Рефлективный отчет о необходимых преобразованиях в школе на основе данных исследования её стартовых возможностей и рекомендации ОЭСР

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Филимонова Елена Рустамовна Портфолио учителя D

Группа № 6 1 уровень

г. Талдыкорган 22.10.2014г.

Отчет D

Как я буду внедрять эти преобразования?

Детальный рефлективный отчет о процессе планирования развития школы, включающий постановку временных рамок, цели, определение ожидаемых результатов и критериев успешности.

Тема плана развития школы «Повышение мотивации к обучению учащихся среднего звена через применение формативного оценивания» предполагает, что главный упор должен производиться на те формы и методы оценивания, которые приведут учащихся к повышению мотивации к обучению, а, следовательно, и повышению качества знаний на уроках, что является ведущей проблемой школы.

В первую очередь я встретилась с директором школы, которую ознакомила со своим планом развития школы. Детально изучив мой план, директор согласилась с запланированными мною мероприятиями, лишь внесла некоторые коррективы, предложив дать открытые уроки по данной проблеме опытным учителям. С чем я была согласна и внесла изменения в свой план развития школы. Директор предложила обучить учителей составлять среднесрочное и краткосрочное планирование в соответствии с новыми требованиями, что было тоже внесено в план развития школы.

Следующим моим шагом было создать инициативную группу учителей, с которыми я запланировала осуществлять свою практику. Мною была запущена анкета, из которой я выяснила, что все опрошенные учителя хотят меняться, совершенствовать свои знания, а кто-то даже испытывает трудности, не зная, как повысить мотивацию учащихся к обучению. По результатам анкеты я определила, кому из учителей нужна помощь, кому необходимо совершенствовать свои профессиональные знания в методах и формах повышения мотивации учащихся к обучению. Учителя были готовы к сотрудничеству. Среди готовых сотрудничать учителей были и творчески работающие, инициативные и опытные учителя, имеющие высокий уровень качества зун, молодые педагоги, учителя, прошедшие курсы третьего уровня. Результатом моего анкетирования, выступления перед коллегами, беседами стало создание инициативной группы учителей в составе 8 человек.

На первой встрече я ознакомила инициативную группу со своим планом развития школы. В ходе нашей встречи были обсуждены темы коуч-сессий и согласованы сроки их проведения, а также намечены шаги дальнейшего сотрудничества. Учителя попросили проводить коуч-сессии в определенный день недели и в одно и то же время, чтобы можно было заранее спланировать расписание, т.к. на начало сентября оно находится в нестабильном состоянии по ряду объективных причин.

На первой коуч-сессии присутствовало 13 учителей. Тема коучинга была определена мною следующая: «Как повысить мотивацию к обучению учащихся среднего звена через применение формативного обучения». Нужно отметить следующее: при показе видеоролика о цели и мотивации, учителям трудно было определить основной смысл ролика, приходилось задавать наводящие вопросы, чтобы вывести педагогов, пришедших на коуч-сессию, на тему и цель коучинга. Это был первый барьер, который пришлось мне преодолеть. Зато учителя четко имеют представление, какие причины ведут к повышению мотивации, а какие к понижению. Участники коуч-сессии разработали флип-чарты и защитили их. Стоит отметить, что среди участников присутствовали молодые учителя (стаж 0-1год), которые активно участвовали в обсуждении и презентации заданий, как в группах, так и в парах. В ходе первой коуч-сессии я использовала разные виды оценивания участников при выполнении предложенных мною заданий. Проведя рефлексию собственной деятельности, я выявила второй барьер: несоблюдение регламента. Я постоянно забывала дать определенное время на разработку или обдумывание какого-либо задания. Плюсом все-таки было то, что запланированный на 45 минут коучинг не затянулся на большее количество времени (иначе бы я не смогла закончить обучение в полном составе - учителя ушли бы на уроки). Рефлективный отчет о необходимых преобразованиях в школе на основе данных исследования её стартовых возможностей и рекомендации ОЭСР.

С целью проведения рефлексии была запущена следующая форма: «Две звезды, одно пожелание», что позволило сделать вывод: обсуждаемый материал и полученные знания необходимы и полезны, но не все готовы использовать разные виды оценивания на уроках, хотя понимают, что в среднем звене это хорошая стимуляция в обучении и повышении мотивации. Кроме того, учителям было интересно, как формативное оценивание можно применять на различных этапах урока и какое место оно занимает в среднесрочном планировании. Т.е. предложение директора было абсолютно оправдано.

Таким образом, исходя из результатов рефлексии, я считаю, что выбрала верный путь в определении проблемы своей практики, тем более, что она тесно связана и дублирует проблему школы, а так же на сегодняшний день является актуальной для членов нашего педагогического коллектива.

