Рабочая программа по литературе 5 класс по программе Меркина

Рабочая программа составлена в соответствии с программой Г.С.Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева по литературе для 5 класса, М. «Русское слово», 2010 год Программа рассчитана на 3ч в неделю: 1 из час из часов компонента образовательного учреждения для усиления федерального компонента(2ч.)дополнительные часы распределяются следующим образом: ·       внеклассное чтение-10ч ·       изучение биографииписателя-7ч ·       в мире художественного слова писателя-6ч ·       изучение теории литеоатуры- 3ч ·       изучение зарубежной литературы и литературы Дона-5ч ·       зачет-1 ·       уроки развития речи-4 Региональный компонент реализуется в процессе изучения предмета, параллельно с изучением творчества классиков. Рабочая программа соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе и требований к уровню подготовки учащихся основной школы с использованием требований регионального компонента.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тематическое планирование в 5 классе

№п\п

Тема

Кол-во часов

Сроки

Теория литературы и историко-литера­турные сведения

Основные виды деятельности

Межпредметные и внутрипредметные связи

Возможные виды деятельно

сти

Региональ

ный компо

нент

Обогащение словарного запаса

Система мониторинга

1

Введение. «Кни­га - твой друг»

1

Писатель, читатель, художественная и учебная книга

Устные высказыва­ния, выразительное чтение

Особенности рабо­ты с учебником

Писате­ли на­шего края Для домашнего чтения

Античные мифы

Ночь, Луна, Заря и Солнце.

Нарцисс

Справочный ап­парат, форзац, иллюстрация, ти­тульный лист


Миф и мифоло­гия


2

. Античный миф. «Рождение Зевса», «Олимп»

1

Миф, мифологи­ческий сюжет, мифологический персонаж, легенда, предание

Подбор ключевых слов и словосочета­ний, различные виды пересказа. Ответы на вопросы учебника

Образ Зевса в ан­тичной скульпту­ре (Фидий, Зевс Олимпий

ский) Мифологические персонажи в антич­ном искусстве

Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе.

Знакомство со списком наибо­лее значимых древнегреческих богов (по матери­алам учебника)

3

Гомер «Одиссея» («Одиссей на ост­рове циклопов. Полифем»

1

Функции эпите­тов

Словесное рисова­ние, подбор ключе­вых слов и словосочетании Словесное рисова­ние, составление плана текста, харак­теристика образов

Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изо­бразительном искусстве и книжной графике.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) - чтение наизусть стихо­творений из античной поэзии.

Одиссей, цикло­пы

4

Р. р. Подробный пересказ самого

занимательного

эпизода произ­ведения Гомера «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»).



1

Подробный пере­сказ, подбор ключевых слов и словосочетаний

«Ослепление Полифема» (рисунок на вазе) К.Н. Батюшков «Судьба Одиссея»

Пророчество, прорицатель


5

*Вн. чт. Мифы о бо-

гах и героях («Посейдон и божества

моря», «Артемида», «Афина Пал-

лада», «Пан»,

«Немейский лев»

(первый подвиг Геракла), «Персей спасает Андромеду»

1

Различные виды пересказа, изготовление лото «Атрибуты олимпийских богов»

Интерактивная игра

Античная скульптура: «Посейдон с - мыса Артемисион»; Леохар «Артемида с ланью». М.А. Врубель, картина«Пан». В. Я. Брюсов, стихотворение «Ариадна»

Шлем, эгида, скипетр, трезубец, герой

Групповая работа

Игра с использованием ИКТ

6

Р.к.Славянский миф.

«Рождение мира»: представление славян о возникновении Все-

ленной, богов и

Земли

1

Миф, способы бытования славянских мифов. Функции слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом

Ответы на вопросы учебника

Славянский идол

Краеведение: Легенды и

предания

нашего

края

Мифологические представления в русском празднике (коляда,

масленица) сказки и другие жанры фольклора в регионе.

Знакомство с основными богами

и силами, в которых верили древние славяне.

Подбор однокоренных слов к

слову «род» (ра-

бота со словарем:

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка)


Устное народное творчество


7

*Устное народное

творчество

1

Виды устного народного творчества (развитие

Представлений)

Организация книжной выставки

Иллюстрирование

прямого или иносказательного значения пословиц

Краеведение:Жанры фольклора в регионе Для домашнего чтения

Сказания русского народа

Устроение мира. Первая битва Правды и Кривды. Рожде­ние Семаргла, Стрибога. Битва Семаргла и Черного Змея.

8-9

Сказки. Волшебная сказка «Царевна-лягушка».

Отражение в ней

народных представлений о добре

и зле

2

Сказка, виды ска-

зок (о животных,

волшебные, быто-

вые). Элементы

сказки, постоянные эпитеты, гиперболы

Устные высказывания, осознанное,

творческое чтение,

ответы на вопросы

учебника

Сказка в иллюстрациях И. Билибина.

Мультфильмы по

мотивам сказки

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, фольклорный праздник, предметная неделя и др.

Боярский двор,

терем, звери рыскучие. Подбор

синонимов к словам: печалиться,

тужить, молвить,

дивиться, кручинить

ся снарядиться

10-11

Нравственная

проблематика

волшебной сказки «Царевна- лягушка». Сюжет.

