Глагол как часть речи. 5 класс. Повторение изученного в начальной школе

Русский язык 5 класс Повторение основных сведений о глаголе как о части речи   Цель урока: к концу урока учащиеся повторят основные сведения о глаголе: значение, морфологические признаки, синтаксическую роль. Ход урока   1.             Организационный момент. 2.             Повторение материала, ранее пройденного. Комментированное письмо. Объяснить написание слов, подобрав к ним проверочные. Далее – взаимопроверка.   Бумажка, гигантский, хрустнуть, поздний, угрожать, прожевать бифштекс, проживат...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык

5 класс

Повторение основных сведений о глаголе как о части речи

Цель урока: к концу урока учащиеся повторят основные сведения о глаголе: значение, морфологические признаки, синтаксическую роль.


Ход урока


  1. Организационный момент.

  2. Повторение материала, ранее пройденного. Комментированное письмо. Объяснить написание слов, подобрав к ним проверочные. Далее - взаимопроверка.

Бумажка, гигантский, хрустнуть, поздний, угрожать, прожевать бифштекс, проживать в городе, развиваться, безгласный, ходьба, столб, кровь.

3. Сообщение и запись темы урока. Постановка цели.

4. Подготовка к восприятию темы.

!!! Прочитайте на доске высказывание о глаголе, которое и будет эпиграфом к нашему уроку. («Глагол - самая огнедышащая часть речи, самая живая и яркая. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола - выражать само действие»).

? Как понимаете смысл высказывания?

!!! Глагол обозначает движение, без него невозможно рассказать о каком-либо событии, невозможно представить будущее, узнать прошлое.

!!! Знаете ли вы, что по частоте употребления глагол занимает 2 место после имени существительного. На 9 тысяч слов приходится 2,5 тысяч глаголов. Самым частыми из них являются слова: МОЧЬ, СКАЗАТЬ, ГОВОРИТЬ, ЗНАТЬ, СТАТЬ, ВИДЕТЬ, ХОТЕТЬ, ПОЙТИ, ДАТЬ, ЕСТЬ, СТОЯТЬ, ЖИТЬ, ИМЕТЬ, СМОТРЕТЬ, КАЗАТЬСЯ, ВЗЯТЬ, ПОНИМАТЬ, СДЕЛАТЬ, ДЕЛАТЬ, ЗНАЧИТ.

5. Актуализация теоретических знаний учащихся.

!!! Послушайте лингвистическую сказку о Глаголе. Слушайте очень внимательно, так как далее вам предстоит ответить на мои вопросы.

Свеж утренний воздух над Глаголией. Над крышей Дворца Времен на фасаде большого здания виднеется надпись: «Мы обозначаем действие или состояние».

За каждым окошком здания кипит глагольная жизнь. Но что бы ни происходило в жизни Глагола, он бережно хранит свое Спряжение. А вот время под замком не удержишь. Зайдет в одну дверь Глагол Будущего времени, а в другую выходит уже в Настоящем или Прошедшем времени. У входа наденет на себя Число, Род или Лицо, возьмет под руку Подлежащее и сразу станет Сказуемым. Вот тогда Глагол не удержишь в стране Глаголия. Побежит он по дорожкам предложений , будет любить и ненавидеть, шагать и лететь, стареть и молодеть, спать и веселиться …

? Теперь, ребята, попробуйте выполнить задания, записанные мною на доске.

Заполните схему.


Глагол как часть речи. 5 класс. Повторение изученного в начальной школе.

Глагол как часть речи. 5 класс. Повторение изученного в начальной школе.








!!! Постоянные признаки глагола: вид, спряжение.

Непостоянные признаки глагола: число, время, лицо (в настоящем и будущем временах), род (в прошедшем времени).

6. Определи время глаголов и обозначь цифрами глаголы настоящего (1), прошедшего (2) и будущего (3) времен.

Мы будем сажать леса из скорорастущих деревьев. Мы преодолеем время.

Деревья в лесу зашумят не все сразу, а поочередно. Отыграет листвой береза, а за ней по соседству сухо прошуршит липа, дуб потрясет рыжими космами.

Днем была духота. Я лег под березу, заснул и проснулся от гари. Ветер стелил дым над озером.

7. Распределите глаголы по группам: а) трудовой процесс, б) движение, в) состояние человека, г) состояние природы, д) процесс речи и мысли, е) проявление цвета, ж) процесс издавания звуков.

Вязать, звенеть, светает, зеленеет, восклицать, лежать, радоваться, выкопать, чирикать, шествует, побледнеть, шептаться, печалиться, замерзнуть, пожелтеть, поразмышлять, смеркается, двигаться.

8. Выписать из задания № 7 только глаголы совершенного вида, составить два словосочетания, соответствующие схемам: глагол + сущ., глагол + наречие.

9.Определить, -тся или -ться пишется в глаголе?

Заменить словосочетания одним словом. Запишите глаголы в начальной форме и в форме 3 лица ед.ч.

Проявлять стремление стремиться - стремится

Испытывать волнение волноваться - волнуется

Допускать ошибки ошибаться - ошибается

Принять решение решиться - решится

Чувствовать радость радоваться - радуется

10. Подведение итогов урока.

11. Домашнее задание.

Переписать текст, вставляя пропущенные буквы. Подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Грозовые тучи задернули синеву неба, и лепестки цветов одуванчика начинают складыва…(-тся, -ться). Закрываю…(-тся, -ться) водяные лилии. Вечереет, приближае…(-тся, -ться) ночь.
У некоторых растений готовя…(-тся, -ться) ко сну и листья. А утром они обязательно просну…(-тся, -ться), раскрою…(-тся, -ться) навстречу лучам солнца. Все растения чутко отзываю…(-тся, -ться) на смену дня и ночи.


© 2010-2022