Следующий шаг - посещение уроков учителей инициативной группы и участников коучингов. В результате посещений выяснилось, что не все учителя могут применять активные методы работы, не умеют делить класс на группы, хотя используют групповую работу, работу в парах, не соблюдают тайм-менеджмент, не акцентируют внимание членов других групп на выступление одноклассников, не всегда правильно и уместно проводят взаимооценивание и самооценивание на различных этапах урока.Рефлективный отчет о необходимых преобразованиях в школе на основе данных исследования её стартовых возможностей и рекомендации ОЭСР.

На уроках казахского языка у учителя К., учителя биологии Ч., прошедших третий уровень, учителя русского языка Л., учителя изо, черчения и самопознания В., учителя математики Б., уроки были направлены на повышение мотивации, использовались разные виды формативного оценивания, что из урока в урок повышало не только мотивацию, но качество знаний, так как стимулировало учащихся на получение положительных оценок.

Исходя из данной проблемы, тема второй коуч-сессии была изменена: «Формативное оценивание на разных этапах урока в краткосрочном и среднесрочном планировании». На коучинге был проведен анализ посещенных уроков. Учителя научились составлять краткосрочный и среднесрочный план в соответствии с новыми требованиями, использовать разные виды оценивания в планировании и увидели необходимость использования 7 модулей в обучении. Было решено продолжить посещение уроков с целью устранения ошибок. Проведя рефлексию, я обратила внимание, что учителям нравится выполнять творческие задания, молодые учителя указали на то, что стали понимать, как правильно ставить SMART-цели в краткосрочном и среднесрочном планировании. Учителя со стажем выразили желание составить среднесрочное планирование по определенной параллели классов и опубликовать в республиканских педагогических изданиях.

Мною были выявлены следующие барьеры: я в очередной раз забыла использовать таймер для контроля времени при проведении различных этапов работы, работа в группах не распределена среди участников коучинга, т. е, учителя сами порой не знают обязанности членов группы, не соблюдают регламент.

Результатом работы стали разработанные учителями среднесрочные планы по определенному разделу. Учителя не только научились составлять среднесрочный план, но и указывать вид оценивания на определенном этапе урока. Поставленная мною и директором цель была полностью достигнута.

После проведенного второго коучинга, посещая уроки, я обратила внимание на изменения, которые наблюдались в организации урока. На уроках применялись активные методы работы, ученики с энтузиазмом работали, составляли флип-чарты, кластеры, концептуальные карты, а вместе с этим на уроках проходило взаимооценивание, самооценивание, оценивание групп, пар и т.д. Учителями были предложены критерии оценивания, по которым учащиеся могли оценить не только свою работу, но и работу одноклассников. Кроме того, учащиеся сами анализировали ответы своих одноклассников и выставляли оценки за урок. Рефлективный отчет о необходимых преобразованиях в школе на основе данных исследования её стартовых возможностей и рекомендации ОЭСР.

Но возникал вопрос: с повышением мотивации поднимется ли качество знаний? Вследствие чего было определено провести следующую коуч-сессию по теме: «Повышение качества знаний учащихся среднего звена через применение формативного оценивания». Данную коуч-сессию я решила предложить для проведения своей подопечной В. Это опытный педагог, практикующий в своей работе активные методы обучения. Учитель высшей категории. Уровневые курсы не проходила. Узнав, что я иду на курсы по Программе первого уровня, она сразу предложила свою поддержку и сотрудничество. В. активно участвовала во всех коуч-сессиях, интересовалась применяемыми мною стратегиями, интересовалась новым материалом, использовала его на своих уроках. Нами не раз обсуждались возникающие проблемы и пути их решения. На одной из встреч мы детально разработали тему и план коучинга. Идея полностью принадлежала моей подопечной. Выяснили, на какой результат должны были выйти. Подробно обсудили последовательность этапов, используемые стратегии, регламент работы. Подопечная тщательно изучила теоретический материал и видела суть проблемы, которую ей придется решать самостоятельно.Рефлективный отчет о необходимых преобразованиях в школе на основе данных исследования её стартовых возможностей и рекомендации ОЭСР.

