Рабочая программа по литературе 6 класс

  Рабочая   учебная  программа  по   литературе  составлена  на  основе  Федерального  компонента  Государственного  образовательного  стандарта  общего  образования  (утверждён  приказом  Минобразования  РФ  № 1089  от  05. 03. 2004 г),  Федерального  базисного  учебного  плана  (утверждён  приказом  Минобразования  РФ  № 1312  от  9  марта  2004  года),   программы  по  литературе  для  общеобразовательных  учреждений  5 - 11  классы  под  редакцией  В. Я. Коровиной  (М.: Просвещение,  2008 ) ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Петуховская средняя общеобразовательная школа»

Ключевского района Алтайского края


«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель МО Директор

______________ Пузикова Г. В. ______________Пирязева Л.И.

Протокол №____ от Приказ № ___от<<___>>____2013 г.

«____» ____________ 2013 г.

Рабочая программа

по литературе 6 класс

(основное общее образование)

На 2013-2014 учебный год


Рабочая программа составлена на основе : Программы общеобразовательных учреждений литература Под редакцией

В. Я. Коровиной 5-11 классы 10-11 классы / М . , « Просвещение» , 2008.

Составитель: Бондарева Л.Д

учитель русского и литературы





с. Петухи 2013



Пояснительная записка.

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ № 1089 от 05. 03. 2004 г), Федерального базисного учебного плана (утверждён приказом Минобразования РФ № 1312 от 9 марта 2004 года), программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы под редакцией В. Я. Коровиной (М.: Просвещение, 2008 ) и учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной ( Литература. В 2ч. М.: Просвещение, 2007).

Требования к уровню подготовки учащихся 6 классов (базовый уровень):

должны знать:

  • основные историко-культурные сведения, необходимые для адекватного понимания текста художественного произведения;

  • теоретико-литературные понятия; образную природу словесного искусства;

  • биографические сведения о писателях;

  • содержание изученных литературных произведений;

должны уметь:

  • ориентироваться в историко-литературном пространстве изучаемых произведений (соотносить эпоху, автора, литературное направление);

  • выразительно читать (в том числе и наизусть) фрагменты текста;

  • владеть различными видами пересказа (выборочный, сжатый, подробный);

  • владеть навыками анализа художественного текста;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • составлять план прочитанного;

  • выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику герою;

  • характеризовать художественные особенности текстов литературных произведений;

  • выражать своё отношение к прочитанному;

  • писать отзывы и другие виды творческих работ по прочитанным произведениям;

  • владеть компетенциями: учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, культуроведческой, рефлексивной;

способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  • применять полученные знания и умения в собственной речевой практике.



Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

задачи обучения:

  • приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

  • овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

  • устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;

  • свободному владению монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;

  • научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

  • отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;

  • способами свободного владения письменной речью;

  • освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенциями.

Содержание полностью соответствует авторской программе.

Учебно- методический комплект.

1. Программа : Программа по литературе для общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы под редакцией В. Я. Коровиной М.: Просвещение2008

2.Учебник (основной): Литература. 6 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. / авт. - сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлева, В. И. Коровин М.: Просвещение 2007

3.Учебные пособия: Уроки литературы в 6 классе: поурочные разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Н.В. Беляева. - М.: Просвещение, 2012

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в V классе в объёме 68 часов, т.е. по 2 урока в неделю в течение 34 учебных недель.

Содержание курса.



Тема, раздел

Кол-во часов

Контрольные работы

Уроки развития речи

Уроки внеклассного чтения

1

Введение

1

2

Устное народное творчество

3

1

1

3

Древнерусская литература

1


4

Из литературы 18 века

1


5

Литература 19 века

31


И.А.Крылов

2

1

А.С.Пушкин

9

1

2

1

М.Ю.Лермонтов

3

1

.

Н.В.Гоголь

1

1

И.С.Тургенев

2


Ф.И.Тютчев

2


А.А. Фет

3

1

Н.А.Некрасов

4

1

1

Н.С.Лесков

2

1

А.П.Чехов

2

1

1

5

Родная природа в стихотворениях поэтов 19века

1

1

6

Русская литература 20век

19

1

А.П.Платонов

1

.

А.С.Грин

1

1

М.М.Пришвин

4

2

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне

2

1

В.П.Астафьев

2

1

В.Г.Распутин

3

1

Н.М.Рубцов

1


Ф.И.Искандер

2

1

Родная природа в русской поэзии 20века

2

.

Писатели улыбаются

1


В.М.Шукшин

1

.

Из литературы народов России

1


К.Кулиев,Г.Тукай

1

1

Из зарубежной литературы

11


Мифы Древней Греции

1


Геродот

1


Гомер

1

1

М.Сервантес

1

1

Ф.Шиллер

1


П.Мериме

1

1

М.Твен

2

2

А.Экзюпери

1

1

Обобщающий урок

2

1

1

Итого:

68

5

14

14

Формы организации учебного процесса:

- написание сочинений по литературным произведениям;

- творческие задания, их проверка: различные виды пересказов, ответы на вопросы (устные и письменные);

- составление планов будущего сочинения;

- написание отзывов о произведениях;

- создание рассказа - характеристики одного из героев или группы героев;

- создание оригинального произведения (сказки, частушки, рассказа…)

- проверка заученных наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- тестирование;

- контрольные вопросы;

- самостоятельные работы.

Предполагаемые результаты

Уметь интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа

Владение различными видами пересказа

Создание устного и письменного сочинения по заданной теме

Знать литературоведческие термины

Видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения..

Формы текущего контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование;

- итоговый (за полугодие): тест, включающий задания (с выбором ответа, с кратким ответом), проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.

Содержание обучения: по предмету в полном объеме совпадают с примерной (авторской) программой по предмету.


Содержание программы

Программа рассчитана на 68 ч.в год (2ч.в неделю)

Введение (1час)

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

Устное народное творчество (3 часа)

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки - малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

Из древнерусской литературы (1 час)

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

Из литературы XVIII века (1 час)

Русские басни

Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце.

«Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.

Особенности литературного языка XVIII столетия.

Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).

Из русской литературы XIX века (31 час)

Иван Андреевич Крылов.(2 часа) Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин.(9 часов) Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы.

«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы - помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

«Выстрел». Образ мнимого романтика-мстителя и его критика Пушкиным. Мастерство композиции и повествования: три выстрела и три рассказа о них, переданные разными лицами и в разном освещении. Эпилог повести (из двух повестей изучается одна по выбору Учителя и учащихся).

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов.(3 часа) Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.

«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь (1час) Повесть «Старосветские помещики».

Иван Сергеевич Тургенев.(2 часа) Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев.(2 часа) Рассказ о поэте. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...».

Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» - символ краткой, но яркой жизни.

«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет.(3 часа) Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви, Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов.(4 часа) Краткий рассказ о жизни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ - созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семенович Лесков.(2 часа) Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов.(2 часа) Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов (1 час)

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...». Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...». А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы (развитие представления).

Из русской литературы XX века (19 часов)

Андрей Платонович Платонов.(1 час) Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин.(1 час) Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Михаил Михайлович Пришвин.(4 часа) Краткий рассказ о писателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой Отечественной войне (2 часа)

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев.(2 часа) Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа - честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин.(3 часа) Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов.(1 час) Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице».

Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Фазиль Искандер.(2 часа) Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзии XX века (2 часа)

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...») С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша») А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.

Писатели улыбаются (1 час)

Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе.

Рассказы: «Срезал» и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе.

Из литературы народов России. (Обзор) (1 час)

Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.

Стихотворения: «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга - «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».

Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ..?».

Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт - вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

Из зарубежной литературы.(11 часов)

Мифы народов мира

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».(1 час)

Геродот. «Легенда об Арионе».(1час)

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер.(1 час) Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея - борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей - мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» - песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Произведения зарубежных писателей

Мигель Сервантес Сааведра.(1 час) Рассказ о писателе.

Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)

Фридрих Шиллер.(1 час) Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь - герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме.(1 час) Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Марк Твен.(2 часа) «Приключения Гекльберри Финна».

Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении. (Для внеклассного чтения.)

Антуан де Сент-Экзюпери.(3 часа) Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. Притча (начальные представления).




Тематический поурочный план учебного предмета «Литература» 6 класс

(2 ч в неделю; 34 учебных недели)

Номер урока

Тема урока( включая контрольные и практические работы

Основное содержание урока

( основные понятия и планируемая деятельность обучающих по их освоению)

Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке


Введение (1ч)

1

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Выражение авторской позиции, Выявление уровня литературного развития учащихся

Знакомство с учебником

Литература как особая форма познания действительности.

Уметь : использовать материал статьи для подготовки собственного высказывания о книгах и чтении, составлять тезисы и план прочитанного Сочинение-миниатюра

Знать: чем отличается литература от истории

Лекция

Беседа, работа с книгой

Устное народное творчество (3ч)

шение автора к герою. Способы выражения

2

Устное народное творчество. Обрядовый фольклор, Обрядовые песни

Знакомство с понятиями обрядовый фольклор,обрядовые песни

Знать: понятие обрядового фольклора

Уметь: сравнивать колядки с другими обрядовыми песнями,

объяснять значения слов, анализировать содержание, тематику и поэтику обрядовых песен.

Рассказ учителя, беседа, комментарий

Викторина по теме

3

Устное народное творчество. Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Их народная мудрость. Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок

Дать понятие о поговорке, пословице

Знать: понятия пословицы и поговорки, загадки.

Уметь: отличать пословицу от поговорки, их отличительные признаки, сравнивать пословицы и поговорки, понимать и объяснять смысл, обобщать в группы.

Рассказ учителя, беседа, комментарий

Викторина по теме

4

Урок - «посиделки». Русский фольклор. Подготовка к сочинению « В чем красота и мудрость русских обрядов?»

Дать понятие русский фольклор.

Уметь: инсценировать небольшие случаи из жизни с привлечением материала фольклора

Рассказ учителя, беседа, комментарий

Викторина по теме

Из древнерусской литературы (1ч)

5

Русские летописи. Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях

Отражение в летописи исторических событий и народных идеалов. Связь древнерусской литературы с устным народным творчеством

Знать: жанры древнерусской литературы, летопись, стилевые особенности летописи, особенности связи предложений в тексте летописи, черты древнерусской литературы, созвучные нашей эпохе

Уметь: характеризовать содержание и проблематику, выполнять художественный пересказ текста, характеризовать содержание и проблематику "Повести временных лет", характеризовать поэтику произведений.

Рассказ учителя, комментированное чтение, беседа

Викторина (кн. «Игровые уроки по литературе»

Из русской литературы 18 века (1ч)

6

Русские басни.

И.И. Дмитриев. Слово о баснописце. «муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка XVII столетия

Слово о баснописце. Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка 18 столетия

Уметь: находить в басне многозначный, широкий и глубокий смысл, анализировать басню

Знать: понятия «эзопов язык», «мораль», «аллегория»

Рассказ учителя, работа с учебником, выразительное чтение

Из русской литературы 19 века ( 31 ч)

Иван Андреевич Крылов (2ч)

7

И.А. Крылов. Слово о баснописце. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик» Критика мнимого «Механики мудреца» и неумелого хвастуна

Слово о Крылове. Понятие об аллегории

Знать: понятия «басня», «мораль», «аллегория»

Уметь: воспринимать и понимать характер героев басен

Рассказ учителя, работа с учебником, выразительное чтение

8

И.А Крылов. Осел и Соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства.

Развитие понятия об аллегории.

Конкурс инсценированной басни. Подготовка к домашнему сочинению « Что осуждается в русских баснях?»

Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. Понятие об аллегории

Уметь: выделять мораль басни, понимать, какие пороки человека высмеивает Крылов в баснях. Знать жанровые особенности басни.

