- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка в 7 классе на тему: Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и -е
Урок русского языка в 7 классе на тему: Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и -е
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Офицерова Л.В. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок русского языка в 7 классе
по теме: "Слитное и раздельное написание "не" с наречиями на -о, -е"
Цели:
1. Образовательные: актуализировать знания о правописании НЕ с существительными и прилагательными, осуществить перенос знаний на правописание НЕ с наречиями на -О, -Е; на основе полученных ранее знаний подвести обучающихся к самостоятельному поиску решения проблемы по данной теме.
2. Развивающие: формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, учить сравнивать, анализировать, систематизировать материал, обобщать, делать выводы; развивать творческое мышление обучающихся посредством обогащения словарного запаса (объяснить смысл пословицы, подобрать синонимы, выбрать верное употребление слова).
3. Воспитательные: воспитание умения определять роль синтаксических норм при построении сложных предложений в культуре речи учащихся; вызвать интерес к урокам русского языка; воспитание духа сотрудничества, взаимопомощи.
Планируемые результаты: обучающиеся должны сформировать представление о том, как пишется НЕ с наречиями на -О, -Е; соблюдать на письме орфограмму «Не с наречиями на -О, -Е».
Задачи урока:
- Личностные УУД:
Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения; способность к самооценке
- Регулятивные УУД:
Понимать и строить планируемые действия; проговаривать вслух последовательность производимых действий; принимать решение в проблемной ситуации на основе переговоров в паре, определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса, исходя из имеющихся критериев; понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации
- Коммуникативные УУД:
Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; развивать внимание, память, логическое мышление; умение сравнивать, классифицировать, обобщать; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения
Познавательные УУД:
Обобщать понятия, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения орфографической задачи, понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний
Тип урока: изучение нового материала
Применяемые технологии: технология критического мышления
Ход урока:
-
Организационный момент ( слайд №1)
- Сегодня у нас урок изучения нового материала по теме «Наречие». Вспомним, что знаем о наречии.
- Что такое наречие? На какие вопросы отвечают наречия, на какие смысловые группы делятся?
2. Формулировка темы урока ( Слайд №2)
- Прочитайте фразеологизмы, объясните их значение, замените наречиями, запишите в тетрадь.
Слушать во все уши - (внимательно)
Жить душа в душу - (дружно)
Тютелька в тютельку - (точно)
Как по маслу - (гладко, легко)
Всем миром - (сообща, вместе)
Не покладая рук - (без устали)
- Что обозначают все записанные наречия?
(Признак действия. Это наречия образа действия.)
- Главное действие, которое вы выполняете на любом уроке, обозначаем каким глаголом?
(Учиться)
-Указывают ли некоторые из записанных наречий на признак глагола учиться?
- Выберите эти наречия и скажите, как вы должны учиться.
Вместе, без устали, дружно, легко, дружно, а ещё вы должны внимательно слушать учителя, неторопливо и правильно выполнять все задания.
- Замените наречие ЛЕГКО синонимом с НЕ (нетрудно).
- Можете ли вы объяснить, как надо написать НЕ в наречиях нетрудно и неторопливо?
- Какой суффикс у наречий? Чем похожи и чем отличаются данные наречия друг от друга?
- Сформулируйте основной вопрос нашего урока (как пишется не с наречиями.)
Уточнить, обратив внимание на суффикс - каких наречий (на -о,-е)
- Что будем формулировать? (правило написания не с наречиями)
- Чему будем учиться? (правильно писать не с наречиями)
3. Актуализация опорных знаний (Слайд №3)
Задание: даны словосочетания, вспомните, как пишутся НЕ с прилагательными, самостоятельно разделите эти словосочетания на группы, согласно правилу, и правильно запишите:
(Не) избежное поражение,(не)лепое обвинение; (не) веселая, а грустная песня, (не)простительная оплошность, далеко (не) интересный рассказ, (не) частый гость; (не)кислые, а сладкие ягоды.
- Сколько групп получилось? (Четыре)
- Вспомните и расскажите правило правописания НЕ с именами прилагательными.
4. Объяснение новой темы
1)Стадия «Вызов»
Задание: замените в словосочетаниях, с которыми вы работали, прилагательные наречиями, существительные глаголами по смыслу. Какие словосочетания у вас получились?
Поражение неизбежно, нелепо обвинять, двигаться неторопливо, петь не весело, а грустно; рассказывать далеко не интересно и т. д.