Ввиду того, что в начале года расписание еще не установилось, на запланированную коуч-сессию пришло 8 человек. Результатом данной работы должны быть разработанные критерии для оценивания. Нужно сказать из посещенных уроков, я видела, что учителя уже пытаются дать критерии оценивания. Данную работу нужно было привести в систему и отработать ошибки, которые могли допустить учителя в такой работе. Учителя были поделены подопечной В. на 4 пары, каждая пара вытянула себе задание: сделать головной убор из подручных средств для зимы, весны, лета и осени. Коуч смогла умело организовать работу в группах, увлечь участников в процессе работы, смогла глубоко и доступно ознакомить учителей с теоретическим материалом, сумела нацелить участников на работу в парах, смогла объяснить принцип работы по составлению кластера. Участники творчески подошли к данному заданию, смогли оценить своих коллег, дать объективную оценку, исходя из определенных критериев, которые были предъявлены коллегам. В целях рефлексии были даны вопросы: что было легко?, что было трудно?, пожелания. Выяснилось, что учителям после проведенных коуч-сессий стало легче оценивать учащихся, легко внедрять в практику предложенную коучем информацию, теоретические знания, а трудно было за определенное время придумать и выполнить творческое задание и оценить работу коллег, не зная определенных критериев. Ограниченность во времени была постоянным барьером, который педагоги старались преодолеть на коучингах. Результатом проведенной коуч-сессии было то, что учителя высказали свое мнение о том, что при выполнении работы они руководствовались качеством исполнения задания. Т.е. была мотивация, которая в результате подняла качество.

Результатом данной коуч-сессии явились мастер-классы, которые давали учитель русского языка и литературы Л., учитель высшей категории и учитель ИЗО, черчения и самопознания В. Учителями была организована деятельность учащихся с помощью активных методов работы. Учителя, присутствовавшие на мастер-классах, увидели разные формы оценивания на различных этапах урока.

Исходя из этого, участники коуч-сессий предложили последний коучинг провести по теме «Преодоление барьеров в процессе использования формативного оценивания и пути их преодоления», а запланированный мною коучинг «Мой класс до и после преобразований» провести в форме эссе или опросника классного рукооводителя, учителя-предметника и родителей.

На четвертой коуч-сессии участники (в большей степени молодые специалисты) составляли концептуальную карту «Барьеры, возникающие при формативном оценивании», а опытные учителя предложили пути их преодоления. Проанализировав мастер-классы и указав на сильные и слабые стороны, мы на теории и на практике увидели выход из сложившейся ситуации. Проведя рефлексию, я увидела желание учителей продолжить обучение. Учителям интересно находить и узнавать новые формы оценивания и работы, которые ведут к повышению мотивации и качества ЗУН.

В начале моей практики ко мне обратилась учитель математики Б., с просьбой стать моим менти. Она пожелала повысить свое педагогическое мастерство при организации групповой работы на уроках, оценивании в группах, парах, взаимооценивании и самооценивании, хотя является учителем с 10-летним стажем и имеет достижения в работе. Обладая высоким профессиональным уровнем, все-таки испытывает затруднения в повышении качества ЗУН. Я согласилась оказать содействие в решении интересующих ее вопросов. Мною были предложены ресурсы, которые могли помочь ей в планировании работы на уроке и оценивании учеников.Рефлективный отчет о необходимых преобразованиях в школе на основе данных исследования её стартовых возможностей и рекомендации ОЭСР.

С учителем Б. была проведена серия менторинг-сессий, на которых я поделилась с менти информацией о способах организации групповой работы на уроках, эффективных стратегиях и формах оценивания, применимых на уроках.

С целью совершенствования компетенции учителя Б. была проведена менторинг-сессия «Создание коллаборативной среды на уроках математики». Менти с интересом восприняла предлагаемый мною материал о методах взаимосотрудничества учащихся на уроке. Учитель Б. предложила посетить свой урок, на котором использовала групповую работу, а при анализе урока высказала свое пожелание ознакомиться с формами оценивания разных видов работ на уроке и на различных этапах урока.

Следующая тема менторинг-сессии определилась, исходя из предлагаемых запросов менти: «Формативное оценивание на разных этапах урока». На этой менторинг-сессии я ознакомила менти с различными видами формативного оценивания и как можно применять их на разных этапах урока. Далее мы обсудили урок с их использованием.

На следующей встрече мы обсудили урок, проанализировав результативность использования формативного оценивания, выявили барьеры и нашли пути их преодоления. В ходе беседы выяснилось, что дети, слабоуспевающие стали активнее работать на уроках, выполнять домашнее задание, т.е у учащихся появился стимул работать как на уроках, так и дома. Ученикам 5-х классов нравится получать смайлики ввиде оценок, оценивать своих одноклассников и себя по таблице критериев самооценки и взаимооценки. Менти указала на еще одну возникающую проблему: иногда бывает очень трудно оценить самостоятельную, контрольную или любую проверочную работу учащихся. Нужны определенные критерии. Так определилась следующая тема нашего менторинга: «Разработка критериев для оценивания заданий по математики». В ходе четвертой менторинг-сессии я помогла менти в разработке критериев к заданиям.

