Детальный аналитический отчёт об исследовании по сбору доказательств о воздействии внесённых преобразований

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Филимонова Елена Рустамовна Портфолио учителя E

группа № 6 1 уровень

г. Талдыкорган 23.10.14


Детальный аналитический отчёт об исследовании по сбору доказательств о воздействии внесённых преобразований


Осуществляя в своей школе практику, которая была направлена на преобразование образовательного процесса по проблеме повышения мотивации учащихся через формативное оценивание, за основу я взяла теорию Блэка (2003) и сделала акцент на то, что оценивание одноклассников играет очень важную роль, поскольку оно повышает уровень мотивации, позволяет ученикам общаться на своем языке, способствует принятию критики, повышает уверенность в себе в дискуссии с учителем, а также позволяет учителям отстраниться от процесса и наблюдать его.

Я четко понимала, когда разрабатывала план развития школы, что могут быть внесены изменения в его составную часть и, самое главное, мой план должен отражать реальную картину образовательного процесса, проходящего в школе.

Собрав информацию о стартовых возможностях школы, я пришла к выводу, что преобразования в учебном процессе необходимы. Проанализировав анкеты учителей, я обратила внимание на то, что при высоком профессиональном уровне учителя испытывают некоторые трудности. На вопрос: хотят ли они меняться? Нужны ли изменения в школе? 100 % респондентов хотят преобразований как в системе образования, так и в профессиональном уровне. Это и организация групповой работы, и оценивание, и повышение мотивации и качества знаний. Исходя из этого, я пришла к выводу, что учителя должны получить необходимые знания по использованию новых технологий и методик, изменить работу на уроках, чтобы поднять мотивацию учащихся к обучению.

При создании инициативной группы я руководствовалась взаимо- сотрудничеством между членами группы в целях оказания помощи педагогам в использовании на уроках новых подходов в обучении. В состав инициативной группы вошли учителя, желающие работать по новым методикам, которые обратились ко мне: одни - за долго до практики, другие - после заполнения анкет, бесед с коллективом, проведения коуч-сессий. При всей загруженности учителя проявили инициативу и у меня не было необходимости объяснять значимость моих коуч-сессий и участие коллег в преобразовании школьной практики.

Для того чтобы решить проблему моего плана развития школы по повышению мотивации к обучению через формативное оценивание, я провела серию коуч-сессий, на которых были даны виды формативного оценивания, новые подходы в организации работы на уроках, создание колаборативной среды, инновационные подходы в обучении. После посещения уроков коллег, я заметила, что успехом моей работы является переход учителей от традиционных форм обучения к новым действиям, которые направлены на повышение мотивации учащихся на уроках: применение самооценивания и взаимооценивания в ходе урочной деятельности, использование активных методов обучения, стратегии критического мышления, одним словом, в своей педагогической практике учителя стали применять 7 модулей обучения. Хотя из опроса, я увидела следующую картину: 76 % учителей, присутствующих на коучингах (25 педагогов), знают о формативном оценивании и умеют применять на уроках, 16 % испытывают трудности (молодые учителя), 8 % учителей по разным причинам не смогли применить на уроках формативное оценивание. Коллеги видели результаты

уроков, изменения в работе учащихся, их активности, дисциплинированности и ответственности. Из бесед с учащимися я выяснила, что такие уроки помогают ученикам быть более самостоятельными, ответственными за процесс обучения, им стало интереснее работать, с удовольствием делают домашнюю работу, чтобы быть оцененными своими одноклассниками, появилась возможность, самовыразиться, реализоваться, не смотря на объем багажа знаний.

Ученикам нравится взаимообучать друг друга и оценивать. О чем в своей теории и писал Блэк. Учителя заметили, что повысилось и качество знаний. Сравнили стартовые контрольные работы и промежуточные. Видели результативность не только учителя, ученики, но и родители. В своих эссе они написали, что «дети стали более активными, с удовольствием рассказывают о новых методах работы на уроках, стали более самостоятельными, появился стимул учиться и повысилась мотивация к обучению».

