Рабочая программа по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Раздел 1.Пояснительная записка

Данная рабочая программа по русскому языку разработана для обучения в 8 классе МОУ Сараевская СОШ с учетом:

- требований федерального государственного образовательного стандарта по рус­скому языку (базовый уровень);

- авторской программы по русскому языку для основной общеобразовательной школы (М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, М.: Просвещение, 2012 год )

- нормативно-правовых документов:

  • Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312, в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008 года № 241, от 30 августа 2010 года № 889, от 3 июня 2011 года № 1994, от 01 февраля 2012 года, № 74;

  • примерного учебного плана для образовательных учреждений Рязанской области, реализующих программы общего образования, утверждённого приказом министерства образования Рязанской области от 07 июня 2012 года № 537-пр;

  • Закона РФ от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

- требований к уровню подготовки учащихся 8 класса школы;

- объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом МОУ Сараевская СОШ;

- познавательных интересов учащихся.

При выборе системы обучения и учебно-методического комплекса по предмету для реализации рабочей программы учитывались

- соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям учащихся;

- соотнесённость с содержанием государственной итоговой аттестации;

- завершённость учебной линии;

- обеспеченность образовательного учреждения учебниками.

Место учебного предмета

Учебным планом общеобразовательного учреждения предусмотрено 34 учебных недели в 8 классе из расчёта 3 часов в неделю, что также предполагает 102 часа в учебном году.

Общая характеристика учебного предмета

Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, всех областях жизни, способствует его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит из трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором - дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем - дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.


В процессе обучения русскому языку формируются следующие УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:

коммуникативные: владение всеми видами речевой деятельности, умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми, адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета;

познавательные: умение формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами;

регулятивные: умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию .

Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее. Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека.


Используемый УМК:

Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская. Русский язык. 8 класс. - Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2015.

Рабочая тетрадь на печатной основе. 8 класс. Е.А.Ефремова. - М.: Просвещение, 2014.

  1. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 8 классе, М.: Просвещение, 2014.

  2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс. - М.: ВАКО, 2014.

  3. Богданова Г. А. Сборник диктантов. 8 класс. М.: Просвещение, 2010.

Содержание программы по темам


Название темы

Количество часов

по рабочей программе

Русский язык в современном мире

1

Повторение изученного в 5-6 классах

5

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

6

Простое предложение

4

Двусоставные предложения

6

Второстепенные члены предложения

10

Односоставные предложения

10

Простое осложненное предложение

12

Обособленные члены предложения

14

Слова, грамматически не связанные с членами предложения

2

Вводные и вставные конструкции

11

Чужая речь

12

Повторение и систематизация изученного в 8 классе

8

Итого

102

Формы контроля:

  • -обобщающая беседа по изученному материалу;

  • -проверка знаний при помощи тестов;

  • -индивидуальный устный опрос;

  • -фронтальный опрос;

  • - выборочная проверка упражнения;

  • - взаимопроверка;

  • - самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);

  • - различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

  • - виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);

  • - составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);

  • - наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

  • -изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

  • - написание сочинений;

  • -письмо под диктовку;

  • -комментирование орфограмм и пунктограмм;

  • -контрольное списывание.


Количество контрольных уроков и уроков развития речи


Диктанты/ тесты

Сочинения

Изложения


7/7

7

3

14

10

Всего


Подготовка к ГИА

В целях подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации в календарно-тематическое планирование введены уроки повторения по каждой теме. Метод контроля, осуществляемого на уроках, выбран также с использованием тестовых заданий, приближенных к экзамену.




Раздел 2. Основное содержание

Русский язык в современном мире

Повторение изученного в 5 - 7 классах

Пунктуация и орфография. Знаки препинания, знаки завершения, разделения, выделения. Знаки пре­пинания в сложном предложении. Буквы н - нн в суф­фиксах прилагательных, причастий и наречий. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.

Развитие речи. Изложение с грамматическим заданием. Сочинение в форме письма.

Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5 - 7 классах».

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Основные единицы синтаксиса. Текст как едини­ца синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса. Словосочетание как единица синтаксиса. Виды слово­сочетаний. Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний.

Р.Р. Сжатое изложение от 3-го лица. Сочи­нение-миниатюра.

К.Р. Контрольная работа по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Словосочетание».

Простое предложение

Грамматическая (предикативная) основа пред­ложения. Порядок слов в предложении. Интонация. Описание памятника культуры.

Р.Р. Сопоставление публици­стического описания двух картин с изображением па­мятника.

К.Р. Контрольная работа.

Двусоставные предложения

Главные члены предложения

Подлежащее. Сказуемое. Простое глагольное ска­зуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и ска­зуемым.

