Прект урока русского языка «Правописание о – е после шипящих и ц» (7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Проект урока.

Предмет: русский язык.

Класс: 7.

Тема: «Правописание о - е после шипящих и ц».

Программа: Программа по русскому языку к учебникам для 5 - 9 классов. М.М. Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов

Учебник: Русский язык. 7 кл,: учебник для общеобразоват.учреждений/М.М. Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред.М.М.Разумовской, П.А.Леканта. - 11-е изд.,перераб. - Москва.: Дрофа, 2007 г.

Тип урока: систематизация и обобщение изученного

Учитель: Полякова Ирина Ивановна, МБОУ ОШ с.Грудцино

Образование: высшее педагогическое



Ценности, положенные в основу урока: трудолюбие, творческий поиск, самостоятельность, ответственность, толерантность, нравственность, культура.

Актуальность проектирования: проектирование урока позволяет прогнозировать деятельность учителя и ученика на уроке, позволяет увидеть результат работы на уроке.

Место урока в разделе школьной программы:

В тематическом планировании данная тема «Правописание о - ё после шипящих и ц» рассматривается в разделе «Повторение изученного в 5 - 6 классах»(параграф 7 «Правописание: орфография и пунктуация»). В учебнике данной теме предшествовала тема: «ъ и ь», последующая тема «Обозначение на письме гласных и согласных звуков в составе морфем».

Данный урок рассматривается в качестве одного из структурных звеньев программы 7 класса, во взаимосвязи с предшествующими и последующими темами курса. На него отводится 1 час.

Описание исходного уровня знаний, умений, навыков учащихся.

Учащиеся к началу 7 класса знают:

  • определения основных изучаемых вV -VI классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографические и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

Умеют:

  • аргументировано доказывать принадлежность слова к той или иной части речи;

  • производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в V - VI классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;

  • пользоваться различными видами словарей; с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;

  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, писать слова с изученными орфограммами ; находить и исправлять орфографические ошибки.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По связной речи.

  • Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли;

  • отвечать на вопросы по пройденному материалу;

  • выступать по заданной теме;

  • выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.

Психолого-педагогическая характеристика класса.

В классе 7 человек. Из них 2 девочки и 5 мальчиков. В целом класс дружный, сплоченный. Дети с уважением и заботой относятся друг к другу. Готовы помочь в трудную минуту. Отношений эгоизма, вражды нет. Большинство ребят отзывчивые, трудолюбивые, стараются выполнять все поручения учителей и классного руководителя. У многих хорошо развито чувство ответственности за свои поступки и поступки своих товарищей, развиваются способности к самодисциплине и критической самооценке. В классе есть группа активистов, участвующих в подготовке и проведении мероприятий класса и школы, участники районных и областных конкурсов.

По уровню развития учащихся можно разделить на 3 группы.

2 человека - средне-высокого уровня развития. Учащиеся имеют хороршую память, хорошие знания по русскому языку. Они могут работать самостоятельно, проводить обобщения фактов, сопоставление, вести исследовательскую работу, способны аргументировать свои высказывания.

1 человек - среднего уровня развития. Имеет достаточные знания, может рассуждать логически, приводить примеры, подтверждающие правила. Обладает любознательностью.

4 человека обладают слабыми способностями в освоении предмета. Они способны проговаривать известные правила и понятия. Имеют творческое воображение. Но плохо усваивают материал, затрудняются в выполнении самостоятельной работы, обладают кратковременной памятью.

На данном уроке необходимо предусмотреть задания для всех групп учащихся, создать ситуацию успеха, чтобы поддерживать интерес к предмету, мотивацию к дальнейшему обучению.

Задачи урока:

Дидактические:

  • Выявить уровень знаний учащихся по теме;

  • сконструировать способ выбора гласных букв о, е при написании корней слов, суффиксов и окончаний самостоятельных частей речи с основой на шипящий и ц;

  • зафиксировать способ в модели.

Развивающие:

  • развивать начальные формы теоретического мышления;

  • развивать познавательные умения, умения учебного труда ребенка как субъекта учебной деятельности;

  • формировать способности учащихся наблюдать, сравнивать, классифицировать.

Воспитательные:

  • Воспитывать дисциплинированность, ответственность за выполнение заданий, самостоятельность, толерантность;

  • осуществлять учебное взаимодействие в разных формах работы;

  • воспитывать познавательный интерес;

  • углублять знание родного языка.





Средства обучения. Оборудование урока:

  • учебник под ред.М.М.Разумовской;

  • мультимедийное оборудование;

  • диск к учебнику М.М.Разумовской «Русский язык 7 класс»;

  • листы бумаги А 4, маркеры;

  • карточки для индивидуальной работы.

