- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка в 6 классе Степени сравнения имен прилагательных
Урок русского языка в 6 классе Степени сравнения имен прилагательных
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ликинская Е.М. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок русского языка в 6 классе
Тема: Степени сравнения имен прилагательных
Цель: Дать понятие о степенях сравнения прилагательных. Учить образовывать степени сравнения прилагательных. Развивать умение употреблять прилагательные в речи.
Оборудование: репродукция картины А.Лутфуллина «Три женщины»
Ход урока
Приветствие. Организационный момент. Запись числа, классной работы.
I. Целенаправленное повторение пройденного материала, психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Учитель читает отрывок.
Богата и красива природа Башкортостана. Привольные степи и суровые хребты Уральских гор, прозрачные озера и стремительные горные речки, густые чащи лесов ласкают взор и поражают воображение.
Беседа по вопросам.
- Назовите тип речи (описание).
- По каким признакам вы это определили?(наличие прилагательных )
- Дайте определение имени прилагательному.(каково общее грамматическое знание предмета ? признак прилагательного.)
- Какие морфологические признаки имени прилагательного вы знаете? (вопрос, род, число, падеж).
- С чем чаще всего согласуются имена прилагательного? ( с существительными, а что с ними происходит, когда они теряют своего спутника - существительное? Когда прилагательное является сказуемым? ).
- Какова синтаксическая роль прилагательных (определения или сказуемое).
- На какие три разряда по значению делятся прилагательные ( качественные, относительные, притяжательные).
- Какие прилагательные могут иметь краткую форму? (качественные).
- Какие признаки называют качественные прилагательные?
- Какие признаки называют относительные прилагательные (обозначают признаки через отношение к предмету).
- На какие вопросы они отвечают?
Проверим , насколько хорошо мы умеем определять разряды, проведем буквенный диктант.
1. голубое небо КЛЮЧ:
2. детская площадка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
3. лисий хвост К О П К К П О О П К
4. интересная книга
5. прекрасное настроение
6. дедушкины награды
7.стальная проволока
8. соседний дом
9. заячий след
10. чудесная погода
Взаимопроверка.
II. Наблюдение над языком с целью выявления существенных признаков нового материала.
Запись на доске.
-
Родниковая вода чище речной воды.
-
Родниковая вода более чистая , чем речная.
-
Уфа - красивейший город в нашей республике.
-
Уфа - самый красивый город в нашей республике.
Опрос.
-
Найдите прилагательные.
-
Определите разряд.
-
В каких предложениях прилагательное обозначает, что в одном предмете признак проявляется в большей степени, чем в другом? (в 1и 2).
-
Идентичны ли (равноценны) ли они по смыслу? (да). А чем отличаются? (составом).
-
В каких предложениях прилагательное указывает на высокую степень проявления признака (в 3,4). Идентичны ли они? (да).
-
Можно ли сказать, что речь идет о степенях сравнения прилагательных? (да).
-
Какова тема сегодняшнего урока? Чего мы еще не знаем об имени прилагательном?
-
Для чего нам необходимо изучать эту тему? (чтобы получить новые знания, уметь образовывать степени сравнения , применять знания на практике).
УЧИТЕЛЬ: В жизни человека сравнение играет огромную роль: оно является важнейшим приемом мышления. Все познается в сравнении: не зная плохого, нельзя оценить хорошее; не зная простого, нельзя понять сложное; не зная легкого, не узнаешь трудного.
Это наблюдение нашло отражение в народных пословицах:
Не узнав горя, не узнаешь и радости.
Не отведав горького, не узнаешь сладкого.
Сравнивать можно все: людей, животных, предметы, явления природы, внутренние переживания. Предметы можно сравнивать:
по размеру ( 5 - этажный дом ниже 9 - этажного),
по температуре ( нынешняя зима теплее прошлогодней),
по весу (чемодан тяжелее сумки),
по возрасту ( дочь младше матери),
по интеллекту ( человек умнее машины),
по качеству ( платье новее пальто),
по оценке (фильм лучше спектакля),
по вкусу (мед вкуснее сахара) и др.
III. Решение учебной задачи по определению понятий.
Для выражения сравнения в русском языке существует специальная степень сравнения прилагательных. Как мы назовем такую степень (сравнительной). Какова ее роль в языке? - быть одним из способов выражения сравнения.
Эта форма указывает, что в одном предмете качество содержания в большей степени. Предметы оцениваются один относительно другого, сравниваться могут как однородные предметы, так и разнородные.
Сравните, пожалуйста, по какому-нибудь признаку:
Кустарник и дерево (по высоте)
Дерево и камень (по твердости)
Ветер и ураган (по силе)
Луну и Землю (по размеру)
Яблоко и лимон (по вкусу)
Реку и ручей ( по ширине)
Слона и мышь (по весу)
Баймак и Сибай (по величине)
А в каких литературных произведениях мы встречали сравнительную степень прилагательного? (дети отвечают).
А если признак предмета превосходит такие же признаки у других предметов, как можно назвать такую степень? - (превосходная).
Словарная работа. Превосходство - преимущество перед кем - чем - либо, в каком ни будь отношении.
Работа по схеме (подготовленный плакат).
форма
степень
простая
Сложная
сравнительная
ЕЕ
Н.Ф. + Е
ШЕ
Более
Менее + Н.Ф.
Превосходная
Н.Ф. + ЕЙШ
АЙШ
самый
наиболее + Н.Ф.
наименее
Чтение теории в учебнике..
Образовать степени сравнения прилагательного белый (один ученик работает у доски).
IV. Конкретизация общего способа.
-
Работа по картине.
Обращение к репродукции картины заслуженного художника РБ Ахмата Лутфуллина « Три женщины».
О художнике и его творчестве рассказывает подготовленный ученик. Учитель дополняет рассказ историей создания картины.
Учащимся предлагается составить предложения по картине, используя степени сравнения прилагательных.
Дети составляют и записывают предложения.
На самом почетном месте, в центре сидит самая старая и уважаемая из женщин, самая величивая, самая мудрая. Другая, на фоне окна - моложе, третья - самая молодая.
-
Работа по заранее подготовленному тексту.
Раздаются листы с текстами всем учащимся.
Задание №1 - из текста С.Злобина, автора романа «Салават Юлаев», выписать качественные прилагательное и образовать все возможные формы степеней сравнения.
Задание выполняется по вариантам. Взаимопроверка.
Задание № 2. Восстановить текст пословицы, поставить прилагательное в форму простой сравнительной степени.
Групповая работа в парах.
Задание №3. Прочитать башкирскую сказку «Кто сильнее?» по ролям и выписать все формы степеней сравнения прилагательного сильный.
В тетрадях учеников должна быть следующая запись:
Сильный - сильнее, более сильный, сильнейший, самый сильный, сильнее всех.
Последняя форма - сложная превосходная степень - образуется помощью простой сравнительной степени и местоимения всех.
Задание № 4. Работа с учебником. Выполнить упражнение. Исправить грамматические ошибки.
V. Рефлексивно - оценочный этап.
-
Что нового вы узнали на уроке?
-
Чему научились?
-
Самооценка учащегося.
VI. Домашнее задание. Создать небольшой текст, используя прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
4