Сказочные образы

2

Сказка, построение

сказки (присказки,

зачин, концовка, об-

ращения, повторы)

постоянные эпитеты, гиперболы

Устные высказывания, участие в диалоге. Выделение смысловых частей художественного текста;

сравнение героев

Мультфильмы по

мотивам сказки

12

Бытовая сказка

«Чего на свете не

бывает». Отличие бытовой

сказки от волшебной

1

Бытовая сказка;

сюжет и реальная

основа бытовой

сказки; своеобразие лексики бытовой сказки, смысл

сказки

Краткий пересказ;

чтение по ролям. Ответы на вопросы

учебника, определение вида сказки; характеристика сюжета и изобразительно-

вы разительных

средств; речевая характеристика героя

Для домашнего чтения

Русское народное творчество

Сказки: «Лиса и журавль», «Ворона и рак», «Иван - кре­стьянский сын и чудо-юдо», «Поди туда - не знаю куда, при­неси то - не знаю что».

13

*Вн. чт. В мире русской народной сказки

1

выразительные

средства; сказочные герои; сказочный запрет

Аргументация своей точки зрения,

создание устного

связного рассказа о любимой сказке;

ответы на вопросы

викторины

Сказка в живописи, музыке, кино

Краеведение: Донская сказка - путешествие. «Про сына купца и дочь сапожника»

Объяснение значений устаревших и диалектных слов

Викторина


Из древнерусской литературы


14-15

Древнерусская

литература. Из

«Повести временных лет» («Расселение славян»,

«Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»)

2

Понятие о древне-

русской литературе, летопись; мотивы «Повести...»

Пересказ статьи

«О литературе Древ-

ней Руси», ответы

на вопросы учебника

Памятник

Кириллу и Мефодию (скульптор

В.М. Клыков)

Краеведение: «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков»

Для домашнего чтения

Из древнерусской литературы

Домострой. Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всем.

Из «Хождения за три моря» Афанасия Никитина.

Летописный свод,

Лыбедь, Боричев

взвоз, хазары;

объяснение значения выражений:

«засеяли книжными словами», «пожинаем ученье

книжное»

16

Урок-зачет*по теме «Фольклор.»

1

Жанры древне­русской литерату­ры

Ответы на вопросы, анализ произведе­ний древнерусской

литературы, выявление особенностей

сюжета, определение темы произведений

Сюжеты древне­русской литерату­ры в иллюстрациях художников

Поучительный пафос, нрав­ственный идеал

Зачёт


Из басен народов мира


17

Басни народов

мира. Эзоп «Лисица и виноград»,

«Ворон и Лисица». Жан де Лафонтен «Лисица и

виноград». Раскрытие характеров персонажей в

баснях

1

Басня и миф, притча, эзопов язык,

сюжет, композиция, мораль, олицетворение, алле­гория

Выразительное чтение; характеристика особенностей сюжета

Ответы на вопросы учебника

Зримо, любезник, сброд, праздно

18

Русская басня*

1

Рассказ о баснях по

плану, составление

плана статьи учебника об И.А. Крылове; составление

словаря басни

Русская басня в исполнении мастеров

художественного

слова

19

*В. К. Тредиаковский «Ворон и Лиса». А.П. Сумароков «Ворона

и Лиса»

1

Краткие сведения о писателях, «бро­дячие сюжеты» в

баснях, способы

реализации одно-

го и того же сюжета

Составление плана статей учебника о писателях. Выделение смысловых

частей басен, выявление авторских

позиций, сопоставление сюжетов,

композиций, изобразительно-выразительных средств


Для домашнего чтения

Из литературы XIX века

И.А. Крылов. «Ларчик», «Обоз». К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Е.А. Баратынский. «Водопад».

Впреки, надмен, получить себе пе­чать, ободрение,

корысть, без сердца мех; адъютант

20-21

И.А. Крылов «Ворона и Лиси­ца», «Волк на

псарне», «Свинья под Дубом»,

«Демьянова уха»

2

Краткие сведения о писателе.

Теория литературы:

Басен­ный сюжет, мораль, аллегория,

сравнение, гипербола, сатира

.

Конкурс на лучшее выразительное чте­ние или чтение по

ролям. Определение

морали басен, работа с выражениями,

характеризующими

поведение персонажей, сопоставление

характеров персонажей басен, определение иносказательно-

го смысла басен

Иллюстрации ху­дожников к басням И.А. Крылова

(Б.А. Дехтерева,

Ф.Д. Константинова и др.)

Краеведение: Сообщения о баснописцах нашего края заочная экскурсия («У памятника И.А. Кры­лову»); сбор материалов о баснописцах региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: «В литератур­ной гостиной» - конкурс на лучшую инсценировку басни; уст­ный журнал «Дедушка Крылов».

Объяснение зна­чений крыла­тых выражений,

встречающихся в

баснях

22

*Вн. чтение конкурс на луч­шую инсцени­ровку басни И.А. Крылова

1

Инсценировка бас­ни, отзыв на инсценировку

Театр (костюмы, де­корации)

Группо

вая работа

23

Русская басня в хх веке.

С.В.Михалков «Грибы», «Зеркало»

1

Краткие сведения о писателе. Басен­ный сюжет, мораль, аллегория,

сравнение, гипербола, сатира



сопоставление

характеров персонажей басен, определение иносказательно-

го смысла басен



Из русской литературы 19 века




24

А.С. Пушкин «Няне»

1

Творческая био­графия. Лирика, тема, изобразительно-выразительные средства

в стихотворении

Составление плана статьи учебника об А.С. Пушкине, тезисов воспоминаний; выразительное

чтение, устные вы­сказывания. Поиск

информации о жизненном и творческом пути поэта в

дополнительной

литературе, ответы на вопросы учебника

Работа с иллю­страциями учебни­ка

Краеведение: литературная викторина («Пушкинские ме­ста в Москве и Петербурге»).

Возможные формы внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской сказки.

Для домашнего чтения

Литературные сказки

В.Ф. Одоевский, Л.Н. Толстой, А.Н.Толстой (1-2 по

выбору).