Формы организации учебной деятельности:

  • Фронтальная работа;

  • Индивидуальная работа;

  • Работа в парах, группах;

  • Моделирование способа действий;

  • Самостоятельная работа.

Основные способы организации учебной деятельности:

Преобразующий, творческий, исследовательский.

Структура и основные этапы урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

  3. Словарная работа.

  4. Постановка учебной задачи.

  5. Решение учебной задачи.

  6. Моделирование ситуации.

  7. Тренировочные упражнения на закрепление темы. Самостоятельная работа учащихся.

  8. Итоговая рефлексия.

  9. Инструкция к домашнему заданию.











Ход урока.

Время

Содержание урока

Психолого-педагогическое обоснование деятельности учителя

Ожидаемый результат со стороны учеников

1-2 мин.

І. Оргмомент.

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Ребята, что я вам пожелала?(Здоровья).

-А теперь вы поздоровайтесь со мной и друг с другом. Я очень рада нашей новой встрече. Давайте улыбнемся, потому что мы встретились с вами и вместе проведем целый урок.

Создание положительного эмоционального фона необходимо учителю для дальнейшей совместной работы на уроке.

Положительные эмоции детей, настрой на учебный диалог.

5 -8 мин.

І І. Актуализация опорных знаний.

1)На доске(на экране) записано предложение:

Седят чирничьки

В темнай тимнички

Нижут бесерок на ниточьки. (Пчелы)

-Ребята, кто сможет сформулировать задания.(Отгадать, кто это. Записать, исправив ошибки, объяснить и подчеркнуть орфограммы).

-Тот, кто выполнит задание первым, исправит ошибки на доске. А вы зададите ему вопросы, хорошо?



-Проверьте работы друг у друга(взаимопроверка).

-Поднимите руку те ребята, чей сосед справился с заданием без ошибок.

2) Проверка домашнего задания.

-Ребята, а какие виды орфограмм в корне словане встретились нам в предложении? Приведите примеры из домашней работы.



3)Теоретические понятия.

-Какие языковые средства использовал автор при составлении загадки?(Слова в переносном значении, олицетворение, использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Повторение изученного на предыдущих уроках. Весь этап урока направлен на создание ситуации успеха, предполагается, что с заданиями может справиться любой ребенок в классе.

Ученикам дается возможность самим сформулировать задания, тогда они подходят к их выполнению более осознанно.

Запись дана с «ошибкоопасными» местами.

Повторение предыдущего материала(по учебнику данной теме предшествовал раздел «Повторение изученного в 6 классе»: «Правописание:орфография и пунктуация», включая темы «ъ и ь», виды орфограмм в корне»).

Домашнее упражнение(Упр.94 по учебнику М.Разумовской, М.:Дрофа, 2007) включало осложненное списывание предложений с различными видами орфограмм и пунктограмм.

Такой способ проверки позволил затратить меньше времени.

Связь с темами 5-6 класса «Лексическое значение слова», «Слова в переносном значении», установление межпредметных связей с уроком литературы.

Сами формулируют задания.

Задают вопросы(вт.ч. о постановке запятой).

Повторение термина «однородные члены предложения».





Осуществляют взаимопроверку.



Учащиеся выборочно приводят примеры из ДЗ.





2 мин.

ІІІ. Словарная работа.

Происхождение слова бисер.

БИ́СЕР, бисера, мн. нет, ·муж. (·араб. busr). Очень мелкие стеклянные цветные бусы для вышивания и для украшения. Низать бисер. Вышивать бисером.

• Писать бисером - ровным и очень мелким почерком. (переносн.)Метать бисер перед свиньями (ирон.) - говорить о чем-нибудь, превышающем понимание слушателя (выражение взято из Евангелия, где слово бисер значит жемчуг).

-Овладеть искусством бисероплетения нелегко. Какие качества для этого нужны? А нужны ли эти качества при изучении родного языка?

-Будем стараться? Тогда двигаемся дальше.

Использование слайда презентации. Словарная статья.

Словари В.Даля, М.Фасмера имеются в кабинете.

Краткая запись в словарики учащихся.







Воспитание нравственных качеств.

4 мин.

2 мин.





2 мин.





ІV. Постановка учебной задачи.

1) Беседа с учащимися.

-Ребята, а мы забыли про отгадку нашей загадки. Назовите ее. Запишите отгадку. В какой части слова «пчелы» - орфограмма?

-Какую букву вы написали? Почему?

-Как вы думаете, случайно ли я выбрала загадку?

-Какую тему мы будем изучать?

2)Словарный диктант.

Учащимся раздаются индивидуальные карточки, где записаны слова с пропусками.

-Ребята, вставьте пропущенные буквы. Если сомневаетесь в написании, то букву можно пропустить.

Девчонка, парчовый, ежовый, ночевка, печет, стережет.

- Испытали ли затруднения? Почему?

Подготовка к восприятию темы урока .Работа ведется в режиме учебного сотрудничества с учащимися.

Учитель добивается того, чтобы все этапы урока были взаимосвязаны, и ученики осознавали, что сотрудничают с учителем в создании урока.

Текущая диагностика.

Правильный ответ в ходе обсуждения появляется на экране.

Учащиеся воспроизводят правило, изученное в начальной школе, 5, 6 классе о правописании буквы Ё после шипящих и ц в корне слова).

Формулируют тему урока.



Ситуация интеллектуального затруднения.

3-4 мин.

V. Решение учебной задачи.

-Давайте вспомним и сформулируем все правило написания о-е после шипящих и ц в корнях, суффиксах и окончаниях.

На экране:

Чёрный - чернота Свечой - тучей

Жёлтый - желток Ежом - сторожем

Щёчка - щека Борщом - товарищем

Малышом - Алешей

За отцом - за братцем

Прочитайте пары слов. По какому принципу составлены пары?

-Итак, что нужно сделать, когда мы открыли способ выбора буквы?(прочитать правило в учебнике).

Прочитаем правило(Диск).

Что мы не отметили?

Слова-исключения, отглагольные существительные.

Исключения: шорох, шов, капюшон, крыжовник, трущоба, жонглер, шоу и др.

В случае затруднения обращаемся к примерам учебника или к экрану проектора.

Использование проблемно-поисковых приемов.

Работа с учебником и диском.

Формулирование выводов.

10-15мин.

VІ. Моделирование ситуации.

1)Учитель: В книге способ выбора буквы записан словами. Попробуем отразить правило схематично, составим модель.

-Как вам удобнее выполнить это задание: самостоятельно, в парах или группах?(каждый выбирает).

2)Процесс моделирования.

3)Обсуждение. В ходе анализа однотипные модели вывешиваются друг под другом( если модели похожие, однотипные, можно ограничиться кратким комментарием: «И у нас такой же способ», «И мы так думаем». Выбор оптимальной модели, которая зачерчивается всеми учениками в тетрадь.

Учитель создает проблемную ситуацию.

Время ограничено(5-7 мин.)

Лучше выполнять задание в группах, они могут высказать собственное мнение, выслушать товарища.



Учитель координирует межгрупповой диалог.

Дети начинают и завершают работу одновременно.

Представители каждой группы(или пары) представляют модель. Модель-рисунок фиксируется магнитами на доске с обязательным указанием авторов(всех членов группы) в один ряд.

В ходе обсуждения ученики сами дополняют, уточняют модели.

10 мин.

VІІ. Тренировочные упражнения на закрепление темы.

-Ребята, что мы обычно делаем после открытия нового способа действия и составления соответствующей модели? Правильно тренируемся, чтобы запомнить этот способ.

1) Распределительный диктант. Запишите в два столбика(о - е), обозначьте морфему, определите части речи.

Плюшевый, дешевый, девчонка, холщовый, ночевка, речонка, лучше, товарищем, горячо, большой, решетка, врачом, богачом, ожег палец.

-Поднимите руки те, кому эти задания уже легко выполнять?

-А еще немного тренировки не помешает?

2) Практикум с использованием упражнений на мультимедийном диске(групповая и индивидуальная работа).











Большая часть практической работы, контроль за освоением темы учениками будет осуществлен на следующем уроке.

Применение модели на практике.

1- 2 мин.

VІІІ. Итоговая рефлексия.

-Какую задачу мы решали на уроке? Решили?

-Кто хочет задать итоговые вопросы?(Какое правило повторили? Что удалось узнать?)

Какой шаг будет следующим? Что будем делать завтра?

-Есть ли другие вопросы?

-Кого сегодня можно похвалить?

-Кому сегодня мы поставим хорошие отметки?

Задача учителя похвалить за выполненную работу, поэтому на этом уроке неудовлетворительных оценок быть не может.

1-2 мин.

ІХ. Домашнее задание.

1) Ребята, дома вы можете описать, что важного сегодня было на уроке. Прочитайте свое сочинение родителям. Спросите, знают ли они это правило?(Сочинение-рефлексия).Для выполнения задания учитель (по желанию учеников) дает карточку с незаконченными предложениями. Ребенок может ответить на все вопросы или на некоторые из них:

  1. Мне было интересно…

  2. Мы сегодня узнали…

  3. Я сегодня понял, что…

  4. Мне было трудно…

  5. Завтра я хочу на уроке…

2)Другой вариант выполнения домашнего задания: составить словарный диктант на изученную тему или выполнить упражнение учебника.

Инструкция: представьте, что вы учитель. Ваша задача - выбрать для своих учеников слова на правила, которое повторили сегодня. Помните, что ваши ученики - это ваши одноклассники, подберите интересные задания, с которыми мы сможем справиться.

3) Задание для тех, кто любит работать со словарями. Выяснить в этимологическом словаре(в т.ч. электронном) происхождение слов: решетка, крыжовник, капюшон, мешок, шорох.

4) Ребята, возможно и выполнение упражнения 292 учебника. Там тоже есть, над чем задуматься.

-Спасибо за урок.

Учитель дает инструкцию к выполнению.

Задания даются дифференцированно. Комментарий учителя, мотивация учеников. Задания даются на выбор.

Данная установка на желание учеников служит своеобразной диагностикой: на следующем уроке можно увидеть заинтересовал ли урок, по силам ли ученик выбрал задание, степень выполнения.

Учитель обращает внимание, что ученики могут справиться с каждым заданием, что слишком легких заданий нет, чтобы ученик почувствовал свои силы и не утратил желания развиваться дальше.

Учащиеся сами определяют посильное задание.







































Самоанализ урока по теме «Правописание о - е после шипящих и ц».

Данный урок подготовлен для решения задач личностного развития учащихся, обеспечивают их продвижение в развитии и усвоении знаний.

Темы «Написание о - е после шипящих в корне слова», «Написание о - е в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных» поэтапно, разрозненно изучались в начальной школе, 5, 6 классах. Ученики имеют представление об основном правиле написания, алгоритме и способе действий(каждый на индивидуальном уровне).

В 7 классе учитель поставил задачу систематизировать знания учеников, повторить наиболее трудные случаи правописания о - ё после шипящих(правописание суффиксов отглагольных существительных, страдательных причастий прошедшего времени). Данное обобщение позволяет высвободить время на последующих уроках для выработки практических навыков, для актуализации знаний учеников по более сложным разделам курса, облегчит в последующем восприятие написания суффиксовсуффиксов наречий(«Буквы о, е на конце наречий после шипящих»).

Тип урока: систематизация и обобщение изученного, но на новом этапе обучения, с использованием ситуации моделирования способа действий.

В начале урока создан положительный эмоциональный фон урока. Далее учитель смотивировал учеников на выполнение заданий. Детям предоставляется определенная степень самостоятельности при выполнении заданий. На уроке частично осуществляется передача учащимся учительских функций контроля и оценки действий. Именно позиция «учителя» способствует формированию мотива проверки действий, позволяет пятикласснику глубже понять способ действия, найти и исправить в последующем собственные ошибки.

В качестве дидактического материала использовался материал учебника(рубрика «Понаблюдайте!», тренировочные упражнения), мультимедийное приложение к учебнику(проблемные задания и упражнения), задания, подобранные учителем.

Задания, предложенные на уроке отвечали следующим требованиям: они были направлены на то, чтобы учащиеся целенаправленно использовали известный способ действия(действовали в соответствии с планом) и способы самопроверки при его использовании; обязательными были задания, содержащие ошибки(их выполнение предполагало поиск, обнаружение, исправление ошибок и анализ их причин; среди предложенных заданий были задания с «ловушками»(ситуации открытого незнания). В процессе урока дети учатся разграничивать собственное знание и незнание, задавать вопросы, вместе с учителем учатся оценивать свою работу.

Ученики приобрели некоторый опыт работы в паре, группе. Роль учителя состояла не только в том, чтобы научить определенному способу действия по правилу, но и в организации учебного сотрудничества, в умении подхватить инициативу детей.

В результате групповой работы учащиеся учились не только составлять способ действия. Главное - ребенок учится видеть другую точку зрения, аргументировано принимать или отвергать ее. Ученик приобретает способность участвовать в учебном диалоге.

Учитель являлся равноправным участником обсуждения(сознательное неоглашение собственной точки зрения), в случае затруднения организовывал взаимодействие так, чтобы ученики смогли сами дополнить, уточнить, исправить модели. Это способствовало формированию такого важнейшего качества личности, как самооценка, без которого участие ученика в учебной деятельности в качестве ее самостоятельного субъекта невозможно.

Составленные учениками модели, последующее выполнение упражнений позволили сделать вывод, что тема усвоена, цели урока достигнуты. Содержательный итог урока представлен в наглядной форме(разработанные модели на доске), схема-модель зарисована в рабочую тетрадь. Во внеурочное время ученики составили нарисованные ими на уроке схемы в компьютерном варианте(Приложение к уроку).

Развитие регулирующего компонента учебной деятельности осуществляется при проведении взаимоконтроля и взаимооценки (проверка задания в парах), планирующего самоконтроля (составление плана деятельности на урок), прогностической самооценки (ситуация выбора на этапе работы надмоделью), итоговой самооценки.

Исходя из разноуровневой модели класса, на уроке применяется дифференцированный подход. Проводятся разные виды дифференциации: по уровню сложности, по степени самостоятельности, по степени и характеру помощи, по уровню творчества. При выполнении дифференцированных заданий учащиеся поднимаются на более высокую ступень развития.

Это положительные итоги урока, которые необходимо воспроизвести на следующем уроке. Не во всех группах учащихся получилось групповое взаимодействие, такой способ взаимодействия возможен при достаточно высоком уровне самостоятельности у каждого члена группы. Есть учащиеся со слабыми познавательными интересами, недостаточно развитой мотивацией к обучению, невысоким уровнем мировоззренческих качеств. Необходимо в дальнейшем продолжить формирование данного навыка. Необходимо обратить внимание в дальнейшем, чтобы каждый ученик принял участие в «защите» модели(или мог проговорить данное сообщение, ответить на вопрос по модели).

Домашнее задание было продумано таким образом, чтобы у учеников сохранилась возможность выбора: выполнить упражнение по модели(простейший уровень), составить словарный диктант по изученному материалу(поиск примеров из учебника, Интернет-ресурсов и т.п.), написать сочинение-рефлексию(более высокий уровень сложности).

Таким образом, можно считать данный урок развивающим, т.к. в процессе урока осуществилось слияние процессов обучения, развития и воспитания.Замысел урока удалось реализовать.

Список литературы.

  1. Бройде М.Е. русский язык в упражнениях и играх. - М.:Рольф, 2001.

  2. ГинА.А.Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. - 9-е изд. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2009.

  3. Дусавицкий А.К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя/А.К.Дусавицкий, Е.М.Кондратюк, И.Н.Толмачева, З.И.Шилкунова. - 2-е изд. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.

  4. Лебедев В.А. Поурочные разработки к учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. «Русский язык. 5 класс». - М.:Дрофа, 2001.

  5. Уроки русского языка в 5 классе. Поурочные планы(по программе М.М.Разумовской)/ Сост.Н.О.Крамаренко. - Волгоград:Учитель, 2005.

  6. Школа педагогического мастерства: семинары-практикумы, фестиваль педагогических идей/авт.-сост.И.С.Белова. - Волгоград:Учитель,2009.

  7. gramota.ru









Приложение № 2. Дидактический материал к уроку.

Карточки для индивидуальной работы по уровню умений учащихся(этап тренинга).

1 тип(низкий и средний уровень развития: работа по образцу).

Задание. Вставьте пропущенные буквы. По сходству или по различию написания объединены эти слова в группы.

Туш_нка - рубаш_нка, деш_вка - ноч_вка, щ_тка - трещ_тка, стаж_ры - обж_ры, собач_нка - печ_нка, пш_нка - душ_нка, стриж_м волосы, любоваться стриж_м, ключ_м - ни при ч_м, нипоч_м - печ_м, сгущ-нка - распаш_нка.

2 тип(средне-высокий уровень развития).

Задание. К заданным словам подберите из предложенных справа слов анлогичные по форме и написанию. Какие слова не войдут ни в одну из групп. Почему?

Пшенка мальч_нка, жж_нка, печ_нка, сгущ_нка, туш_нка, бумаж_нка,

Девчонка рубаш_нка, беч_вка, нож_вка, размеж_вка.

3 тип(высокий уровень развития).

Найди ошибки!

Чопорный чёрт в чорной шёлковой одежонке сидел на жостком диване и пил дешёвый кофе из жёлудя из тяжолого самовара, стоящего на парчовой скатерти шоколадного цвета. Чёрт был большой обжора и объедался крыжёвником со сгущённым молоком. Потом он решил станцевать чечётку. Но не очень удачный танцор совершил неудачный скачёк, врезался в самовар и обжёг свой пятачёк с мягкойшорсткой. Ожог был тяжёл. Огорчённый чёрт сунул обожжённый пятачёк в бочонок с мочёными яблоками.

Прект урока русского языка «Правописание о – е после шипящих и ц» (7 класс).

© 2010-2022