Конспект урока по русскому языку на тему Полные и краткие имена прилагательные

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


18.02.2013

Урок 1

Наименование урока

Полные и краткие имена прилагательные

Ссылки

Календарно-тематическое планирование по русскому языку, 5 класс

Общая цель

  • Дать представление о полной и краткой форме прилагательных, о грамматических особенности кратких прилагательных и их синтаксической роли.

  • Научить различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении, правильно ставить ударение в кратких прилагательных.

  • Воспитать интерес к русскому языку, развить творческие способности учащихся.

  • Соблюдать санитарно-гигиенические нормы, учитывать возрастные особенности учащихся.

Ожидаемые результаты обучения для учащихся

  • Должны знать грамматические особенности кратких прилагательных, уметь находить краткие прилагательные в тексте, знать их синтаксическую роль.. Знать правописание кратких прилагательных с основой на шипящую.

  • Обладать творческими способностями, применять краткие прилагательные в своей речи, анализировать свои ответы и ответы своих одноклассников (критическое мышление).

  • Проявить качества хорошего товарища, умеющего оказывать помощь членам группы. Обладать элементарными навыками культурного ученика.

Основные идеи, отработанные на занятии

У кратких прилагательных с основой на шипящую на конце мягкий знак не пишется

Ресурсы, оборудование

Интерактивная доска, мультимедийная презентация, раздаточный материал: приложения №1 (карточка к уроку), №2.

Источники

учебник «Русский язык/ М.Р. Кондубаева, Ф.Г. Брулева - 3-е изд., - Алматы: Атамура, 2010.

Задания


  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания (упр. 890)

  3. Введение в урок. Кроссворд

  4. Изучение новой темы

  5. Разминка

  6. Закрепление пройденного материала

  7. Рефлексия

  8. Последующее задание и чтение

  9. Оценивание


Записи учителя по уроку:

Задания

Чем будет заниматься учитель

Чем будут заниматься ученики.

1

Орг. момент

(2-3 мин.)


Здравствуйте, ребята! Сегодня мне хочется необычно начать урок. Послушайте строчки из стихотворения Е. Баратынского:

Весна! Весна!

Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Е.А Баратынский

Вопросы к классу:

Ребята, как вы думаете, почему с этого стихотворения я начала наш урок? Посмотрите в окно, какое время года сейчас?

Правда, пока погода не совсем напоминает нам весну, но, тем не менее, солнце светит ярче, воздух становится теплее, настроение наше меняется, мы живём в ожидании чего-то нового. Скоро листочки на деревьях распустятся. Сегодня вы попробуете себя в роли волшебников. Мы с вами попробуем приблизить весну. У вас на столах карточки с деревьями и листочки. За каждый правильный ответ вы можете ими украсить деревья. Я желаю вам, чтобы ваши деревья были пышными, как моё дерево.


Ученики внимательно слушают учителя.



Ученики отвечают на заданный вопрос:

Сейчас последний месяц зимы, скоро наступит весна.


2

Актуализация знаний учащихся

Вы уже несколько уроков изучаете имя прилагательное, давайте повторим то, чему вы уже научились.

Спишите предложение с доски, вставьте пропущенные буквы, сделайте его синтаксический разбор.

Под лучами весен… солнца быстро тает снег.

1. Как проверить правописание окончания имени прилагательного?

2. Каким членом предложения может быть имя прилагательное?



Один учащийся делает разбор предложения у доски, остальные в тетрадях. (повеств., невоскл., простое, распространенное).

1.Окончания прилагательных проверяются вопросом.

2. прилагательное может быть определением и сказуемым.


3

Объяснение нового материала.

И сегодня мы продолжим изучать эту часть речи. Запишите число и тему урока "Полные и краткие прилагательные". Итак, начинаем нашу работу.

(Демонстрируется слайд "Сравните прилагательные").

Посмотрите на таблицу.

Сегодня у нас на уроке присутствует ещё один ученик - Вася Ошибкин, у которого к вам накопилось несколько вопросов, давайте поможем ему на них ответить.

1. Как вы думаете, почему одни прилагательные называются полными, а другие - краткими?

2. В чём ещё разница между полными и краткими прилагательными?


3. Каким членом предложения являются полные прилагательные? За помощью можете обратиться к таблице на карточке к уроку (см. приложение к уроку).

4. Какими членами предложения являются краткие прилагательные?

5. Как изменяются полные прилагательные?

6. Посмотрите на краткие прилагательные. Как изменяются они?

Сделаем вывод, в чём различие между полными и краткими прилагательными? Воспользуйтесь алгоритмом ответа.

Алгоритм ответа:

Отвечают на вопросы ...

В предложении являются ...

Изменяются ...

А теперь сравните ответы с таблицей.

