Статья Применение технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Применение технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы через реализацию ФГОС

Учитель ГБОУ СОШ с.Кротково муниципального района Похвистневский Самарской области Усанова Ирина Парфирьевна

Оглавление

I. Вводная часть

1. Целесообразность применения ТРКМ в условиях внедрения ФГОС____3-4

II. Основная часть

1. Стратегия и результативность технологии развития критического мышления______________________________________________________4-5

2. Специфика образовательной технологии РКМ:

2.1. Фазы (стадии) урока, деятельность учащихся и учителя___________5-9

2.2. Критерии оценивания результативности применения ТРКМ________10

3. Требования к условиям реализации данной технологии_____________11

III. Заключение

  1. Предварительные результаты применения ТРКМ______________11-12

IV. Информационные ресурсы__________________________________13



1.Модернизация российского образования ставит перед учителем средней общеобразовательной школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор (Закон об образовании РФ).

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.

Согласно Концепции модернизации образования главной и первостепенной задачей является необходимость повышения качества образования, а это возможно через совершенствование форм и методов обучения, через внедрение образовательных технологий.

И в этом году, взяв 5 класс, я столкнулась с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Они привыкли к традиционной форме подачи учебного материала (это дети, не занимающиеся по ФГОС в начальной школе).

Я увидела, что существуют противоречия между:

  • фронтальными формами обучения и индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика;

  • содержанием образования и возросшим количеством детей, не желающих учиться;

  • преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения.

2. Цель: сформировать навыки продуктивного мышления через применение технологии критического мышления.

Основные задачи:

научить: анализировать текст, используя исследовательские методы; демонстрировать свои знания через устную и письменную речь; выслушивать мнения других и отстаивать свою точку зрения; самостоятельно оценивать свои знания.

3. Ожидаемые результаты: если использовать методы и приёмы ТРКМ, то учащиеся смогут:

  • ставить вопросы;

  • выделить главное;

  • делать сравнение;

  • устанавливать причинно - следственные связи и делать умозаключения;

  • видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;

  • искать, анализировать, творчески перерабатывать информацию.

II. 1.В основе моей методической системы заложены элементы технологии критического мышления. Я убеждена, что творческая самореализация личности будет успешной только лишь в результате продуктивной деятельности, на основе собственного опыта учащихся и их возможностей. Стратегия технологии критического мышления помогает учащимся анализировать, применять полученные знания и их результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы.

Сущность применения элементов технологии критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся. В основе этого педагогического опыта лежат идеи Л.С.Выготского, А.А.Ухтомского, А.С.Макаренко, И.П.Волкова, И.П.Иванова, Н.Е.Щурковой.

Результативность опыта включает в себя:

  • самосовершенствование личности;

  • развитие творческих способностей;

  • умения критически мыслить и принимать взвешенные решения;

  • сформированность навыков самостоятельной и групповой работ;

  • интерактивное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс.

В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления?

Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким в каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов. В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.

Критическое мышление - это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.

2.1 Содержательно - технологический блок

Стадия (фаза)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приемы и методы данной фазы

Стадия вызова

Вызов уже имеющихся знаний; задает вопросы,

на которые хотел бы получить ответ. Информация,

полученная на первой стадии, выслушивается,

записывается, обсуждается, работа ведется

индивидуально - парами - группами.

- Вспоминают и анализируют имеющиеся знания

по данной теме;

- систематизируют информацию до ее изучения;

- задают вопросы, на которые хотят получить ответы;

- строят предположения о содержании текста, исходя

из заголовка, выделенных слов и т.д.;

- публично демонстрируют свои знания с помощью

устной и письменной речи.

1. Таблица «З-Х-У» («Знаю - Хочу знать - Узнал») Составление списка известной информации по вопросу.

2. Рассказ-активизация по ключевым словам.

3. Систематизация материала (графическая):

кластеры, грамматические алгоритмы, таблицы.

4. Верные и неверные утверждения; перепутанные

логические цепочки и т.д.

Стадия осмысления

Сохранение интереса к теме при непосредственной

работе с новой информацией.

Непосредственный контакт с новой информацией

(текст, фильм, лекция, материал параграфа),

работа ведется индивидуально - парами - группами.

- Читают или слушают текст, используя предложенные

педагогом активные методы чтения;

- делают пометки на полях или ведут записи по

мере осмысления новой информации.

Методы активного чтения:

1. Маркировка с использованием значков

«v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся

на полях справа).

2. Чтение с остановками.

3. Ведение различных записей типа двойных дневников,

бортовых журналов…

4. Поиск ответов на поставленные в первой части

урока вопросы.

Стадия рефлексии

Вернуть учащихся к первоначальным предположениям,

установление причинно- следственных связей между

блоками информации;

Творческая переработка, анализ, интерпретация

изученной информации, работа ведется индивидуально

- в парах - группах

-Соотносят новую информацию со «старой»,

используя знания, полученные на стадии осмысления;

- классифицируют и систематизируют, рождение новых

целевых установок для дальнейшей самостоятельной работы;

- своими словами выражают новые идеи и мысли;

- обмениваются мнениями друг с другом, аргументируя свою

точку зрения;

- анализируют собственные мыслительные операции и чувства;

- самооценка и самоопределение.

