Контрольные работы по русской литературе

Цель: проверить уровень литературной подготовки учащихся в соответствии с требованиями государственного стандарта образования и учебной программы по разделу «Русское устное народное творчество» ·  теоретико-литературные знания о мифе, фольклоре и основных жанрах фольклора; ·  начальное понятие о теме и идее произведения, композиции; ·  знание тематики пословиц и поговорок, умение отличать пословицы  от поговорок; ·  знание художественного своеобразия загадок; ·  знание основных жанров семейно-обрядовой поэзии; ·  знание видов народных сказок, умение определить тему, композицию, образы; ·  умение характеризовать героев сказок; ·  умение определять виды былин, художественное своеобразие былин; · знание художественно-изобразительных средств языка и умение определять гиперболу, эпитет, антитезу, символ; · умение давать письменный развернутый ответ на вопрос.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Учитель русского языка и литературы СОПШДО № 17 г. Павлодара Рачинская Н.П.

Контрольные работы по русской словесности составлены в соответствии с требованиями государственного стандарта образования РК, Учебной программы «Русская литература» 5 - 9 классы - Астана, 2013, утвержденной Приказом МОН РК №115 от 03.04.2013. Авторы учебника «Русская словесность»: Т.П.Чаплышкина, А.М.Садвакасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова.


Контрольная работа № 1

Раздел программы: «Русское устное народное творчество»

Цель: проверить уровень литературной подготовки учащихся в соответствии с требованиями государственного стандарта образования и учебной программы по разделу «Русское устное народное творчество»

 теоретико-литературные знания о мифе, фольклоре и основных жанрах фольклора;

 начальное понятие о теме и идее произведения, композиции;

 знание тематики пословиц и поговорок, умение отличать пословицы от поговорок;

 знание художественного своеобразия загадок;

 знание основных жанров семейно-обрядовой поэзии;

 знание видов народных сказок, умение определить тему, композицию, образы;

 умение характеризовать героев сказок;

 умение определять виды былин, художественное своеобразие былин;

 знание художественно-изобразительных средств языка и умение определять гиперболу, эпитет, антитезу, символ;

 умение давать письменный развернутый ответ на вопрос.

1. Закончите схему

СЛОВЕСНОСТЬ

 

устная письменная

 

__________________________________________________________________

2. Дайте определения понятий:

Миф - это ________________________________________________________________________________

Фольклор - это ___________________________________________________________________________

Пословица - это __________________________________________________________________________

Загадка - это _____________________________________________________________________________

Былина - это _____________________________________________________________________________

3. Перечислите основные жанры фольклора:

_________________________________________________________________________________________

      

пословицы былина легенда

4. Перечислите черты сходства и различия между фольклором и литературой.

Общее

Различия

Фольклор

Литература

1.



2.

3.

4.

5. Определите тематику пословиц:

Снег глубок - год хорош ___________________________________________________________________

Один за всех и все за одного ________________________________________________________________

Терпение и труд все перетрут _____________________________________________________________

6. Запишите вторую часть пословицы:

Под лежачий камень ______________________________________________________________________

На чужой сторонушке _____________________________________________________________________

Сколько волка ни корми ___________________________________________________________________

7. Приведите примеры поговорок:

В голове ума палата, _____________________________________________________________________

8. Определите, какие художественные средства используются в следующих загадках?

А) Круглое, как луна, Б) Что за птица на три ноги садится?

Листья, как ель, В) Идет бабушка из бани в зеленом сарафане.

А хвост, как у мыши

А) ______________________________________________________________________________________

Б) ______________________________________________________________________________________

В) ______________________________________________________________________________________

9. Перечислите, какие обряды относятся

к семейным: ______________________________________________________________________________

к календарным ____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

10. Назовите основной признак сказки _______________________________________________________

Укажите разряды народных сказок, приведите примеры:

Контрольные работы по русской литературе

  

_________________________________________________________________________________________

11. Как называется эта композиционная часть сказки?

Стали жить поживать - на славу людям.

________________________________________________________________________________________

12. Пронумеруйте приемы организации композиции былин:

Кульминация Зачин Запев Концовка

13. Какие постоянные эпитеты к словам встречаются в сказках?

Волк ___________________________________________________________________________________

Девица _________________________________________________________________________________

Молодец _______________________________________________________________________________

14. Укажите виды былин:

«Садко» _________________________________________________________________________________

«Илья Муромец и Соловей Разбойник» _______________________________________________________

«Вольга и Микула» ________________________________________________________________________

15. Какие художественно-изобразительные средства и с какой целью использует былина?

«Ты удаленький дородный добрый молодец,

Ай ты, славный богатырь святорусский!» _____________________________________________________

«Его добрый конь да богатырский

С горы на гору стал перескакивать,

С холмы на холмы стал перемахивать…» _____________________________________________________

16. Какие символы используются в лирических бытовых песнях?