Работа с книгой, инсценирование

Александр Сергеевич Пушкин (9ч)

9

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Обучение выразительному чтению

Стихотворение А.Пушкина «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.

Знать: биографию писателя, вольнолюбивый характер стихотворения

Уметь: находить художественные средства (эпитеты, обращения, повторы.)

Слово учителя,

Комментированное чтение, обучение чтению

10

А.С. Пушкин «Зимнее утро» Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу стихотворения «Зимнее утро»

Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения

Знать: период жизни Пушкина в Царскосельском лицее; жанр послания, двусложные размеры, понятие об антитезе

Уметь: выступать с подготовленным сообщением на определенную тему.

Слово учителя, беседа по тексту

11

А.С.Пушкин. Тема дружбы в стихотворении « И.И. Пущину». «Чувства добрые» в лирики А.С. Пушкина. Жанр стихотворения

« Зимняя дорога». Изображение действительности и внутреннего мира человека.

Тема жизненного пути. Эпитет, метафора как средства создания художественных образов в лирики

А. С Пушкина.

Жизнь Пушкина в период учебы в Царскосельском лицее. Тема дружбы в стихотворении

Знать: жанр послания, мотивы лирики поэта.

Уметь: выразительно читать, анализировать произведение

Слово учителя, сообщения учащихся, беседа, выразительное чтение

12

А.С. Пушкин. Цикл «Повети Белкина», «Барышня - крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции повести. Пародия на романтические темы и мотивы в повести «Барышня - крестьянка».

«Лицо и маска» героев повести. Роль случая в композиции произведения

Художественное своеобразие , композиционные особенности, нравственные аспекты цикла «Повети Белкина»

Знать: историю создания всего цикла, содержание идейное и наполнение изучаемой повести, уметь составить отзыв об одной из них.

Уметь: проводить сопоставительный анализ образов.

Сообщения учащихся, беседа по прочитан-

ному самостоятельно, дискуссия

13

А.С. Пушкин «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова

Создание романа «Дубровский». Историко-культурный контекст времени. Изображение русского барства.

Знать: историческую и культурную основу произведения, особенности жанра произведения, содержание романа

Уметь: кратко пересказывать, анализировать эпизоды, приводить примеры, цитаты, составлять план произведения.

Слово учителя, комментированное чтение, беседа по прочитан-

ному

14

Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма .

Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке». Роль эпизода в повести

Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Отец и сын

Знать: понятия "сюжет" и "композиция"; роман как один из эпических жанров литературы.

Уметь: составлять план событий, говорить о композиции романа.

Слово учителя, комментированное чтение, беседа по прочитан-

ному

15

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям. Развитие понятия о композиции художественного произведения

Композиция. Сюжет. Романтическая история любви Владимира и Маши

Уметь: анализировать авторскую позицию в тексте, работать с цитатами

Слово учителя, комментированное чтение, беседа по прочитан-

ному

16

Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С Пушкина «Дубровский»»

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

Знать: методику действий при написании творческой работы.

Уметь: составлять план к сочинению и писать работу в соответствии с планом.

Слово учителя

17

Контрольная работа или тестирование по творчеству А.С. Пушкина

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

Знать: биографические сведения о писателе; содержание прочитанных литературных произведений; изученные теоретико-литературные понятия

Слово учителя

Михаил Юрьевич Лермонтов (4ч)

18

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте

«Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности Поэтических интонаций

Слово о Лермонтове. Основное настроение и композиция стихотворения. Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения.

Знать: биографические факты, понятие антитезы и метафоры, особенности истолкования поэтом темы одиночества содержание и тему стихотворения "Листок"; прием сравнения в композиции произведения.

Уметь: выразительно читать стихотворный текст.

Слово учителя

Обучение выразительному чтению

19

Антитеза как основной композиционный прием в стихотворениях М.Ю. Лермонтова « Листок», « Утес», На севере диком…». Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу одного стихотворения

Основное настроение и композиция стихотворений .

Особенности интонации. Метафора.

Знать: понятия "антитеза", "метафора"; мотивы лирики поэта.

Уметь: выразительно читать поэтический текст; характеризовать стилистические средства.

Слово учителя

Обучение выразительному чтению

20

М.Ю. Лермонтов « Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Двусложные и трехсложные размеры стиха. Поэтическая интонация. Подготовка к сочинению по анализу одного стихотворения М.Ю.Лермонтова

Тема красоты, гармонии человека с миром в произведениях Лермонтова

Знать: мотивы лирики поэта.

Уметь: выразительно читать стихи, анализировать лирическое произведение

Слово учителя, комментированное чтение

21

Вн.ч Н.В.Гоголь

« Старосветские помещики»

Характеризовать основные образы, составлять план

Знать: факты биографии писателя; содержание рассказа

Уметь: кратко пересказывать, анализировать эпизоды, приводить примеры, цитаты, составлять план произведения.

Рассказ учителя с элементами беседы

Иван Сергеевич Тургенев (2ч)

22

И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и придания. Юмор автора

Духовный мир крестьянских детей

Знать: факты биографии писателя; содержание рассказа, своеобразие цикла «З.О.»

Уметь: связно рассказывать о героях, характерах, описывать их по иллюстрациям и изображению, выборочно пересказывать эпизоды, комментировать их

Рассказ учителя с элементами беседы

23

Роль картины в природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров. И.С. Тургенев - мастер портрета и пейзажа

Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в рассказе «Бежин луг»

Знать: определение понятий «пейзаж», «пейзажная зарисовка»

Уметь: сопоставлять словесное художеств. Повествование с примерами живописи, выразительно читать текст

Беседа с элементами анализа

Федор Иванович Тютчев (2ч)

24-

25

Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Ф.И.Тютчева. « Неохотно и несмело…» « С поляны коршун поднялся…». Судьбы человека и коршуна. Роль антитезы в стихотворении

Ф.И.Тютчев. «Листья». Обучение анализу одного стихотворения

Особенности изображения природы в лирике Тютчева. Природа как воплощение прекрасного.

