- Преподавателю
- Русский язык и литература
- План-конспект урока по литературе Анализ стихотворения К. Бальмонта Снежинка
План-конспект урока по литературе Анализ стихотворения К. Бальмонта Снежинка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чаброва Г.В. |
Дата | 12.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: «Анализ стихотворения К. Бальмонта «Снежинка».
Цели: 1) Познакомить учащихся с произведениями искусства (стихами, картинами, песнями), посвящёнными снегу, снежинке. 2) Учить анализировать художественный образ в условиях взаимодействия разных видов искусств.3) Развивать эмоциональные сферы учащихся. 4) Воспитывать у детей чувство прекрасного.
Оборудование: презентация к уроку, аудиозапись вальса Арама Ильича Хачатуряна «Маскарад», картина Аркадия Александровича Пластова «Первый снег», пословицы и поговорки о снеге.
Ход урока.
1. Сегодня мы попробуем раскрыть образ снежинки.
( По стихотворению К. Бальмонта «Снежинка»):
- Что такое снежинка?
- В какое время бывает снег?
- Всегда ли он идет одинаково?
- Какая бывает снежинка? Подберите определения, эпитеты, сравнения.
- С чем её можно сравнить?
- Какой характер может быть у снежинки?
- А какой снег вам больше всего нравится: тихий, спокойный, хлопьями, мокрый, колючий, с ветром, метелью?
- Какие чувства вызывает у вас идущий снег?
Далее делается переход к народному творчеству.
- Какие вы знаете пословицы, поговорки, поверья о снеге?
Растаял как снег. Как снег на голову. Первый снег выпадает за 40 дней до зимы. Снегу надует - хлеба прибудет. Где снег, там и след.
- Как снег называют в народе? Каким он может быть?
Хлопьями, пушной, крупой, крупчатый, лепень ( от лепенек, обрезок),
чичер - резкий холодный ветер с дождем и снегом, пороша, рыхлый, чир
(укатанный снег), наст…
Буран ( при северном ветре), метель.
Эти приемы позволяют не только развивать воображение, но и речь, расширить словарный запас учащихся, ближе познакомить их с народным творчеством, традициями.
Создается определенная база для последующей работы над образом
2. Следующий этап - знакомство с поэтическим образом.
Стихотворение К.Бальмонта «Снежинка».
А теперь посмотрим, как К. Бальмонт описывает путь снежинки с неба на землю. ( Учитель читает стихотворение К.Бальмонта «Снежинка» ).
- Понравилось вам это стихотворение?
- Вы уже знаете, что в лирическом стихотворении автор обязательно передает определенное настроение.
- С каким настроением написано стихотворение К. Бальмонта «Снежинка»?
3. Анализ стихотворения:
С чем поэт сравнивает снежинку?
Прочитайте. (Звезда кристальная, как смелая девочка, качающаяся на качелях «под ветром веющим»)
- Куда стремится снежинка?
- Почему автор называет ее смелой? (Снежинка не боится «дороги бурной»).
- Какие строчки вам особенно понравились в этом стихотворении?
Почему К. Бальмонт восхищался снежинкой? Какие слова в стихотворении на это указывают? («Снежинка - какая чистая, какая смелая...»)
- Что автор хочет подчеркнуть эпитетами светло-пушистая?
(Подчеркивает мягкость, воздушность, лёгкость снежинки).
- Какие слова одушевляют снежинку, изображают ее как разумное существо?
- Какой прием использует поэт, чтобы оживить снежинку?
К. Бальмонт создал образ снежинки, используя олицетворение.
Олицетворение - перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления.
(Слово записывается на доске).
Как возможное направление - анализ лирического стихотворения.
- Так о чем это стихотворение? Только ли о снежинке?
- Какова тема?
И как возможное продолжение хода мысли:
Жизнь снежинки - это жизнь человека, но какого?
4. Знакомство с картиной Аркадия Александровича Пластова «Первый снег».
- Нравится вам эта картина?
- В чем своеобразие композиции? - Каким снег видит художник? - Чем отличается образ снежинки в стихотворении? - Как вы думаете, что чувствовал художник при работе над картиной? - Чьими глазами смотрит он на мир? Почему? - Какой цвет преобладает в картине?
5. Белый цвет в фольклоре.
- А белый цвет в фольклоре - символ чего? ( чистоты, непорочности)
- Докажите примерами ( белое лицо, белый хлеб, белы руки, белая скатерть).
Приведите пословицы со словом «белый».
Пословицы: Бел снег да не вкусен, черен мак, да бояре едят. Рубаха черна, да совесть бела. Белые ручки чужие труды любят.
Как вы видите в пословицах слово белый употребляется с несколько отрицательным оттенком. Белый цвет считается признаком богатства, часто незаслуженного.
4. Чтение стихотворения К. Бальмонта «Снежинка»?
Еще раз вслушайтесь в звучание стихотворения. (Учитель выразительно читает ещё раз стихотворение).
Представьте себе, что вы летите с неба на землю, кружась, взлетаете вверх и плавно опускаетесь.
Расскажите друг другу, что вы видите и что чувствуете. (Дети делятся впечатлениями).
- Так какая музыка подошла бы к танцу снежинки: танец, марш, вальс, песня? ( Учащиеся определяют, что наиболее подходит вальс)
Послушайте вальс Арама Ильича Хачатуряна «Маскарад».
- Какие чувства у вас вызвала прослушанная музыка? - Понравилась вам музыка? - Какие чувства испытывает композитор? - Какую картину вы представили? - Подходит ли музыка к движению снежинки?
Давайте попробуем полетать так, как снежинка (с закрытыми глазами). Возьмите снежинки. (Летит, проносится, дрожит, взметается, качается, кружится ).
5. Творческое задание.
Мы сегодня много говорили о снежинке. Выполним творческое задание: попробуем написать синквейн на тему «Снежинка».
6. Подведение итогов урока: 1. Какой образ снежинки возник у вас? 2. Чем он отличается от того образа, который был у вас до нашего урока? 3. О чем это говорит?
7. Домашнее задание:
Выучить стихотворение К.Бальмонта «Снежинка» наизусть.