- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку 10-11 класс
Рабочая программа по русскому языку 10-11 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ашарина Л.Д. |
Дата | 13.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по русскому языку для 10-11 классов (базовый уровень) составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень), Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень) а также программы Гольцовой Н.Г. «Русский язык. Программный курс. 10-11 класс». Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся и способствовать восприятию языка как системы.
Данная программа предполагает работу с учебником Н.Г. Гольцовой, В.В. Шамшмна. М.А. Мещериной «Русский язык. 10-11 класс» и обеспечивает повторение при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Общая характеристика учебного предмета
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку на базовом уровне, как и на предшествующем этапе, структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, примерная программа создает условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению русского языка в старших классах.
На базовом уровне, прежде всего, решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, базовая школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.
В содержании программы предусматривается интегрированный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.
Цели обучения русскому языку на базовом уровне
Изучение русского языка в 10-11 классах направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
-
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
-
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
-
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
-
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
-
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Место предмета в учебном плане
Учебный план предусматривает обязательное изучение русского языка на ступени среднего (полного) общего образования в объеме 68 часов в 10а, 11а классах (химико-биологического профиля) и 170 часов в 10б классе (общеобразовательном) и 136 часов в 11б, 11в классах (общеобразовательных).
Из них на региональный компонент отводится не менее 3-4 часов в каждом классе.
Компонент образовательного учреждения (34 часа в 10а, 11а классах, до 102-136 часов в 10б, 11б, 11в классах) предусматривает отработку практических навыков владения всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями использования языка в различных сферах и ситуациях общения, а также на подготовку к ЕГЭ по русскому языку.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь - перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Основное содержание программы
(10а, 11а - 68 часов, 10б - 170 часов, 11б, 11в - 136 часов)
Содержание, обеспечивающее формирование
коммуникативной компетенции
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты.
Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.
Научный стиль, сферы его использования, назначение. Признаки научного стиля. Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме.
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Признаки официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения в устной и письменной форме.
Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Признаки публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля.
Овладение культурой публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.
Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Признаки разговорной речи. Невербальные средства общения. Совершенствование культуры разговорной речи.
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.
Основные особенности устной и письменной речи. Развитие умений монологической и диалогической речи в разных сферах общения.
Совершенствование культуры восприятия устной монологической и диалогической речи (аудирование).
Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров (чтение и информационная переработка). Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.
Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров.
Овладение речевой культурой использования технических средств коммуникации (телефон, компьютер, электронная почта и др.).
Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.
Содержание, обеспечивающее формирование
языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции
Русский язык в современном мире. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в кругу языков народов России.
Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).
Литературный язык и язык художественной литературы.
Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.
Текст и его место в системе языка и речи.
Культура речи. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.
Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка.
Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.
Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением - важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.
Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности.
Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.
Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.
Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию.
Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.
Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.
Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
Использование нормативных словарей русского языка.
Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
Содержание, обеспечивающее формирование
культуроведческой компетенции
Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки.
Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Лексика, заимствованная русским языком из других языков, особенности ее освоения.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
-
функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
-
системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
-
понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
-
компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
-
основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
-
уметь
-
-
проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
-
разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
-
проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
-
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-
объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
-
аудирование и чтение
-
-
использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучаю-щее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
-
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
-
владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
-
говорение и письмо
-
-
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
-
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
-
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
-
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
-
углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;
-
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
-
увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;
-
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
-
удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
-
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
-
Литература, используемая при подготовке программы
-
Стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку.- («Вестник образования России», 14.07.2004 г.)
-
Гольцова Н.Г. Русский язык 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Г. гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мещерина. - М.: ООО «Русское слово», 2012.
-
Будникова Н.Г., Дмитриева Н.И., Холявина Т.Г. Поурочные разработки по русскому языку: 10-11 классы. - М.: ВАКО, 2010.
-
Русский язык и культура речи: Учебник. 2-е издание/ под редакцией М. Гойхмана. - М.: Инфра, 2011 г.
-
Греков В.Ф, Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. - М.: Просвещение, 2011 г.
-
Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 10-11 классы. - М.: Сфера, 2011 г.
