- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Статья Применение технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы
Статья Применение технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Усанова И.П. |
Дата | 03.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Применение технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы через реализацию ФГОС
Учитель ГБОУ СОШ с.Кротково муниципального района Похвистневский Самарской области Усанова Ирина Парфирьевна
Оглавление
I. Вводная часть
1. Целесообразность применения ТРКМ в условиях внедрения ФГОС____3-4
II. Основная часть
1. Стратегия и результативность технологии развития критического мышления______________________________________________________4-5
2. Специфика образовательной технологии РКМ:
2.1. Фазы (стадии) урока, деятельность учащихся и учителя___________5-9
2.2. Критерии оценивания результативности применения ТРКМ________10
3. Требования к условиям реализации данной технологии_____________11
III. Заключение
-
Предварительные результаты применения ТРКМ______________11-12
IV. Информационные ресурсы__________________________________13
1.Модернизация российского образования ставит перед учителем средней общеобразовательной школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор (Закон об образовании РФ).
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.
Согласно Концепции модернизации образования главной и первостепенной задачей является необходимость повышения качества образования, а это возможно через совершенствование форм и методов обучения, через внедрение образовательных технологий.
И в этом году, взяв 5 класс, я столкнулась с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Они привыкли к традиционной форме подачи учебного материала (это дети, не занимающиеся по ФГОС в начальной школе).
Я увидела, что существуют противоречия между:
-
фронтальными формами обучения и индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика;
-
содержанием образования и возросшим количеством детей, не желающих учиться;
-
преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения.
2. Цель: сформировать навыки продуктивного мышления через применение технологии критического мышления.
Основные задачи:
научить: анализировать текст, используя исследовательские методы; демонстрировать свои знания через устную и письменную речь; выслушивать мнения других и отстаивать свою точку зрения; самостоятельно оценивать свои знания.
3. Ожидаемые результаты: если использовать методы и приёмы ТРКМ, то учащиеся смогут:
-
ставить вопросы;
-
выделить главное;
-
делать сравнение;
-
устанавливать причинно - следственные связи и делать умозаключения;
-
видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;
-
искать, анализировать, творчески перерабатывать информацию.
II. 1.В основе моей методической системы заложены элементы технологии критического мышления. Я убеждена, что творческая самореализация личности будет успешной только лишь в результате продуктивной деятельности, на основе собственного опыта учащихся и их возможностей. Стратегия технологии критического мышления помогает учащимся анализировать, применять полученные знания и их результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы.
Сущность применения элементов технологии критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся. В основе этого педагогического опыта лежат идеи Л.С.Выготского, А.А.Ухтомского, А.С.Макаренко, И.П.Волкова, И.П.Иванова, Н.Е.Щурковой.
Результативность опыта включает в себя:
-
самосовершенствование личности;
-
развитие творческих способностей;
-
умения критически мыслить и принимать взвешенные решения;
-
сформированность навыков самостоятельной и групповой работ;
-
интерактивное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс.
В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления?
Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким в каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов. В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.
Критическое мышление - это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.
2.1 Содержательно - технологический блок
Стадия (фаза)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Возможные приемы и методы данной фазы
Стадия вызова
Вызов уже имеющихся знаний; задает вопросы,
на которые хотел бы получить ответ. Информация,
полученная на первой стадии, выслушивается,
записывается, обсуждается, работа ведется
индивидуально - парами - группами.
- Вспоминают и анализируют имеющиеся знания
по данной теме;
- систематизируют информацию до ее изучения;
- задают вопросы, на которые хотят получить ответы;
- строят предположения о содержании текста, исходя
из заголовка, выделенных слов и т.д.;
- публично демонстрируют свои знания с помощью
устной и письменной речи.
1. Таблица «З-Х-У» («Знаю - Хочу знать - Узнал») Составление списка известной информации по вопросу.
2. Рассказ-активизация по ключевым словам.
3. Систематизация материала (графическая):
кластеры, грамматические алгоритмы, таблицы.
4. Верные и неверные утверждения; перепутанные
логические цепочки и т.д.
Стадия осмысления
Сохранение интереса к теме при непосредственной
работе с новой информацией.
Непосредственный контакт с новой информацией
(текст, фильм, лекция, материал параграфа),
работа ведется индивидуально - парами - группами.
- Читают или слушают текст, используя предложенные
педагогом активные методы чтения;
- делают пометки на полях или ведут записи по
мере осмысления новой информации.
Методы активного чтения:
1. Маркировка с использованием значков
«v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся
на полях справа).
2. Чтение с остановками.
3. Ведение различных записей типа двойных дневников,
бортовых журналов…
4. Поиск ответов на поставленные в первой части
урока вопросы.
Стадия рефлексии
Вернуть учащихся к первоначальным предположениям,
установление причинно- следственных связей между
блоками информации;
Творческая переработка, анализ, интерпретация
изученной информации, работа ведется индивидуально
- в парах - группах
-Соотносят новую информацию со «старой»,
используя знания, полученные на стадии осмысления;
- классифицируют и систематизируют, рождение новых
целевых установок для дальнейшей самостоятельной работы;
- своими словами выражают новые идеи и мысли;
- обмениваются мнениями друг с другом, аргументируя свою
точку зрения;
- анализируют собственные мыслительные операции и чувства;
- самооценка и самоопределение.