Туман, рябина, полынь - символы ___________________________________________________________

Символы девушки - ________________________________________________________________________

Солнце, цветы, хмель, малина - символы _____________________________________________________

Символы юноши - _________________________________________________________________________

17. Сравните отличительные признаки фольклорных жанров:

Признаки

Сказка

Былина

Песня

Пространство

Герои

Время

Виды


18. Какие из опорных слов характеризуют героев фольклорных произведений? Проведите стрелочки- соответствия:

Илья Муромец грозный

Чудо-богатырь

Царь Иван защитник

любимец народа

Суворов жестокий

великий полководец

19. Какой жанр фольклора вам больше всего понравилось изучать и почему?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольная работа № 2

Раздел программы: «Фольклор и литература XlX века».

Цель: проверить уровень литературной подготовки учащихся в соответствии с требованиями государственного стандарта образования и учебной программы по разделу «Фольклор и литература XlX века»

· теоретико-литературные знания о басне, повести, рассказе, балладе;

· умения определять тему и идею произведения, композицию;

· знание тематики басен, их персонажей;

· знание отличительных признаков литературной и народной сказок;

· знание основных героев изученных литературных произведений;

· умение различать жанры литературных произведений;

· умение характеризовать героя изученного произведения на основе его поступков и взаимоотношений с другими персонажами;

· знание художественно-изобразительных средств языка и умение определять их функцию;

· умение давать письменный развернутый ответ на вопрос.

1. Соедините стрелками понятия и определения:

А) Басня

  • Лиро-эпический жанр на исторические, сказочные или бытовые темы, повествование о трагических, таинственных событиях.

Б) Повесть

  • Средняя форма эпической прозы, для которой, по сравнению с рассказом, характер более широкий охват жизненных явлений.

В) Рассказ

  • Лиро-эпический жанр фольклора о драматических событиях, социально-бытовой жизни народа.

Г) Баллада


  • Жанр прозы, повествующий об одном художественном событии.

2. Подпиши к басенным персонажам подходящую строчку из басен И.А.Крылова.

1. Соловей

«Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам».

2. Волк

«А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».

3. Ловчий

«Нет братьев у меня».

4. Ягненок

«Ты сер, а я, приятель, сед».

3. Как называется процитированная часть басни?

А) Композиция Б) Зачин В) Мораль

4. Заполните таблицу признаков народной и литературной сказки.

Сказки

Общие черты

Различия

Народная




_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

Литературная




5. Укажите литературный персонаж И.С.Тургенева.

«Это положительная, трагическая героиня произведения. Ее имя вынесено в название произведения. Произведение написано прозой. В конце произведения она погибает. Ее возраст один год».___________________________________________

6. Выпишите в столбик сравнения и олицетворения:

Плачут ивы, шепчут тополя. Как лебедь молодой. Как луна среди небес. Грачи как обугленные груши. О чем ты воешь, ветер ночной? Течет река, словно зеркало. Шум сердитого моря.

Сравнения

Олицетворения




7. Укажите тему стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».

_________________________________________________________________________________________

8. Какова идея стихотворения Н.А.Некрасова «Зажгло грозою дерево»?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Укажите общие черты и черты различия повести и рассказа.

Жанры

Общие черты

Различия

Повесть

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

Рассказ


10. Укажите жанры произведений А.С.Пушкина:

«Песнь о вещем Олеге» __________________________________________

«Руслан и Людмила» _____________________________________________

«Скоро святки…» ________________________________________________

«,,,О попе и его работнике Балде» __________________________________

11. Напишите небольшую характеристику барыни из повести И.С.Тургенева «Муму».

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Укажите черты лирического и эпического произведений:

Черты лирического произведения

Черты эпического произведения




13. Сформулируйте основную идею сказки О.Уайльда «Соловей и роза».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Зачем и для чего писатели и поэты обращаются к фольклору? Как они его используют? Приведите наиболее яркие, на ваш взгляд, примеры.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Контрольная работа № 3

Раздел программы: «Фольклор и литература XX века».

Цель: проверить уровень литературной подготовки учащихся в соответствии с требованиями государственного стандарта образования и учебной программы по разделу «Фольклор и литература XX века»

· теоретико-литературные знания о сказе, пейзаже, драме, комедии;

  • знание понятий о средствах организации поэтической речи (рифма, строфа);

· умения определять тему и идею произведения, композицию;

· знание тематики изученных произведений, их персонажей;

  • знание фольклорных истоков в произведениях поэтов и писателей XX века;

· знание основных героев изученных литературных произведений;

· умение различать жанры литературных произведений;

· умение характеризовать героя изученного произведения на основе его поступков и взаимоотношений с другими персонажами;

· знание художественно-изобразительных средств языка и умение определять их функцию;

· умение давать письменный развернутый ответ на вопрос;

  • умение сопоставлять фольклорные произведения с авторскими, в которых используются фольклорные мотивы.

