Урок-соревнование по русскому языку для 7 класса «В редакции газеты»

Данный урок относится  к  категории нестандартных ( урок - соревнование ), построен на игровой основе. В основе урока лежит групповая форма работы.    Урок нацелен на формирование практических умений и навыков учащихся по осознанному применению имеющихся у них теоретических знаний.    Также на уроке происходит знакомство учащихся с некоторыми особенностями работы редакции газеты ( профориентация ).    Основная цель урока - воспитание коммуникативной культуры учащихся, а также  развитие речи.    ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-соревнование по русскому языку для учащихся 7 кл.

«В редакции газеты».

Цели урока: - формирование практических умений и навыков учащихся по осознанному
применению полученных знаний;
- знакомство учащихся с некоторыми особенностями работы редакции газеты
( профориентация );
- продолжить работу по развитию речи учащихся;
- воспитание коммуникативной культуры учащихся.

Вид урока: урок-соревнование

Технология: на игровой и групповой основе

Ход урока:

  1. Организационный момент.
    Класс делится на три команды, определить названия команд, объяснить учащимся цель и ход урока.

  2. Работа по теме урока.
    Представьте, что наш кабинет - это редакция газеты. У нас в редакции собрались представители трех газет: журналисты, корректоры ( работники, занимающиеся чтением текста и его правкой), редакторы (самые главные и ответственные лица), и секретари-машинистки.
    Роли работников редакции будете выполнять вы. Каждый стол представляет какую-либо газету. Выберете главного редактора своей газеты, который будет руководить вашей деятельностью, придумайте название газеты (за 1 мин.). Но одно условие: названием газеты должно быть словосочетание со связью согласование ( 1 гр.), управление ( 2 гр.), примыкание (3 гр.)
    Итак, все готово. Мы начинаем работу. Выполнять все задания нужно дружно, быстро и тихо, чтобы не мешать другим.

  3. Работа корректоров.
    В ваши редакции поступил текст начинающего журналиста . Нужно исправить орфографические и пунктуационные ошибки. ( 3 мин. )

Была ночь. По всему лесу потрескевал мороз. Верхушки вековых елей, призрачно освещеные звездами, казалось блистели и дымились словно были натерты фосфором. Ели стоявшие по колено в сугробах были громадно высоки. Но еще выше было небо, все засыпанное, зимними звездами. Особенно прикрасно сверкали звезды на чорном треугольнике неба, который соприкосался с белым треугольником бегущей дороги. А вокруг стояла громадная тишина которая казалась выше звезд и даже выше самого бездоного неба.

  1. Редакторский отдел.
    Найти речевые и грамматические ошибки и исправить их.
    1 группа
    1) Уважаемые покупатели! Вы можете приобрести в нашем торговом центре памятные сувениры.
    2) Все с большим вниманием слушали доклад Ивана Петровича Чибис.
    3) Топор выскочил - и в зубы Стёпе. Он упал.
    2 группа
    1) Заведующая библиотекой ведет с читателями тесную связь.
    2) Все автобусы были отремонтированы к восемнадцатому марту.
    3) Читая повесть «Капитанская точка», события становятся все интереснее.
    3 группа
    1) Гринев рассказывает, что при первой встрече Маша мне не понравилась.
    2) Бобчинский и Добчинский оказали городничему плохую медвежью услугу.
    3) С Михаилом Юрьевичем Лермонтовым я познакомился в детском саду.

  2. Журналистское расследование.
    В последнее время в газетных статьях появилось много иноязычных слов. Проведите журналистское расследование и выясните, что обозначают предложенные вам иноязычные слова и каким русским словом их можно заменить.
    В случае затруднения обращайтесь к словарям.
    1 группа
    аномалия ( отклонение от нормы)
    дискуссия (спор)
    2 группа
    референдум (всенародный опрос)
    авеню (улица)
    3 группа
    мораторий ( отсрочка выполнения каких-либо обязательств)
    атеист (неверующий человек)

  3. Компьютерный вирус поразил издательскую систему, превратив все бессоюзные сложные предложения в ССП и СПП. Спасите текст И. С. Тургенева, восстановив БСП.
    «Хороши также летние туманные дни… В такие дни нельзя стрелять, потому что птица, спорхнув у вас из-под ног, тотчас же исчезает в беловатой мгле…Вы проходите мимо дерева, а оно не шелохнется, потому что оно нежится. Сквозь туман чернеется перед вами длинная полоса. Вы принимаете ее за близкий лес, и вы подходите, а лес превращается в полоску полыни на меже».

  4. Интервью со «звездой» (сценка)
    Прослушайте интервью. Посчитайте, сколько ошибок допустила в своей речи «звезда», выпишите эти ошибки.
    - Добрый день! Почему в последнее время вы стали реже появляться на публике?
    - У меня много делов: гастроли, концерты.
    - Как вам удается так хорошо выглядеть?
    - Я пользуюсь хорошей шампунью, веду активный образ жизни, правильно питаюсь.
    - Ваше любимое блюдо?
    - Я люблю пирожные, торты, черное кофе со сливками.

  5. Творческое задание.

Создайте текст публицистического стиля: 1 группа - о лесе; 2 группа - о море;

3 группа - о нашей школе.

  1. Хороший журналист в совершенстве владеет не только письменной и устной речью, но и орфоэпическими нормами. Расставьте ударение в словах:
    баловать, щавель, заржаветь, облегчить, вы правы, она занята, ходатайство, некролог, упростить, цемент.

  2. Машинописное бюро.
    А сейчас мы побываем в машинописном бюро, и я расскажу вам про одного хитрого секретаря. Он не любил печатать много слов, и если это было возможным, заменял какое- нибудь словосочетание одним словом. Попробуйте и вы так поступить. Я буду называть фразеологизмы, а вы заменяйте их одним словом.
    Работать спустя рукава - плохо
    кричит во всю Ивановскую - громко
    Дамоклов меч - опасность
    повесить нос - огорчиться
    рукой подать - близко
    бить баклуши - бездельничать

  3. Подведение итогов соревнования.

  4. Рефлексия. Награждение победителей.

















© 2010-2022