Подготовка к олимпиаде по литературе. Анализ лирического произведения ( 9-11 классы)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы по подготовке к олимпиаде по литературе в 9-11 классах учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 16

г. Невинномысска Л. В. Назаровой

Обучение анализу лирического текста.

Известный литературовед Л. С. Айзерман считал, что «постижение стихов состоит именно в проникновении в «душу» стихотворения, а не в определении размера, рифм, аллитераций и других художественных особенностей». Совершенно согласна с ним, потому что нахождение изобразительных средств, особенностей поэтического языка не является самоцелью, а может служить лишь средством понимания текста. Тем не менее, без обязательных элементов типового плана анализа лирического произведения невозможно обойтись. Поэтому при подготовке к олимпиаде предлагаю ученикам план, состоящий из следующих обязательных элементов:

1.Время и место создания стихотворения, история его возникновения, связь с остальным творчеством автора.

2.Тема стихотворения (предмет изображения).

3.Особенности жанра.

4.Идея произведения.

5.Образы, использованные в данном стихотворении.

5.Средства создания образов (тропы, синтаксические средства выразительности).

6.Метрика стихотворения как художественное средство; ритм, интонация.

7.Композиция стихотворения (кольцевая, линейная, построенная на антитезе, сравнении, сопоставлении).

Последовательность изложения этих пунктов может варьироваться по усмотрению ученика.

Наиболее трудно сравнивать лирические произведения одного автора или же разных авторов, посвящённые одной теме (например, тема поэта и поэзии, тема вольности, мотив одиночества и т.д.). Поэтому рекомендую при сопоставлении двух произведений вынести на первый план сходное и резко контрастирующее (из перечня обязательных элементов, приведённых выше в форме плана), разные подходы к одной общей идее (например, «Пророк» А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова).

С одной стороны, по предложенному плану легче работать, так как анализ насыщается необходимым содержанием, с другой - труднее, так как ученикам не хватает теоретических знаний, они не знают литературоведческих терминов или не умеют их употреблять, не владеют научной лексикой. Предлагаю тематический словарный диктант, например, по теме «Лирика А.С. Пушкина»: жажда свободы, гуманизм, яркий образ, идея справедливости, ощущение гармонии, творческое воображение, искусный мастер слова, художественное совершенство, лирическая миниатюра, стилистический приём и т.д. «Лирика М.Ю. Лермонтова»: горестные раздумья, постижение смысла жизни, тонкий лиризм, образ изгнанника, жажда бури, загубленное поколение, безотрадность и безверие при жажде жизни и избытке чувства, мятежный дух». Ученики при написании анализа либо интерпретации текста могут использовать данные слова и словосочетания. Это «кирпичики», из которых строится текст.

Безусловно, ученики должны понимать, что у каждого поэта есть свой особенный, неповторимый стиль. Готовясь к олимпиаде, ученик должен сначала с помощью учителя, а затем и самостоятельно уметь определять творческую манеру поэта, его собственный почерк. Для этого составляем тезисы, например, к теме «Особенности поэтической манеры Марины Цветаевой»:

1.Стихи Цветаевой - страстный монолог. Нервность, разорванность стихотворной ткани.

2.Стиль экспрессивный, полемический и парадоксальный.

3.Интонация заклинания и боли, язвительной насмешки.

4.Использование фольклорных мотивов, символов (например, рябина - горькая любовь), интонации и ритмов народной речи.

5.Реминисценции с сюжетами произведений мировой литературы, в особенности, с античной (Ариадна, Эвридика, Орфей, Аид).

6.Телеграфный стиль синтаксиса (короткие, рубленые фразы); параллелизмы, анафоры, антитеза; изобилие тире и его многофункциональность.

7.Неожиданная, свежая рифмовка (высечен - стотысячный).

Этот ряд может быть продолжен. Такая работа развивает умение видеть главное, индивидуальное, учит систематизировать и обобщать, углублять и расширять полученные на уроках знания.

Работаю с одарёнными детьми дифференцированно. Есть ученики, тонко чувствующие слово, сами пишущие как стихи, так и прозу. Им не всегда интересно анализировать стихотворение по плану. Поэтому предлагаю им такие виды работы:

1.Анализ стихотворения с опорой на семантические поля.

2.Анализ по ключевым словам.

3.Анализ по детали (через частное, второстепенное понять общее, главное).

4.Сопоставительный анализ.

5.Анализ по графической схеме.

6.Рисование ассоциативного изображения, а затем описание его словами.

7.Написание пародии на стихотворение или пародии на анализ стихотворения.

Приведу пример анализа по семантическим полям. Текст всегда содержит в себе семантический тип (то есть общее значение). А выявляется он с помощью доминант - слов с логическим ударением, несущих в предложении основную смысловую нагрузку. Семантические поля представляют собой слова характерные, общие, например, для описания природы: озеро, ветви ивы, камыши, рябь на воде; изображение динамики действия: понёсся, развернулся, подпрыгнул; субъективно-оценочного восприятия действительности: радость, безмерное счастье, хорошо. Благодаря этим доминантам создаются словообразы, помогающие понять смысл текста. Что такое поэтическое произведение? Это сложно выстроенный смысл. Исследование лирического текста, по словам Ю.Лотмана, подобно процессу дешифровки. Расшифровать соответствующий поэтический код означает, образно говоря, увидеть невидимую часть айсберга. Традиционный же анализ позволяет изучать лишь верхнюю часть, надводную.

При анализе стихотворения М. Цветаевой «Знаю, умру на заре!» составляем семантические поля. Выявляем 2 поля:

1.Мир природы. Пространственно-временные связи: заря, небо, земля, ночь, роза, росток.

2.Мир человека. Культурно-религиозное представление и символы: поэт, дочь, улыбка, шаг, привет, душа, крест, Бог.

Возникают ассоциации: мир природы и мир человека едины: они светлы, прекрасны, несут радость. Нравственная чистота лирического героя божественна, он послан самим небом творить добро, он бессмертен, несмотря ни на что, как бессмертно истинное искусство, которому он служит. Не случайно Цветаева гордо говорит о себе: «Неба дочь!»

Благодаря составлению семантических рядов постигается глубинный, потаённый смысл стихотворения. Совмещая семантические поля, позволяя им проникать друг в друга, старшеклассники учатся понимать авторскую мысль. Вот фрагмент ученического сочинения: «Создаётся впечатление, что Марина Цветаева роднит себя с зарёй. Обе они посланницы, дочери неба, несущие людям надежду, красоту и радость. У каждой свой «передник из роз»: у поэта - стихи, у зари - розовый свет, радующий глаз и ласкающий душу».

Считаю, что главные задачи учителя литературы при подготовке учеников к олимпиаде, - это приобщение юных читателей к великому наследию русской и зарубежной литературы, развитие умения нестандартно мыслить, владение литературной речью.



© 2010-2022