Но наряду с преимуществами выявилось и ряд барьеров, которые отмечали учителя, внедряющие в свою практику инновационные подходы в обучении. Не все учителя делили класс на группы разными способами, в основном дети группировались самостоятельно, по интересам. Это наблюдалось как у учителей прошедших разноуровневые курсы, так и у педагогов не обучавшихся на курсах. В некоторых кабинетах (в нашей школе не используется кабинетная система) парты прикреплены к полу, поэтому трудно сгруппировать учащихся вокруг одной парты. Ученикам приходится при групповой работе сидеть спиной к доске, что также вызывает неудобства в работе. К тому же страдает и осанка детей, рассеивается внимание: учащиеся не всегда поворачиваются к доске.

Еще одну проблему увидела я и о ней говорили учителя: трудно сконцентрировать внимание групп, когда выступают учащиеся другой группы. Каждый думает о своем успехе и не всегда реагирует на информацию одноклассников. Было рекомендовано организовать работу так, чтобы учащиеся видели значимость выступления своих одноклассников и внимательно слушали их выступление, а так же могли оценить их.

Посетив коучинги по формативному оцениванию, учитель русского языка и литературы Л., работающая и в среднем звене, и в старшей школе, решила провести эксперимент. Проблема повышения мотивации к обучению стояла в среднем звене, однако Л., провела урок с использованием критериев оценивания анализа стихотворения А. Ахматовой в 11- ом классе. Все ученики активно включились в разработку критериев оценивания ответа одноклассника. Все учащиеся подготовили анализ стихотворений по выбору соответственно разработанным критериям. На уроке дети смогли оценить свой ответ и ответ одноклассника. Учитель, как предлагает Блэк, лишь контролировал процесс. Такая форма урока ученикам понравилась и в конце урока они выразили желание почаще проводить такие уроки. Данный урок был проанализирован на последнем коучинге, когда учителя говорили о барьерах и путях их преодоления при повышении мотивации учащихся через формативное оценивание.

Одним из критериев успешности можно считать тот факт, что учителя смогли самостоятельно разработать критерии оценивания заданий и ответов учащихся и предложить их детям. Хотя учителя указали, что все-таки испытывают при этом трудности.

Еще один барьер, возникший в ходе нашей совместной работы, - это неумение распределять время при работе в группах на уроках. Учителя либо совсем не определяли временные рамки при работе в группах или парах, либо попросту забывали о них. А это приводило к тому, что урок не входил в 45 минут - затягивался. Было решено строго соблюдать тайм - менеджмент и приобрести шумовой предмет для концентрации внимания.

Посещая уроки учителей, я увидела происходящие изменения в подходах к организации урока: все учителя применяли групповую или парную работу, активные методы обучения, использовали разноуровневые задания, дифференцированный подход при работе в группе и вместе с этим применяли разные формы формативного оценивания, как аффективноые, так и когнитивные Можно отметить, что в некоторых классах работа в группах стала проводиться систематически учителями. Ученики знают правила работы в группе, умеют распределять обязанности, соблюдают тайм-менеджмент. Работа идет активная, плодотворная и нацелена на высокий результат.

Реализация моего плана предусматривала взаимопосещение уроков, здесь тоже выявился барьер. Не все учителя смогли присутствовать на уроках, так как спланировать свое свободное время было тоже тяжело из-за нестабильности расписания и сдачи отчетов на начало года. Но учителями было предложено записать урок на видео-, а более удачные этапы урока можно было просмотреть и дать им оценку.
Таким образом, мы решили проблему взаимопосещения уроков и учителя смогли передать друг другу опыт по организации деятельности учащихся на уроках, поделиться своими методами оценки деятельности учеников. В результате такой работы учителя стали использовать те методы и формы, которые приносили высокий результат в обучении.

Итог работы по обучению учителей новым подходам - это проведенные мастер-классы, позволяющие видеть результативность коучингов.

Открытый урок в 6-ом классе учителя биологии Ч., прошедшей третий уровень, показал, что ученики систематически работают в группах, умеют распределять обязанности, чувствуют себя комфортно, в процессе работы задействованы все ученики, работа в таких группах проходит быстро и продуктивно.

