Серебряный век Акмеизм

Разработка урока по литературе. Модернистскими в литературоведении принято называть прежде всего три литературных течения, заявивших о себе с 1890 по 1917 год. Это символизм, акмеизм и футуризм. В данной разработке речь пойдет имеенно о Акмеизме. рассмотрены такие разделы как: Акмеизм генетически связан с символизмом; Акмеизм и символизм; Основные мотивы поэзии Акменистов, Основные поэтические приемы акменизма, Основные приемы представителей акмеизма, влияние акмеизма на русскую духовную культуру.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ


МОДЕРНИЗМ

(конспект учебника для 11 класса под ред. В. В. Агеносова; изд. 3-е; М., «Дрофа», 1998)

ВСеребряный век АкмеизмОЗМОЖНОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ К УРОКУ:

Стр.38-44,

Вопросы:

  1. Составьте план статьи учебника «Акмеизм».

  2. Дайте определение акмеизму как поэтическому течению Серебряного века// по учебнику, словарю, словами самих поэтов символистов.

  3. Сформулируйте основные принципы акмеизма.

  4. Сопоставьте принципы символизма и акмеизма. Найдите общее и различное.

  5. Дайте понятие основных понятий поэтики акмеизма (творчество, поэзия, требования к поэту и поэтической речи).

  6. *Сопоставьте эстетические принципы и основные мотивы в творчестве поэтов-символистов и поэтов-акмеистов

  7. *Определите основные поэтические приемы, используемые поэтами-акмеистами.

  8. *Определите вклад поэтов-акмеистов в русскую духовную культуру

ВСеребряный век АкмеизмОЗМОЖНЫЙ ПЛАН СТАТЬИ УЧЕБНИКА:

Акмеизм

1. История возникновения акмеизма

2. Основные художественные принципы акмеизма. Акмеизм и символизм

3.Основные мотивы поэзии акмеизма

4. *Основные поэтические приемы акмеизма

5. *Поэтические судьбы основных представителей акмеизма

6. *Влияние акмеизма на русскую духовную культуру

Курсивом выделены вопросы и пункты плана для классов с углубленным изучением предмета









Модернистскими в литературоведении принято называть прежде всего три литературных течения, заявивших о себе с 1890 по 1917 год.

Это символизм, акмеизм и футуризм.

2.Акмеизм

«мир бесповоротно принят акмеизмом,

во всей совокупности красот и безобразий»

(С.Городецкий)

2.1.Акмеизм генетически связан с символизмом

Возникло течение в начале 1900-х годов молодыми поэтами, посещавшими в 1900-е годы «ивановские среды» (т.е.собрания на петербургской квартире Вяч. Иванова, прозванной поэтами «башней»).

1906-1907 годы сложилась группа поэтов (именовавшая себя «кружком молодых») объединенных оппозиционностью к поэтической технике символизма: стремление научиться у символистов стихотворной технике соединялась с желанием преодолеть умозрительность и утопизм символистских теорий.

1909 год - «кружок молодых» во главе с С. Городецким (зд. Н. Гумилев, А. Толстой) организовал журнал «Аполлон» и, позднее, «Общество ревнителей художественного слова» (позднее - «Поэтическая академия», а с октября 1911 года - «Цех поэтов»).

1912 год участники «Цеха поэтов» во главе с Городецким и Гумилевым объявили о создании нового поэтического течения - акмеизма, что привело к размежеванию внутри «цеха».

Акмеисты

Цех поэтов

Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий,

О. Мандельштам, М. Зинкевич, В. Нарбут

Г. Адамович, Г. Иванов, М. Лозинский

и др.

