План-конспект урока по литературе Анализ стихотворения К. Бальмонта Снежинка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Анализ стихотворения К. Бальмонта «Снежинка».

Цели: 1) Познакомить учащихся с произведениями искусства (стихами, картинами, песнями), посвящёнными снегу, снежинке. 2) Учить анализировать художественный образ в условиях взаимодействия разных видов искусств.3) Развивать эмоциональные сферы учащихся. 4) Воспитывать у детей чувство прекрасного.

Оборудование: презентация к уроку, аудиозапись вальса Арама Ильича Хачатуряна «Маскарад», картина Аркадия Александровича Пластова «Первый снег», пословицы и поговорки о снеге.

Ход урока.

1. Сегодня мы попробуем раскрыть образ снежинки.

( По стихотворению К. Бальмонта «Снежинка»):

- Что такое снежинка?

- В какое время бывает снег?

- Всегда ли он идет одинаково?

- Какая бывает снежинка? Подберите определения, эпитеты, сравнения.

- С чем её можно сравнить?

- Какой характер может быть у снежинки?

- А какой снег вам больше всего нравится: тихий, спокойный, хлопьями, мокрый, колючий, с ветром, метелью?

- Какие чувства вызывает у вас идущий снег?

Далее делается переход к народному творчеству.

- Какие вы знаете пословицы, поговорки, поверья о снеге?

Растаял как снег. Как снег на голову. Первый снег выпадает за 40 дней до зимы. Снегу надует - хлеба прибудет. Где снег, там и след.

- Как снег называют в народе? Каким он может быть?

Хлопьями, пушной, крупой, крупчатый, лепень ( от лепенек, обрезок),

чичер - резкий холодный ветер с дождем и снегом, пороша, рыхлый, чир

(укатанный снег), наст…

Буран ( при северном ветре), метель.

Эти приемы позволяют не только развивать воображение, но и речь, расширить словарный запас учащихся, ближе познакомить их с народным творчеством, традициями.

Создается определенная база для последующей работы над образом

2. Следующий этап - знакомство с поэтическим образом.

Стихотворение К.Бальмонта «Снежинка».

А теперь посмотрим, как К. Бальмонт описывает путь снежинки с неба на землю. ( Учитель читает стихотворение К.Бальмонта «Снежинка» ).

- Понравилось вам это стихотворение?

- Вы уже знаете, что в лирическом стихотворении автор обязательно передает определенное настроение.

- С каким настроением написано стихотворение К. Бальмонта «Снежинка»?

3. Анализ стихотворения:

С чем поэт сравнивает снежинку?

Прочитайте. (Звезда кристальная, как смелая девочка, качающаяся на качелях «под ветром веющим»)

- Куда стремится снежинка?

- Почему автор называет ее смелой? (Снежинка не боится «дороги бурной»).

- Какие строчки вам особенно понравились в этом стихотворении?

Почему К. Бальмонт восхищался снежинкой? Какие слова в стихотворении на это указывают? («Снежинка - какая чистая, какая смелая...»)

- Что автор хочет подчеркнуть эпитетами светло-пушистая?

(Подчеркивает мягкость, воздушность, лёгкость снежинки).

- Какие слова одушевляют снежинку, изображают ее как разумное существо?

- Какой прием использует поэт, чтобы оживить снежинку?

К. Бальмонт создал образ снежинки, используя олицетворение.

Олицетворение - перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления.

(Слово записывается на доске).

Как возможное направление - анализ лирического стихотворения.

- Так о чем это стихотворение? Только ли о снежинке?

- Какова тема?

И как возможное продолжение хода мысли:

Жизнь снежинки - это жизнь человека, но какого?

4. Знакомство с картиной Аркадия Александровича Пластова «Первый снег».

- Нравится вам эта картина?

- В чем своеобразие композиции? - Каким снег видит художник? - Чем отличается образ снежинки в стихотворении? - Как вы думаете, что чувствовал художник при работе над картиной? - Чьими глазами смотрит он на мир? Почему? - Какой цвет преобладает в картине?

5. Белый цвет в фольклоре.

- А белый цвет в фольклоре - символ чего? ( чистоты, непорочности)

- Докажите примерами ( белое лицо, белый хлеб, белы руки, белая скатерть).

Приведите пословицы со словом «белый».

Пословицы: Бел снег да не вкусен, черен мак, да бояре едят. Рубаха черна, да совесть бела. Белые ручки чужие труды любят.

Как вы видите в пословицах слово белый употребляется с несколько отрицательным оттенком. Белый цвет считается признаком богатства, часто незаслуженного.

4. Чтение стихотворения К. Бальмонта «Снежинка»?

Еще раз вслушайтесь в звучание стихотворения. (Учитель выразительно читает ещё раз стихотворение).

Представьте себе, что вы летите с неба на землю, кружась, взлетаете вверх и плавно опускаетесь.

Расскажите друг другу, что вы видите и что чувствуете. (Дети делятся впечатлениями).

- Так какая музыка подошла бы к танцу снежинки: танец, марш, вальс, песня? ( Учащиеся определяют, что наиболее подходит вальс)

Послушайте вальс Арама Ильича Хачатуряна «Маскарад».

- Какие чувства у вас вызвала прослушанная музыка? - Понравилась вам музыка? - Какие чувства испытывает композитор? - Какую картину вы представили? - Подходит ли музыка к движению снежинки?

Давайте попробуем полетать так, как снежинка (с закрытыми глазами). Возьмите снежинки. (Летит, проносится, дрожит, взметается, качается, кружится ).

5. Творческое задание.

Мы сегодня много говорили о снежинке. Выполним творческое задание: попробуем написать синквейн на тему «Снежинка».

6. Подведение итогов урока: 1. Какой образ снежинки возник у вас? 2. Чем он отличается от того образа, который был у вас до нашего урока? 3. О чем это говорит?

7. Домашнее задание:

Выучить стихотворение К.Бальмонта «Снежинка» наизусть.



© 2010-2022