Тема урока по русскому языку. Осложненные предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока. Понятие об осложненном предложении. Повторение изученного об однородных членах предложения в 5 классе.

Цель урока.

1.Узнать, что такое осложнённое предложение; что такое однородные члены предложения.

2. Научиться определять способ осложнения;

распознавать однородные члены предложения.

Осложнение предложения возникает тогда, когда в предложении есть члены предложения или другие элементы, не являющиеся членами предложения, которые реально или потенциально требуют постановки отделяющих или выделяющих знаков препинания (запятых, тире, скобок).

Осложняют предложение:

Вдали от подушек, перин, раскладушек, диванов, кроватей сижу на занятьях.

  1. однородные члены предложения:

- предложение осложнено однородными дополнениями подушек, перин, раскладушек, диванов, кроватей.

  1. предложение может быть осложнено различными членами предложения, которые обладают относительной смысловой самостоятельностью. Она подчеркивается интонацией, а на письме передается знаками препинания. Это обособленные(в том числе уточняющие, пояснительные и присоединительные) члены предложения, к ним относятся

История, рассказанная Юлей, казалась неправдоподобной.

*определения, выраженные причастными оборотами:

История, рассказанная Юлей, казалась неправдоподобной.

Доедая с маслом булку, братья шли по переулку.

*обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами:

Доедая с маслом булку, братья шли по переулку.

Давным-давно, в стародавние времена, жила-была девочка,

которую все звали Красная Шапочка…

*уточняющие обособленные обстоятельства:

Давным-давно, в стародавние времена, жила-была девочка,

которую все звали Красная Шапочка…

Это был Александр Тимофеевич, или Саша, приехавший из Москвы.

*пояснительные члены:

Это был Александр Тимофеевич, или Саша, приехавший из Москвы.

И однородные, и обособленные члены синтаксически связаны с другими словами в предложении. Но бывает так, что предложение осложняется элементами, которые не имеют синтаксических связей с другими словами в предложении или с какими-то его частями. К таким элементам относятся вводные слова и предложения:

Вы, конечно, знаете, вы, несомненно, знаете, что на небе вместо солнца скоро будет колесо?

- предложение осложнено двумя вводными словами: конечно и несомненно.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Обращения тоже не имеют синтаксических связей с другими членами предложения и сами членом предложения не являются.

Друзья мои, прекрасен наш союз! - предложение осложнено обращением друзья мои.

Осложняет предложение прямая речь, при этом она тоже не имеет синтаксической связи с предложением, в которое она вставлена. Прямая речь осложняет, так сказать, смысл предложения и выделяется интонацией и знаками препинания.

Послал я приглашения:

«Сегодня, ровно в шесть,

С ужасным нетерпением

Вас жду на День рождения...

Пирог клубничный есть!».

собственно предложение состоит из трех слов: послал я приглашение, а остальная его часть - это прямая речь, которая осложняет предложение, но не является его членом.

Обращение - это слово или словосочетание, называющее лицо, то есть человека или несколько людей (реже - предмет), к которому обращена речь:

Петя, ты сделал все уроки?

Дорогой Иван Иванович, поздравляем Вас с Новым годом!

Обращение может стоять в начале, середине или конце предложения, в речи оно произносится со звательной интонацией.

Мальчики, пора ложиться спать.

Я прошу тебя, Соня, сходи в магазин.

До свидания, дедушка.

Обращение может состоять из одного или нескольких слов.

Однословное обращение выражается существительным в именительном падеже или любой частью речи в функции существительного:

Анечка, пиши мне почаще!

Провожающие, просим вас выйти из вагона!

Неоднословное обращение включает также зависимые слова или междометие о:

О старый дом, увижу ль я тебя!

В разговорной речи обращение может быть выражено существительным в форме косвенного падежа, если оно обозначает признак того, к кому обращена реплика:

Эй, с бородой, вы телефон на столе оставили!

В разговорной речи иногда встречается личное местоимение в качестве обращения:

Эй, вы, подойдите ко мне!

Обращение, как бы оно ни было выражено, никогда не является членом предложения, не имеет синтаксических связей с его членами.

Обращения могут занимать в предложении любое место, они отделяются при помощи запятых.

Иногда после обращения ставится восклицательный знак. Это делается в том случае, если обращение выделяется специальной интонацией:

Дорогая Марья Ивановна! Поздравляем Вас с юбилеем!

В этом случае обращение употреблено изолированно, а предложение, с которым обращение связано по смыслу, оказывается неосложненным.

Обращения могут обладать большой выразительностью и являться стилистическим средством.



Задание.

№ 1. Прочитайте реплики. Говорящий употребляет определенные обращения. Что можно по ним сказать о характере говорящего, о его настроении или об отношении к собеседнику?

  1. Куда путь держишь, добрый молодец?

  2. Вы правы, милейший господин Бонасье. (А. Дюма)

  3. Ты в самом деле ужасно беспомощен, Фредди. (Б. Шоу)

  4. Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питьё моё с песком и илом? (И. Крылов)

  5. Кто вас обижает, глупая девчонка! (Б. Шоу)

  6. Купите цветочек, добрый джентльмен, а то мне за квартиру платить нечем. (Б. Шоу)

  7. Смилуйся, государыня рыбка! (А. Пушкин)

№ 2. Перепишите предложения, выделяя обращения соответствующими знаками препинания. Словами каких частей речи выражены обращения в этих предложениях?

  1. Ты друг любезный пока здесь посиди.

  2. Господин директор Мы не виноваты.

  3. На твоём месте мальчик я бы помалкивал.

  4. Не сердись добрый человек и не откажи в просьбе.

  5. Да что же это вы негодяи натворили?

  6. Ваше желание Екатерина Викторовна исполнить невозможно.

  7. Государь Мы сами его найдём.

  8. Ешь, не стесняйся хороший мой.

  9. А ты дурачок в колпачке сиди и молчи.

Список литературы

  1. Багрянцева В.А., Болычева Е.М., Галактионова И.В., Литневская Е.И. и другие. Русский язык.

  2. Бархударов. С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык.



© 2010-2022