Шушун, дядька

25-26

«Сказка о мертвой царевне и

о семи богатырях...»

2

Литературная сказка и ее отличия

от фольклорной;

гуманистическая

направленность

сказки; риторическое обращение, портрет, пейзаж,

фольклорные эле­менты, ритм, стихотворная и про­заическая речь

Выразительное чтение, устные и письменные ответы на

вопросы учебника.

Определение жанра; анализ текста,

характеристика и

сравнение героев, объяснение различий стихотворной и прозаической речи

Сказка А.С. Пушкина в иллюстрациях художников

и в кино

Для домашнего чтения

Сказки братьев Гримм, Ш.Перро, Х.К.Анд ерсена (1-

2 по выбору).

27

*Р. р. Конкурс на

лучшее знание

сказок А.С. Пушкина (или вечер

пушкинской

сказки)

1

Инсценировка или

чтение по ролям

фрагментов сказок,

викторина

Сказки А.С. Пушкина в музыке, кино, изобразите

льном искусстве

Объясне

ние значений устарев

ших слов

Викторина

28

«У лукоморья дуб

зеленый...» (от-

рывок из поэмы

«Руслан и Люд-

мила»)

1

Ритм, рифма, эпитет

Выразительное чтение, устное словесное рисование, ответы на вопросы учебника. Характеристика персонажей,

определение функций эпитетов

Народные сказки,

вдохновившие по-

эта на создание поэмы

Краеведение:В.П.Гнутов «Поэт в краю степей необозримых» (отрывок)

Лукоморье, неведомый, видение,

витязь, чредой,

пленяет

29

Образ природы

в стихотворении

«Зимняя дорога»

1

Пейзаж, художественный образ,

лирический персонаж, интонация,

эпитет, композиция

Выразительное чтение, ответы на вопросы учебника, сопоставление фрагментов чернового и

окончательного вариантов стихотворения; анализ и интерпретация стихотворения

Сопоставление

трактовок стихотворения в исполнении актеров

А.И. Шварца и

Е.И. Тиме

Нега, Аврора

30

*В художествен-

ном мире стихотворения

1

Тема, лирический

персонаж, пейзаж,

повторы, роль диалога

Выразительное чтение, ответы на вопросы учебника. Сопоставление образа

зимней дороги в

«Бесах» и «Зимней

дороге»

Ямщик, барин

31

Р.р.Письменный

анализ стихотворения А.С. Пушкина по (выбору

учащихся)

1

Тема, лирический

персонаж, диалог,

ритм, рифма, ком-

позиция

Составление плана

анализа стихотворения; сбор материалов

к сочинению по плану анализа стихотворения; создание тек-

ста сочинения

Интерпретация

стихотворений в

музыке, живописи,

художественном

чтении

Редактирование

текстов сочине-

ний (индивиду

альная работа с

учащимися)

Сочинение


«Поэзия XIX в.о родной природе»


32-33

«Поэзия XIX в.

о родной природе» (П.А. Вяземский «Метель»,

А.А. Фет «Чудная картина...»,

М.Ю. Лермонтов

«Когда волнуется

желтеющая нива...», Ф.И. Тютчев

«Есть в осе-

ни первоначальной...», «Весенние

воды». Е.А. Баратынский «Весна,

весна! Как воздух

чист!..») И.З.Суриков «В ночном»

2

Пейзажная лирика, сравнения,

эпитеты, риторические фигуры,

образ природы,

система художественных образов

Определение глав-

ной мысли стихотворений, анализ

лирических произведений

Подбор иллюстраций к книге стихотворений

Краеведение:А.С.Пушкин «Был и я среди донцов», «Делибаш»

Русские поэты о Доне

Для заучивания наизусть

Одно из стихотворений о русской природе поэтов XIX века или Для домашнего чтения

А.А. Фет. «Облаком волнистым...», «Печальная береза». И.С. Никитин. «Утро», «Пахарь». Я.П. Полонский. «Утро».

А.Н. Майков. «Весна», «Осенние листья по ветру кру­жат...».

Ф.И.Тютчев. «Утро в горах».

А.В. Кольцов. «Осень», «Урожай».

Сага


Произведения писателей 19 века


34

М.Ю.Лермонтов

1

Творческая биография. Влияние событий русской истории (Отечественная война 1812г.,

восстание декабристов) на творчество

М.Ю. Лермонтова;

интерес поэта к

проблемам народа

Чтение по ролям

фрагмента из романа

М.И. Сизовой «Из

пламя и света». Чтение и составление

плана вступительной статьи раздела

«М.Ю. Лермонтов»

М.Ю. Лермонтов и

его семья в портретах художников

Для домашнего чтения

А.С. Пушкин. «Кавказ», «Выстрел».

М.Ю. Лермонтов. «Ветка Палестины», «Пленный рыцарь», «Утес».

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная игра «Что? Где? Когда?» или викторина («Тарханы - Москва»; «На поле Бородина»).

35-36

«Бородино». Ис­торический контекст стихотворения. Бородинская битва и русский солдат

в изображении

М.Ю. Лермонтова

2

Эпитет, сравне­ние, метафора,

звукопись, диалог,

монолог, риторическое восклицание, авторская позиция

Выразительное чтение наизусть,

письменные и устные ответы на вопросы учебника

Иллюстрации к стихотворению,

фотографии Бородинской панорамы

Москвы

Редут, картечь, сеча, лафет, бивак, кивер, хват,

улан, драгун, басурманы

Наизусть

37

Н.В. Гоголь. *Малороссия в жизни

и судьбе писателя

1

Творческая биография. Национальная

самобытность творчества. Фантастика. История создания произведения

Подготовка устного

рассказа по плану.