За время прохождения практики я пришла к выводу, что изменения, которые происходили в школе в результате использования новых подходов в обучении, позволяют с точностью заметить, что самосознание педагогов повысилось, в результате чего повышается и профессиональный уровень. С каждой коуч-сессией количество участников увеличивалось, а те, кому не удалось посетить коучинг, приходили за индивидуальной консультацией в разработке урока, организации групповой работы, видах формативного оценивания.

На последнем коучинге я попросила написать учителей эссе в целях оценки моей деятельности. В своих работах учителя указали, что по-новому взглянули на образовательный процесс, на методы повышения мотивации учащихся, смогли понять необходимость профессионального развития и повышения профессионального уровня.

Следовательно, позиционируя себя как лидера (а на мои коучинги пришло в общей сложности 25 учителей - это четвертая часть коллектива), я смогла оказать реальную помощь коллегам в плане повышения их профессионального уровня.


План менторинга

Общие цели программы менторинга


Использование на уроках математики формативного оценивания

Ментор

Подопечный

Времен-ные рамки


Цель менторинга

Результаты менторинга

Критерии успеха как вы определите

Ментор провела беседу:

- Какие виды оценивания вы используете на уроках и на каких этапах?

- Какой вид деятельности уч-ся не оценивается вами?

- А как бы вы могли организовать оценивание на этих этапах?

- Что может дать критериальное оценивание?

Подопечная Б. обратилась с вопросом, как можно разнообразить оценивание на роках математики.

Подопечная рассказала о способах оценивания на своих уроках( поощрение, звездочка и т.д за правильный ответ, смайлики, оценочные карточки( красный, желтый , зеленый). Кроме того, подопечная пришла к выводу, что не на всех этапах урока использует оценивание, что нужно разработать критерии оценивания работ и заданий и поняла важность критериального оценивания как для уч-ся, так и для учителя.

9.00 - 9.20

Формативное оценивание как повышение мотивации к обучению

Расширение и углубление знаний по формативному оцениванию

Систематизация и углубление знаний о формативном оценивании

Критерии успеха достижения общих целей (План оценивания)

Умение рефлексировать над полученными знаниями и практикой

План коучинга

Коучинг по теме «Формативное оценивание»

Общие цели программы коучинга

Формативное оценивание как средство повышения мотивации к обучению школьников среднего звена.

Цель занятия по коучингу

Временные рамки

Тренер

Учителя

Результат занятия

Критерии успеха

Физминутка «Лодка»

9-00 - 9-02

Принимают участие в физминутке, делятся на группы

Снятие напряжения, повышение тонуса участников коучинга, умение делиться на группы

Позитивный настрой на работу

Просмотр видеоролика «Достижение цели»

9-02 - 9-07

Подводит участников к пониманию темы коучинга, задает вопросы.

Участники после просмотра делают выводы о теме коучинга.

Понятие важности мотивации, ведущей к цели

Участники могут определить тему и цели коуч-сессии



Работа в группах.


  1. - 9-10



9-10 - 9-25

1.Предлагает разработать правила работы в группах.

2.Дает задание разработать флип-чарт

1гр «Мотивация нужна для…

2гр «Мотивация не нужна, потому что…

1.Вырабатывают правила работы в группах.

2. Группы создают флип-чарты

1.Выработаны правила работы в группе.

2.Презентация флип-чартов

1.Участники знают правила работы в группе.

2.Участники умеют создавать флип-чарты и защитить их.

Задание на оценивание

9-25 - 9-30

Дает задание оценить рядом стоящего человека одним прилагательным

Дают оценку рядом стоящему

Умение оценить участника коуч-сессии

Дают оценку участникам коуч-сессии по своим критериям.

Задание «Слон».

9-30- 9-35

Дает краткую и четкую инструкцию к заданию.

Рисуют слона

Участники должны понять, на сколько важны в формативном оценивании критерии.

Систематизация и углубление знаний учителей о формативном оценивании.

Просмотр слайдовой презентации о о формативном оценивании

9-35 - 9-40

Представляет презентацию

Воспринимают и осмысливают материал презентации

Осмысленное восприятие участниками коучинга информации о формативном оценивании

Расширение и углубление знаний о формативном оценивании, его значении и степени применимости в современных образовательных подходах

Достижение целей

9-40 - 9-45

Обратная связь «Две звезды - одно пожелание»

Рефлексия участников коучинга

Умение рефлексировать над практикой (обучением)

Барьеры при проведении коучинга:

- неумение определить значимость видеоролика и его смысл.

- несоблюдение правил работы в группе членами групп;

- рабочий шум при работе над флип-чартом;

- не соблюдение времени.

7


© 2010-2022