Конспект урока русского языка на тему Этимология слов (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока. Этимология слов. Урок - презентация «Что в имени тебе моем?»

Цель урока: расширить эрудицию учащихся; предоставить им возможность творческого подхода к сбору материала по предложенной теме и его презентации в любой наиболее удачной форме; развивать речь, умение работать со словарями, выступать перед аудиторией; пробуждать интерес к самостоятельному овладению знаниями по языку.

Оборудование: компьютерные презентации, портреты писателей.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Постановка целей и задач урока

  3. Работа над темой урока

  1. Сообщения учащихся о происхождении фамилий известных писателей

Тургенев. Согласно одной из версий, фамилия Тургенев произошла от татарина-золотоордынца Тургенея. «Турген, тюрген» в тюркско -монгольских языках означает « быстрый, скорый, вспыльчивый».

Грин (Гриневский). Основой фамилии Гриневский послужило церковное имя Григорий. Фамилия Гриневский восходит к имени Григорий, которое в переводе с греческого означает «бодрствующий». Оно имеет ряд производных разговорных форм, одна из которых - Гриня - легла в основу данной фамилии. При этом писатель сократил свою фамилию до короткого псевдонима Грин.

Пришвин. Фамилия Пришвин образована от прозвища Пришва, которое ведет свое начало от нарицательного «пришва», то есть «передний вал или колода на ткацком станке для укрепления основы и намотки холста». Вероятно, прозвище Пришва относится к так называемым «профессиональным» именованиям, содержащим указание на род деятельности основателя фамилии Пришвиных: он мог быть ткачом или мастером по изготовлению ткацких станков. Есть и еще версии: в архангельских, псковских и тверских краях пришвы - головки к сапогам, притачки к одежде: то, что пришивается. А у рыбаков пришвы - доски, нашиваемые на борта, чтобы лодка была вместительней.

Тютчев. По семейным преданиям, фамилия Тютчевых происходит от крымского генуэзца Тутче, который, судя по имени или прозвищу, был либо генуэзец тюркского происхождения, либо турок, живший в Крыму. Фамилия означает «пастух» или «человек, играющий на пастушьем рожке».

(по материалам Интернета)

  1. Сообщения учащихся о происхождении своих фамилий.

Шикирова. Образовано от «шикр» (из калмыцкого языка) - сахар, Арсенов. В переводе из калмыцкого языка означает арсн - шкура. Хонгорова. В калмыцком эпосе «Джангар» одного из богатырей Джангара звали Хонгор.

  1. Рецензии учащихся на сообщения одноклассников

Напоминаю, как следует строить рецензию (оценить содержание, форму, стиль выступления, речь..), каково должно быть отношение к тому, кто выступил с подобранным материалом (доброжелательное, дружеское), чем закончить рецензию (советами, предложениями для улучшения проделанной работы).



  1. Викторина «Угадай слово по происхождению»

  1. Это слово пришло из латинского языка, в котором образовано суффиксальным способом от слова «десять». По календарю римлян - десятый месяц в году. (Декабрь)

  2. Общеславянское слово, обозначает буквально «ползающая по земле, земляная».(Змея)

  3. Буквально означает «летающая», собственно русское слово, образовано от несохранившегося в русском языке «ласта» при помощи суффикса -к-, диалектное слово «ластица». (Ласточка)

  4. Ему этимологически родственны слова «влачить», «наволочка», но оно обитает на небе. (Облако)

  5. Название цветка связано с тем, что он внешне имеет сходство с тюрбаном, заимствовано из турецкого через французский или немецкий языки.( Тюльпан)

  6. Эти слова, оказывается, родственники: «цыпленок», «цыкать», «цыпочки». Недаром они все пишутся с Ы в корне. Именно так подзывают цыплят к себе. (Цып-цып)

  7. Это слово общеславянское. Произошло от слов «угъ», то есть «юг», «полдень», и обозначало первоначально «полдник». Но сейчас этот прием пищи совершается значительно позже. (Ужин)

( По «Краткому этимологическому словарю русского языка» Н.М.Шанского)

IV.Рефлексия

Оценивание работы учащихся

(По результатам выступлений учащихся и викторины учитель выставляет оценки.)

V.Домашнее задание

По желанию: продолжить этимологические исследования фамилий писателей или фамилии своих родственников и друзей.

Повторить значение понятия интерьер.

VI. «На закуску»

  • Послушайте отрывок из стихотворения и выпишите однокоренные слова, родственные по происхождению.

И ведь не думал я всерьез:

Лопата, лопастный насос,

Лопух, положишь на лопатки -

Слова с одной и той же грядки.

Да, в языке - скажи на милость -

Как многое переменилось!

(О.Н.Кургузова)

© 2010-2022