Знать: определение понятий «лирика», «лирический герой»,«Образ-символ»

Уметь: находить средства художественной изобразительности, объяснять их роль

Слово учителя, комментированное чтение

Афанасий Афанасьевич Фет (3ч)

26-

27

А.А.Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного

А.А.Фет». Еще майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них - у дуба, у березы…». Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности

Особенности изображения природы в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного.

Знать: определение понятий «лирика», «лирический герой»,«Образ-символ»

Уметь: находить средства художественной изобразительности, объяснять их роль

.

Слово учителя, комментированное чтение

28

Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи Ф.И.Тютчев и А.А.Фета. краски и звуки в пейзажной лирики. Подготовка к домашнему сочинению по лирики Ф.И.Тютчев и А.А.Фета

Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи Ф.И.Тютчева и А.А.Фета

Уметь: выявить новое, неожиданное о поэзии Фета из очерка, находить различие и общее в поэзии Ф. И.Тютчева и А.А.Фета.

Слово учителя

Беседа

Николай Алексеевич Некрасов (4ч)

29

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. « Железная Дорога». Картины подневольного труда. Величие народа - созидателя

Н.А.Некрасов- поэт-гражданин.

Знать: факты жизни и творчества Некрасова; содержание стихотворения; обличительный пафос стихотворения.

Уметь: определять тематику произведения; особенности языка и стиля

Практикум

Слово учителя, комментированное чтение, беседа

30

Своеобразия композиции стихотворения Н.А.Некрасова « Железная дорога» : эпиграф, диалог - спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций

Своеобразие композиции и языка стихотворения «Железная дорога»

Знать: художественные особенности стихотворения.

Уметь: характеризовать стилистические средства

Практикум

Слово учителя, комментированное чтение, беседа

31

Н.А Некрасов. Историческая поэма « Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н. А . Некрасова

Декабристская тема в творчестве Некрасова.

Знать: биографию писателя, содержание стихотворения, обличительный пафос стихотворения, особенности декабристской темы в творчестве поэта, делать исторический комментарий тексту Уметь: определять тематику произведения, особенности языка и стиля.

Слово учителя, беседа

32

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова

Выполнение заданий различного уровня сложности

Знать: художественные особенности стихотворений.

Уметь: определять размеры стиха, объяснять, на что писатель хочет обратить внимание читателей, что волнует поэта.

Слово учителя

Николай Семенович Лесков (3ч)

33

Н.С.Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. Изображения представителей царской власти в сказе Н.С.Лескова «Левша» бесправие народа. Авторское отношение к героям повети

«Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе»- «шедевр лесковского творчества» (Нагибин)

Знать: творческий путь писателя, идейный смысл произведения, сказ, особенности сказа, идейный смысл произведения.

Уметь: характеризовать идейное содержание произведения, формулировать выводы, выполнять художественный пересказ эпизодов

Рассказ учителя, беседа

Выборочное чтение

34

Особенности языка повести Н.С.Лескова «Левша». Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А.Некрасова « Железная дорога» и сказе Н.С.Лескова «Левша»

Характеристика Левши. Своеобразие произведения, его связь с фольклором

Знать: творческий путь писателя, идейный смысл произведения.

Уметь: характеризовать идейное содержание произведения, формулировать выводы.

Аналитическая работа с текстом

Викторина (кн. «Игровые уроки по литературе)

Антон Павлович Чехов (2ч)

35

А.П.Чехов слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чихонте

Слово о писателе. Юмор чеховских рассказов

Знать: анекдот, притча, юмор, сатира, комическое, приемы изображения комического.

Уметь: характеризовать стилистические особенности и идейное содержание текстов.

Слово учителя, комментированное чтение

36

А.П.Чехов. « Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора

Юмор чеховских рассказов

Знать: сведения из биографии Чехова; жанр юмористического рассказа.

Уметь: объяснить название рассказа, над кем и над чем смеётся писатель; анализировать содержание.

Слово учителя, комментированное чтение

Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХIХ века (1ч)

37

Я.П.Полонский. « По горам две хмурых тучи…». Посмотри - какая мгла…». Художественные средства, передающие состояния природы и человека в пейзажном лирике. Е.А. Баратынский. « Весна, весна! Как воздух чист…», « Чудный град». А.К.Толстой. « Где гнутся над омутом лозы..». Развитее понятия о лирике

Русские поэты 19 века о родной природе. Красота родной природы.

Знать: поэтов 19 века, что обозначают глаголы в стихотворении, анализировать лирическое произведение, находить языковые средства выразительности, особенности пейзажной лирики XIX века, понятие лирики как особого рода литературы

Уметь: высказывать своё суждение, анализировать поэтические тексты, находить языковые средства выразительности, выражать свое отношение к прочитанному, постичь нравственные проблемы, затронутые в произведениях поэтов

Урок-концерт

Слово учителя, комментированное чтение

Из русской литературы 20 века ( 6ч)

Андрей Платонович Платонов (1ч)

38

А.П.Платонов. Слово о писателе. « Неизвестный цветок». Прекрасное -вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П.Платонова

Факты биографии Платонова. Анализ текста.

Знать : авторское отношение к изображаемому

Уметь: анализировать внутренний мир героев

Слово учителя, комментированное чтение, беседа

Александр Степанович Грин (1ч)

39

А.С.Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев книги А.С.Грин « Алые паруса». Авторская позиция в произведении

Торжество мира романтической мечты в произведении А.Грина

Знать : сведения о жизни и творчестве А.Грина

Уметь: составлять характеристику героя, обосновать ответ цитатами из текста, характеризовать образы, пояснять символику романтического и реалистического

Слово учителя, беседа

М.М.Пришвин (4ч)

40

М.М.Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти

Философская притча «Кладовая солнца»

Знать: тему, основную мысль произведения; философский смысл названия.

