Богатство и величие русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на педсовете но геме
«Богатство и величие русского языка».

«Экология языка».

Язык для любого народа является важнейшей частью культуры. Наши прапрадеды относились бережно с слову, знали его силу. Такое отношение отразилось в пословицах и поговорках: «Словом ударишь сильнее дубины» или «Слово не стрела, а пуще стрелы ранит». Поэтому другие пословицы советуют осторожнее обращаться со словом: «От одного слова да навек ссора», «Слово не воробей: вылетит - не поймаешь».

Отрадно отметить, что вновь поднимается тема о чистоте русского языка. И на «самом высоком уровне» - государственном, и между собой. Давно нора. Хотя конечно слишком много времени упущено: нынешние школьники и студенты - современная молодежь - не умеют, а возможно и не хотят говорить правильно, литературно.

И в этом, вероятно, нет их вины. Жаргонизмы, вульгаризмы, скудная однообразная лексика - вот примеры современного общества. Да и пример брать не с кого: речь журналистов, дикторов, ведущих, тех, кого раньше принимали за образец, к кому прислушивались - оставляет желать лучшего. Вдобавок Толстой, Достоевский - «в кратком изложении»; сочинения из сборников «1000 золотых (?!) сочинений»; нецензурщина на страницах современной литературы...

Но не все потеряно. Не только французы гордятся своим языком. И мы все чаще вспоминаем о национальном достоянии.

Тема нашего разговора - родной язык. Его называют «великим, могучим», о нем писали Пушкин и Тургенев, Толстой и Пришвин. Еще Ломоносов находил в нем «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского...»

Русский язык. Нуждается ли он в похвалах? Надо ли говорить о его силе и крепости?

Оказывается, надо! И не только говорить, он достоин самой большой заботы.

Насколько актуальна тема нашего разговора? Я провела опрос учащихся 8-11 классов. На вопрос «Нужно ли изучать русский язык?» 99% опрошенных дали утвердительный ответ. Многие ответили, что он обязателен для изучения, потому, что без него нельзя мыслить себя в современном обществе. При поступлении в институт нужно сдавать экзамен по русскому языку, человек, грамотно владеющий русским языком, интересный собеседник.

Здесь уместно привести слова М.А.Тарасовой, доцента кафедры русского языка Санкт-Петербургского государственного университета: «Думаю, если бы правильная речь стала бы обязательным знаком принадлежности к элитному обществу, знаком успешности, процветания, многие бы поднатужились и выучились говорить по-русски...». И с этим трудно не согласиться.

Не кажется ли вам, что наш язык болен? Что ему можно поставить диагноз: безграмотность, безвкусица, небрежность, заштампованность. Но большую тревогу вызывает у нас нецензурная речь. Учащимся 8-11 класса был задан вопрос: как ты относишься к нецензурной брани? Употребляешь ли сам? Что нужно сделать, чтобы прекратить поток нецензурной брани? Большинство ответили, что тех, кто использует в речи такие слова или выражения, нужно наказывать, налагать штраф.

Д.С.Лихачев в одном из своих выступлений говорил: «Важнейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит». Нецензурная - значит, бесконтрольная речь. Что мы понимаем под этим словосочетанием? Криминальный и воровской жаргон, уличная лексика, вульгаризмы и, конечно, мат.

Мат - неприличная, оскорбительная брань, сквернословие.

А если это действительно оскорбляет человека, то это значит: за мат должно быть наказание?

Если вы в неприличной форме публично унизили чью-то честь и достоинство, вас могут осудить по ст. 13 Уголовного кодекса РФ «Оскорбление», которая предусматривает исправительные работы сроком до 6 мес. Или штраф до 100 минимальных зарплат.

Если, выругавшись, вы никого конкретно не обидели, вас могут привлечь к административной ответственности за мелкое хулиганство по сг. 158 уголовного кодекса РФ, грозящей исправительными работами сроком до 2 мес.

В наше время молодежь прекрасно знает, какую одежду выбрать для работы, для клуба и для пляжа. Но выбрать нужное слово не умеет. Берет то, что подвернется, тем самым, обедняя, искажая нашу речь.

Наверно, очень правильны строки В.Лившица:

Русский язык и могуч, и велик!

Из уважения к предкам Не позволяйте калечить язык Эллочкам-людоедкам.

Очень важно для современного молодого человека иметь такие знания, которые можно было бы передать следующим поколениям, тогда будет надежда, что на смену современной безграмотной речи придет грамотная, культурная речь.

Давайте вместе задумаемся над высказываниями Д.С.Лихачева о русском языке. Они о многом заставляют подумать, многое понять.

«Язык свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе».

«По-настоящему сшьный и здоровый, уравновешенный человек не будет, без нужды говорить громко, не будет ругаться, и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо».

«Наш язык - это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело».

«Нашаречь - важнейшая часть нашей...личности, нашей души, ума, пашей способности не поддаваться влиянию среды, если она затягивает».

Коллеги, мы нс должны забывать, что школа - едва ли не единственное место, где дети слышат (по крайней мере, должны слышать) грамотную, настоящую русскую речь. И образцом здесь, конечно же, должны быть учителя. Пусть дети хотя бы в классе слышат, что можно говорить по-другому, и кто знает, может, им захочется говорить и писать так же.

В переломное время, в 1915 году, когда шла первая мировая война и на Россию надвигались страшные смутные времена, Бунин писал:

Молчат гробницы, мумии и кости, - Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь 11исьмена.

И нет у нас другого достоянья!

Умейте же го беречь.

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья.

Наш дар бессмертный - речь.

Бунин верил в силу слова. Поверим и мы. Тем более в наше мирное время.

Очень хочется думать, что наш разговор не прошел бесследно, что каждый из его участников вынес из этого разговора что-то важное и полезное для себя. И не остался равнодушным к своему языку «Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь», - сказал К.Паустовский.

© 2010-2022