(Демонстрируется слайд с выводом)

Молодцы, ребята, как хорошо и активно вы работаете, посмотрите, как доволен Вася Ошибкин, да и деревья у вас постепенно покрываются листвой.


Учащиеся записывают число и тему урока.


Учащиеся изучают таблицу.



  1. У полных прилагательных окончания состоят из двух букв, а у кратких - из одной.



  1. полные прилагательные отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? Краткие прилагательные отвечают на вопросы: Каков? Какова? Каково? Каковы?



  1. Учащиеся работают с таблицей и отвечают на вопрос. Определениями и сказуемыми.


  1. только сказуемыми.

5. по родам, числам, падежам,

6.только по родам и числам.

Они не склоняются.


4

Закрепление изученного.

А теперь посмотрим, как вы усвоили новый материал. Вася пригласил нас поиграть в прятки, а сам расстроился, потому что от него спрятались краткие прилагательные.

Найдите краткие прилагательные и укажите их номера.

(Демонстрируется слайд "Поиграем в прятки").

Как вы это определили?

Учитель:

За каждый правильный ответ положите себе по листочку.

2. Запись предложений по диктовку.

Как первый луч весенний ярок! Опять весна душистая повеяла крылом. Ещё земли печален вид. Там небеса и воды ясны.

Задания к предложениям:

А) Подчеркните прилагательные как члены предложения, определите род, число, падеж (где возможно).

Б) Выпишите краткие прилагательные в ед. числе, рядом напишите эти прилагательные в полной форме. Чем отличаются краткие прилагательные от полных?

3. "Помогите Васе Ошибкину правильно поставить ударение".

Выполните упр. 590 устно. Сначала вместе проговорим образцы, потом по одному проговариваете слова, правильно ставя ударение.

Обратите внимание, что в кратких прилагательных ж. р. ударение всегда падает на последний слог.





по короткому окончанию.

Учащиеся продолжают украшать свои деревья.

Учащиеся записывают предложения.



А) Учащиеся подчёркивают прилагательные как члены предложения и определяют их род, число, падеж.

Б) Учащиеся выписывают краткие прилагательные, записывают их полную форму и дают ответ:

- у кратких прилагательных м.р. появляется беглая гласная.


4

Разминка

(2 мин.)


Учитель выполняет разминку вместе с детьми.

Мы работали, писали

И, наверное, устали.

А теперь всерьез, не в шутку,

Проведем физкультминутку.

Потянулись все вперед,

А потом наоборот.

Вот большие птичьи крылья,

Волны катятся морские.

Это детская юла,

Кругом голова пошла.

Вздох глубокий, руки шире,

Нет дружней нас в целом мире.

Все на месте прыг да скок,

Продолжаем наш урок.


Ученики выполняют разминку.

5.

Творческое списывание.

1. Вставьте в данный текст подходящие по смыслу слова из справок:

(Демонстрируется слайд "Творческое списывание")

Слова для справок: чиста, короткие, молодой, влажным, небесная, лёгкою, светло и радостно, душистая, золотой, свеж и прозрачен, прохладно, грозны и горды.

Теперь сравните свои тексты с образцом на экране.

Вопросы к учащимся:

1. Какой текст интереснее?

2. Что делает его таким?

3. С какой целью используются прилагательные в предложении?

4. Подчеркните краткие прилагательные как члены предложения.

5. Обратите внимание на 1 слайд. Спишите это стихотворение. Как эти строчки связаны с темой нашего урока?






- второй,

- прилагательные.

- чтобы сделать речь более яркой, выразительной.

Учащиеся подчёркивают краткие прилагательные как сказуемые.

Учащиеся списывают строчки из стихотворения Е.Баратынского и отвечают на вопрос:

- в этом стихотворении есть краткие прилагательные.


6

Подведение итогов. Рефлексия.

1. Что нового узнали сегодня на уроке?

2. Чему научились?

3. Проверим, как распустились ваши деревья.

Они почти такие, как на слайде. Вы хорошо поработали, поэтому получаете хорошие оценки.

Учитель объявляет оценки.

Понравился ли вам урок? Если да, то помогите распуститься листочкам на моём дереве.

На доске прикреплено изображение дерева без листьев.


1.Узнали, что прилагательные употребляются в краткой форме, что краткие прилагательные в предложении являются сказуемыми, изменяются по родам и числам, не изменяются по падежам.

2.Научились находить краткие прилагательные в предложениях, правильно ставить ударение в кратких прилагательных.

3.Учащиеся украшают деревья листочками.


7

Домашнее задание (разноуровневое)

1. Базовый уровень - упр…..

2. Продвинутый уровень - сочинение-миниатюра "То было раннею весною" (с использованием полных и кратких прилагательных).






© 2010-2022