Р.Р. Сочинение-миниатю­ра на заданную тему.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Двусоставное предложение. Главные члены предложения».

Второстепенные члены предложения

Роль второстепенных членов предложения. Допол­нение. Определение. Приложение. Знаки препинания при нем. Обстоятельство. Синтаксический разбор дву­составного предложения. Характеристика человека.

Р.Р. Устная характеристика личности. Основная мысль текста. Составление текста на основе данного. Характеристика трудовой деятельности. Выделение главного в содержании текста. Сочинение по группо­вому портрету.

К.Р. Контрольная работа по теме «Двусоставное предложение. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения».

Односоставные предложения

Главный член односоставного предложения. На­зывные предложения. Определенно-личные предложе­ния. Неопределенно-личные предложения. Инструк­ция. Безличные предложения. Рассуждение. Неполные предложения. Синтаксический разбор односоставного предложения. Повторение.

Р.Р. Сочинение на лингвистическую тему. Аргу­ментация в тексте инструкции. Устное выступление по картине. Составление диалога. Устный пересказ текста об ученом с оценкой его деятельности.

К.Р. Контрольная работа.

Простое осложненное предложение

Однородные члены предложения

Понятие об однородных членах. Однородные чле­ны, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. Однородные и неоднородные определения. Однородные члены, связанные сочини­тельными союзами, и пунктуация при них. Обобщаю­щие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Синтаксический разбор предложения с одно­родными членами. Пунктуационный разбор предложе­ния с однородными членами. Повторение.

Р.Р Сочинение, основанное на сравнительной характери­стике.

К.Р. Контрольная работа по теме «Простое осложнённое предложение. Однородные члены предложения».

Обособленные члены предложения

Понятие об обособленности. Обособленные опре­деления. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные обстоятельства.

Р.Р. Рассуждение на дискуссионную тему. Рассужде­ние на лингвистическую тему.

К.Р. Контрольная работа по теме «Простое осложнённое предложение. Обособленные члены предложения».

Слова, грамматически не связанные с членами пред­ложения

Обращение

Назначение обращения. Распространенные обра­щения. Выделительные знаки препинания при обра­щении. Употребление обращений.

К.Р. Контрольная работа с граммати­ческим заданием по теме «Обращение».

Вводные и вставные конструкции

Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. Выделитель­ные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Вставные слова, словосочетания и предложения. Междометия в предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. Повторение.

Р.Р. Адекватное понимание содержания тек­ста. Устный и письменный текст на основе данного. Характеристика трудовой деятельности. Выделение главного в содержании.

К.Р. Контрольная работа по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения».

Чужая речь

Понятие о чужой речи. Комментирующая часть.

Прямая и косвенная речь. Косвенная речь. Прямая часть. Диалог. Рассказ. Цитата. Повторение.

Р.Р. Анализ смысловых параметров комментирую­щей части. Официально-деловой стиль текста. Диалог. Интервью. Цитата. Устное выступ­ление.

К.Р. Контрольная работа по теме «Чу­жая речь».

Повторение и систематизация изученного в 8 классе

Синтаксис и морфология. Синтаксис и пунктуа­ция. Синтаксис и культура речи. Синтаксис и орфо­графия.

Р.Р. Путевой очерк. Редактирование текста.

К.Р. Итоговое тестирование.


Раздел 3. Требования к уровню подготовки

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

по русскому языку за курс VIII класса


I. Учащиеся должны знать определения основных изученных в VIII классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуаци­онных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу VIII класса учащиеся должны овладеть сле­дующими умениями и навыками:

- производить синтаксический разбор словосочетаний, про­стых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;

- составлять простые двусоставные и односоставные пред­ложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями;

- пользоваться синтаксическими синонимами в соответст­вии с содержанием и стилем речи;

- соблюдать нормы литературного языка в пределах изу­ченного материала.

По пунктуации. Находить в предложении смысловые от­резки, которые необходимо выделять знаками препинания, обос­новывать выбор знаков препинания и расставлять их в предло­жениях в соответствии с изученными правилами.

Ставить знаки препинания в простых предложениях с одно­родными членами, при обособленных второстепенных и уточняю­щих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, ввод­ных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми.

По орфографии. Находить в словах изученные орфо­граммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изу­ченными орфограммами. Правильно писать изученные в VIII классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста. Под­робно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения-описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описа­ние местности, памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.

Раздел 4. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Элементы
содержания

Требования к уровню

подготовки

Дата

проведения

1

Русский язык в современном мире.