Устный рассказ о детских годах Н.В. Гоголя и его отношении к

малой родине

Гоголь в портретах

художников

Для домашнего чтения

Н.В. Гоголь. «Заколдованное место».

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина «На родине Н.В. Го­голя».

написание сце­нария, инсценирование фрагментов повести.

Фантастика

Виктори

на

38-39

«Ночь перед

Рождеством».

Тема и сюжет повести

Система персо­нажей повести

«Ночь перед Рождеством»

2

Повесть, тема, сюжет

Мифологические мотивы, фольклорные мотивы,

система персонажей; влияние

фольклорной об-

разности и нравственных идеалов

на развитие литературы

Пересказ сюжета по-

вести, определение

темы

Краткий выбороч­ный пересказ, словесное рисование;

определение обще-

го и различного в

характерах персонажей, нахождение

приемов народной

сказки в повести;

определение роли

двух планов по-

вести (бытового и

фантастического)

Выставка «Различные издания повести Н. В. Гоголя». Иллюстрации к повести, экранизация повести

Колядовать, уланы, губернский

стряпчий, люлька, кутья, варенуха, околоток,

городни

чий и др.

(см. коммента

рий к тексту)

Фольклор

ная об­разность, нравствен

ный идеал

40

Р. р. Рассказ о героях повести «Ночь перед Рож­деством». Роль

портрета в характеристике героя

1

Герой, персонаж,

портрет, речевая характеристика, авторское отношение к герою

Сбор материалов

к рассказу о герое; составление плана рассказа о герое; обучение введению в

рассказ цитат

Литературный и

живописный порт­рет

Ключевые слова

41

*В мире гоголев­ского слова (по повести «Ночь перед Рожде­ством»)

1

Комический эпи­зод, пейзаж, средства художе­ственной вырази­тельности, колорит народной речи

Ответы на вопросы учебника, анализ эпизодов повести; нахождение слов и словосочетаний, передающих колорит

народной речи

Иллюстрации к по­вести

Возможные виды внеурочной деятельности:

Игра (компьтерная)«Вечера на хуторе близ Диканьки» с комментированием сюжета

Парубок, во­лость, бричка кокетка, афо­ризм

42

*Вн. чт. Н.В. Го-

голь «Вечера на

хуторе близ Диканьки»

1

Цикл повестей

Выражение своего

отношения к прочитанному; устные высказывания в связи с

самостоятельно про-

читанным произве-

дением

Повести Н.В. Гоголя в киноискусстве

Цикл, киноискусство, язык кино

43

И. С. Тургенев. *Спасское- Лутовиново в творческой биографии

писателя

1

Творческая био­графия

Составление вопро­сов к вступитель­ной статье раздела;

подготовка заочной

экскурсии в Спасское- Лутовиново,

подготовка "литературной композиции

по книге В.Н. Боровицкой «Эпилог»

(история рода Тургеневых) Заочная ли­тературно-краеведческая

экскурсия

«Спасское-

Лутовиново»

Усадебный дом в Спасском-Лутовинове (гравюра

М. Рашевского)

Для домашнего чтения

И.С. Тургенев. «Бежин луг», из «Записок охотника».

Возможные виды внеурочной деятельности: заочная литературно-краеведческая экскур­сия «Спасское-Лутовиново».

Пансион

44-46

«Муму». Тематика и социальная

проблематика

Центральные и

второстепенные

образы в рассказе.

Образ Герасима.

Смысл названия

3

Автобиографическая основа; тематика и социальная

проблематика

Тема; центральные

образы, смысл названия

Краткий выборочный пересказ эпизодов, знакомство с историей создания

произведения, формулировка первых

впечатлений от

встречи с героями

Сопоставление персонажей, ответы на

вопросы учебника,

характеристика об-

раза-персонажа с

опорой на средства

создания образа


Антресоль, челядь, тягловый

мужик

Подбор синонимов к словам из

текста произведения

47

Р. р. Сочинение

на тему «Эпизод

в рассказе «Муму», который

произвел на меня сильное впечатление

1

Место эпизода

в произведении;

изобразительно-выразительные средства; приемы создания образа

Устный анализ эпизода, языковой раз-

бор текста, написание сочинения


Подбор пословиц для характеристики образов

Сочине

ние

48

*В мире турге­невского слова. Стихотворение в прозе «Русский язык», «Воробей»

1

Стихотворение в прозе, роль детали в характеристике образа

Стихотворение в прозе; язык художе­ственного произве­дения; роль литера­туры в формирова­нии русского языка

Ответы на вопросы учебника, сопостав­ление художествен­ных произведений

Выразительное чте­ние; ответы на воп­росы учебника («В мире тургенев­ского слова»).


49

Н.А. Некрасов

*Сельцо Грешнево в жизни писателя

1

Творческая био­графия

Пересказ вступи­тельной статьи раз­дела, подготовка страниц устного журнала

Страницы устного журнала о Н.А. Некра­сове «Грешнево- Карабиха

Для домашнего чтения

Н.А. Некрасов. «Накануне светлого праздника».

Возможные виды внеурочной деятельности: страницы устного журнала о Н.А. Некрасове. («Грешнево - Карабиха».)