Уметь: проводить сопоставительный анализ героев, эпизодов, выражать своё отношение к прочитанному, составлять план, формулировать тему и выполнять творческую работу

Понимать отношение автора к героям.

Рассказ учителя

Беседа с элементами анализа, комментированное и выразительное чтение

41

Образ природы в сказке - были М.М Пришвина «Кладовая солнца». Анализ эпизода « Рассказ о еле и сосне, растущих вместе»

Образ природы в сказке - были

Знать: функцию картин природы в тексте, план характер

Уметь: анализировать эпизод, выразительно читать фрагменты, характеризовать нравственные проблемы, поднятые автором

Рассказ учителя

Беседа с элементами анализа, комментированное и выразительное чтение

42

Особенности композиции и смысл названия сказки - были М.М. Пришвина «Кладовая Солнца»

Особенности композиции и смысл названия сказки - были

Знать: особенности композиции.

Уметь: находить сказочные образы, выявлять общее со сказкой и былью, обсуждать нравственные вопросы, поставленные в произведении, понимать значение словосочетания «кладовая солнца».

Рассказ учителя

Беседа с элементами анализа, комментированное и выразительное чтение

43

Классное сочинение « Человек и природа в сказке - были М.М. Пришвина «Кладовая Солнца»

Индивидуальное задание

Знать: жанр «сказка-быль», основную мысль произведения. Смысл названия, особенности пейзажа в сказке-были «Кладовая солнца» М.М.Пришвина

Уметь: давать характеристику героям, проводить сопоставительный анализ героев, эпизодов, выражать свое отношение к прочитанному ,анализировать пейзажные зарисовки, выявлять их роль в раскрытии проблематики произведения

Слово учителя.

Беседа

Произведения о Великой Отечественной войне ( 2ч)

Стихотворения о Великой Отечественной войне (2ч)

44

.Слово о поэтах - фронтовиках. К.М. Симонов « Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» Д.С. Самойлов «Сороковые» и др. Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному чтению.

Тема войны в стихотворениях русских поэтов

Знать: факты биографии

Уметь: объяснить, какими чувствами поэта согрето стихотворение К. М Симонова, анализировать, осмыслять тематику, передать смену чувств и настроений Д. С Самойлова; нравственные аспекты произведений, выявить отличия первого и последнего четверостишия Д. С Самойлова .

Урок-концерт

Слово учителя, чтение с комментариями учителя, беседа по содержанию.

45

А.А. Лиханов « Последние холода».

Дети и война

Тема войны

Знать: факты биографии

Уметь: передать смену чувств и настроений ,осмыслять тематику, нравственные аспекты произведения.

Слово учителя, чтение с комментариями учителя, беседа по содержанию.

Виктор Петрович Астафьев (2ч)

46

В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в последние годы. Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы рассказа.

Детство и юность В. П. Астафьева. «Конь с розовой гривой»

Знать: признаки рассказа как жанра.

Уметь: понимать отношение автора к героям, приводить примеры художественных деталей, проводить анализ отдельных эпизодов.

Беседа с элементами анализа

47

В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении. Подготовка к домашнему сочинению «Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

Образ главного героя рассказа. Нравственные проблемы рассказа - честность, доброта, понятие долга. Яркость и самобытность героев (Санька Леонтьев, бабушка Катерина Петровна)

Знать: признаки рассказа как жанра.

Уметь : понимать отношение автора к героям, приводить примеры художественных деталей, проводить анализ отдельных эпизодов..

Беседа с элементами анализа

В.Г. Распутин (3ч)

48

В.Г. Распутин. Слово о писателе. « Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени

В. Г. Распутин: страницы биографии. «Уроки французского»

Знать: факты биографии писателя, приёмы характеристики героя, отражение в рассказе послевоенной тематики.

Уметь: рассказать о герое по плану, проводить сравнительный анализ образов, объяснить смысл названия произведения.

Беседа-размышле-

ние по прочитан-

ному

49

Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина « Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика.

Отражение в рассказе трудностей послевоенного времени. Характеристика литературного героя. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою

Знать: смысл названия рассказа.

Уметь: понимать значение пейзажных зарисовок, составлять устный портрет, объяснить роль эпитетов в создании портретов, характеризовать внутренние качества человека.

Беседа-размышле-

ние по прочитан-

ному

50

Классное сочинение « Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П. Астафьева и В.Г. Распутина»

. Характеристика главного героя. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Индивидуальное задание

Знать: содержание текстов; понятие нравственного выбора.

Уметь: находить общее в рассказах Распутина и Астафьева; выражать своё отношение к прочитанному.

Слово учителя

51

Н. М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике

Н. М. Рубцов. Слово о поэте

Знать: содержание стихотворений, владеть навыками анализа текста.

Фазиль Искандер (1ч)

52

Ф.Искандер. слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

Ф.Искандер страницы биографии «Тринадцатый подвиг Геракла».

Знать: факты биографии писателя, содержание рассказа, роль юмора в повествовании.

Уметь: определить главную идею произведения, находить юмористические эпизоды.

Слово учителя, чтение с комментариями учителя, беседа по содержанию

53

Контрольная работа или тестирование по творчеству Н.С.Лескова, А.П. Чехова. М.М. Пришвина, литературе о Великой Отечественной войне

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

Знать : биографические сведения о писателях; содержание прочитанных литературных произведений; изученные теоретико-литературные понятия

Уметь: сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста, составлять план характеристики героя

Слово учителя

Родная природа в русской поэзии ХХ века ( 2ч)

54

А.А. Блок. Слово о поэте. « Летний вечер», « о, как безумно за окном». Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов.

С.А.Есенин. слово о поэте. «Мелколесье, Степь и дали..», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине. Способы выражения чувств в лирике С.А. Есенина. Обучение выразительному чтению

Слово о поэтах. Тема Родины и природы, фольклорные традиции

Знать: сведения о жизни и творчестве С. Есенина и А. Блока; темы лирики поэтов; понятие «аллитерации».