1. Дайте определение понятиям:

Рифма __________________________________________________________________________________

Сказ ____________________________________________________________________________________

Драма ___________________________________________________________________________________

Пейзаж __________________________________________________________________________________

2. Сравните, чем литературный сказ отличается от сказки. Заполните таблицу.


Различия

Примеры

Сказка

Сказ


3. Укажите способы рифмовки:

а) О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости до боли

Твою озёрную тоску.

___________________________________________________________________

б) Если грусть тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет.

___________________________________________________________

в) Улетел орёл домой:

Солнце скрылось за водой;

Ветер, после трёх ночей,

Мчится к матери своей.

_________________________________________________________________

4. Допишите, какие фольклорные элементы используются в современных литературных сказках?

· сказочные зачины

· троекратные повторы

· ______________________________

· ______________________________

5. Перечислите признаки, по которым вы узнаёте драматическое произведение.

Драма

Контрольные работы по русской литературеКонтрольные работы по русской литературеКонтрольные работы по русской литературеКонтрольные работы по русской литературеКонтрольные работы по русской литературеКонтрольные работы по русской литературе

действие конфликты

6. Из какого сказа П.П. Бажова взяты слова: «Истинное искусство не знает избранных - оно для всех...»?

а) «Горный мастер»;

б) «Малахитовая шкатулка»;

в) «Железковы покрышки».

7. Опишите ключевыми словами героев сказок «Чудо-каравай» и «Сказка об одном зёрнышке».

Мишутка ______________________________________________________________________________

Гришутка _____________________________________________________________________________ Тоня _________________________________________________________________________________

Настя

Илюшка ______________________________________________________________________________

Бабушка ______________________________________________________________________________

Ксеня _________________________________________________________________________________

Бабушка ______________________________________________________________________________

8. В каких сказках вы встречали этих персонажей и сказочные предметы? Напишите в квадратиках названия произведений?

Пеппи-Длинный чулок

Мальчик-бубенчик


Волшебные часы

Цепь на дубе

Череп

Волшебное зеркальце

Дудочка

Скатерть-самобранка

Кольцо

Красная Шапочка

9. Автор сказки о счастливой, идеальной стране:

а) Л. Толстой;

б) Л. Петрушевская;

в) А. Куприн.

10. Найдите художественные средства во фрагментах стихотворений П.Н. Васильева.

а) Ветер скачет по стране, и пыль

Вылетает из-под копыт.

Ветер скачет по степи, и никому

За быстроногим не уследить.

б) В чёрном небе волчья проседь

И пошёл буран в бега,

Будто кто с размаху косит

И в стога гребёт снега.

Инверсия _________________________________________________________

Метафора _________________________________________________________

Эпитет ___________________________________________________________

Аллитерация ______________________________________________________

11. В каком произведении маленький «жужжащий» герой хочет казаться значительным и грозным, как большой и «рычащий»?

а) «Свинья под дубом»;

б) «Муха и пчела»;

в) «Лев и муха».

12. «Завидное упорство» С. Михалкова - это

а) басня;

б) рассказ;

в) сказка.

13. Изобразите схему модели художественного мира сказки-комедии С.Я. Маршака «Умные вещи».

Контрольные работы по русской литературе



14. Распределите предложенные вам известные фамилии так, чтобы они соответствовали указанным определениям: Крылов, Жилин, Зверев, Андерсен, Северянин, Толстой.

Писатель ____________________________________________________________

Литературный персонаж _______________________________________________

Баснописец __________________________________________________________

Сказочник ___________________________________________________________

Поэт ________________________________________________________________

Писатель-натуралист __________________________________________________

15. Сформулируйте своими словами главную идею стихотворения «Мать», «Природа» Д.С. Мережковского. Что их объединяет?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________16. Какова мораль сказки А.П. Платонова «Волшебное кольцо»?

_________________________________________________________________________________________

17. Продолжите строчку, подберите рифму в четверостишии поэта В.С. Шефнера «Колыбельная».

Подчеркните олицетворение.

Сторожихи спят в сторожках,

Спят коты и мыши,

Дождь в серебряных __________________________________

Пробежал по крыше.

18. Можно ли соотнести концовку сказки-были М. Пришвина «Кладовая солнца» с концовкой народной сказки? Почему? Мотивируйте ответ.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

19. Угадайте название литературного произведения:

  1. Время написания - вторая половина XX века.

  2. Автор - детский поэт-баснописец.

  3. Произведение написано в стихах.

  4. Действующих лиц - двое. Одно - большое, другое - маленькое.

  5. Место обитания одного из них - часть тела другого.