Усадьба

50

Тема крестьян­ской жизни в

стихотворении Н.А. Некрасова «Тройка»

1

Тема, фольклорные элементы в художественном произ­ведении, эпиграф

Афоризмы, диалогическая речь, роль интонационных пауз в стихотворе­нии

Выразительное чте­ние. Объяснение

смысла названия произведения, роли эпиграфа, выявление основной мысли


51-52

Тема детства в

стихотворении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети»

2

Строфа, эпитет,

сравнение; пове­ствователь и ав­тор, обществен­ный и гуманисти­ческий пафос

Выразительное чтение, ответы на воп­росы учебника, под­бор заглавий к ча­стям стихотворения, выявление авторского отношения к

героям; определение

идеи произведения

Эпиграф

53

Л.Н. Толстой. *Ясная Поляна в судьбе писателя

1

Творческая био­графия, обще­ственная позиция писателя, нравственные искания

Составление ком­ментариев к вы­ставке, поиск ин­формации -

Писатель в изобра­жении русских художников

54-55

*Творческая история создания рассказа «Кавказский плен­ник».

2

Творческая история, сюжет

Комментированное

чтение,

Татары, подпруга,

аул, нагаицы, сак­ля, бешмет, галунчик, монисто, ток, черкеска, мечеть, мекка

Жилин и Костылин. Две жизнен­ные позиции. Речевая характеристика персонажа

Образ-персонаж, портрет, речевая характеристика

Конкурс на лучший вопрос по рассказу, сопоставительная

характеристика героев, выявление через анализ речи персонажей особен­ностей их характеров

Возможные виды внеурочной деятельности: выставка-конкурс рисунков учащихся.

56

Своеобразие сюжета

1

определе­ния завязки, кульминации, развязки


57

Проблематика рассказа «Кав­казский плен­ник». Отношение писателя к событиям

1

Проблематика, от­ношение автора к событиям

Дискуссия, опреде­ление проблемати­ки рассказа, выяв­ление авторской позиции


58

Р. р. Сочинение на тему «Над чем заставил меня

задуматься рас­сказ Л.Н. Толстого «Кавказ­ский пленник»

1

Построение письмен­ного высказывания, формирование умения аргументировать и объяснять свои

мысли и чувства


Сочине

ние

59

А. П. Чехов. *Книга

в жизни А.П. Чехова

1

Творческая биография

Объяснение смысла

названия вводной

статьи к разделу

«А.П. Чехов» («Книгочей и просветитель»). Пересказ

вводных статей по

опорным словам (писатель, книголюб, читатель, человек)

Краеведение: создание диафильма «По чеховским местам (Мелихово)».

Создание

диафильма

«По чеховским местам»

Книгочей, просвети

тель, карикату

ры

60

Приемы создания характеров и

ситуаций в рассказе «Пересолил»

1

Тема, жанровое

своеобразие, юмористическая ситуация, ирония,

деталь, антитеза,

метафора, градация

Чтение по ролям,

пересказ, анализ

рассказа


Реприманд. Под-

бор слов, характеризующих

А.П. Чехова на

художественное

слово

61

Вн:чт*. А.П.Чехов «Лошадиная

фамилия». Жанровое своеобразие рассказа

1

Жанр, тема, юмористическая ситуация, деталь

Чтение по ролям,

ответы на вопросы

учителя, выявление

жанрового своеобразия произведения



Из русской литературы хх века


62-63

И. А. Бунин. *Книга жизни пи­сателя.

Тема при­роды и приемы

ее реализации в стихотворении «Густой зеленый

ельник у дороги...»

2

Творческая био­графия. Тема, приемы реализа­ции темы, второй

план стихотворе­ния

Ответы на вопросы учебника, определе­ние темы, обучение чтению стихотворения по частям речи

Для домашнего чтения

И.А. Бунин. «Щире, грудь, распахнись...», «Деревен­ский нищий», «Затишье», «Высоко полный месяц сто­ит. ..», «Помню - долгий зимний вечер...».

Индивидуальное задание: заочная литературно-краеведческая экскур­сия «Литературный Орел».

64

«В деревне». Ха­рактеристика об-

раза-персонажа

1

Эпитеты, сравне­ния, метафоры

Рассказ о впечатле­ниях мальчика, вы-

явление роли литературных

приемов в описании картины зим-

ней дороги


Рига, гумно, скирды, святая

65-66

Л.Н. Андреев

«Петька на даче». Нравственная проблема

рассказа

2

Творческая биография. Тематика,

нравственная проблематика, финал,

художественная

деталь

Краткий и выборочный пересказ;

составление вопросов к рассказу, вы-

явление нравственной проблематики

рассказа

Эстет, прототип

67-68

А.И. Куприн. Детские впечатления, их отра­жение в произве­дениях писателя. «Золотой петух»

2

Творческая био­графия. Рассказ,

характеристика персонажа, порт­рет героя

Отзыв об эпизоде, выявление основ-

ныхнравственных проблем рассказа, особенностей созда­ния образов, смысла

названия произведения

Для домашнего чтения

А.И. Куприн. «Чудесный доктор».


Городовой, миро­вой судья, сенса-

ция, управа, про­паганда и др.

69

Вн.чтение* А.И. Куприн «Чудесный доктор»

1

Краеведение: подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматово.

Святочный рассказ, сюжет, характеристика персонажа

70

А.А. Блок «Летний вечер»,

«Полный месяц

встал нал лугом...»

1

Творческая биография. Образная

система, антитеза

Выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение. Устное

словесное рисование картины летнего

вечера, изображенного А.А. Блоком

Индивидуальное задание подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматово.

Подбор антонимов, с помощью

которых противо

поставляются

в стихотворении

образы: мрак -

солнце

71

С. А. Есенин. В есенинском Кон­стантинове. Художественный мир произведе­ний С.А. Есенина

1

Творческая био­графия. Эпитет, метафора, сравнение, олицетворе­ние

Чтение наизусть, анализ и оценка ли­рических произведении

Работа с иллюстра­циями и фотографиями

заочная литературно-краеведческая экскур­сия «Константинове - Москва»с применением ИКТ.

