Литературный проект Герои романа Война и мир Л. Н. Толстого

Визитная карточка проекта   Название проекта Герои романа Л.Н.Толстого «Война и мир» Предназначение проекта знакомство с героями романа Руководитель проекта Л.А.Зуева должность учитель русского языка и литературы e-mail [email protected] участники проекта Ученики 10 класса «Салон А.П.Шерер» Тарасевич А. Тюхай Р.   «Нормы жизни высшего общества»   В.Шарчелёв И.Кулиш   «Ростовы»   Т.Гайдук   «Болконские» С.Привалихина «Наполеон» Т.Давидовская «Кутузов» Т. Борусовская e-mail участников проекта [email protected]      
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВОКАЛАМИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6»

Северо-Енисейский район











ГЕРОИ РОМАНА «ВОЙНА И МИР»

Урок - проект ИКТ

по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» 10 класс








Зуева Людмила Аркадьевна

учитель русского языка и литературы





















Новая Калами

Апрель, 2009

Тема урока:

«Герои романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир»

Цель урока: формирование представлений о героях романа,

проблематике и особенностями композиции;

(повышение заинтересованности учащихся в прочтении произведения)

Оборудование: мультимедийный литературный проект «Герои романа Л.Н.Толстого «Война и мир».

Предварительная подготовка: домашнее задание создание раздела литературного проекта по выбору (см Приложение «Визитная карточка»)

Ход урока

I.Организационный момент

1. Сообщение о теме урока

2. Представление Визитной карточки проекта «Герои романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир»

II. Работа в условиях проекта

  1. Повторение. Предварительное знакомство с романом.

  • «Исторический комментарий» - ученики работают со схемой «Исторический комментарий к созданию романа» (Приложение №1)

1857 - после встречи с декабристами Л.Н.Толстой задумал роман об одном из них

1825 - Невольно от настоящего перешёл к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя

1812 - Чтобы понять моего героя, мне нужно перенестись к его молодости, которая совпала со славной для России эпохой 1812 года

1805 - Мне совестно писать о нашем торжестве, не описав неудач и нашего срама

Вывод : Накопился огромный материал об исторических событиях 1805-1856 годов и замысел романа изменился. В центре оказались события 1812 года, и героем романа стал русский народ.

Слово учителя: В ходе предварительного знакомства с романом нами обозначена проблематика романа.

  • «Проблематика романа» (Приложение) Выступления учеников.

- военные события

1. Военные неудачи 1805-1806 гг;

2.Роль отдельных личностей в военных событиях и в истории (М. Кутузов

и Наполеон);

3. Великая роль русского народа, решившего исход Отечественной войны

1812 года

- Актуальные вопросы 60-х годов 19 века

1. Роль дворянства в государстве (Болконские, Ростовы, Василий Курагин, Безуховы);

2.Личность истинного гражданина Родины (Андрей Болконский, Пьер Безухов);

3.Эмансипация женщин (Наташа Ростова, Мария Болконская, Элен Безухова)

4 Значительные события общественной и политической жизни страны

( бунт богучаровских крестьян, возмущения городских ремесленников, преобразования в деревне Пьера Безухова, законотворческая деятельность Сперанского).

  • «Смысл названия романа»

«мир» - это не только мирная жизнь, но и та общность, то единение, к которому должны стремиться люди (Люди «мира» Болконские, Ростовы, Безухов, Кутузов)

«война» - разъединение людей (Курагин, наполеон, Александр 1)

??? В чём особенности жанра произведения Л.Толстого?

Слово учителя: Итак, нами обозначены основные сюжетные линии, проблематика, жанр произведения. Мы правильно решили на предыдущих уроках, что невозможно решение каких-либо проблем без героев. Вспомним эпиграф к нашей 1 встрече с романом (предложить ребятам зачитать из лекции)

«Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорождённого ребёнка до последней вспышки умирающего старика, все горести и радости, - всё есть в этой картине».

Эпиграф сегодняшней встречи «Я старался писать историю народа». Всего более 500 литературных образов задействовано в романе

Кто же этот народ? Вы сделали свой выбор в ходе подготовки проекта. (Приложение №3)

Работа с текстом романа. Работа с текстом 1 главы.

Выступления учеников.

  • Салон А.П.Шерер -

    1. Знакомство с героями в чёткой последовательности:

-Срывание масок с героев (фрейлина Шерер, министр Князь Василий Курагин, Элен, Ипполит);

-«чужие» в гостиной (Андрей Болконский, Пьер Безухов);

-роль русского языка в жизни героев.

?? В какой последовательности представлены герои?

Василий Курагин - важное лицо в государстве. Задание. Зачитать несколько фраз относительно Курагина. (Важно-снисходительный, хитрый и насквозь фальшивый.)

Анна Павловна Шерер. Задание. Зачитать несколько отрывков. (Анна Павловна «угощала» своих гостей иностранцами, сервировала… виконта Отметить артистичность фрейлины. - плоское лицо, значительный вид, изысканные манеры - и тоже фальшь.)

Ипполит, Элен. (Характеристика героев. Примеры из текста)

?? Кто был чужим в этой гостиной - Пьер - зачитать отрывок. Пьер был неуклюж и уже поэтому совсем неуместен в гостиной Анны Павловны.

-И последним вошёл в гостиную Андрей Болконский.

?? Обратите внимание на обилие французского языка? Зачем?

2. Литературные мультимедийные проекты учеников. (Приложение №4)

  • «Нормы жизни представителей высшего общества»

?? Кто из представленных вами герое вызывает у вас симпатию, уважение?

Слово учителя. Вечер у Анны Павловны сменяется кутежами Долохова. Далее нас знакомят с семьёй Ростовых, Болконских.

  • «Ростовы». Выступление ученицы.

- комментарий учителя. ?? Ты бы хотела быть Наташей Ростовой?

  • «Болконские»

-комментарий учителя.

Слово учителя. И в салоне А.Шерер, и у Ростовых, и у Болконских и у постели умирающего графа постоянно ведутся разговоры О Наполеоне. Как вы думаете почему?

  • «Наполеон» - выступление ученика.

  • «Кутузов» - выступление ученика.

Мы познакомились с героями романа, с которыми пройдём через всё произведение. Нами обозначена проблематика романа. Но кто же главный герой,? По словам Л.Н.Толстого - русский народ. А это уже другой проект. К которому мы подойдём уже следующем уроке. уроке.

Д.З. Тема след урока «Изображение войны 1805-1806года». Задания в индивидуальном порядке по выбору.

III.Экспересс-контроль Электронный тест.

1. Оценки за урок: оценка за выступления учеников, оценка за подготовленные проекты, оценка за тест. Можно вывести среднее арифметическое.

Методические рекомендации к уроку

  1. Чтение романа Л.Н.Толстого. Предложить прочитать на лето перед началом учебного года.

  2. За 2 недели перед изучением романа предложить на выбор темы литературных медиапроектов. Желательно 100% участие учеников в подготовке проектов.

  3. К уроку прилагается копилка для учеников и учителя.

Литература к уроку

  1. Л.Лебединская. Живые герои. Детская литература. М., 1982

  2. С.Бочаров Роман Толстого «Война и мир».- Мю, 1987г

  3. Долинина Н.Г. По страницам «Войны и мира»,-Л., 1978.»

  4. Интернет-ресурс «Л.Н.Толстой»



© 2010-2022