Вводный

урок

Знакомство

с учебником, его структурой, системой условных обозначений, приложениями; раскрытие ценности русского языка и его места среди языков народов мира

Знать роль русского языка как национального языка русского народа, функции русского языка в современном мире.

Уметь объяснять термины, называющие функции языка; составлять опорные конспекты и пересказывать тексты; составлять сочинение-миниатюру «Что значит любить русский язык?»


2

Пунктуация

и орфография. Знаки препинания: знаки

завершения, разделения,

выделения

Урок повторения

Язык как средство коммуникации; нормы русского речевого этикета, его особенности

Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические); назначение знаков препинания.

Уметь составлять вопросный план текста, расставлять пропущенные знаки препинания и графически обозначать синтаксические конструкции, использование которых определяет необходимость знаков препинания

3

Знаки препинания в сложном предложении

Урок повторения

Типы сложных предложений и средства связи в них

Знать типы сложных предложений и средства связи в них; функции знаков препинания в сложном предложении.

Уметь определять тип сложного предложения, границы простых
предложений в составе сложного; расставлять пропущенные запятые, строить схемы сложных предложений

4

Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

Урок повторения

Правописание н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

Знать правописание н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий, условия выбора орфограммы.

Уметь формулировать правило по схеме, самостоятельно строить схемы предложений, расставлять пропущенные знаки препинания

5

Слитное и раздельное

написание не с разными

частями речи

Урок повторения

Трудности при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи

Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с разными частями речи.

Уметь объяснять условия выбора слитного и раздельного написания не с разными частями речи.

6

Вводный контроль. Тест

Урок контроля

Систематизация знаний, контроль

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии

7

Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса

Урок усвоения

новых знаний

Основные единицы синтаксиса: текст, предложение, словосочетание

Знать основные нормы русского литературного языка (грамм. и орфограф.).

Уметь применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению.

8

Предложение как единица синтаксиса

Р.р. Сжатое изложение

Урок

усвоения

новых

знаний

Предложение как единица синтаксиса. Работа над сжатым изложением

Знать основные нормы русского литературного языка (грамм. и орфограф.).

Уметь применять изученные правила; соблюдать основные правила орфографии; сокращать предложенный текст вдвое, лаконично раскрывая основную мысль; писать сжатое изло-
жение

9

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний

Урок

усвоения

новых

знаний

Словосочетание как единица синтаксиса; грамматические средства связи в словосочетании; главное и зависимое слово в словосочетании; виды словосочетаний

Знать определение словосочетания; основные виды словосочетаний, строение, отношения между компонентами словосочетания, способы выражения, средства связи в словосочетании.

Уметь вычленять словосочетание из предложения; определять вид словосочетания по главному слову, самостоятельно строить словосочетания, обозначая в них средства связи; грамотно употреблять в речи

10

Синтаксические связи слов в словосочетании

Урок

усвоения

новых

знаний

Виды подчинительной связи
(согласование, управление, примыкание)

Знать виды подчинительной связи.

Уметь определять способ подчинительной связи по вопросу; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи

11

Синтаксический разбор словосоче-
тания

Урок

усвоения

новых

знаний

План синтаксического разбора словосочетания

Знать план синтаксического разбора словосочетания.

Уметь выполнять разбор словосочетания; оценивать самостоятельную работу по словосочетаниям

12

Зачёт по теме «Словосочетание»

Урок контроля

Знать о строении словосочетаний, отношениях между компонентами словосочетания; отличиях словосочетания от слова и предложения;

способах выражения.

Уметь вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности; составлять словосочетания по заданным схемам

13

Грамматическая (предикативная) основа предложения

Урок
усвоения

новых

знаний

Строение предложения, виды по цели выска-зывания и эмоциональной окраске. Виды

простого предложения (двусоставные и односоставные)

Знать основные единицы языка, их признаки.

Уметь осознавать предложение как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания; находить

двусоставные и односоставные предложения в тексте; работать с художественными текстами

14

Порядок слов
в предложении. Интонация. Логическое ударение.

Урок

усвоения

новых

знаний

Прямой и обратный порядок слов, логическое ударение

в предложении

Знать основные единицы языка, их признаки.

Уметь с помощью логического ударения и порядка слов выделять наиболее важное слово в предложении; выразительно читать текст; использовать поэтические тексты

15-

16

Описание

памятника

культуры

Урок
развития речи

Редактирование текста. Определение темы, идеи творческой работы, составление плана.

Знать признаки текста, особенности сочинения-описания.

Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой и целями; правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; совершенствовать и редактировать собственный текст

17

Главные члены предложе ния. Подлежа- щее

Комбини-

рованный урок

Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения.

Знать основные единицы языка, их признаки.