Акмеизм (от греч. Acme - «высшая степень чего-либо, расцвет, вершина, острие»)

Сверстники футуристов, акмеисты в своих программных заявлениях стремились размежеваться и с ними и с символистами. Программной принято считать статьи М. Кузьмина «О прекрасной ясности» (опубликована в 1910г.), давшей еще одно название акмеизму - кларизм (от лат. Clarus - ясный) и статью Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» в которых содержатся основные принципы нового поэтического течения:

2.2.Акмеизм и символизм Сопоставление с материалом прошлого урока

Серебряный век АкмеизмСеребряный век АкмеизмСеребряный век АкмеизмАкмеизм

Символизм


  • оценка состояния литературы,

  • надежда на возрождение возложена на «новые течения»

  • жажда обновления жизни,

  • декларация относительности всех ценностей,

  • утверждение индивидуализма (абсолютные права личности)

  • Поэты-символисты, признанные акмеистами: М. Кузьмин, И. Анненский, А. Блок

  • Серебряный век АкмеизмСеребряный век Акмеизмлогичность художественного замысла

  • разум и гармония

  • мистическое содержание,

  • абсолютизация иррациональных начал творчества

  • четкость организации всех элементов художественной формы

  • символы

  • стройность композиции,

  • нормативность творчества


  • расширение художественной впечатлительности

неприятие утилитаризма в искусстве

  • предметный мир значителен сам по себе

  • предметный мир являет высшие сущности,

  • отказ от социальных и гражданских тем

  • попытка заново открыть ценность человеческой жизни,

  • проповедь «земного» мироощущения

  • вкус к подлинности

- стремление познать непознаваемое

  • связь с пространственными искусствами

музыкальность

2.3.ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ПОЭЗИИ АКМЕИСТОВ

Серебряный век АкмеизмСеребряный век АкмеизмАкмеизм

Символизм

Главные принципы эстетики

Основные мотивы в творчестве

Главные принципы эстетики

Основные мотивы в творчестве

1.Стилистическое равновесие

2. Живописная четкость образов

3.Точно вымеренная композиция

5. Отточенность деталей

6.Эстетизация хрупких граней вещей

7.Психологизм героя

Тоска по мировой культуре

Память

«Домашняя атмосфера»

Любование «милыми мелочами»

Движение

Перечисление вещей (психологическая характеристика)

Совести

Сомнения

Душевной тревоги

Самоосуждения

Жажда приобщения к высшей реальности


1. «Искусство для искусства»

2. Разрыв с традиционной моралью

3. Неприятие окружающего мира

3. Рафинированная утонченность

4. Осознание себя носителем высокой, но гибнущей культуры

1. Религиозно-философские поиски (Платон, Вл.Соловьев, Ф.Ницше)

2. Конструирование мира в процессе творчества (вместо традиционного познания мира)

3. Творчество выше познания!

4. «Постижение мира иными, не рассудочными путями»

Высшие сферы жизни неподвластны рациональному познанию

5. Искусство способно проникать в сферы (высшие) «мировой души» и «абсолютных идей»

Бессилие

Вдохновение

Воля к смерти

Душевная усталость

Кризис

Намек

Недосказанность

Отчаяние

Ощущение конца жизни и обреченности человека

Пессимизм

Прозрение

Таинственность

Угасание

Утаенность смысла

2.4. Основные поэтические приемы акмеизма

  1. Логичность художественного замысла.

  2. Стройность композиции произведения

  3. Отточенность деталей

  4. Эстетизация хрупких граней вещей

  5. Психологизм героя

  6. Связь с пространственными искусствами

2.5. Поэтические судьбы основных представителей акмеизма


Серебряный век АкмеизмСеребряный век АкмеизмСеребряный век АкмеизмПоэтическое имя

Типичные акмеистические черты

Черты, не присущие поэтике акмеизма

Серебряный век АкмеизмСеребряный век Акмеизм

Николай Гумилев

Романтизация мужественности

Филигранная отделка стиха

Религиозно-мистический поиск

(«Огненный столп» 1921)

Анна Ахматова

Традиции русской классики

психологизм

Нравственные поиски

Осип Мандельштам

«Тоска по мировой культуре»

Философское осмысление истории

Повышенная ассоциативность слова

2.6. Влияние акмеизма на русскую духовную культуру


  1. Новаторство в областях поэтики и эстетики.

  2. Проникновение в другие искусства и виды искусств.

  3. Усиление личностного начала в искусстве.

  4. Утверждение духовных ценностей «естественного» человека.

© 2010-2022