Стозвон

Наизусть

72-

*В мире художе­ственного слова С.А. Есенина. Единство чело-

века и природы в

стихотворении «Нивы сжаты,

рощи голы...»

1

Художественный образ, художе­ственный мотив, звукообраз

Ответы на вопросы, раскрывающие по­нимание текста сти­хотворений


Определение зна­чений и функций устаревших слов

73-74

А. П. Платонов.

Рассказ «Никита»

*Мир глазами ребенка в рассказе

«Никита»

2

Краткие сведения

о писателе. Рас-

сказ, сюжет, фи-

нал рассказа

Образ -персонаж,

Фантастика

Выразительное чтение, ответы на вопросы учебника, рас-

сказ о писателе

Анализ рассказа с

опорой на раздел

учебника «В мире

художественного

слова А.П. Платонова»

Для домашнего чтения Из литературы XX века

М. Горький. «Дети Пармы», из «Сказок об Италии».

Объяснение

смысла ключевого предложения

Объяснение значения словосочетания: буду век

вековать

Запись ключевых слов и словосочетаний

75-77

П. П. Бажов «Каменный цветок».

Человек труда в

сказе

3

Краткие сведения

о писателе. Сказ,

отличие сказа от

сказки, герой повествования; афоризм, приемы создания художественного образа

Пересказ от другого

лица, отзыв об эпизоде, чтение по ролям, языковой анализ произведения

(раздел учебника

«В мире художественного слова

П.П. Бажова)

Рисунки учащихся, иллюстрации к

сказу ' (художник

В. Панов)

Индивидуальное задание: подготовить сообщение Екатеринбург П.П. Бажова.

Побывальщина,

объяснение значения выражения: «полную силу камня показать»

78

Н.Н.Носов «Три охотника»

1

Краткие сведения

о писателе. Юмористическое и лирическое начало в

рассказе, юмор

Изучение биографии

писателя с использованием возможности

библиотеки, Интернета. Краткий пере-

сказ, письменный ответ на вопрос, инсценировка

Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование.

79

Е.И. Носов «Как

патефон петуха

от смерти спас»

1

Краткие сведения

о писателе. Юмористическое и лирическое начало в

рассказе, юмор

Изучение биографии

писателя с использованием возможности

библиотеки, Интернета. Краткий пере-

сказ, письменный ответ на вопрос, инсценировка

Для домашнего чтения

Е.И. Носов. «Варька».

Оптимист, романтик


Родная природа в произведениях писателей хх века


80

В.Ф.Боков «Поклон», Н.М.Рубцов «В осеннем лесу», Р.Гамзатов «Песня соловья», В. И.Белов «Весенняя ночь»,»

1

Краткие сведения о поэте. Сравнение, эпитет, мета­фора, олицетворе­ние

Выразительное чте­ние наизусть, рассказ о детстве поэта, устное словесное рисование. Анализ

и оценка лирического произведения

Краеведение: Писатели Дона о родной природе

Работа с ключе­выми словами текста

81

В.Распутин «Век живи- век люби

1


Работа с ключе­выми словами текста


Из зарубежной литературы


82-83

Д. Дефо «Робин­зон Крузо»

2

Краткие сведения о писателе. Прит­ча, приключенче­ский роман, роман воспоминания, путешествие

Различные виды пересказа, нахожде­ние сюжетных ли­ний, характеристи­ка персонажей и жанра

Иллюстрации к произведению

Баркас Робинзонада, мавр

84

Вн.чтение* Главы из романа повыбору учащихся

1

постановка.

85-87

Х.К. Андерсен «Снежная коро­лева»

3

Краткие сведения о писателе. Вол­шебная сказка, авторский замысел и способы его харак­теристики

Ответы на вопросы учебника в процес­се чтения произве­дения, характери­стика образов персонажей

Работа с интерактивной доской

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сце­нария мультфильма, инсценирование сказки и ее постановка

Объяснение зна­чений непонят­ных слов

88-90

М. Твен «При­ключение Тома Сойера»

3

Краткие сведения о писателе. Авто­биографические

мотивы, юмор,

приключения

Различные виды чтения и пересказа, ответы на вопросы

учителя

Иллюстрации к произведению

Автобиография

91

Р. р.* Письмен­ный отзыв о ге­рое произведе­ния М. Твена

1

Образ-персонаж, средства создания образа

Письменный отзыв о герое, определе­ние способов созда­ния образа-персо­нажа

Сочинение

92-93

*Ж.Рони-Старший «Борьба за огонь»

2

Краткие сведения о писателе. По­весть. Человек и природа в доисто­рическом мире

Составление плана характеристики ге­роя

Героизм, эмоцио­нальный мир, доисторический человек

94-95

Вн. чтение* В.Потапов «Факел гонца»

2


Краеведение:Приключения героев Танаиса

96-97

Д. Лондон «Ска­зание о Кише»

2

Краткие сведения о писателе. Рас­сказ, портрет ге­роя

Различные виды пересказа. Выявле­ние роли портрета героя в характери­стике образа

Добро, зло, бла­городство

98-99

А.Линдгрен «Приключения Эмиля из Лённеберги»

2

Краткие сведения о писателе. Рас­сказ, портрет ге­роя

Различные виды пересказа. Выявле­ние роли портрета героя в характери­стике образа

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.

100

Вн.чтение* любимые произведения А.Линдгрен

1


101-102

Р. р.* Обобщаю­щий урок «Встре­ча в литератур­ной гостиной»

2

Сюжет, герой, проблематика

Инсценировка, ху­дожественное чте­ние

Литературное произведение в ки­но

103-104

П.П.Лебеденко* «Сказки Тихого Дона»

2

Различные виды пересказа. Выявле­ние роли портрета героя в характери­стике образа

Краеведение:Литературная сказка на Дону

105

*Итоговый урок. Беседа «Что читать летом»

1



Примерное распределение учебного времени при условии 3 часов в неделю на изучение литературы. Всего по программе: 105ч. На изучение произведений: 85 ч. На развитие речи: 10ч. На внеклассное чтение: 10ч.