Уметь находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения; согласовывать подлежащее со сказуемым; работать с текстами изучаемых художественных произведений

18

Сказуемое.

Простое

глагольное

сказуемое

Комбини-

рованный

урок

Сказуемое, его основные типы и способы выражения, связь сказуемого с подлежащим. Понятие простое глагольное сказуемое.

Знать основные способы выражения сказуемого.

Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; находить сказуемое в тексте; грамотно согласовывать сказуемое с подлежащим

19-

21

Составное сказуемое.

Составное глагольное

сказуемое. Составное

именное сказуемое

Урок

усвоения

новых

знаний

Понятие составное сказуемое.

Отличительные особенности составного глагольного сказуемого

от составного именного

Знать основные признаки выражения сказуемого.

Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического
значений; стилистически различать простые и составные глагольные сказуемые; определять способы выражения именной части составного именного сказуемого.

22

Тире между подлежащим

и сказуемым

Комбини-

рованный

урок

Условия постановки тире между подлежащим и сказуемым

Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические и пунктуационные).

Уметь находить подлежащее и сказуемое; ставить знаки препинания между ними; составлять предложения с грамматическим заданием

23

Контрольный

диктант

с грамматическим заданием

Урок контроля

Систематизация знаний, контроль

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии

24

Роль второстепенных членов в предложении.
Дополнение

Комбинированный

урок

Понятие второстепенные члены предложения.

Дополнение:
прямое и косвенное. Смыслоразличительная роль порядка слов

Уметь находить в тексте второсте-пенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль дополнения в предложении; завершать предложения прямыми дополнениями, выраженными словами или сочетаниями слов; находить ошибки в употреблении существительных, которыми выражены дополнения

25

Определение

Комбини-

рованный урок

Согласованные и несогласованные определения, способы

их выражения

Знать основные признаки согласованных и несогласованных определений.

Уметь находить в тексте согласованные и несогласованные определения; определять способы их выражения; использовать в речи для характеристики предмета, явления

26

Приложение.

Знаки препинания при нём

Урок

усвоения

новых

знаний

Приложение как разновидность определения

Знать понятие приложение.

Уметь распознавать приложения среди других членов предложения; использовать приложение как средство выразительности речи; правильно ставить знаки препинания при приложениях; выполнять выборочную работу с текстами художественных произведений

27-

28

Обстоятельство

Комбини-

рованный урок

Понятие обстоятельства; обстоятельства места, времени, причины, цели, условия, уступки, образа действия

Уметь находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль обстоятельства в предложении; составлять предложения на заданную тему, используя обстоятельства места, времени, образа действия, выраженные наречиями (р/р)

29

Синтаксический разбор двусоставного предложения

Урок усвоения

Новых знаний

План разбора двусоставного предложения

Знать план разбора двусоставного предложения.

Уметь выполнять синтаксический разбор предложения

30-31

Характеристика человека как вид текста.

Урок
развития речи

Понятие групповой портрет. Отбор материала для сочинения по картине

с групповым портретом, составление плана, определение идеи и темы сочинения

Знать признаки текста, особенности создания группового портрета (письменно), языковые особенности.

Уметь пользоваться терминологией (композиция картины, передний план, палитра, тёплые и холодные цвета); излагать свободно и правильно свои мысли в письменной форме; отбирать материал, составлять план сочинения, определять тему и идею работы

32

Повторение

по теме «Двусоставные предложения»

Урок повторения

и обобщения

Систематизация знаний
по теме

Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные)

33

Контрольный

диктант по теме «Двусоставные предложения»

Урок контроля

Систематизация знаний, контроль

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии

34

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

Урок работы

над ошибками

Анализ контрольной работы. Ликвидация пробелов

Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками

35

Главный член односоставного предложения. Назывные предложения

Урок

усвоения

новых

знаний

Особенности смысловых значений односостав. предложений в сопоставлении с двусоставными; типы односоставных предложений. Назывные предложения

Знать особенности смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными; признаки назывных предложений.

Уметь проводить наблюдение над стилистическими возможностями односоставных предложений; находить назывные предложения в текстах художественных произведений; определять роль назывных предложений в художественной литературе, газетных и журнальных очерках; пользоваться ими в описании для обозначения места и времени

36

Определённо-

личные предложения

Урок

усвоения

новых

знаний

Особенности смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными; типы односоставных предложений. Определённо-личные предло-
жения

Знать особенности смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными; признаки назывных предложений.

