- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Коллектив – как творческая группа на уроках и во внеурочное время
Коллектив – как творческая группа на уроках и во внеурочное время
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Морева Н.И. |
Дата | 10.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Коллектив - как творческая группа на уроках и во внеурочное время
Каждому времени и каждому поколению присущи своеобразные достижения в спорте, науке, искусстве по возможностям и способностям. Своеобразие, особый творческий колорит и специфику принимает коллективная или групповая работа на уроках и во внеурочное время в школе.
Особенностью таких сотворчеств является психологическая основа каждого отдельно взятого учащегося через призму общего сотрудничества. Эта деятельность становится особенно продуктивной, если учитель владеет теорией и практикой проведения коллективных работ. Ведь именно учитель - зерно, организующее ядро этой формы творчества.
К понятию «коллективная работа» надо прийти путём постижения значимости непомерно широкого диапазона труда учителя. Изучение теории педагогики и методики преподавания предметов - основа, базис применения групповой работы на уроках в школе.
Групповой и коллективный метод работы в школе на уроках и во внеурочное время формировался не одно десятилетие. Песталоцци и Гельвеций, Макаренко и Лихачёв основывают свои педагогические опыты на коллективных формах работы и их достижениях.
Предметы гуманитарного цикла в среднем образовании предполагают эту форму обучения и воспитания. Именно в группе можно сподвигнуть на развитие мысли ученика с низкой мотивацией обучения, формируя в нём стимул посредством дифференцированного оценивания, распределением доли участия в общей работе.
Так, на уроке русской словесности в 6 классе, изучая тему «Образы славянской мифологии в поэзии XIX- XX веков», очень уместно проводить анализ текстов в группах. При этом каждый участник откроет для себя и для всей группы элементы общего и разного в изображении героев и пейзажа: Русалочка, море, небо, ветер… Уместно будет применить и дисперсионный подход в определении характеров героев, что поможет глубже увидеть и оценить литературный образ. А это, в свою очередь разнообразит, расширит подход к применению алгоритма задания, привлечёт учащихся с навыками изобразительными, художественными, музыкальными. А всё это в комплексе реально совершить лишь в коллективной работе.
Творческий подход учителя при планировании урока или системы уроков способен раскрыть внутренний потенциал ребёнка, раскрепостить инициативу в среде единомышленников, создать условия для творчества и созидательной деятельности учащихся.
Внеурочная деятельность также способствует формированию и росту мотивации обучения, умению вести работу сообща, что, в свою очередь, организует социализацию обучающихся. Так, при составлении родословных семей Гертера Н.И., Вайнмаера А., Ходоровского В., Погниребко К. учащиеся сформировали свою группу, распределили роли, выбрали формы выполнения работ. Проект проводился в течение лета. В результате участники проекта научились брать интервью, отбирать нужный материал, оформлять работу соответственно данным и наработанным материалам, делать выводы и планировать дальнейшую работу по проекту. Конечно же, вся деятельность ведётся под руководством учителя.
Практика показывает, что многие учителя обращаются сегодня к этой форме, добиваясь высокого уровня мотивации к обучению, хороших результатов совместного творчества. Ответственность учителя при этом возрастает: выявление одарённых и талантливых детей открывает путь к последующим достижениям.
Именно такая форма работы даёт высокие результаты при проведении проектных групповых работ, где отлаженный механизм деятельности способствует организации, сбору информации, творческому содружеству, достижению мотивации в обучении. Так, на протяжении двух лет мною велась проектная деятельность по теме «Роль пейзажа в раскрытии характеристик героев русских и казахских народных сказок». В проекте участвовали 3 ученика 5-7 классов. Ребята выполняли разные формы работы, следовали по пути доказательств гипотезы своеобразно, но пришли к единому выводу, что и предполагала работа. При этом они «слышали» друг друга, помогали с подбором информации, участвовали в оформлении отчётов и работ каждого. Сплочённость, взаимовыручка, ответственность - дополнительный плюс таких работ. И теперь, став взрослее, эти ребята всегда знают, кто им всегда поможет, подскажет, выручит, с кем можно поделиться идеей.
Концептуальной основой коллективной и групповой работы учащихся является гуманистическая идея формирования философского взгляда в стремлении представить разрабатываемую тему, образ как целостное, интегративное понятие, соотнести его с теорией и жизненной практикой, увидеть сферу применения изучаемого материала.
Считаю, что сегодня коллективная и групповая работа на уроке и во внеурочное время - важный фактор обучения и воспитания учащихся. А учитель, главное звено такой деятельности, - образец творческой педагогической мысли, работающий на перспективу.