Требования к знаниям и умениям учащихся V классов

Программа предусматривает овладение занятиями и умениями, которые формируют культурного, подготов­ленного к самостоятельному общению с искусством слова читателя.

Ученик должен знать:

авторов и содержание изученных художественных про­изведений;

основные теоретические понятия, в первую очередь свя­занные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация, раз­вязка, пролог, эпилог и др).

Ученик должен уметь:

воспроизводить сюжет изученного произведения и объ­яснять внутренние связи его элементов;

пользоваться важнейшими формами пересказа (крат­кий, близкий к тексту и др.) изученных текстов и самостоя­тельно прочитанных произведений;

использовать формы диалога как при чтении (исполне­нии) художественных текстов, так и в процессе обсуждения прочитанного. При этом важно владение стилистически гра­мотным и точным ответом на вопросы и умение самостоя­тельно формулировать их;

отличать стих от прозы, используя сведения о стихосло­жении (ритм, рифма, строфа, ямб, хорей и др.);

использовать сведения по теории литературы при обсуж­дении художественного произведения;

работать с доступным справочным материалом;

видеть связь между различными видами искусства и ис­пользовать их сопоставление (например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению).



Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с программой Г.С.Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева по литературе для 5 класса, М. «Русское слово», 2009 год

Программа рассчитана на 3ч в неделю: 1 из час из часов компонента образовательного учреждения для усиления федерального компонента(2ч.)дополнительные часы распределяются следующим образом:

  • внеклассное чтение-10ч

  • изучение биографииписателя-7ч

  • в мире художественного слова писателя-6ч

  • изучение теории литеоатуры- 3ч

  • изучение зарубежной литературы и литературы Дона-5ч

  • зачет-1

  • уроки развития речи-4

Региональный компонент реализуется в процессе изучения предмета, параллельно с изучением творчества классиков.

Рабочая программа соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе и требований к уровню подготовки учащихся основной школы с использованием требований регионального компонента.

Автор учебника «Литература» 5 класс, Г.С.Меркин , М. «Русское слово», 2009 год в 2-х частях.

Содержание образования направлено на формирование у обучающихся умения организовывать свою деятельность:

  • уметь определять цели и задачи

  • выбирать средства реализации целей и применять их на практике

  • взаимодействовать с другими людьмив достижении общих целей,оценивать достигнутый результат

Курс литературы призван формироватьу обучающихся социальные,нравственные, эстетические ценности, ключевые компетенции, поэтому составленная программа ставит своей целью:

  • формировать идейно-нравственную позицию;

  • приобщать к культурному наследию своего региона;

  • развивать речевую (устную и письменную) культуру у обучающихся.

Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Большое внимание уделяется формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей.

Программа реализует идею межпредметных связей при обучении литературе, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.

Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении литературе, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.

Уроки литературы способствуют формированию способности творческого восприятия:

  • шаг первый - умение слушать;

  • шаг второй - умение читать самостоятельно;

  • шаг третий - способность давать осмысленную самооценку;

  • шаг четвертый - формирование способности собственному комментированию того, что прочитано.

Уроки литературы в 5 классе включают в себя следующие приемы:

  • подробный и выборочный пересказ;

  • составление плана;

  • знакомство с портретной характеристикой героев;

обогащение словарного запаса учащихся литературными терминами.

Программа учитывает индивидуальные особенности ребенка и предусматривает индивидуальный, дифференцированный подход, работу с одаренными детьми( в планировании графа «Возможные виды деятельности на уроке», дифференцированные домашние задания)




Структура курса

№ п\п

Тема

Часы

Сроки

1

Введение

1


2

Мифы и мифология

5


3

Устное народное творчество

7


4

Из древнерусской литературы

3


5

Из басен народов мира

7


6

Из русской литературы 19 века

8


7

Поэзия 19 века о родной природе

2


8

Произведения русских писателей 19 века

27


9

Из русской литературы хх века

18


10

Родная природа в произведениях писателей хх века

2


11

Из зарубежной литературы

20


12

Итоговые уроки

5



Годовой график контроля прохождения материала по литературе в 5 классе

№ п\п

Тема

Часы

Сроки

Виды контроля

Сочине

ние

Письм.

отв

Наиз.

Зачёт

Контр.

раб

Групп.

раб

Тест

1

Введение

1









2

Мифы и мифология

5









3

Устное народное творчество

7









4

Из древнерусской литературы

3









5

Из басен народов мира

7









6

Из русской литературы 19 века

8









7

Поэзия 19 века о родной природе

2









8

Произведения русских писателей 19 века

27









9

Из русской литературы хх века

18









10

Родная природа в произведениях писателей хх века

2









11

Из зарубежной литературы

20









12

Итоговые уроки

5










Учебник: Литература. 5 класс. В двух частях. М., «Русское слово» 2009


Авторы: Г.С.Меркин


Программа

Допущена Министерством образования Российской Федерации М., «Русское слово» 2009, 5-е издание исправленное и дополненное


Авторы: Г.С.Меркин, В.И.Сахаров, С.А.Зинин


ЗАКОН РФ ОБ ОБРАЗОВАНИИ М., 2004г

Стандарт среднего (полного) общего образования

по литературе

Обязательный минимум образования


Дополнительный материал:


Методические рекомендации при изучении предмета Г.С.Меркин М., «Русское

слово» 2009

планирование и материалы по курсу «Литература.5 класс» М., «Русское

слово» 2009


Ресурсы Интернет, используемые учителем

Главный вопрос использования сети Интернет в литературном образовании может быть сформулирован как "Можно ли обойтись без эмоционального урока по литературе, сопереживания текста учителем и учениками?" Пока что литературное образование использует сеть Интернет лишь как ресурс. Интернет не является самоценным объектом, хотя он и приумножает возможности ученика и, шире, читателя. Отметим, что делает он это не бесконечно. Существует психологический предел расширяющемуся кругу чтения. Полноценным инструментом литературного образования сеть Интернет станет лишь после того, как предложит принципиально новую его концепцию. Среди имеющихся ресурсов можно выделить три вида источников:

1) интернет- библиотеки,

2) сайты, посвященные творчеству изучаемых писателей,

3) сайты, посвященные литературным музеям.

Рейтинг литературных сайтов

rating.rinet.ru/

"Букинист" - поисковая система. Описание языка запросов

bukinist.agava.ru/

Кладовка - коллекция ссылок

sci_fi.hut.ru/

Новая литература. Литературно - художественный журнал

newlit.ru/

Анна Ахматова. Царственное слово

akhmatova.ru/

Иван Бунин. Рассказы и стихотворения

geocities.com/SoHo/Village/4988/bunin

Народная библиотека Максима Горького. Подборка статей о писателе

maximgorkiy.narod.ru/

Творчество В. Пелевина

pelevin.nov.ru/

Творчество Ю. Мориц

owl.ru/morits

Тексты пьес Н. Птушкиной с аннотациями. Автобиография

ptushkina.narod.ru/

"Вавилон" - современная русская литература

vavilon.ru/

Литературное кафе в Интернете

tema.ru/rrr/litcafe

Поэзия и проза участников последних войн

artofwar.spb.ru

"Русский переплет" - литературный интернет - журнал

pereplet.ru/

Серебряного века силуэт...

silverage.ru/




Поэзия

Булат Окуджава. Стихи и песни

fro196.narod.ru/library/okujava/okujava.htm

В. Маяковский - произведения поэта

mayakovsky.narod.ru/

Высоцкий: время, наследие, судьба

otblesk.com/vysotsky

Иосиф Бродский

bz.spb.su/brodsky

Иосиф Александрович Бродский - материалы о поэте

br00.narod.ru/

Иосиф Бродский - тексты стихотворений поэта

josephbrodsky.narod.ru/

Марина Цветаева. Стихотворения 1909 - 1941

crea.ru/cvetaeva

Мир Марины Цветаевой

ipmce.su/~tsvet

Николай Гумилев: электронное собрание сочинений

gumilev.ru/

Осип Мандельштам

mndlstam.chat.ru/

Расул Гамзатов - произведения поэта

dgu.ru/~rasul

"Vivos Voco!" - Борис Слуцкий

vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/LITRA/SLU00.HTM

"Артикул" - электронная библиотека поэзии

ipmce.su/~igor

"Ковчег" - русская и советская поэзия

poetry.h1.ru/

Лаборатория рифмы - все о рифме и стихосложении

rifma.com.ru/

"Мастер и Маргарита" - о русских поэтах XX века

malinsk.narod.ru/

Орден куртуазных маньеристов

okm.ru

Поэзия Московского университета

poesis.ru/

"Поэзия.ру" - литературно - поэтический сайт

poezia.ru/

Рисунок акварелью - поэзия Серебряного века

risunok.kulichki.net/

Русская поэзия XIX и XX веков

fplib.ru/

Русская поэзия шестидесятых годов

ruthenia.ru/60s

Современная русская поэзия

poet.da.ru

"Стихи.ru" - коллекция современной русской поэзии

stihi.ru/

Стихотворение на каждый день

yabloko.ru/News/p_9805.html

Центр русской поэзии

crp.rmc.spb.ru/

Работа с одаренными детьми

Основной задачей учителя, работающего с одарёнными детьми, является создание условий для развития и реализации их способностей, причём не только специальных, но и общих. Поэтому в качестве приоритетных целей обучения выделяю следующие:

  • обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня предметной и ключевых компетентностей в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся;

  • развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);

  • развитие индивидуальности одаренного ребенка.

В обучении интеллектуально одаренных учащихся ведущими являются методы творческого характера - проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные - в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют повышению уровня познавательной активности и удовлетворению интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).

Индивидуализировать процесс обучения одарённых за счёт:

  • задания исследовательского характера, предшествующего уроку (викторина, мини-исследование) в тематическом планировании - графа «Возможные виды внеурочной деятельности»,

  • организации самостоятельной деятельности обучающихся на уроке с использованием ИКТ (мобильный класс, ЕКАЦОР, ИИП «КМ-ШКОЛА»),

  • дифференцированного домашнего задания



ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ДЛЯ ОДАРЁННОГО РЕБЁНКА

ВРабочая программа по литературе 5 класс по программе МеркинаРабочая программа по литературе 5 класс по программе МеркинаРабочая программа по литературе 5 класс по программе МеркинаРабочая программа по литературе 5 класс по программе Меркина МАССОВОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Рабочая программа по литературе 5 класс по программе Меркина


КОРРЕКЦИОННОНАЯ РАБОТА С ШКОЛЬНЫМ ПСИХОЛОГОМ

УЧАСТИЕ В ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАДАХ И КОНКУРСАХ


ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ












ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДМЕТУ

(КОНКУРСЫ, НЕТРАДИЦИОННЫЕ УРОКИ, ДНИ НАУКИ И Т.П.)


РАБОТА ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПЛАНАМ НА УРОКЕ


Индивидуальный


© 2010-2022