Уметь проводить наблюдение: стилистические возможности односоставных предложений; находить определённо-личные предложения в текстах художественных произведений; определять роль определённо-личных предложений в художественной литературе

37

Неопределённо-личные предложения

Урок

усвоения

новых

знаний

Особенности смысловых значений односоставных

предложений в сопоставлении с двусоставными; типы односоставных предложений. Неопределённо-личные предложения

Знать различия между односоставными и двусоставными предложениями; признаки неопределённо-личных предложений.

Уметь находить неопределённо-
личные предложения в тексте; использовать их в различных стилях речи; заменять двусоставные предложения аналогичными односоставными определённо-личными и неопределённо-личными.

Интеграция с уроком литературы: рассуждения на тему «Почему в рассказах И. С. Тургенева много неопределённо-личных предложений?»

38

Инструкция

Урок
развития речи

Особенности составления инструкции

Знать особенности составления инструкции.

Уметь составлять инструкцию, используя в ней односоставные предложения

39

Безличные предложения

Урок

усвоения

новых

знаний

Знакомство
с безличными предложениями; с общими и отличительными признаками двусоставных

и безличных предложений

Знать различие между типами односоставных предложений, признаки безличного предложения.

Уметь находить безличные предложения в тексте по значению и структурным особенностям; употреблять безличные предложения для передачи состояния природы и окружающей среды

40

Рассуждение

Урок
развития речи

Обобщение и расширение представления о таком типе
речи, как рассуждение; прямой и обратный способы доказательств; тезис и антитезис; риторический вопрос

Знать тип речи - рассуждение; отличительные признаки, особенности рассуждения.

Уметь строить текст-рассуждение с использованием изучаемых языковых явлений, применяя прямой и обратный способы доказательств, риторические вопросы, выдвигая тезисы и антитезисы; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст

41

Неполные

предложения

Урок

усвоения

новых

знаний

Особенности строения полных и неполных предложений, сфера их употребления, роль неполных предложений
в текстах художественных произведений

Знать особенности и функции неполных предложений.

Уметь находить неполные предложения в тексте; заменять неполные предложения синонимичными полными; различать неполные двусоставные предложения и односоставные назывные.

Интеграция с уроком литературы: уметь проводить наблюдения (стилистические возможности неполных предложений)

42

Синтаксический разбор односоставного предложения

Урок усвоения

Новых знаний

План синтаксического разбора

Знать и уметь производить синтаксический разбор односоставного предложения

43

Повторение

по теме «Односоставные предложения»

Урок повторения

и обобщения полученных

знаний

Систематизация знаний по теме. Структура односоставных предложений и их роль в текстах

Знать отличие между типами односоставных предложений, признаки каждого из них.

Уметь определять тип односоставного предложения, находить односоставные предложения в тексте

44

Тест по теме «Односоставные предложения»

Урок контроля

Систематизация знаний, контроль

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии

45

Контрольный

диктант по теме «Односоставные предложения»

Урок контроля

Систематизация знаний, контроль

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии

46

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

Урок работы

над ошибками

Анализ контрольной работы. Ликвидация пробелов

Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками

47

Понятие об осложнённом предложении. Понятие об однородных членах предложения

Урок усвоения

новыхзнаний

Понятие об осложнённом предложении. Использование предложений с однородными членами в текстах и в речи

Знать об осложнённом предложении.

Уметь находить однородные члены предложения в тексте; правильно расставлять знаки препинания в предложении; соблюдать перечислительную интонацию.

Интеграция с уроком литературы: уметь «видеть» однородные члены предложения в рассказе Л. Н. Толстого «После бала»

48

Однородные члены предложения, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них

Комбинированный урок

Пунктуация
при однородных членах
предложения

Уметь находить однородные члены предложения в тексте; правильно расставлять знаки препинания в предложении; соблюдать перечислительную интонацию и графически обозначать её, уместно использовать предложения с однородными членами

49

Однородные и неоднородные определения

Комбинированный

урок

Различие однородных и неоднородных определений, оформление их пунктуационно

Знать правило: постановка знаков препинания при однородных определениях и отсутствие знаков при неоднородных определениях.

Уметь составлять схемы предложений с однородными определениями; различать однородные и неоднородные определения

50

Однородные

члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

Комбинированный

урок

Сочинительные союзы и знаки препинания при них. Отсутствие запятой во фразеологических оборотах с повторяющимися союзами и … и, ни … ни

Знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами.

Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами

51

Изложение
(сравнительная характеристика)

с элементами сочинения

Урок
развития речи

Сравнительная характеристика двух женщин (чем различаются мать и дочь)

Уметь составлять сравнительную характеристику, используя данный план (упр. 263), озаглавливать текст; осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, стилем и жанром текста собственного сочинения; излагать свободно и правильно свои мысли в письменной форме

52-53

Обобщающие

слова при однородных членах и знаки препинания при них

Комбинированный

урок

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них

Знать правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами.