Уметь: определять смысл стихотворения; находить фольклорные элементы в поэзии ,выразительно читать стихотворения

Заочное путешествие

(или как вариант: поэтическое ассорти)

55

А.А.Ахматова. слово о поэте. « Перед весной бывают дни такие..». обучение анализу одного стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу лирики

Познакомить с творчеством А.А.Ахматовой, анализ ее творчества

Знать: сведения о жизни и творчестве А. Ахматовой и ее поэтический мир.

Уметь: правильно расставлять ударение, определять место паузам, найти верную мелодику, интонацию, понимать смысл стихотворения, анализировать его по плану, выразительно читать стихотворение

Заочное путешествие

(или как вариант: поэтическое ассорти)

Писатели улыбаются ( 1ч)

Василий Макарович Шукшин (1 ч)

56

В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ « Срезал». Особенности героев Шукшина. Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина

Страницы биографии. Своеобразный мир художественных произведений Шукшина.

Знать: содержание произведения.

Уметь: объяснить, почему смешное, юмористическое соединяется с грустным, печальным, подтвердить ответ цитатами; передавать голосом и интонацией характер и чувства героев рассказа.

Слово учителя, чтение с комментариями учителя, беседа по содержанию.

Из литературы народов России (1 ч)

57

Кайсын Кулиев. слово о поэте. « Когда на меня навалилась беда…».»Каким бы ни был малым мой народ..». Тема Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации.

Габдулла Тукай. слово о поэте. « Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, верность традициям народа. Великая роль книги в жизни человека

Слово о балкарском поэте

Родина как источник сил для преодоления любых испытаний. Слово о татарском поэте. Любовь к своей малой родине. Верность обычаям.

Уметь: сравнивать стихотворения разных поэтов об их малой родине, понимать, какие чувства передаёт автор через звучание стихотворения, анализировать лирическое произведение, находить языковые средства выразительности, выразительно читать наизусть, давать культурологический комментарий

Слово учителя, комментированное чтение, беседа

Из зарубежной литературы (9 ч)

Мифы Древней Греции ( 1ч)

58

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: « Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Понятие о мифе

Мифы, мифология. Мифология древних греков. Понятие «герой» в древнегреческой мифологии.

Знать: понятие мифа, понятие «герой» в древнегреческой мифологии, содержание указанных мифов

Уметь: пользоваться словарём, понимать смысл и происхождение выражений. Владеть монологической и диалогической речью, приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы

Слово учителя, комментированное чтение, беседа

Геродот (1 ч)

59

Геродот. Слово о писателе и историке. « Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки

Знать: понятие легенды, содержание "Легенды об Арионе"; владеть навыками пересказа, эпос как род литературы; содержание фрагмента произведения, понятия "гипербола", "постоянный эпитет".

Уметь: давать характеристику герою, анализировать его поступки.

Рассказ учителя, чтение; беседа по прочитанному, комментарий учителя

Гомер (1 ч)

60

Гомер . слово о Гомере. « Илиада» и « Одиссея» как героические и эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе

Легенда. Сочетание реальности и фантастики в легендах и мифах.

Уметь: давать характеристику герою, анализировать его поступки. Находить отличия легенды от мифа. Владеть навыками пересказа (подробного, сжатого) .

Рассказ учителя, чтение; беседа по прочитанному, комментарий учителя

Мигель де Сервантес Сааведра (1 ч)

61

М. Сервантес Сааведра. Слово о писателе. « Дон Кихот «. Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире. « Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Образ Санчо Пансы

Мастерство писателя в построении интриги. Любовь как дар.

Знать: содержание рассказа, смысл названия

Уметь: определять тему, идею, владеть навыками пересказа

Слово учителя, выразительное чтение, аналитичес-

кая беседа

Ф. Шиллер ( 1ч)

62

Ф. Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка» Проблемы благородства, достоинства и чести

Идея человеческого достоинства в балладе

Знать: понятие баллады, владеть навыками анализа текста

Слово учителя, комментированное чтение; беседа по прочитан-

ному

ПросперМериме (1ч)

63

П.Мериме. Новелла « Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении

Конфликт естественной жизни цивилизованного общества. Своеобразие главного героя. Романтизм и реализм в произведении

Знать: содержание произведения, владеть навыками анализа текста

Уметь: проводить сравнительный анализ жанров «новелла» и «рассказ»

Слово учителя, комментированное чтение; беседа по прочитан-

ному

М.Твен (2ч)

64-65

М.Твен. « Приключение Гекльберри Финна ». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях. Том и Гек: общность и различие. Средства создания комического. Юмор в произведении

Средства создания комического. Юмор в произведении

Знать: содержание рассказа, смысл названия

Уметь: определять тему, идею, владеть навыками пересказа, составлять словесный портрет героев (словесное рисование)

Слово учителя, комментированное чтение; беседа по прочитан-

ному

Антуан де Сент-Экзюпери (1ч)

66

А.де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. « Маленький принц» как философская сказка-притча. Маленький принц, его друзья и враги. Мечта о естественных отношениях между людьми. Вечные истины в сказке. Понятие о притче

«Маленький принц».- философская сказка и мудрая притча

Знать: содержание произведения

Уметь: определять тему, идею, владеть навыками пересказ, анализа, объяснить, что в произведении сказочного и что реального

Проблемные задачи.

Подведение итогов за год (2ч)

67

Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?» Выявление уровня литературного развития учащихся

Работа по изученным произведениям :коллективная, групповая, индивидуальная

Знать: теоретико- литературные понятия, изученные в курсе 6 класса; биографические сведения о писателях.

Уметь: пересказывать эпизоды произведений, отстаивать свою точку зрения; давать характеристику герою, формулировать тему и идею произведения, проводить сравнительный анализ образов.

Беседа по прочитанным произведениям, задания дифференцированного типа

68

Урок- праздник « Путешествие по стране Литературии 6 класса». Задания для летнего чтения

Работа по изученным произведениям :коллективная, групповая, индивидуальная

Знать: теоретико- литературные понятия, изученные в курсе 6 класса; биографические сведения о писателях.