  6. Заканчивается произведение назидательным призывом.

_________________________________________________________________________________________

20. К какой сказке можно отнести «Сказку об одном зёрнышке»?

а) литературной;

б) фольклорной.

21. Запишите фамилии писателей (1), названия литературных произведений (2) и их персонажи (3), начинающихся на букву П.


1


2


3


22. Назовите автора XX века, имя и творчество которого вы впервые открыли для себя в пятом классе. Какое его произведение вам понравилось? Чем? Расскажите о нём.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Контрольная работа № 4

Раздел программы: «Фольклор и литература».

Цель: проверить уровень литературной подготовки учащихся в соответствии с требованиями государственного стандарта образования и учебной программы по разделу «Фольклор и литература»

· теоретико-литературные знания;

  • знание понятий о средствах организации поэтической речи (рифма, строфа);

· умения определять тему и идею произведения, композицию;

· знание тематики изученных произведений, их персонажей;

  • знание фольклорных истоков в произведениях поэтов и писателей XIX и XX веков;

· знание основных героев изученных литературных произведений;

· умение различать жанры литературных произведений;

· умение характеризовать героя изученного произведения на основе его поступков и взаимоотношений с другими персонажами;

· знание художественно-изобразительных средств языка и умение определять их функцию;

· умение давать письменный развернутый ответ на вопрос.


1. Напиши определения понятий:

Антитеза - ___________________________________________________________________________

Рассказ - _____________________________________________________________________________

Лирика - _____________________________________________________________________________

Пейзаж - _____________________________________________________________________________

2. Назови произведение и автора по цитате:

а) «Умными вещами не хвалитесь, во зло людям их не обращайте и никому не продавайте. Да помните: умные вещи умного обращения требуют».

______________________________________________________________________________________

б) «Не знаю, милый, не знаю, слыхал, что есть такой цветок. Видеть его нашему брату нельзя. Кто поглядит, тому белый свет не мил станет».

______________________________________________________________________________________

в) «Конь вышел, вытянул голову, заржал - учуял запах свежего хлеба. Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеб не взял… Испугался Филька…»

______________________________________________________________________________________

3. Узнай героя:

а) Он хоть невелик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина, думает: «Либо лошадь сомну, либо срублю шашкой».

____________________________________________________________________________

б) Пришел …домой и выпустил змею из-за пазухи. А мать как увидела змею, так на печку залезла и даже побранить сына не может: у нее язык отнялся».________________________________________

в) Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье… Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос, немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле».

_____________________________________________________________________________________

г) «Как могу, подружки, петь?

Милый друг далеко;

Мне судьбина умереть

В грусти одинокой». ___________________________________________________________________

4. Допиши слова:

а) У ________________ всегда бессильный виноват…

б) А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в ________________ не годитесь.

в) Там чудеса: там ___________________ бродит,

________________________ на ветвях сидит».

г) И молвил он, сверкнув очами:

Ребята, ________________________________

Умремте ж под __________________________ ,

Как наши братья умирали!

д) Над ним и надо мной витала,

Боялась ________________ не за себя,

И от него не улетала,

_______________________________________

5. Укажите жанр произведений:

а) А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила» _____________________________________________________

б) О.Уайльд. «Соловей и Роза» __________________________________________________________

в) К.Д.Бальмонт. «Фея» _________________________________________________________________

г) П.П.Бажов. «Каменный цветок» _______________________________________________________

д) «Илья Муромец и Соловей Разбойник» _________________________________________________

е) С.Я.Маршак. «Умные вещи» __________________________________________________________

ж) И.С.Тургенев. «Муму» ______________________________________________________________

6. Определи художественные средства:

а) «Горит и стонет дерево…» ____________________________________________________________

б) «На глаза осторожной кошки

Похожи твои глаза» ______________________________________________________________

в) « По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается» _______________________________________________________

г) «Цвели, цвели цветики, да поблекли,

Любил меня милый дружок да покинул» _______________________________________________

д) «Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши» _____________________________________________

7. Перечислите признаки, по которым вы узнаете драматическое произведение. Чем оно отличается от лирического и эпического?

а) ___________________________________________________________________________________

б) ______________________________________________________________________

в) ______________________________________________________________________

г) _______________________________________________________________________

8. Укажите способ рифмовки:

а) О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску. __________________________________________________

б) О каждом новом свежем пне,

О ветви, сломанной бесцельно,

Тоскую я душой смертельно,

И так трагично-больно мне. ______________________________________________

в) Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер… да я! ________________________________________

9. Каковы нравственные уроки произведений С.Я.Маршака «Умные вещи» и сказки К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Какое произведение (фольклорное или литературное) из всех изученных в 5 классе понравилось вам больше всего? Чем? Поделитесь своими впечатлениями о нем.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

© 2010-2022