- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Тема урока по русскому языку. Осложненные предложения
Тема урока по русскому языку. Осложненные предложения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ваганова Е.Н. |
Дата | 10.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока. Понятие об осложненном предложении. Повторение изученного об однородных членах предложения в 5 классе.
Цель урока.
1.Узнать, что такое осложнённое предложение; что такое однородные члены предложения.
2. Научиться определять способ осложнения;
распознавать однородные члены предложения.
Осложнение предложения возникает тогда, когда в предложении есть члены предложения или другие элементы, не являющиеся членами предложения, которые реально или потенциально требуют постановки отделяющих или выделяющих знаков препинания (запятых, тире, скобок).
Осложняют предложение:
Вдали от подушек, перин, раскладушек, диванов, кроватей сижу на занятьях.
-
однородные члены предложения:
- предложение осложнено однородными дополнениями подушек, перин, раскладушек, диванов, кроватей.
-
предложение может быть осложнено различными членами предложения, которые обладают относительной смысловой самостоятельностью. Она подчеркивается интонацией, а на письме передается знаками препинания. Это обособленные(в том числе уточняющие, пояснительные и присоединительные) члены предложения, к ним относятся
История, рассказанная Юлей, казалась неправдоподобной.
*определения, выраженные причастными оборотами:
История, рассказанная Юлей, казалась неправдоподобной.
Доедая с маслом булку, братья шли по переулку.
*обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами:
Доедая с маслом булку, братья шли по переулку.
Давным-давно, в стародавние времена, жила-была девочка,
которую все звали Красная Шапочка…
*уточняющие обособленные обстоятельства:
Давным-давно, в стародавние времена, жила-была девочка,
которую все звали Красная Шапочка…
Это был Александр Тимофеевич, или Саша, приехавший из Москвы.
*пояснительные члены:
Это был Александр Тимофеевич, или Саша, приехавший из Москвы.
И однородные, и обособленные члены синтаксически связаны с другими словами в предложении. Но бывает так, что предложение осложняется элементами, которые не имеют синтаксических связей с другими словами в предложении или с какими-то его частями. К таким элементам относятся вводные слова и предложения:
Вы, конечно, знаете, вы, несомненно, знаете, что на небе вместо солнца скоро будет колесо?
- предложение осложнено двумя вводными словами: конечно и несомненно.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Обращения тоже не имеют синтаксических связей с другими членами предложения и сами членом предложения не являются.
Друзья мои, прекрасен наш союз! - предложение осложнено обращением друзья мои.
Осложняет предложение прямая речь, при этом она тоже не имеет синтаксической связи с предложением, в которое она вставлена. Прямая речь осложняет, так сказать, смысл предложения и выделяется интонацией и знаками препинания.
Послал я приглашения:
«Сегодня, ровно в шесть,
С ужасным нетерпением
Вас жду на День рождения...
Пирог клубничный есть!».
собственно предложение состоит из трех слов: послал я приглашение, а остальная его часть - это прямая речь, которая осложняет предложение, но не является его членом.
Обращение - это слово или словосочетание, называющее лицо, то есть человека или несколько людей (реже - предмет), к которому обращена речь:
Петя, ты сделал все уроки?
Дорогой Иван Иванович, поздравляем Вас с Новым годом!
Обращение может стоять в начале, середине или конце предложения, в речи оно произносится со звательной интонацией.
Мальчики, пора ложиться спать.
Я прошу тебя, Соня, сходи в магазин.
До свидания, дедушка.
Обращение может состоять из одного или нескольких слов.
Однословное обращение выражается существительным в именительном падеже или любой частью речи в функции существительного:
Анечка, пиши мне почаще!
Провожающие, просим вас выйти из вагона!
Неоднословное обращение включает также зависимые слова или междометие о:
О старый дом, увижу ль я тебя!
В разговорной речи обращение может быть выражено существительным в форме косвенного падежа, если оно обозначает признак того, к кому обращена реплика:
Эй, с бородой, вы телефон на столе оставили!
В разговорной речи иногда встречается личное местоимение в качестве обращения:
Эй, вы, подойдите ко мне!
Обращение, как бы оно ни было выражено, никогда не является членом предложения, не имеет синтаксических связей с его членами.
Обращения могут занимать в предложении любое место, они отделяются при помощи запятых.
Иногда после обращения ставится восклицательный знак. Это делается в том случае, если обращение выделяется специальной интонацией:
Дорогая Марья Ивановна! Поздравляем Вас с юбилеем!
В этом случае обращение употреблено изолированно, а предложение, с которым обращение связано по смыслу, оказывается неосложненным.
Обращения могут обладать большой выразительностью и являться стилистическим средством.
Задание.
№ 1. Прочитайте реплики. Говорящий употребляет определенные обращения. Что можно по ним сказать о характере говорящего, о его настроении или об отношении к собеседнику?
-
Куда путь держишь, добрый молодец?
-
Вы правы, милейший господин Бонасье. (А. Дюма)
-
Ты в самом деле ужасно беспомощен, Фредди. (Б. Шоу)
-
Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питьё моё с песком и илом? (И. Крылов)
-
Кто вас обижает, глупая девчонка! (Б. Шоу)
-
Купите цветочек, добрый джентльмен, а то мне за квартиру платить нечем. (Б. Шоу)
-
Смилуйся, государыня рыбка! (А. Пушкин)
№ 2. Перепишите предложения, выделяя обращения соответствующими знаками препинания. Словами каких частей речи выражены обращения в этих предложениях?
-
Ты друг любезный пока здесь посиди.
-
Господин директор Мы не виноваты.
-
На твоём месте мальчик я бы помалкивал.
-
Не сердись добрый человек и не откажи в просьбе.
-
Да что же это вы негодяи натворили?
-
Ваше желание Екатерина Викторовна исполнить невозможно.
-
Государь Мы сами его найдём.
-
Ешь, не стесняйся хороший мой.
-
А ты дурачок в колпачке сиди и молчи.
Список литературы
-
Багрянцева В.А., Болычева Е.М., Галактионова И.В., Литневская Е.И. и другие. Русский язык.
-
Бархударов. С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык.