Урок по русскому языку по теме Род имён существительных ( класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Грамматическая тема: Род имён существительных

Лексическая тема: Наше Отечество

Цели урока:

а) образовательные: познакомить с приёмами распознавания рода имён существительных, обобщить знания об имени существительном, как о части речи и его грамматических признаках, закрепить навыки, полученные на предыдущем уроке, по формированию умения определять одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные существительные;

б)развивающие: развивать мышление, речь, память, расширять словарный запас учащихся;

в)воспитательные: воспитывать интерес к учению, любовь к русскому языку, к родной стране;

Тип урока: объяснение нового материала

Метод: практический, частично - поисковый,тестирование,

словесный, игровой

Оборудование: асtіvоd, интерактивная доска, видеоролик,

отпечатанные тексты, смайлики, стикеры




Ход урока:

І. Орг. момент:

Подготовка к уроку

II. Настрой на урок:

Коррекция настроения:

  • Погладьте себя по голове .

  • Обнимите себя.

  • Пожмите соседу руку.

  • Улыбнитесь друг другу.

  • Надеюсь, ваше настроение улучшилось?

Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок.

III. Повторение изученного материала:

  1. Словарный диктант

(ученик у доски, остальные записывают слова в тетрадь )

Ветер, язык, неделя, страна, берёза, Казахстан, жизнь, море,

Кызылорда.


  • К какой части речи относятся эти слова?

  • Эти слова являются именами существительными


  1. «Игра в кубики» :

Ответить на вопросы по пройденной теме с помощью кубика:

  • Что такое имя существительное?

  • Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет.

  • Как изменяются имена существительные?

  • Имена существительные изменяются по числам.

  • Приведите примеры имён существительных в единственном и во множественном числе.

  • Какие существительные отвечают на вопрос кто?

  • На вопрос кто отвечают одушевлённые существительные.

  • Какие существительные отвечают на вопрос что?

  • На вопрос что отвечают неодушевлённые существительные.

  • Какие бывают существительные?


  • Существительные могут быть собственными и нарицательными.

  • Существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.

3.Дидактическая игра «Найди слово»:

Цель игры: проверить умения определять имена существительные. Провести психологическую разгрузку.

Учитель называет слова , дети хлопают в ладоши,если слово относится к имени существительному.

Примеры: солнечный, цветы, красивый, Родина, школа, Астана, любить, природа, родной, отец, солнце

  • Вы справились с заданием.Хорошо знаете правило и умеете различать имена существительные.

lV.Изучение новой темы:

1.Сообщение темы урока:

  • Вы много знаете об именах существительных, но это ещё не всё.Сегодня вы узнаете ещё об одном грамматическом признаке - это род имени существительного.


  1. Работа с карточками:

Разделите слова , которые находятся на карточках, на три группы, по родам:

Примеры: дом, земля, хлеб, книга, море, друг,озеро, мать,

сердце.

На доске появляется запись.


  • Почему вы слова дом, хлеб, друг отнесли к первой группе?

  • Подставляли слова « он, мой».Это слова мужского рода.

  • Что можете сказать про слова второй и третьей группы?

  • К словам второй группы можно подставить слова « она моя» - слова женского рода

  • К словам третьей группы можно подставить слова « оно моё» - слова среднего рода

3.Работа по таблице:

М.р Ж.р С.р

Он, мой Она, моя Оно,моё

, -а,-я ,-а,-я -о,-е

4.Разучивание стихотворения о родах существительных:

Женский род - запомню я

И скажу: она, моя.

И запомню род мужской -

И опять скажу - он, мой.

Средний род - оно, моё.

Это правило твоё.

5.Работа с текстом «Наше Отечество»

а)Чтение текста

б)Беседа по вопросам:

- Как называется наше Отечество?

- Почему мы Родину зовём Отечеством?

- Почему мы её зовём Родиной?

- Почему мы её зовём матерью?

в)Найти из текста имена существительные, определить их род:

примеры: Отечество- с.р,мать-ж.р, хлеб-м.р.

в) Подобрать к слову Родина ассоциации:

РОДИНА

(Отечество, мать, родные, народ, язык, природа, дом, патриот, Отчизна, улица, школа, друзья ...)

5.Подобрать к прилагательным существительные, определить род имён существительных:

Маленький ...

Сладкое ...

Горячий ...

Чистый ...

Длинная ...

Широкая ...

6. Игра «Баскетбол»

Цель игры:

Определить род имён существиельных и забросить их

в баскетбольную сетку.

Примеры: земля, лес, слово, сердце, окно, шапка, шахтер, природа, человек, домбра, поле, знание, книга.

7.Творческая работа:

Написать эссе по теме « Моя страна»

Просмотр видеоролика о природе Казахстана.

8.Закрепление. Блиц-опрос (асtivod):

1.Укажите имя существительное женского рода:

А) окно

Б) планета

В) мир

2.Укажите собственное имя существительное:

А) Друзья

Б) Картина

В) Сырдария

3. Укажите имя существительное мужского рода:

А) природа

Б) народ

В) история

9. Рефлексия

Если вам понравился урок, то покажите весёлого смайлика, а если не понравился , то покажите грустного

смайлика.

V. Комментирование оценок

«Мудр не тот, кто много знает, а чьи знания полезны»

Эсхил

VІ.Домашнее задание:

1. Выполнить упражнение №4 (по учебнику)

2. Подобрать из словаря по 5 существительных женского, мужского и среднего рода.

3. Повторить правила

© 2010-2022