Урок русского языка в 6 классе. Тема: «Сложные слова»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 6 классе. Тема: «Сложные слова»

Цели: знать способы образования сложных слов, условие выбора соединительных гласных О и Е; развивать орфографическую зоркость, коммуникативные умения, интерес к предмету; воспитывать чувство дружбы, коллективизма, умение вести учебный диалог

Ход урока:

І. Организационный момент.

ІІ. Актуализация знаний.


  1. Орфографический разбор:

Я ш..л бер...гом лесного оз..ра и услышал в зар..слях трос..ника ш..рох.


  1. Выполнить морфемный разбор слов, указать способ их образования и подобрать к каждому слову слово с таким же морфемным строением.

Пришкольный, восход, подоконник.

ІІІ. Подготовка к восприятию материала.

Лексическое значение слова сложный

.синоним -трудный.

антоним- простой лёгкий

ІV. Постановка проблемного вопроса.

- Может ли лентяй быть трудолюбивым? Могут ли водоросли расти на суше? Может ли водитель автобуса стать пешеходом?

- Какие слова помогли вам ответить на вопросы?

Запишите эти слова.

- Что общего в этих словах?

- Как называется такой способ образования слов?

- Предположите, как могут называться такие слова?

- Как соединяются корни в этих словах?

2. Определение темы урока.

- Какова же тема нашего урока?

- А теперь, опираясь на тему урока, сформулируйте его цели

(Выяснить особенности морфемного строения сложных слов, правописание соединительных гласных)

V. VІ. Изучение нового материала.

1. Отгадайте загадки. Запишите слова - отгадки.

Паренёк под облаками

Ловко действует руками.

Нервы крепки, зорок глаз.

Кто же это?… (Верхолаз)

Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает.

Отправляется в полёт

Наш советский… (Вертолёт)

И на земле, и на снегу

Я зверя выследить могу

По следу лапок и копыт .

На то и есть я …(Следопыт)

Хоть заманчив он на вид,

но однако ядовит.

Знают люди с давних пор:

Несъедобен (Мухомор)

- Выполнить морфемный разбор слов. - Чем объяснить выбор соединительной гласной «о» во всех словах? Ответить на этот вопрос поможет стихотворение-сказка

«Как простые слова стали сложными?»

Было это давным-давно,

В тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Возле Грамматической речки

Жили-поживали слова и словечки.

Вместе ели, пили, веселились,

Никогда ничем и не гордились,

Не сорились и не зазнавались:

Простыми словами назывались.

Но однажды у Грамматической речки

Появились странные человечки:

Буквы О да Е - сбежали из алфавита,

Стали словам нашептывать сердито:

«Эх вы, простаки и простушки,

Раскройте глазки, прочистите ушки!

Скажем вам не в обиду,

Уж очень вы простые с виду!

Репутация у вас простофилей.

Это теперь немодно,

Неприлично, неблагородно!»

И у Грамматической речки

Взбунтовались простые словечки.

Говорят: «Не хотим быть простыми словами,

Пусть все шапки снимают перед нами,

Нас приветствуют издалека

Все поклонники русского языка!

Хотим быть словами сложными!

Такое превращение не возможно ли?»

Только одного желания мало!

Как это сделать? Буква О подсказала:

«Объединяйтесь, разбирайтесь по парам,

Времени не тратьте даром».

Птица полетела к слову ловить,

Луна покатилась к слову ходить,

Вода потекла к слов падать.

Но их ведь чем-то соединять надо!

Распадаются две половинки

Без скрепляющей золотой серединки.

Возмутители спокойствия О и Е

Решили словам помочь в беде:

«Будем мы между согласными

Соединительными гласными!»

Правда, О немного ленивой была,

Не много дела себе взяла:

После твердых согласных становиться решила.

А буква Е, подругу свою любя,

Согласилась остальное взять на себя.

После мягких согласных, шипящих и Ц

В сложных словах пусть всегда будет Е !

А после твердых пусть будет О -

Не перепутает их никто

- Чем же объяснить выбор соединительной гласной «о» во всех словах?

- Сформулируйте правило написания соединительных гласных О и Е в сложных словах.

VІІ. Закрепление изученного материала.