Уметь: пересказывать эпизоды произведений, отстаивать свою точку зрения; давать характеристику герою, формулировать тему и идею произведения, проводить сравнительный анализ образов.

Беседа по прочитанным произведениям, задания дифференцированного типа

Всего часов:68



Формы и средства контроля
Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.

Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка или за ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.

Критерии и нормативы оценки сочинений.

Критериями оценки содержания и композиционного оформления сочинений являются:

  1. соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

  2. полнота раскрытия темы;

  3. правильность фактического материала;

  4. последовательность и логичность изложения;

  5. правильное композиционное оформление работы.


Нормативы оценки содержания и композиции сочинения выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов.

Отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Критерии и нормативы оценки языкового оформления сочинений.

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

  1. богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

  2. стилевое единство и выразительность речи;

  3. правильность и уместность употребления языковых средств.


Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Сочинение оценивается двумя оценками: первая - за содержание работы и речь, вторая - за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки за изложение и сочинение


отметка


Содержание и речь


грамотность


5


1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета.


Допускаются:


1 орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки


4


1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.


Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки,

или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки,

или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки


3


1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.


3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые

синтаксические конструкции, встречается

неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь

недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.


Допускаются:

4 орфографические и


4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических, а также 4 грамматических ошибки


2


Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов


Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических ошибок


При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в 5-м классе - 0,5-1, в 6-м классе -1-1,5, в 7-м классе -1,5 - 2,0 в 8-м классе - 2,0-3,0, в 9-м классе - 3,0-4,0, в 10-м классе - 4,0-5,0, в 11-м классе 5,0-6,0 страниц.

Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 - 100 %;

«4» - 78 - 89 %;

«3» - 60 - 77 %;

«2»- менее 59 %.

Критерии оценивания презентаций

Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе Power Point. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». 5-е изд., испр. И.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2005, 368 с.

Критерии оценки


Параметры


Оценка


Дизайн презентации


- общий дизайн - оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;


- диаграмма и рисунки - изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;


- текст, цвет, фон - текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;


- списки и таблицы - списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;


- ссылки - все ссылки работают.


Средняя оценка по дизайну


Содержание


- раскрыты все аспекты темы;


- материал изложен в доступной форме;


- систематизированный набор оригинальных рисунков;


- слайды расположены в логической последовательности;


- заключительный слайд с выводами;


- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.


Средняя оценка по содержанию


Защита проекта


- речь учащегося чёткая и логичная;


- ученик владеет материалом своей темы.


Средняя оценка по защите проекта


Итоговая оценка



Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.

Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.

Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.

Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.

Критерии оценивания динамики литературного развития каждого учащегося (по рекомендациям В.Г.Маранцмана)

В ходе урока фиксируются ответы и ставится поурочный балл каждому учащемуся за конкретные операции. Отмечаются не только удачные ответы учеников, но и их затруднения, неспособность ответить. В тетради учителя оцениваются следующие качества читателя:


Эмоциональная реакция


- выразительное чтение;

- ответы на вопросы после первого чтения произведения;

- оживление личных впечатлений, жизненных наблюдений по ассоциации с художественным текстом;

-сопоставление литературного текста с явлениями других искусств на уровне эмоциональной оценки.


Осмысление содержания


- составление плана содержания;

- сжатый пересказ;

- комментирование текста;

- ответы на аналитические вопросы, в том числе и вопросы проблемного характера;

- рассмотрение композиции художественного произведения;

- сопоставление литературных произведений;

- сопоставление близких по теме произведений смежных искусств на уровне концепции.


Работа воображения


- творческие пересказы (с изменением лица рассказчика);

- устное словесное рисование;

составление киносценария;

- инсценирование;

-домысливание сюжета;

- реконструкция внесценических эпизодов драмы.


Реакция на художественную форму


- пересказ, близкий к тексту;

- стилистический анализ;

- оправдание слов-образов и приёмов авторского повествования;

- сопоставление произведения и его реальной основы.



Накопление в тетради учителя четырёх-пяти оценок в каждой графе даёт право выставить оценку в журнале. Наличие отказов, если их более трёх, ведёт к снижению средней оценки на балл. Такой учёт деятельности ученика помогает учителю видеть индивидуальные способности каждого читателя и общую динамику литературного развития каждого учащегося класса в той или иной сфере.

Оценивание проверочных и контрольных работ по литературе, состоящих из тестовой части (проверка знания теории) и письменного развернутого ответа на вопрос ограниченного объема.

Все работы данного типа являются авторскими и составлены с целью более качественной подготовки в ЕГЭ.

Структура работы:

  1. краткий ответ на вопрос теоретического характера;

  2. Развернутый ответ на вопрос ограниченного объема по представленному тексту, отрывку из текста (5-10 предложений).

  3. Развернутый ответ на вопрос ограниченного объема, при ответе на который учащийся должен сопоставить представленный текст (отрывок) с произведениями других авторов или текстами того же автора.


Система оценивания:

«удовлетворительно»: выполнена тестовая часть работы и дан (поверхностный, краткий) ответ на вопрос по тексту (не менее 30 %).

«Хорошо»: выполнена тестовая часть (не более 1-2 ошибок), дан полный ответ на вопрос по тексту (допускаются: 1 логическая, 1 фактическая ошибка, не более 3 речевых ошибок). В третьей части процент выполнения работы не менее 30.

Или: выполнена тестовая часть (без ошибок), во второй части не допущено ни одной ошибки. Третья часть отсутствует или представлена частично.

«Отлично»: выполнена тестовая часть (без ошибок), дан полный ответ на вопрос , выполнено задание № 3 (сопоставительный анализ) на 100% (с указанием не менее 2-х авторов и названием произведений). Во второй и третьей частях допускается 1-2 речевые ошибки, 1 логическая ошибка. Фактические ошибки отсутствуют.

Ведение тетрадей.

