКА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ



Тема урока: Алексей Максимович Пешков. Автобиографическая повесть «Детство».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Класс: 7

Цели:

Образовательные - отработка термина «автобиографическая повесть», работа с текстом и словом писателя, анализ ключевых сцен, эпизодов.

Развивающие - учить анализировать прочитанное, составлять вопросы, различные творческие задания исследовательского характера.

Воспитательные - привлечь внимание к теме детства, умению оставаться человеком в любой жизненной ситуации, понимать других и себя.

Методические приемы: рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам, словарная работа, работа с иллюстрациями.

Оборудование урока: фотографии Горького, иллюстрации к повести «Детство», презентация урока.

Литература:

  • М. Горький «Детство» Волго-Вятское книжное издательство 1968

  • Художник Б.А.Дехтерев. Иллюстрации к повести М. Горького «Детство»

  • Словарь литературоведческих терминов

  • Учебник литературы. 7 класс

  • «Литература в школе»

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Слово учителя

  3. Теория литературы

  4. Анализ текста

  5. Домашнее задание

  6. Выставление и комментирование оценок.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, все ли учебные принадлежности у вас лежат на партах: дневник, учебник, тетрадь, ручки. Я рада видеть вас на уроке русской литературы. Здравствуйте, присаживайтесь.

  1. Слово учителя.

Учитель: Есть такое утверждение: «Все мы родом из детства». И ваш возраст - семиклассников - можно назвать: уже не дети, ещё не взрослые, и уже что-то осталось позади. Это что-то - детство.

Как вы уже успели увидеть, эпиграфом нашего урока являются слова известного зарубежного писателя Антуан де Сент-Экзюпери («Маленький принц») «Все мы родом из детства».

Ребята, скажите, как вы понимаете эти слова?

Ученик: Каждый из нас проходит этот период.

Ученик: Мы не рождаемся взрослыми. Сперва мы все маленькие дети, а потом каждый взрослеет, но кто-то раньше, а кто-то позже.

Учитель: Послушайте, как известные люди говорили о том, что такое детство.

Например, известный актёр Роберт Дауни говорил в одном из интервью: Детство - это когда ты можешь совершать непростительные ошибки и надеяться, что будешь прощен.

А русский поэт и драматург начала 20 века, века Серебряного, Анатолий Мариенгоф написал: Я вспоминаю детство, и у меня заболевает нежностью сердце.

Для многих людей детство - это такое время, когда жёлтый цвет кажется ярко-жёлтым, когда конфеты вкуснее, а сладкая вата имеет привкус блаженства. Но все ли имеют такие тёплые воспоминания… Об этом мы с вами обязательно поговорим.

А сейчас скажите, пожалуйста, многие ли писатели обращались к теме детства?

Ученик: Многие писатели обращались к теме детства. Совсем недавно мы читали произведение Л.Н.Толстого «Детство».

Учитель: Хорошо, спасибо. Может быть вы вспомните ещё несколько произведений?

Ученик: И.А.Бунин «Цифры», В.Распутин «Уроки французского».

Ученик: В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой», «Фотография, на которой меня нет», «Васюткино озеро»

Ученик: «Великие путешественники» М.Зощенко.

Учитель: Совершенно верно. Каждый из названных вами писателей по-своему раскрывает эту тему, но все они задаются важными вопросами. Подумайте, какие проблемы решают писатели?

Ученик: Какие личностные качества необходимо сформировать в детские годы, чтобы подготовить подростков к преодолению жизненных трудностей.

Ученик: Проблема взаимоотношений взрослых и детей решается на страницах произведений.

Ученик: Именно в детские годы формируется характер человека, поэтому тема детства предполагает решение проблемы воспитания.

Учитель: Вы правы, ребята. Каждый писатель по-своему отображает этот очень важный период в жизни каждого человека. И каждый задаётся вопросом: как помочь детям увидеть этот мир, удивиться ему. Почерпнуть живой воды из душевных глубин детства.

Но на этом ряд известных и талантливых писателей, затрагивающих тему детства, конечно же, не заканчивается.

16 марта в 1868 году в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика родился мальчик, которому суждено было стать великим писателем. Этого мальчика звали Алексей Максимович Пешков. В 3 года потерял отца, а в 10 - мать. Детство его прошло в доме деда, в мещанской среде с грубыми и жестокими нравами. Жизнь мальчика скрашивала бабушка. Учился он всего 2 года. Получив похвальную грамоту, вынужден был по бедности оставить учёбу и пойти «в люди»: на заработки в качестве ученика, подмастерья, прислуги.

Подростком Алексей Максимович полюбил книги и пользовался каждой свободной минутой, чтобы читать запоем всё, что попадалось под руку. Это беспорядочное чтение, при необыкновенной природной памяти, определило многое в его взгляде на человека и общество. Нужно отметить, что он обладал феноменальной памятью, хранившей в себе тысячи лиц, картин и событий, а так же удивительным даром рассказчика.