-
Нормы русского литературного языка. Практический материал к урокам под редакцией О.В. Заговорской. - М.: Просвещение, 2010 г.
-
Розенталь Д.Э. Русский язык: 10-11 классы. - М.: Дрофа, 2011 г.
-
Федосеева Л.Н. Русский язык. Комплексная подготовка. - М.: Айрис пресс, 2011 г.
-
Дейкина, А.Д. Методические рекомендации по использованию учебника «Русский язык: учебник-практикум для старших классов» при изучении предмета на базовом и профильном уровнях / А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова. -М.: Вербум -М, 2010
-
Единый государственный экзамен - 2012. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор, ИСОП. -М.: Интеллект-Центр, 2012.
-
Ипполитова, Н.А. Русский язык и культура речи: курс лекций / Н.А.Ипполитова, О.Ю.Князева, М.Ф.Саввова. -М.: ТК Вельба, Проспект, 2009.
-
Колокольцева, Т.Н.Практикум по стилистике русского языка: Учебное пособие / Т.Н.Колокольцева. -Волгоград: Перемена, 2010.
-
Космарская, И.В. Русский язык: Тексты и задания по культуре речи / И.В.Космарская, А.К.Руденко. -М.: Аквариум ЛТД, 2012.
-
Лекант, П.А. 125 основных правил русской грамматики с упражнениями для школьников и поступающих в ВУЗы / П.А.Лекант и др. -М.: Дрофа, 2010.
-
Львова, С.И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10 - 11 классы. Пособие для учителя / С.И.Львова. -М.: Мнемозина, 2011.
-
Меркин, Г.С. Развитие речи: выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя / Г.С.Меркин, Т.М.Зыбина, Н.А.Максимчук. -М.: Русское слово - РС, 2010.
Литература, рекомендованная для обучающихся
-
Гольцова, Н.Г. Русский язык 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Г. гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мещерина. - М.: ООО «Русское слово», 2012.
-
Сокольницкая, Т.Н. Русский язык. Сочинение-рассуждение. - М.: Эксмо., 2012 г.
-
Розенталь, Д.Э. Русский язык: 10-11 классы. - М.: Дрофа, 2011 г.
-
Греков В.Ф, Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. - М.: Просвещение, 2011 г.
-
Симакова, Е.С. Тренировочные задания и контрольные тесты по русскому языку. - М.: Профиздат, 2011 г.
-
Воробьева К. В., Сергеева Е.В. Практикум по русскому языку. Культура речи. - Санкт-Петербург: Союз, 2011.
-
Егораева, Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.: Экзамен, 2012 г.
-
Баронова, М.М. Разбор слова по составу. Словарь школьника на каждый день. - М.: Астрель, Профиздат, 2011 г.
-
Барохова, М.М. Морфологический разбор слова. Словарь школьника на каждый день. - М.: Астрель, Профиздат, 2011 г.
-
Дейкина, А.Д. Русский язык: учебник-практикум для старших классов / А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова. -М.: Вербум. -М, 2012.
-
Мазнева, О.А. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания: Пособие для старшеклассников / О.А.Мазнева, И.М.Михайлова. -М.: Дрофа, 2006.
-
Максимов, В.И. Школьный словарь новых слов и значений в русском языке / В.И.Максимов, А.Л.Максимова, Р.В.Одеков. -М., Дрофа, 2011.
-
Малюшкин, А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10 - 11 классы / А.Б.Малюшкин. -М.: Сфера, 2010.
-
Потапова, Г.Н. Русский язык. Дидактические материалы. 10 - 11 классы / Г.Н.Потапова. -М.: Дрофа, 2012.
-
Пучкова, Л.И. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: 10 - 11 классы: Грамматика. Речь / Л.И.Пучкова, Ю.Н.Гостева. -М.: Просвещение, 2012.
-
Цыбулько, И.П., Отличник ЕГЭ. Русский язык. Решение сложных задач/ФИПИ. - М.: Интеллект-центр, 2010.
-
Русский язык. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. -М.: Дрофа, 2007.
-
Энциклопедия. Русский язык. / Гл. ред. Ю.Н.Караулов. -М.: Дрофа, 1997.