1. Заполнение таблиц, кластеров, грамматических алгоритмов, внесение изменений,

дополнений в сделанные на первой стадии.

2. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

3. Ответы на поставленные вопросы.

4. Организация устных и письменных круглых столов.

5. Организация различных видов дискуссий.

6. Написание творческих работ (пятистишия-синквейны, диаманты, эссе…)

7. Исследования по отдельным вопросам темы.

8. Творческие, исследовательские или практические задания на

основе осмысления изученной информации.

Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» не что иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка усвоения.

В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления?

Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много (3-я колонка таблицы). Также необычные домашние задания творческого характера активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.

2.2.Для оценивания результативности использования ТРКМ в 5 классе используются традиционные формы: диагностические работы, контрольные срезы, тестирование, различного вида диктанты и творческие работы, а также разработаны следующие критерии:

1.Определение активного словарного запаса учащихся (на начало года - средняя - 6 баллов)

2.Исследование интеллектуальных способностей (методика Замбицявичене Э.Ф.) - 50 баллов - средний уровень умственного развития)

3.Творческая активность учащихся

4.Навыки работы с текстом.

Так как я работаю по этой технологии первый год, провести диагностику смогу в конце учебного года. Но некоторые достижения уже заметны.

Результаты учебных достижений учащихся по русскому языку и литературе предполагают, что использование методов и приемов ТРКМ способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, а именно:

  • умению ставить вопросы;

  • умению выделить главное;

  • умению делать сравнение;

  • умению устанавливать причинно - следственные связи и делать умозаключения;

  • умению видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;

  • способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.

Учащиеся научились преодолевать в себе некоторые комплексы в общении, отстаивать своё мнение. Наблюдается рост желания вступить в диалог, поделиться информацией, высказать своё мнение и выслушать мнение других, поучаствовать в конкурсах и олимпиадах.

Таким образом, можно сделать вывод, что технология развития критического мышления через чтение и письмо помогает учителю управлять формированием не только интеллектуальных умений и навыков, но и творческих способностей.

3.В нашей школе все учителя прошли курсовую подготовку по внедрению ФГОС, имеют высшую и первую квалификационную категории. Но для меня, я считаю, было бы нелишним пройти курсы по описанной мной технологии, перенять опыт коллег, работающих несколько лет по ТРКМ. Также, думаю, школе необходим психолог: адаптация детей проходила бы более успешно.

В материально - техническом плане необходимо оснащение кабинета информационным оборудованием (сейчас только ноутбук у учителя), выход в Интернет есть, но зачастую очень низкая скорость не позволяет его использование. Нет множительной техники, что значительно снижает эффективность урока.

Положительная сторона в том, что учащиеся имеют учебники, соответствующие ФГОСам, с электронными приложениями, но сразу и минусы: работать с дисками дома не могут ( ни у одного нет домашних ПК), только в классе на одном ноутбуке.

III. Ценность технологии развития критического мышления, её применения на уроках русского языка и литературы очевидны. Использование технологии формирует навыки направленного, вдумчивого чтения и рефлексивного письма, развивает критическое мышление. Поскольку тексту в данной технологии отводится приоритетная роль, чтение и письмо понимаются как взаимосвязанные процессы, способствующие организации рефлексивной деятельности в обучении на основе глубокой проработки информации и сопряжения её с личным опытом.Я и в дальнейшембуду проводить уроки, используя все этапы этой технологии.

Методы КМ с одной стороны позволяют работать более профессионально, а с другой - делают процесс обучения мотивированным и обоснованным, а значит и увлекательным.

Синквейн (на стадии рефлексии его охотно составляют дети)

ТРКМ

Яркая, творческая.

Формирует, совершенствует, развивает.

Познание начинается с удивления. (Аристотель).

Технология

Основные педагогические результаты применения технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»:

появляется возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками общения, так как, с одной стороны, в ходе учебной деятельности моделируется и анализируется процесс познания на всех его этапах, а с другой - вся учебная деятельность на уроке строится на субъект - субъектных взаимоотношениях «учитель - ученик», «ученик - группа», «ученик - ученик»;

повышается ответственность за качество собственного образования;

формируются навыки работы с информационными источниками разных типов, с большими объемами информации;

раскрывается творческий потенциал школьников;

развитие мышления, творческих способностей;

развитие в учащихся уверенности и понимания своих мнений и идей;

активное участие в учебном процессе;

свободное вхождение в информационный мир;

умение с уважением выслушивать различные мнения

Таким образом, критическое мышление - это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью.

IV.Информационные источники

1.Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. -СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. - 284с.

2. Заир-Бек С.И. «Развитие критического мышления через чтение и письмо:стадии и методические приемы» «Директор школы», 2005, № 4, стр.66.

3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс.Кню2\В.И.Андреев.-Казань,1998.

4.Гузеев В.В. «О скрытом контексте в технологии развития критического

мышления» - «Педагогические технологии», 2006, № 2, стр.16.

Нормативные документы

  1. Закон РФ об образовании

  2. Конституция Российской Федерации. М., 1996. - 80 с.

  3. ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644)

  4. ФГОС полного общего образования.

Интернет ресурсы:

  1. mon.gov.ru - cайт Министерства образования и науки РФ

  2. samregion.edu.ru - cайт Министерства образования и науки Самарской области





© 2010-2022