Уметь правильно ставить знаки препинания; раскрывать содержание обобщающих слов, подобрав к ним однородные члены (составлять предложения); конструировать схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах; различать предложения с обобщающими словами и предложения с именным составным сказуемым

54

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами

Комбинированный

урок

План синтаксического и пунктуационного разбора

Знать и уметь выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами

55

Повторение

по теме «Предложения
с однородными членами»

Комбинированный урок

Систематизация знаний по теме; использование предложений с однородными и неоднородными
членами

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Уметь разбирать такие предложения по членам; составлять схемы; находить в тексте, самостоятельно составлять предложения с однородными членами

56

Тест по теме ««Предложения с однородными членами»

Урок
контроля

Систематизация знаний, контроль. Ликвидация пробелов

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь применять изученные орфограммы; основные правила орфографии

57

Диктант

(с грамматическим заданием)

Урок
контроля

Систематизация знаний, контроль. Ликвидация пробелов

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь применять изученные орфограммы; основные правила орфогр.

58

Понятие

об обособлении. Обособленные определения,

выделительные знаки
препинания при них

Комбинированный

урок

Обособленные члены предложения, их роль в речи. Общие условия обособления определений

Знать, что такое обособление (термин).

Уметь правильно выделять запятыми обособленные члены предложения, соблюдать правильную интонацию при обособлении; заменять предложения с обособленными членами синонимичными простыми и сложными предложениями; уместно использовать предложения с обособленными членами в тексте

59-60

Обособление согласованных распространённых
и нераспространённых определений

Комбинированный

урок

Общие правила

обособления
согласованных распространённых и нераспространённых определений

Знать правила обособления согласованных распространённых и нераспространённых определений.

Уметь правильно обособлять определения интонационно и на письме; проводить синонимическую замену обособленных членов; составлять план параграфа; выполнять выборочную работу из текстов художественной литературы (И. С. Тургенев)

61-62

Рассуждение на дискуссионную тему (упр. 302)

Урок
развития речи

Обобщение
и расширение представления о таком типе речи, как рассуждение; прямой

и обратный способы доказательств; тезис
и антитезис; ритор. вопрос

Знать тип речи - рассуждение; отличительные признаки, особенности рассуждения.

Уметь строить текст-рассуждение с использованием изучаемых языковых явлений, применяя прямой и обратный способы доказательств, риторические вопросы, выдвигая тезисы и антитезисы; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст

63

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них

Урок

усвоения

новых

знаний

Правила обособления приложений

Знать правила обособления приложений.

Уметь находить приложения в тексте, определять условия их обособления; выразительно читать предложения с обособлением

64-65

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них

Комбинированный

урок

Условия обособления деепричастий и деепричастных оборотов

Знать правило обособления обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и деепричастием.

Уметь выявлять условия обособления обстоятельств; определять границы деепричастных оборотов; правильно ставить знаки препинания

66-67

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения

Урок

усвоения

новых

знаний

Понятие об уточняющих членах предложения

Знать правило обособления уточняющих членов предложения.

Уметь выявлять условия обособления уточняющих членов предложения; выразительно читать предложения с уточняющими членами; находить обособленные уточняющие члены предложения в тексте; составлять предложения на тему «Изобретения наших дней»

68

Синтаксический и пунктуационный разборы предложений с обособленными членами

Урок

усвоения

новых

знаний

Планы разборов

Знать и уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обособленными членами

69

Повторение

по теме «Предложения с обособленными членами»

Урок-зачёт

Обобщение изученного

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами.

Уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разбор; составлять в научном стиле речи связный текст об обособленных обстоятельствах и уточняющих членах предложения

70

Тест

Урок
контроля

Систематизация знаний, контроль

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии; осуществлять самоконтроль, находить в работе грамматические ошибки

71

Диктант (с грамматическим заданием) по теме «Обособленные члены предложения»

Урок
контроля

Систематизация знаний, контроль

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии; осуществлять самоконтроль, находить в работе грамматические ошибки

72

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

Урок

работы

над ошибками

Анализ контрольной работы. Ликвидация
пробелов

Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками

73-74

Обращение. Назначение обращения. Виды обращений. Пунктуация при них.

Комбинированный урок

Сведения об обращении: назначение обращений, обращения распространённые и нераспространённые, выделительные знаки препинания при обращении, употребление обращений

Уметь находить обращения в тексте; употреблять их с учётом речевой ситуации; выразительно читать предложения с обращением; правильно ставить знаки препинания при обращении.