Учитель русского языка и литературы контролирует наличие у учащихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение установленного порядка их оформления, ведения, соблюдение единого орфографического режима.

Как подписывать тетради.

Тетрадь

для работ по (указать предмет)

ученика(цы) 6 класса

средней школы (лицея, гимназии, ЦО) №

(Фамилия и полное имя в родительном падеже)

Как подписывать контрольные, творческие тетради.

Тетрадь

для (указать вид) работ

по русскому языку

ученика(цы) 6 класса

средней школы (лицея, гимназии, ЦО) №

(Фамилия и полное имя в родительном падеже)

По предмету "литература" допускается использование тетради в клетку, в которой:

- обязательно должны быть поля (4 клетки)

- расстояние между видами работ составляет 4 клетки

- запись числа обязательна (запись можно делать на полях - 01.11.04)

Не допускается записи домашнего задания по литературе на полях тетрадей, в тетрадях. Для записи домашнего задания используется только дневник.

- тетради с тонкой обложкой желательно "одеть" в прозрачную обложку

- после проверки работы учителем обязательна работа над ошибками

Проверке подлежат все тетради в соответствии с утвержденными нормами по предмету:

- по литературе не реже одного раза в месяц

письменные творческие работы по литературе проверяются:

- 5-8 классы - до семи дней

- 9-11 классы - до десяти дней

*Недопустимо написание работ контрольного характера на листочках.

Ведение тетради по литературе необходимо с 5 класса.

Тетради контрольных работ учащихся хранятся в школе в течение учебного года.



























Перечень учебно - методических средств обучения

авторская программа

учебники и учебные пособия

методические материалы

дидактические материалы

наглядные пособия

материалы для контроля

медиаресурсы

В.Я.Коровиной






Литература 6 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. /авт.-сост. В.П.Полухина и др.]. - М.: Просвещение, 2007

Егорова Н.В. Литература 6 класс: Поурочные разработки. - М: ВАКО, 2003

Журавлёв В.П., Коровин В.И., Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы 6 кл. - М.: Просвещение, 2003

портреты писателей

Литература. 5-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля / авт.-сост. Н.Ф.Ромашина - Волгоград: Учитель, 2008

Виртуальная школа КМ. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 6 класс.

Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В. Литература в 6 классе. Книга для учителя. - М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово» - РС», 2000

планы разборов

Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2008

электронное приложение к учебному пособию Литератураю 6 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. /авт.-сост. В.П.Полухина и др.]. - М.: Просвещение, 2006

Критарова Ж.Н., Самойлова Е.А. Конспекты уроков для учителя литратуры: 6кл.: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,

иллюстрации к произведениям

DVD к/ф «Уроки французского»









Лист корректировки рабочей программы

№ урока

Тема урока

причина корректировки

Способ корректировки
















График контрольных работ

№ п/п

Наименование тем

Календарные сроки

Фактические сроки

1

Подготовка к сочинению « В чем красота и мудрость русских обрядов?»



2

Подготовка к домашнему сочинению « Что осуждается в русских баснях?»




3

Подготовка к домашнему сочинению по анализу стихотворения «Зимнее утро»



4

Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С Пушкина «Дубровский»»



5

Контрольная работа или тестирование по творчеству А.С. Пушкина



6

Подготовка к сочинению по анализу одного стихотворения М.Ю.Лермонтова



7

Подготовка к домашнему сочинению по лирики Ф.И.Тютчев и А.А.Фета



8

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова



9

Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А.Некрасова « Железная дорога» и сказе Н.С.Лескова «Левша»



10

Классное сочинение « Человек и природа в сказке - были М.М. Пришвина «Кладовая Солнца»



11

Подготовка к домашнему сочинению «Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»



12

Классное сочинение « Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П. Астафьева и В.Г. Распутина»



13

Контрольная работа или тестирование по творчеству Н.С.Лескова, А.П. Чехова. М.М. Пришвина, литературе о Великой Отечественной войне



14

Подготовка к домашнему сочинению по анализу лирики



15

Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?»



Произведения для заучивания наизусть.

А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.

М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.

Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)

Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»

А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»

А.А. Блок. Летний вечер.

А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

1 - 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.

Произведения для самостоятельного чтения.

  1. Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»

  2. Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы»

  3. В.П. Крапивин «Брат, которому семь», «Звезды под дождем», «Та сторона, где ветер».

  4. В.П. Астафьев «Мальчик в белой рубашке».

  5. В.М. Шукшин «Критики», «Микроскоп», «Волки», «Постскриптум».

  6. Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви».

  7. А.Н. Рыбаков «Трилогия о Кроше».

  8. А.И. Приставкин «Ночевала тучка золотая».

  9. Г.У. Лонгфелло «Песнь о Гайавате».

  10. Дж. Лондон «Зов предков», «Белый клык», «На берегах Сакраменто».

  1. Р. Бредбери «Все лето в один день».

  2. Ж. Верн «Дети капитана Гранта»


Литература на лето 7 класс (программа Коровиной)

  1. «Калевала» - карело-финский мифологический эпос.

  2. Древнерусская литература. «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Поучение Владимира Мономаха».

  3. А.С. Пушкин «Полтава», «Борис Годунов», «Медный всадник», «Песнь о вещем Олеге». «Повести Белкина».

  4. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».

  5. И.С. Тургенев «Записки охотника» - цикл рассказов.

  6. Н.А. Некрасов «Русские женщины» (поэма).

  7. А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин» и др.

  8. М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик».

  9. Л.Н. Толстой «Детство» (часть из трилогии)

  10. М. Горький «Детство» (часть из трилогии), рассказы «Старуха Изергиль», «Челкаш».

  11. Л.Н. Андреев «Кусака»

  12. Е.И. Носов «Кукла».

  13. Ю.П. Казаков «Тихое утро».

  14. О. Генри «Дары волхвов».

  15. Р.Д. Бредбери «Каникулы».

Рабочая программа по литературе 6 класс

© 2010-2022