Рабочая программа по русскому языку 10-11 класс

Данная программа предполагает работу с учебником Н.Г. Гольцовой, В.В. Шамшмна. М.А. Мещериной «Русский язык. 10-11 класс» и обеспечивает повторение при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Рабочая учебная программа по русскому языку для 10-11 классов (базовый уровень) составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень), Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень) а также п...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Рабочая учебная программа по русскому языку для 10-11 классов (базовый уровень) составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень), Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень) а также программы Гольцовой Н.Г. «Русский язык. Программный курс. 10-11 класс». Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся и способствовать восприятию языка как системы.

Данная программа предполагает работу с учебником Н.Г. Гольцовой, В.В. Шамшмна. М.А. Мещериной «Русский язык. 10-11 класс» и обеспечивает повторение при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Общая характеристика учебного предмета

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его со­циальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Как средство познания действительности русский язык обес­печивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятель­ности, самообразования и самореализации личности. Будучи фор­мой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку на базовом уровне, как и на предшествующем этапе, структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межна­ционального общения.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез язы­кового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, примерная программа создает условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению русского языка в старших клас­сах.

На базовом уровне, прежде всего, решаются проблемы, свя­занные с формированием общей культуры, с развивающими и вос­питательными задачами образования, с задачами социализации лич­ности. Таким образом, базовая школа обеспечивает общекультур­ный уровень человека, способного к продолжению обучения в обра­зовательных учреждениях высшей школы.

В содержании программы предусматривается интегрированный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.

Цели обучения русскому языку на базовом уровне

Изучение русского языка в 10-11 классах направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культур­ной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального об­щения;

  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адапта­ции; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбо­ру профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; ин­формационных умений и навыков;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифи­цировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нор­мативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной ре­чевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфо­графической и пунктуационной грамотности.


Место предмета в учебном плане

Учебный план предусматривает обязательное изучение русского языка на ступени среднего (полного) общего образования в объеме 68 часов в 10а, 11а классах (химико-биологического профиля) и 170 часов в 10б классе (общеобразовательном) и 136 часов в 11б, 11в классах (общеобразовательных).

Из них на региональный компонент отводится не менее 3-4 часов в каждом классе.

Компонент образовательного учреждения (34 часа в 10а, 11а классах, до 102-136 часов в 10б, 11б, 11в классах) предусматривает отработку практических навыков владения всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями использования языка в различных сферах и ситуациях общения, а также на подготовку к ЕГЭ по русскому языку.


Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает воз­можность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и со­поставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).


Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь - перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практи­ческой деятельности ученика и его повседневной жизни.

Основное содержание программы

(10а, 11а - 68 часов, 10б - 170 часов, 11б, 11в - 136 часов)


Содержание, обеспечивающее формирование

коммуникативной компетенции

Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты.

Функциональные стили (научный, официально-деловой, пуб­лицистический), разговорная речь и язык художественной литерату­ры как разновидности современного русского языка.

Научный стиль, сферы его использования, назначение. При­знаки научного стиля. Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, ре­цензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Совершенст­вование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме.

Официально-деловой стиль, сферы его использования, назна­чение. Признаки официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, ре­зюме, деловое письмо, объявление. Форма и структура делового до­кумента. Совершенствование культуры официально-делового обще­ния в устной и письменной форме.

Публицистический стиль, сферы его использования, назначе­ние. Признаки публицистического стиля. Основные жанры публи­цистического стиля.

Овладение культурой публичной речи. Публичное выступле­ние: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.

Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. При­знаки разговорной речи. Невербальные средства общения. Совер­шенствование культуры разговорной речи.

Особенности речевого этикета в официально-деловой, науч­ной и публицистической сферах общения.

Основные особенности устной и письменной речи. Развитие умений монологической и диалогической речи в разных сферах об­щения.

Совершенствование культуры восприятия устной монологиче­ской и диалогической речи (аудирование).

Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров (чтение и информационная переработка). Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомитель­но-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.

Информационная переработка текстов различных функцио­нальных стилей и жанров.

Овладение речевой культурой использования технических средств коммуникации (телефон, компьютер, электронная почта и др.).

Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобра­зительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.

Содержание, обеспечивающее формирование

языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции

Русский язык в современном мире. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в кругу языков народов России.

Формы существования русского национального языка (лите­ратурный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).

Литературный язык и язык художественной литературы.

Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвя­зях и отношениях единиц разных уровней языка.

Текст и его место в системе языка и речи.

Культура речи. Понятие о коммуникативной целесообразно­сти, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последова­тельности, образности, выразительности речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.

Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы рус­ского литературного языка.

Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы совре­менного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Про­изношение некоторых грамматических форм. Особенности произ­ношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты про­изношения и ударения.

Лексические нормы. Употребление слова в строгом со­ответствии с его лексическим значением - важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.

Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласова­ния, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Норматив­ное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построе­ние предложений с обособленными членами, придаточными частя­ми. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смы­словые возможности.

Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и ос­новные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.

Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Раз­делы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препи­нания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунк­туационный знак, передающий смысловое членение текста.

Нормативные словари современного русского языка и спра­вочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грам­матических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию.

Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.

Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.

Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Использование нормативных словарей русского языка.

Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов делового, научного и публици­стического стилей.

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

Содержание, обеспечивающее формирование

культуроведческой компетенции

Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая пред­меты и явления традиционного русского быта; историзмы; фольк­лорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки.