Учитель Ч. показала использование на уроке 4 из 7 модулей, умение составлять учениками кластер, применять активные методы работы, умение составлять критерии оценивания в группе, парах, самооценивание и взаимооценивание учащихся. Детальный аналитический отчёт об исследовании по сбору доказательств о воздействии внесённых преобразований

Также на уроке была использована лестница успеха, как формативное оценивание своих стартовых возможностей и результатов, достигнутых за урок. Детальный аналитический отчёт об исследовании по сбору доказательств о воздействии внесённых преобразований

При проведении открытого урока в 6-ом классе учитель изо, черчения и самопознания В. продемонстрировала результаты проведенного ею коучинга. В. систематически проводит работу в группах на своих уроках, а выполнение на уроке творческого задания предусматривало не только развитие творческих способностей, но и развитие навыков графического решения композиции плаката. Учащимся понравился урок, и они изъявили желание уже не в группах, а индивидуально нарисовать плакат на выбранную ими тему. Вошли в практику у данного учителя и разные виды формативного оценивания, как аффективные, так и когнитивные, а также разработка критериев при оценивании, что успешно применяется на её уроках. Кроме того, учитель В. использует 7 модулей на своих уроках и успешно внедряет новые подходы в обучении.

Учитель русского языка и литературы Л. , проводя открытый урок в 7 классе, продемонстрировала высокий уровень подготовки и умение применять полученные знания на коуч-сессиях на практике. На уроке использовались разные виды контроля знаний, их оценка, работа в парах, группах. При всем объемном материале урока учащиеся работали быстро, активно, анализируя и синтезируя рабочий материал, оценивая ответы учащихся, свою работу, в результате чего получился плодотворный и результативный урок . В начале урока учитель использовала таблицу зух, для определения стартовых знаний по теме, а рефлексия была проведена по методу «Ладонь», где учащиеся четко определили, что узнали на уроке, на что следует обратить внимание, чего не хватило для понимания и т.д.

Особое внимание в период практики было уделено менторской работе. Учитель Б. сама предложила себя в качестве менти. Стаж работы данного учителя 13 лет. Это педагог имеющий опыт работы с одаренными детьми, обладающая высоким профессиональным уровнем. Менти не проходила уровневые курсы, поэтому испытывала необходимость в новых подходах в обучении, реализации на уроках 7 модулей. Её интересовало, на каких этапах урока эффективнее применять тот или иной вид формативного оценивания, как разработать критерии оценивания различных проверочных работ по математике. Я понимала, что процесс менторинга предполагает решение сложных задач и для этого менти нужна профессиональная поддержка. Поэтому, чтобы помочь учителю Б. в решении стоящих перед ней проблем, была проведена серия менторинг-сессий, которые были нацелены на овладение менти активных методов обучения, видов формативного оценивания и разработке критериев оценивания. Было посещено 4 урока менти и совместно разработан урок с организацией групповой формы на уроке, формативного оценивания на различных этапах урока. В результате можно было наблюдать следующую картину: если на начальном этапе менти использовала формативное оценивание в качестве только словесного поощрения, то после менторинг-сессий стало применяться формативное оценивание как аффективное, так и когнитивное. Причем виды когнитивного оценивания постоянно менялись и использовались на всех этапах урока.

В ходе посещений уроков менти я провела наблюдение за тем, как осуществляется и совершенствуется профессиональный рост учителя через практическое применение. Попутно я отслеживала, как применяются на уроках 7 модулей обучения.

В своем эссе о приобретенных ею знаниях в процессе менторинга Б. отметила, что проведенная работа повысила её профессиональный уровень и повлияла на развитие её педагогической компетентности: применение групповой работы позволило заинтересовать учащихся, а формативное оценивание, применяемое на уроках, повлияло на повышение мотивации к обучению. Б. отметила, что на начальном этапе уровень активности учащихся на уроке был низкий (5-8 поднятых рук при опросе), после прохождения менторинга и включения в урок формативного оценивания уровень активности повысился (из 25 учащихся руки при опросе поднимали от 18 до 23,25 учащихся)

Проанализировав процесс менторинга, мною были сделаны следующие выводы: менти освоила новые подходы в обучении: освоена организация групповой работы, осознана эффективность формативного оценивания, необходимость использования критериев для объективного оценивания как письменных работ, так и устных ответов учащихся. Нам удалось осуществить преобразования в педагогической практике менти.