24 сентября 1892 года в газете «Кавказ» был опубликован рассказ «Макар Чудра», подписанный псевдонимом, который отныне известен всем и каждому, «М.Горький».

Именно произведение этого автора, посвящённое теме детства, мы будем изучать несколько уроков подряд. Сейчас мы открываем тетради, записываем число. Сегодня двадцать восьмое февраля. И тема нашего урока: М.Горький. Автобиографическая повесть «Детство».

И сразу же напрашивается вопрос: а что же такое псевдоним?

Ученик: Это вымышленное имя, фамилия или же прозвище, которым автор подписывает своё произведение.

Учитель: Вы правы. Псевдони́м (греч. ψευδής - «ложный» и греч. όνομα - «имя») - имя (антропоним), используемое человеком в той или иной публичной деятельности вместо настоящего (данного при рождении, зафиксированного в официальных документах).

Выбор своего псевдонима Максим Горький объяснял так: «Не писать же мне в литературе - Пешков…» Псевдоним Алексея Максимовича характеризует не только его судьбу, но и направление его творчества. Так, жизнь молодого Алеши Пешкова «в людях» была горькой, и писал он про горькую участь обездоленных.

Своим литературным именем Алексей сделал имя отца, которого очень любил и рано потерял.

На этом мы пока остановимся и запишем некоторые факты о писателе.

Алексей Максимович Пешков - 16 марта 1868, Нижний Новгород,- 18 июня 1936, Горки, Московская область) - один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей.

24 сентября в 1892 году в газете «Кавказ» был опубликован рассказ «Макар Чудра» под псевдонимом «М.Горький».

М.Горький - писатель горькой участи обездоленных (Босяков).

Учитель: Продолжим наш разговор. Как я уже сказала, своим литературным именем Максим Горький сделал имя отца, которого очень любил и рано потерял. О родителях, близких людях писателя, о том, как он жил, как его воспитывали, мы узнаём из автобиографической повести, которая называется «Детство».

  1. Теория литературы

Но прежде чем мы перейдём к сюжету и героям, я хочу узнать, что значит «автобиографическая повесть»?

Ученик: Я думаю, что это художественное произведение, в котором автор описывает свою биографию, то есть реальные случаи из своей жизни.

Учитель: Совершенно верно. Это один из жанров литературы. Произведение, в котором освещается ряд событий жизни главного героя, написанное от первого лица.

Автобиографической мы называем повесть, в основу которой положены достоверные события и факты, сохранившиеся в памяти автора.

Повесть «Детство» входит в трилогию (1913 - «Детство», 1916 - «В людях», 1922 - «Мои университеты»). Трило́гия - совокупность трёх произведений, объединенных преемственностью сюжета либо общей идеей.

  1. Анализ текста

Учитель: Сейчас мы обратимся к сюжету. Прочитаем первый абзац. Что же мы видим?

Ученик: Из этого абзаца мы узнаём, от главного героя, что его отец умер, а мать оплакивает его у гроба (доказать с помощью текста).

Учитель: Кто находится рядом с главным героем?

Ученик: Рядом с нашим героем рядом бабушка. Нельзя называть мать, ведь она полностью отдала своё внимание умершему отцу.

Учитель: Понимает ли мальчик, что его отец умер, и он его больше никогда не увидит?

Ученик: Алёша совсем не понимает, что происходят, зачем его спрашивают, хочет ли он плакать, жаль ли ему отца. Он ещё мал для понимания и осознавания таких событий.

Учитель: Что ещё случается во время смерти отца?

Ученик: Мать Алёши преждевременно рожает ребёнка.

Учитель: Ребята, запомните, пожалуйста, Варвара Васильевна не любила своего сына, считая его причиной смерти Максима Савватеевича, и, выйдя второй раз замуж, оставила сына у деда и бабушки.

Давайте запишем имена главных героев:

Варвара Васильевна Пешкова - мать.

Максим Савватеевич Пешков - отец.

Акулина Ивановна Каширина - бабушка.

Василий Васильевич Каширин - дедушка.

Вопросы в книге по тексту. Вывод.

Учитель: Ребята, как мы знаем, многие считают детство счастливым периодом жизни, беззаботным и приятным. Именно таким же Горький изображает детство в своём произведении, иначе беззаботным ли было детство Алёши Пешкова?

Детство, изображенное Горьким, далеко не прекрасный период его жизни. Это не только история души ребенка, но и широкая картина русской жизни в определенную эпоху. Герой и автор (повествование ведется от 1-го лица) всматривается в эту жизнь, в окружающих ему людей, пытается понять истоки зла и враждебности, отстаивает свои убеждения и нравственные принципы. Сам писатель (об этом мы уже говорили) много видел и испытал в детстве, и это обогатило его душевный мир.

Мы с вами будем следить за продолжением истории Алёши, узнаем ещё больше о его новой семье, как будут развиваться взаимоотношения с родственниками, как он будет расти.

  1. Домашнее задание

Прочитать 2,3,4 главу автобиографической повети М.Горького «Детство».

  1. Выставление и комментирование оценок.

© 2010-2022