1. Заполнение таблиц, кластеров, грамматических алгоритмов, внесение изменений,
дополнений в сделанные на первой стадии.
2. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.
3. Ответы на поставленные вопросы.
4. Организация устных и письменных круглых столов.
5. Организация различных видов дискуссий.
6. Написание творческих работ (пятистишия-синквейны, диаманты, эссе…)
7. Исследования по отдельным вопросам темы.
8. Творческие, исследовательские или практические задания на
основе осмысления изученной информации.
Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» не что иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка усвоения.
В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления?
Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много (3-я колонка таблицы). Также необычные домашние задания творческого характера активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.
2.2.Для оценивания результативности использования ТРКМ в 5 классе используются традиционные формы: диагностические работы, контрольные срезы, тестирование, различного вида диктанты и творческие работы, а также разработаны следующие критерии:
1.Определение активного словарного запаса учащихся (на начало года - средняя - 6 баллов)
2.Исследование интеллектуальных способностей (методика Замбицявичене Э.Ф.) - 50 баллов - средний уровень умственного развития)
3.Творческая активность учащихся
4.Навыки работы с текстом.
Так как я работаю по этой технологии первый год, провести диагностику смогу в конце учебного года. Но некоторые достижения уже заметны.
Результаты учебных достижений учащихся по русскому языку и литературе предполагают, что использование методов и приемов ТРКМ способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, а именно:
-
умению ставить вопросы;
-
умению выделить главное;
-
умению делать сравнение;
-
умению устанавливать причинно - следственные связи и делать умозаключения;
-
умению видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;
-
способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.
Учащиеся научились преодолевать в себе некоторые комплексы в общении, отстаивать своё мнение. Наблюдается рост желания вступить в диалог, поделиться информацией, высказать своё мнение и выслушать мнение других, поучаствовать в конкурсах и олимпиадах.
Таким образом, можно сделать вывод, что технология развития критического мышления через чтение и письмо помогает учителю управлять формированием не только интеллектуальных умений и навыков, но и творческих способностей.
3.В нашей школе все учителя прошли курсовую подготовку по внедрению ФГОС, имеют высшую и первую квалификационную категории. Но для меня, я считаю, было бы нелишним пройти курсы по описанной мной технологии, перенять опыт коллег, работающих несколько лет по ТРКМ. Также, думаю, школе необходим психолог: адаптация детей проходила бы более успешно.
В материально - техническом плане необходимо оснащение кабинета информационным оборудованием (сейчас только ноутбук у учителя), выход в Интернет есть, но зачастую очень низкая скорость не позволяет его использование. Нет множительной техники, что значительно снижает эффективность урока.
Положительная сторона в том, что учащиеся имеют учебники, соответствующие ФГОСам, с электронными приложениями, но сразу и минусы: работать с дисками дома не могут ( ни у одного нет домашних ПК), только в классе на одном ноутбуке.
III. Ценность технологии развития критического мышления, её применения на уроках русского языка и литературы очевидны. Использование технологии формирует навыки направленного, вдумчивого чтения и рефлексивного письма, развивает критическое мышление. Поскольку тексту в данной технологии отводится приоритетная роль, чтение и письмо понимаются как взаимосвязанные процессы, способствующие организации рефлексивной деятельности в обучении на основе глубокой проработки информации и сопряжения её с личным опытом.Я и в дальнейшембуду проводить уроки, используя все этапы этой технологии.
Методы КМ с одной стороны позволяют работать более профессионально, а с другой - делают процесс обучения мотивированным и обоснованным, а значит и увлекательным.
Синквейн (на стадии рефлексии его охотно составляют дети)
ТРКМ
Яркая, творческая.
Формирует, совершенствует, развивает.
Познание начинается с удивления. (Аристотель).
Технология
Основные педагогические результаты применения технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»:
появляется возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками общения, так как, с одной стороны, в ходе учебной деятельности моделируется и анализируется процесс познания на всех его этапах, а с другой - вся учебная деятельность на уроке строится на субъект - субъектных взаимоотношениях «учитель - ученик», «ученик - группа», «ученик - ученик»;
повышается ответственность за качество собственного образования;
формируются навыки работы с информационными источниками разных типов, с большими объемами информации;
раскрывается творческий потенциал школьников;
развитие мышления, творческих способностей;
развитие в учащихся уверенности и понимания своих мнений и идей;
активное участие в учебном процессе;
свободное вхождение в информационный мир;
умение с уважением выслушивать различные мнения
Таким образом, критическое мышление - это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью.
IV.Информационные источники
1.Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. -СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. - 284с.
2. Заир-Бек С.И. «Развитие критического мышления через чтение и письмо:стадии и методические приемы» «Директор школы», 2005, № 4, стр.66.
3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс.Кню2\В.И.Андреев.-Казань,1998.
4.Гузеев В.В. «О скрытом контексте в технологии развития критического
мышления» - «Педагогические технологии», 2006, № 2, стр.16.
Нормативные документы
-
Закон РФ об образовании
-
Конституция Российской Федерации. М., 1996. - 80 с.
-
ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644)
-
ФГОС полного общего образования.
Интернет ресурсы:
-
mon.gov.ru - cайт Министерства образования и науки РФ
-
samregion.edu.ru - cайт Министерства образования и науки Самарской области