В результате проведенных преобразований, могу отметить, что мне удалось организовать совместную работу учителей, объединив их в инициативную группу. При анализе совместной работы учителя отметили, что такой подход в работе очень эффективен. При посещении уроков коллег, они делились наработками, что повышало их профессиональный уровень. Однако, чтобы работа была более эффективной, учителям, по их мнению, необходимо наладить взаимосотрудничество с коллегами других школ не только города, но и области. Таким образом, вопрос о создании профессионального сообщества решился сам собой.

Проведя анализ своей практики в школе, я пришла к выводу, что тема ПРШ, выбранная мною, актуальна и своевременна. Практические мероприятия, проведенные мною, позволили моим коллегам повысить их профессиональный уровень в работе над повышением мотивации учащихся через формативное оценивание.

В своей практике по преобразованию школы я выявила следующие результаты:

На начало практики использовали ф.о. на уроках

Всего участвовало в обучении по ф.о.

Посещали

коучинги постоянно

На конец практики использовали на уроках ф.о.

На всех этапах урока

Используют 3-4 раза за урок

Используют постоянно

Используют не систематически

Не поняли до конца

систему формативного оценивания

3

25

12

16

7

4

7

3

4


аффек-тивное и когни-тивное

практически только аффек-тивное

только аффективное

Данные результаты были получены из посещения уроков, бесед с учителями, анализа контрольного листа, изучения поурочного и среднесрочного планирования, опроса, беседы, анкетирования учащихся.

Исходя из результатов практики, я сделала вывод, что смогла реализовать себя как лидера. Коллеги поняли, что процесс преобразований необходим, а в эссе написали, что данная работа помогла учителям по-новому взглянуть на организацию уроков, внедрить в урок систему формативного оценивания на разных этапах, «вспомнили, что наша работа - это творчество, и интересно ученикам, если интересно учителю». Молодые, вновь пришедшие специалисты, отметили, что, благодаря участию в преобразованиях у них появилось множество идей, которые они смогут воплотить на уроках.

Взяв за основу своего исследования проблему повышения мотивации учащихся через формативное оценивание, я обратила внимание, читая эссе коллег, что мотивация к обучению и внедрению новых технологий повысилась и у них. Ради этого стоила работать. В дальнейшев в течение года я планирую вести дальше обучение учителей и внедрение на практике формативного оценивания. Думаю, что в моих преобразованиях примут участие еще 15 учителей и станут внедрять новые подходы на уроках.

Приложение

Детальный аналитический отчёт об исследовании по сбору доказательств о воздействии внесённых преобразований

Проведение рефлексии на коучинге



Детальный аналитический отчёт об исследовании по сбору доказательств о воздействии внесённых преобразований

Взаимооценивание тестовых заданий на уроке русского языка

Детальный аналитический отчёт об исследовании по сбору доказательств о воздействии внесённых преобразований

Рефлексивная карта учащихся на уроке изо

Листы взаимооценивания группы

Детальный аналитический отчёт об исследовании по сбору доказательств о воздействии внесённых преобразований

Детальный аналитический отчёт об исследовании по сбору доказательств о воздействии внесённых преобразований

Детальный аналитический отчёт об исследовании по сбору доказательств о воздействии внесённых преобразований

Критерии оценивания домашней работы, разработанные учителем английского языка.

Детальный аналитический отчёт об исследовании по сбору доказательств о воздействии внесённых преобразований

Применение таблицы зух на первом коучинге по формативному

оцениванию

Детальный аналитический отчёт об исследовании по сбору доказательств о воздействии внесённых преобразований

Эссе учителей на последнем коучинге « Что дали мне коучинги по формативному оцениванию?»


12


© 2010-2022