Урок русского языка в 6 классе Тема: Да здравствует словарь!

Вопрос по обогащению словарного запаса современного человека сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Испытываем определенные трудности и в понимании художественных текстов классической литературы, поэтому первостепенной задачей является наша работа над обогащением и уточнением словарного запаса. Если словарный запас богат, точнее реализуется коммуникация между  людьми как в устной, так и в письменной фор...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 6 классе

Тема: Да здравствует словарь!

МБОУ «СОШ №1» им. Максимова Н.М., учитель русского языка и литературы.

Абдиева Сания Анваровна

Эпиграф к уроку:

"Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке". (А.Франс)

Цели урока:

1) повторить и закрепить знания учащихся по лексике (о лексическом значении слова, синонимах, исконно русских и иноязычных словах);

2) совершенствовать навыки работы со словарями; воспитывать интерес к книге, слову.

I. Начало урока. Учитель: "Определите точно каждое слово, и вы избавитесь от половины заблуждений",- писал Декарт. Самый известный словарь - это «Словарь живого великорусского языка» В.И. Даля. Он содержит 200000 слов. Морской врач, путешественник, писатель, он в течение всей своей жизни собирал слова, пословицы, поговорки. Больше ста лет словарь Даля удивляет и восхищает читателей, радует точными, яркими народными выражениями. Обратите внимание на «Большой толковый словарь современного русского языка» Д.Н. Ушакова. Он содержит всего 18000 слов. Чем отличается словарная статья в этом словаре от словаря Даля? Пожалуй, самым популярным толковым словарем является «Словарь русского языка С.И. Ожегова. Несмотря на то, что он состоит всего из 1 тома, в нем содержится 53000 слова. Посмотрите на словарные статьи. Какая информация в них содержится? За счет чего в одном томе словаря так много слов?

Орфографический словарь дает нам информацию о правописании слова. Именно к этому словарю нужно обращаться как можно чаще.

Сделайте вывод, какую информацию мы можем почерпнуть в толковых словарях.

Вопрос по обогащению словарного запаса современного человека сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Испытываем определенные трудности и в понимании художественных текстов классической литературы, поэтому первостепенной задачей является наша работа над обогащением и уточнением словарного запаса. Если словарный запас богат, точнее реализуется коммуникация между людьми как в устной, так и в письменной форме. (Для создания проблемных ситуаций использую языковой материал, который имеет форму этимологического текста). Угадайте, о ком идет речь: летом бродит без дороги между сосен и берез, а зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос.

После ответов вывешивается картина с изображением медведя, карточка со словом медведь.

- Что вы знаете о медведе? Почему медведя считают лакомкой? Нам нужно запомнить правописание слова медведь. Прочитайте его по слогам. Сколько слогов в этом слове? На какой слог падает ударение? Назовите безударную гласную в слове. Слово проговаривается и записывается.

- Как вы думаете, почему медведь так называется?

(Этимологическая справка. Медведь - крупное, хищное животное с большим грузным, покрытым шерстью телом и короткими ногами. Медведя назвали так потому, что он знает, ведает, где найти в лесу мед).

Вывод: теперь нам понятно, почему слово медведь пишется с гласной е в первом слоге. По слову мед.

II. Учитель: Названия всего, что есть во вселенной, вместились в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: "Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке". Давайте вспомним: какие словари русского языка вам известны? К каким словарям мы обращаемся чаще всего? В каких случаях словари приходят к нам на помощь?

II. Знакомство со словарями.

В роли словарей выступают четыре ученика. "Словари" должны немного рассказать о себе, а класс - определить, какой перед ними словарь.

Фразеологический словарь. "Мы пожелали морякам попутного ветра. (Счастливого пути). Мы трудимся с тобой бок о бок. (Совсем рядом). Сегодня ты встал ни свет ни заря. (Очень рано). Она вас водит за нос. (Долгое время обманывает). Я упал, а мне сказали, что до свадьбы заживет. (Утешение тому, кто поранился). Это известие как снег на голову. (Неожиданно, внезапно).

Словарь иностранных слов. Мама предложила мне фрикадельки, винегрет, какао. Но я съел бутерброд, торт, выпил чашку кофе. (Найти слова иностранного происхождения).

Толковый словарь. В 7 часов началась моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментарии Виктора Гусева. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они значат? (Ответы учащихся).

Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом - это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон - зимнее спортивное двоеборье - лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл - прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур.

Словарь синонимов. Да, ничего не скажешь, замысловатые слова... Теперь и мне пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами. А я какой словарь? Приведите и вы свои примеры.

III. Конкурс рисунков. Учитель: ребята, я знаю, что вы заранее придумали и нарисовали обложки словарей. Теперь нужно решить, какому из "представленных" словарей, какой рисунок предназначен. "Словари" сами выберут по одной обложке и тем самым определят победителя конкурса.