2)Стадия «Осмысление»
Сравните ваши записи с тем, что вы видите на слайде. (Слайд№ 4)
Есть ли различия в написании НЕ с прилагательными и наречиями?
- Какой вывод мы можем сделать?
- Правописание Не с наречиями на -О, -Е подчиняется тому же правилу, что и НЕ с прилагательными. А теперь сравните свои выводы с правилом. При этом заполните следующую таблицу, которая есть у каждого на листочках:
Что я знал (а)?
Что я узнал (а)? Что оказалось новым?
Примеры
- А можно ли записать в таблицу в качестве примеров следующие слова: не мастерски, не вблизи, не здесь, не сразу? Почему нельзя?
(Это наречия. При них есть НЕ. Но они не оканчиваются на -0 и -Е)
- Сформулируйте правило раздельного и слитного написания НЕ с наречиями на -О, -Е.
3) Знакомство с орфограммой на с. 101, образцом рассуждения.
-
Закрепление темы
1)Работа с текстом (слайд №5)
Задание: запишите предложения, по очереди объясняя правописание НЕ с наречиями.
1.Одноклассник поступил (не)справедливо. Ложь (не)избежно приводит к беде. Этот старик (не)мало испытал в своей жизни. 2. Одна пчела (не)много мёду принесёт, а мало. (Не)долго думал, но ладно молвил. 3. Проект выполнен учеником (не)брежно. (Не)лепо по мелочам обижаться на дорогих и близких людей. Говорил (не)громко, (не)тихо, а совершенно так, как следует. 4.Умное слово (не)тяжело, а легко. Легко сказать, да (не)легко доказать.
2) Физкультминутка
Задание: называю наречия с НЕ. Если слово с НЕ пишется слитно, вы приседаете, если раздельно - поднимаете руки вверх.
Вовсе не интересно, неискренне, не далеко, а близко, неумолчно, нередко, невзначай, живут не богато, а бедно, недёшево, взлететь совсем не высоко, немного, негромко, посмотрел далеко не ласково, пришить не крепко, а слабо, нелепо.
- Обратите внимание на последнее слово нелепо. Слова лепый, лепо, лепота существовали в древнерусском языке и означали примерно следующее: красивый (ладный, приятный), красиво, красота. В современном языке сохранились лишь слова с приставкой: нелепый, нелепость… Бывшая приставка сейчас рассматривается как часть корня. Вспомните, как царь, герой фильма «Иван Васильевич меняет профессию», попав в современную Москву, восхищается видом столицы: «Лепота!» (слайд №6)
3) Работа с учебником
Упр. 241 - Игра «Передай мел другому» (выполнение на доске)
Упр. 242 ( самостоятельная работа по группам):
1 группа - выписать словосочетания с теми наречиями, которые без не не употребляются
2 группа - выписать словосочетания с наречиями, к которым можно подобрать синонимы
3 группа - выписать словосочетания с наречиями, которые пишутся раздельно с не
(Проверка задания при помощи слайдов №7,8,9)
4) Выполнение творческого задания
Составить предложения о том, чего следует избегать при выполнении письменной работы, с использованием наречий небрежно, неаккуратно, невнимательно, совсем не сложно, не чисто, а грязно.
5) Выполнение теста (Слайд № 10)
Записать словосочетания, устно объясняя их написание:
Приезжал (не) часто
Писать (не) аккуратно
Выглядеть (не)лепо
Ушёл (не)далеко от дома
Читать (не)громко, но выразительно
Взлететь (не)высоко, а низко
Появиться (не)ожиданно
Учеба (не)забава, а труд
Вести себя (не)принуждённо
Поступил совсем (не)красиво
6. Рефлексия
Игра «Верно и неверно». В листе-помощнике ставим «+», если утверждение «верно», «-», если утверждение «неверно».
Учащиеся оценивают работу соседа по парте.
1.Верно, что не с наречием всегда пишется слитно;
2. Верно, что наречие недалеко пишется слитно;
3. Верно, что не с наречием пишется раздельно, когда не употребляется без не-;
4. Верно, что вовсе не серьёзно пишется раздельно;
5. Верно, что не с наречием пишется раздельно, когда есть противопоставление с союзом а;
6. Верно, что наречие с НЕ пишется раздельно, когда можно заменить синонимом без не;
7. Верно, что не редко пишется раздельно.
- Как пишутся НЕ с наречиями на -О, -Е?
- Что вызвало затруднения?
7. Подведение итога урока. Домашнее задание:
- Повторить правило - стр. 101, упр. 244
- Оцените свою работу на уроке , выбрав один из смайликов! (слайд №11)