Интеграция с уроками литературы: находить обращения в художественных произведениях XIX-XX вв., определять роль обращений

75-76

Вводные конструкции. Группы вводных слов
и вводных сочетаний слов

по назначению

Урок

усвоения

новых

знаний

Вводные слова

и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания. Группы вводных слов

Знать понятие вводные слова как средство выражения субъективной оценки высказывания.

Уметь выражать определённое отношение к высказываниям с помощью вводных слов и предложений; правильно ставить знаки препинания при вводных словах; находить
в художественных произведениях, изучаемых на уроках литературы, предложения с вводными словами, выписывать их

77-78

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Вставные конструкции.

Урок

усвоения

новых

знаний

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов
и вводных
предложениях

Знать выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях.

Уметь находить вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения в текстах художественных и публицистических произведений; выражать определённое отношение к высказываниям с помощью вводных слов и вставных конструкций; правильно ставить выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов
и вводных предложениях

79

Междометия

в предложении

Урок

усвоения

новых

знаний

Междометия - «эмоциональные сигналы». Выделительные знаки препинания при междометиях

Знать выделительные знаки препинания при междометиях; особенности постановки запятой при условии употребления междометия вместе с обращением.

Уметь различать вводные, вставные конструкции и междометия, правильно расставлять знаки препинания при них; осмысливать нормы и сферу использования данных слов

80

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения

Урок

усвоения новых

знаний

План синтаксического и пунктуационного разбора предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными

с членами предложения

Знать и уметь выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения

81

Повторение

по теме «Предложения с конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения»

Комбинированный

урок

Проверка знания теоретического материала по теме, обобщение изученного

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами, словосочетаниями и предложениями, вставными конструкциями, междометиями.

Уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разбор; использовать разнообразные конструкции в связной речи; находить их в текстах; различать вводные слова и предложения

82

Тест по теме ««Предложения с конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения»

Урок
контроля

Систематизация знаний, контроль

Знать основные нормы русского литературного языка, основные правила орфографии

Уметь применять изученные орфограммы; осуществлять самоконтроль; находить в работе грамматические ошибки

83

Диктант (с грамматическим заданием) по теме «Предложения с конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения»

Урок
контроля

Систематизация знаний, контроль

Знать основные нормы русского литературного языка, основные правила орфографии

Уметь применять изученные орфограммы; осуществлять самоконтроль; находить в работе грамматические ошибки

84

Понятие о чужой речи. Комментирующая часть

Урок

усвоения

новых

знаний

Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Интонация предупреждения и интонация пояснения в комментирующей части

Знать понятия чужая речь, комментирующая часть; место комментирующей части в предложении; глаголы, обозначающие чужую речь.

Уметь распространять комментирующую часть предложений с чужой речью на основе данных схем

85

Прямая

и косвенная речь

Комбинированный урок

Отличие прямой речи
от косвенной

Знать об отличии прямой речи от косвенной; о постановке знаков препинания в предложениях с прямой речью.

Уметь находить предложения с косвенной речью; преобразовывать предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью

86

Прямая речь

Комбинированный урок

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Уметь находить предложения
с прямой речью в текстах изучаемых произведений (интеграция с уроками литературы); расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, разорванной комментирующей частью; самостоятельно строить схемы предложений с прямой речью

87

Диалог

Комбинированный

урок

Составление
диалогов

Уметь составлять диалоги и записывать их; находить диалоги, соответствующие схемам; заменять глагол говорить глаголами, более точно обозначающими характер речи; выразительно читать диалоги, объяснять знаки препинания при них; перестраивать диалог в прямую речь

88

Рассказ

Урок
развития речи

Рассказ с диалогом. Повествовательный текст в жанре рассказа, его особенности

Знать особенности текста в жанре рассказа.

Уметь перерабатывать текст в рассказ с диалогом, используя выделенные глаголы; кратко передавать содержание диалогов и прямой речи (упр. 419), озаглавливать своё изложение так, чтобы в названии отражалась основная мысль текста; придумывать рассказ по данному началу

89

Цитата

Урок
усвоения новых
знаний

Способы передачи чужой речи. Цитата - дословная выдержка из чужой речи

Знать о способах передачи чужой речи.

Уметь составлять и записывать предложения с цитатами; находить цитаты в тексте; определять основную мысль цитаты и вводить её в текст двумя способами: 1) как прямую речь и 2) как часть предложения

90

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью

Урок
усвоения новых
знаний

Образец (устный и письменный) синтаксич-ого и пункт-ого разбора предложений с чужой речью

Знать и уметь выполнять устный
и письменный разбор предложений с чужой речью

91

Повторение

по теме «Чужая речь»

Урок

повторения и систематизации полученных

знаний

Проверка знания теоретического материала по теме, обобщение изученного

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой и косвенной речью.

Уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разбор; использовать разнообразные конструкции при передаче чужой речи

92

Тест по теме «Чужая речь»

Урок
контроля

Систематизация знаний, контроль

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии; осуществлять самоконтроль, находить в работе грамматические ошибки

93

Диктант

(с грамматическим заданием) по теме «Чужая речь»

Урок
контроля

Систематизация знаний, контроль

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии; осуществлять самоконтроль, находить в работе грамматические ошибки

94

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

Урок работы

над ошибками

Анализ контрольной работы. Ликвидация пробелов

Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками

95

Синтаксис

и морфология

Комбинированный

Первичная
и вторичная
синтаксическая роль различных частей речи

Знать, какова первичная и вторичная синтаксическая роль различных частей речи.

Уметь составлять предложения с данными словосочетаниями; определять в них роль инфинитива; выполнять полный и частичный разбор предложения; графически указывать члены предложения

96-97

Синтаксис

и пунктуация. Изложение

Комбинированный

Систематизация знаний об изученных языковых явлениях

Знать изученные языковые явления; условия постановки знаков препинания.

Уметь пользоваться графическим условным обозначением; выделять в тексте абзацы, составлять план текста, анализировать словосочетания и простые предложения; пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с целью и стилем высказывания; определять роль пунктуации в речи

98-99

Синтаксис

и культура
речи

Комбинированный

Три составляющие компонента культуры речи: нормативный, этический, коммуникативный

Знать, что основа культуры речи - соблюдение норм русского литературного языка.

Уметь предупреждать синтаксические ошибки: в словосочетаниях с управлением, в употреблении деепричастных оборотов, в построении сложных предложений

100

Синтаксис

и орфография

Комбинированный

Связь синтаксиса и орфографии

Знать основные нормы русского языка (грамматические, орфографические, пунктуационные).

Уметь применять изученные правила и приёмы; пользоваться определёнными способами их применения

101-102

Итоговая
контрольная работа

Урок
контроля

Проверка,
оценка и коррекция знаний учащихся

Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные).

Уметь применять изученный материал при решении грамматических задач, осуществлять самоконтроль

Раздел 5. Список литературы


Для учащихся:

1. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы/М.Т.Баранов, Т.А.Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М.Шанского.-8-е изд., перераб.- М.: Русский язык, 2010.

2. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка/ М.Т.Баранов.- 10-е изд.- М.: Русский язык, 2005.

3. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка/М.Т.Баранов.- 4-е изд.- М.: Русский язык, 2006.

4. Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка/М.С.Лапатухин, Е.В.Скорлуповская, Г.П.Снетова; под ред. Ф.П.Филина.- 2-е изд., дораб.- М.: Русский язык, 1998.

5. Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка/П.А.Лекант, В.В.Леденева.- 2-е изд.- М.: Русское слово, 2006.

6. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка/М.Р.Львов.-8-е изд.- М.: Русский язык, 2006.

7. Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка/З.А.Потиха.- 2-е изд.- М.: Русский язык, 1998.

8. Русский язык. 8 класс./Под ред. Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, .- М.: Просвещение, 2015.

9. Семенюк А.А. Школьный толковый словарь русского языка/ А.А.Семенюк, М.А.Матюшина.- 3-е изд.- М.: Русский язык, 2006.

10.Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка/А.Н.Тихонов.- 2-е изд., перераб.- М.: Русский язык, 1991.

Для учителя:

1.Тростенцова Л. А., Запорожец А.И. Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс: М.: Просвещение. 2009

2. Русский язык .8 класс ./Под ред. Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, .- М.: Просвещение, 2015.

3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/Под ред. Н.Ю.Шведовой.- М.: Русский язык, 2003.

4. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы: Учебное издание/Под ред. Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М.- 8-е изд.- М.: Просвещение, 2012.

5. Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации/Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд., 1994.

6. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка /4-е изд.,- стереотип.- М.: Русский язык, 1985.

7. Тесты по русскому языку. 8-9 классы. /Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. М: «ВАКО»

8.Ходякова Л.А., Новикова Л.И., Штыркина О.П., Кабанова Е.В. Сочинение по картине./М.: АСТ: Астрель, 2007.

Электронные пособия и Интернет-ресурсы

  1. Мультимедийные пособия. Уроки русского языка в 8 классе. - Издательство Кирилла и Мефодия.

  2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (свыше 28 тыс. ресурсов) fcior.edu.ru

  3. rus.1september. ru

  4. gramota. ru

  5. prosv.ru

9

© 2010-2022