Отражение в русском языке материальной и духовной культу­ры русского и других народов. Лексика, заимствованная русским языком из других языков, особенности ее освоения.

Взаимообогащение языков как результат взаимодействия на­циональных культур.


Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  • функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;

    • системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

    • понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

    • компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;

    • основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

уметь

    • проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

    • разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

    • проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

    • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

    • объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

аудирование и чтение

    • использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучаю-щее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

    • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

    • владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

говорение и письмо

    • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

    • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

    • применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

    • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

    • углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;

    • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

    • увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;

    • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

    • удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;

    • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Литература, используемая при подготовке программы


  1. Стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку.- («Вестник образования России», 14.07.2004 г.)

  2. Гольцова Н.Г. Русский язык 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Г. гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мещерина. - М.: ООО «Русское слово», 2012.

  3. Будникова Н.Г., Дмитриева Н.И., Холявина Т.Г. Поурочные разработки по русскому языку: 10-11 классы. - М.: ВАКО, 2010.

  4. Русский язык и культура речи: Учебник. 2-е издание/ под редакцией М. Гойхмана. - М.: Инфра, 2011 г.

  5. Греков В.Ф, Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. - М.: Просвещение, 2011 г.

  6. Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 10-11 классы. - М.: Сфера, 2011 г.

  7. Нормы русского литературного языка. Практический материал к урокам под редакцией О.В. Заговорской. - М.: Просвещение, 2010 г.

  8. Розенталь Д.Э. Русский язык: 10-11 классы. - М.: Дрофа, 2011 г.

  9. Федосеева Л.Н. Русский язык. Комплексная подготовка. - М.: Айрис пресс, 2011 г.

  10. Дейкина, А.Д. Методические рекомендации по использованию учебника «Русский язык: учебник-практикум для старших классов» при изучении предмета на базовом и профильном уровнях / А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова. -М.: Вербум -М, 2010

  11. Единый государственный экзамен - 2012. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор, ИСОП. -М.: Интеллект-Центр, 2012.

  12. Ипполитова, Н.А. Русский язык и культура речи: курс лекций / Н.А.Ипполитова, О.Ю.Князева, М.Ф.Саввова. -М.: ТК Вельба, Проспект, 2009.

  13. Колокольцева, Т.Н.Практикум по стилистике русского языка: Учебное пособие / Т.Н.Колокольцева. -Волгоград: Перемена, 2010.

  14. Космарская, И.В. Русский язык: Тексты и задания по культуре речи / И.В.Космарская, А.К.Руденко. -М.: Аквариум ЛТД, 2012.

  15. Лекант, П.А. 125 основных правил русской грамматики с упражнениями для школьников и поступающих в ВУЗы / П.А.Лекант и др. -М.: Дрофа, 2010.

  16. Львова, С.И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10 - 11 классы. Пособие для учителя / С.И.Львова. -М.: Мнемозина, 2011.

  17. Меркин, Г.С. Развитие речи: выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя / Г.С.Меркин, Т.М.Зыбина, Н.А.Максимчук. -М.: Русское слово - РС, 2010.

Литература, рекомендованная для обучающихся


  1. Гольцова, Н.Г. Русский язык 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Г. гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мещерина. - М.: ООО «Русское слово», 2012.

  2. Сокольницкая, Т.Н. Русский язык. Сочинение-рассуждение. - М.: Эксмо., 2012 г.

  3. Розенталь, Д.Э. Русский язык: 10-11 классы. - М.: Дрофа, 2011 г.

  4. Греков В.Ф, Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. - М.: Просвещение, 2011 г.

  5. Симакова, Е.С. Тренировочные задания и контрольные тесты по русскому языку. - М.: Профиздат, 2011 г.

  6. Воробьева К. В., Сергеева Е.В. Практикум по русскому языку. Культура речи. - Санкт-Петербург: Союз, 2011.

  7. Егораева, Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.: Экзамен, 2012 г.

  8. Баронова, М.М. Разбор слова по составу. Словарь школьника на каждый день. - М.: Астрель, Профиздат, 2011 г.

  9. Барохова, М.М. Морфологический разбор слова. Словарь школьника на каждый день. - М.: Астрель, Профиздат, 2011 г.

  10. Дейкина, А.Д. Русский язык: учебник-практикум для старших классов / А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова. -М.: Вербум. -М, 2012.

  11. Мазнева, О.А. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания: Пособие для старшеклассников / О.А.Мазнева, И.М.Михайлова. -М.: Дрофа, 2006.

  12. Максимов, В.И. Школьный словарь новых слов и значений в русском языке / В.И.Максимов, А.Л.Максимова, Р.В.Одеков. -М., Дрофа, 2011.

  13. Малюшкин, А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10 - 11 классы / А.Б.Малюшкин. -М.: Сфера, 2010.

  14. Потапова, Г.Н. Русский язык. Дидактические материалы. 10 - 11 классы / Г.Н.Потапова. -М.: Дрофа, 2012.

  15. Пучкова, Л.И. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: 10 - 11 классы: Грамматика. Речь / Л.И.Пучкова, Ю.Н.Гостева. -М.: Просвещение, 2012.

  16. Цыбулько, И.П., Отличник ЕГЭ. Русский язык. Решение сложных задач/ФИПИ. - М.: Интеллект-центр, 2010.

  17. Русский язык. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. -М.: Дрофа, 2007.

  18. Энциклопедия. Русский язык. / Гл. ред. Ю.Н.Караулов. -М.: Дрофа, 1997.

© 2010-2022