1. Работа с учебником. Выполнение упражнений № 163,165

2.Игра «Сложи слово».

Кто быстрее?

На доске слова записаны в 2 столбца. Задача учащихся - записать 10 сложных слов(существительных и прилагательных), использовав по одному разу корни всех данных слов и соответствующим образом изменяя слова.

мир строить

единый хранить

любить жить

общий знать

взаимный ловить

машина убирать

каша любить

вода помощь

хлопок душа

птица варить

3.Работа по группам

- Подобрать сложные слова, обозначающие:

1 группа - черты, характеризующие человека ( лежебока, сладкоежка, водохлёб, любопытство, трудолюбие, добродушие, жизнелюбие, пустомеля, книголюб, высокомерие, лицемерие, добросовестность )

2 группа - природные явления ( водопад, снегопад, листопад, землетрясение, солнцепёк, гололёд, звездопад, полнолуние, суховей, ледоход)

3 группа - предметы домашнего обихода ( пылесос, самовар, огнетушитель, мышеловка, овощерезка, мясорубка, рукомойник, мухобойка)

4.Этимологический привал. (проверка индивидуального задания)

1.Слово курносый первоначально было сложным. В старину существовало имя прилагательное корный, т.е. «короткий» (сравни :обкорнать-«обрезать, укоротить»,корноухий - короткоухий).Отсюда и образовалось слово корноносый. Со временем один слог но выпал.Стали говорить корносый и, наконец курносый.


  1. интересно и происхождение слова «скатерть».

Образовалось оно от сложного дькотерть ,т.е.кусок полотна для вытирания стола(дьска или доска первоначально означало стол). В некоторых диалектах существует слово рукотерть-полотенце . Начальное стечение согласных дьск произносить было трудно ,поэтому звук д исчез, а звук о под влиянием аканья превратился в звук а.

5. Устная работа. Замените иноязычные слова русскими сложными словами: Кллиграфия, орфография, апатия, гуманный, эгоизм, оптимистический.

6.Самостоятельная работа

над заданиями дифференцированного характера.

1 уровень

Запишите известных вам литературных героев и охарактеризуйте их , употребляя сложные слова.

2 уровень

Замените словосочетания одним сложным словом

Понижать температуру, пить чай, помогать взаимно, любить себя , красные щёки, люди одной фамилии, принимать гостей, резать овощи, хранить зерно, величие души, качать воду.

3 уровень

Распределить слова в 2 столбца в зависимости от соединительной гласной.

Мяс…рубка, пут..шествие, общ..принятый, тепл..любивый, слаб..вольный, картофел..чистка, птиц…фабрика, широк..плечий , груш..видный, пар…возы, един..душие, земл…делие.

VІІІ. Подведение итогов урока. Самооценка учащимися деятельности на уроке.

ІХ. Рефлексия.

Мы часто слышим, что в мире борются добро и зло. А чего в мире больше - добра или зла? Придумайте сложные слова с корнями добр (о) и зл (о)

Выберите среди этих слов друга, с которым вам в жизни по пути.

,

Х. Домашнее задание: 1. 33, упр.168. .

2.составить словарный диктант из сложных слов на тему «Спорт».



Использованные ресурсы

1. openclass.ru Урок по теме «Соединительные гласные о и е в сложных словах»

2. indigo-mir.ru Урок русского языка в 6 классе «Соединительные гласные о и е в сложных словах»
3. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. (Стабильные учебники), М., Просвещение, 2007г.

4. Русский язык. 6 класс под редакцией Т.А. Ладыженской, М., «Просвещение»,2007г.

5. И.Н. Илларионова, Т.В.Кротова. Русский язык в 6 классе.

6. Методика и практика преподавания. Ростов-на-Дону, «Феникс»,2002г.

7. Г.П.Лазаренко. Мастер- Класс. Уроки русского языка в 6 классе: поиски и находки.Москва, «Дрофа», 2004г.


8.В.В.Васильева, Г.Н.Пищева. Школа радости. Современные открытые уроки русского языка в 6 классе. Ростов-на-Дону, «Феникс»,2002г.

9.Настольная книга учителя русского языка. Справочно-методическое пособие. Составитель И.Т.Романова. ООО «Астрель», 2003г.


© 2010-2022