IV. Работа "словарей" с классом. Вперед выходит "Словарь иностранных слов". Я - словарь иностранных слов. Я имею 20 ООО слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении. Сейчас перед вами появится некий господин. Он одет несколько странно, но вы не удивляйтесь. Ваша задача - не только перечислить иноязычные слова, называющие его одежду, но и определить, из какого языка они пришли в русский. (Входит в класс ученик, демонстрирует свою одежду и обувь: костюм, жилет, туфли и т.д.). Словарь предлагает ребятам выполнить предложенные им задания.

Задание 1. А теперь в предложениях замените данные словосочетания одним словом.

  1. Торжественный смотр физкультурников на Красной площади. (Парад.)

  2. Старший брат получил документ, удостоверяющий его полномочия как депутата. (Мандат.)

  3. В нашем районе построили помещение для стрельбы в цель. (Тир.)

Задание 2. Поработайте со словарём иностранных слов и приведите примеры слов, которые заимствованы из английского, немецкого, французского, греческого языков. Дайте лексическое толкование этих слов. (Работа по группам.)

На смену "Словарю иностранных слов" выходит Фразеологический словарь. Я - фразеологический словарь. Это особый тип толкового словаря, в котором даётся 4000 фразеологизмов. Я интересен для любых профессий. А сейчас попрошу выполнить мои задания.

Задание 1. Используя фразеологизмы, ответьте на вопросы:

- как говорят о кротком, безобидном человеке? (Мухи не обидит.)

- о чувстве большой неловкости, стыда? (Готов сквозь землю провалиться.)

- о человеке, который пришёл не вовремя, некстати? (Нелёгкая принесла.)

- о том, кто (что) неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении? (В подмётки не годится.)

Задание 2. Подберите синонимические фразеологизмы к словосочетаниям, к фразеологизмам:

1) Усердно трудиться, совсем близко, говорить вздор, очень плохо.

2) Кот наплакал (с гулькин нос), по пальцам пересчитать можно (раз-два и обчёлся), во всю прыть (сломя голову).

Задание 3. Назовите фразеологизмы, имеющие в своём составе наименования частей человеческого тела (голова, ноги, глаза, нос).

Голова - человек с головой, морочить голову, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, с больной головы на здоровую.

Ноги - уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног, путаться под ногами, одна нога здесь - другая там, ног под собой не чуять.

Глаза - мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи, смотреть чужими глазами, как бельмо в глазу.

Нос - задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу, клевать носом, держать нос по ветру, не показывать носа.

Ребята, пользуйтесь фразеологическим словарём, он сделает вашу речь яркой и самобытной! "Словарь" прощается и уходит.

Появляется Толковый словарь. Я - словарь толковый. Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль. Вы скажете: зачем объяснять значения многих слов, они ведь и так понятны. Но не торопитесь. Возьмём, например, слово стол. Как объяснить его значение? Правильно, род мебели. Но есть ещё и другие значения. Загляните в словарь, и тогда вы без труда выполните моё задание: объяснить значение слова стол в каждом предложении.

1) Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь, посидишь.

2) Почти все девушки жили на одной квартире, имели общий стол.

3) Анна Ивановна работает в адресном столе.

4) В санатории нам определили пятый стол.

Словарь: А теперь определите, какие значения имеет слово голова.

1) Колхоз продал государству сто голов скота.

2) Вдали показалась голова пехотной колонны.

3) Он в неравном бою сложил свою голову.

4) От бессонницы у него разболелась голова.

Выходит Словарь синонимов и встает рядом с Толковым словарем. Я - словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придаёт языку красочность и выразительность. Русский язык чрезвычайно богат глаголами речи. В романе «Русский лес» Леонид Леонов употребил очень много различных глаголов-синонимов, подчеркивающих многогранность , красоту нашей речи: говорить, сказать, сообщить, изложить, промолвить, подтвердить, спросить, повторить, обсудить и т.д.

Теперь прошу выполнить мои задания.

Задание 1. К слову победить в моём словаре дано 14 синонимов. А сколько вы знаете?

Задание 2. Подберите синонимы для характеристики прилежного ученика и лодыря.

Задание 3. Индивидуальное задание: редактирование заданных текстов (исправление речевых ошибок) в тетрадях по развитию речи. (Словарь синонимов вам поможет справиться с заданием. Устная проверка работ).

"Словари" прощаются и уходят. Учитель подводит итоги урока.

Домашнее задание: составить публичное выступление о пользе словарей.

Составила учитель русского языка и литературы: Абдиева Сания Анваровна

Литература:

  1. Степанова М.И. Фразеологический словарь русского языка «Виктория плюс», 2013.

  2. Т.А. Ладыженская. Речь. Речь. Речь. М., 1990

  3. Т.А. Ладыженская. Речевые секреты. М., 1992

  4. Кузьмина И.А. Орфографический словарь русского языка для школьников. Грамматика. ООО «Дом славянской книги», 2013







© 2010-2022