Конспект урока литературы на тему Нам жизнь дана, чтобы любить. .. (по материалам рассказа А. П. Платонова Юшка)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Нам жизнь дана, чтобы любить…» (по материалу рассказа А.П. Платонова «Юшка»)

Возлюби ближнего своего, как самого себя

Библия, Новый Завет

Цели урока:

  1. Учить анализировать прозаическое произведение: раскрывать своеобразие рассказа А.П. Платонова, особенности его героев.

  2. Развивать навыки характеристики героев, умение сопоставлять произведения и героев.

  3. Воспитывать любовь и уважение к человеку.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок-размышление.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал.

Ход урока

  1. Слово учителя.

Ребята, тема сегодняшнего урока «Нам жизнь дана, чтобы любить» (слайд 1). Эта тема выбрана мной не случайно (актуальность, земляк, мой любимый писатель). Сегодня мы попытаемся ответить на главный вопрос нашего урока, который сформулирован в эпиграфе: действительно ли, необходимо любить ближнего своего, как самого себя? А для этого нам нужно будет проанализировать рассказ А.П. Платонова «Юшка», текст которого вам нужно было прочитать дома, раскрыть своеобразие этого рассказа, отметить особенности его героев. Помимо характеристики героев данного рассказа, мы попытаемся сопоставить это произведение и его героев с произведением и героями другого писателя. Запишите, пожалуйста, в тетрадь тему урока и эпиграф.

Биографические сведения.

Прежде чем мы начнем анализировать рассказ, давайте познакомимся с самим А.П. Платоновича (1899 - 1951), с некоторыми этапами его жизни (слайд 2).

Платонов - это псевдоним. Настоящая фамилия писателя Климентов.

Родился 16 (28) августа 1899 в Воронеже. Был старшим сыном в семье, состоящей из 10 детей. Учился в церковно-приходской школе, но вскоре вынужден был оставить учебу и пойти работать. Уже с 13 лет мальчик начал рано работать, чтобы помочь отцу прокормить семью. Он был подсобным рабочим, литейщиком, слесарем и т.п., о чем написал в ранних рассказах "Очередной" (1918) и "Серега и я" (1921).

По словам Платонова, «жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности».

Платонов рано проявляет интерес к техническому изобретательству и одновременно - к литературе. Первая проба пера - юношеские стихи, которые печатались в воронежских газетах.

В 1918-1921 годах активно занимается журналистикой, совмещая ее с работой на железной дороге и учебой в Воронежском политехническом институте.

В годы войны он был военкором газеты "Красная звезда" (слайд 3).

Платонов умер от туберкулёза (слайд 4), которым заразился, ухаживая за сыном, 5 января 1951 в Москве, похоронен на Армянском кладбище. Имя писателя носит улица в Воронеже, установлен памятник.

Жизнь Платонова и его литературная судьба были нелегки, но он всегда описывал жизнь, её трагические стороны так, как видел и считал правильным. Одним из ярких тому подтверждений служит рассказ «Юшка». Давайте к нему обратимся.

  1. Работа с текстом произведения (слайд 5).

Беседа по вопросам:

  1. Кем был Юшка? Почему люди дали ему такое прозвище? (с. 115)

  2. Что влечет людей (взрослых и детей) к Юшке? Как он отвечает на их жестокость?

  3. Письменно сравните Юшку с другими героями (антонимы, антитеза). (слайд 6)

Юшка

Другие герои

доброта

злость

любовь

ненависть, жестокость

трудолюбие

пьянство

искренность

лживость

чуткость

черствость, грубость

терпение

насилие



  1. Был ли Юшка счастлив среди людей? Где ему было хорошо и спокойно? (с. 119)

  2. Почему людям без Юшки стало хуже жить? (Веселый прохожий)

  3. Напрасно ли прожил свою жизнь Юшка (сирота, праведничество, сострадание с. 122-123)?

  4. Как вы понимаете слово «сострадание»? Бывали ли у вас случаи, которые вызывали сострадание к людям?

  5. В чем сходство рассказа А. Платонова «Юшка» и легенды о Данко М. Горького, стихотворения В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям?

Творческое задание (слайд 7)

Как будет выглядеть сердце Юшки, Данко, лирического героя стихотворения Маяковского «Хорошее отношение к лошадям», если его изобразить в виде рисунка? (рисунок)

Работа с «сердцем» (слайд 8)

Возвратимся к теме нашего урока и эпиграфу и ответим на вопрос: действительно ли «Нам жизнь дана, чтобы любить…» и действительно ли нужно жить по библейской заповеди «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Если вы согласны с этими утверждениями, кладите красные фигурки в левую половину сердца, если нет, то кладите синие фигурки в правую половину сердца.

Ребята, действительно к чужому человеку, нам незнакомому, нужно относиться с уважением, сочувствием, добротой. И об этом писал не только Платонов, но и Горький. Об этом писали и поэты, например, Маяковский. И тема сегодняшнего урока сформулирована именно так не случайно. Это строка из стихотворения еще одного поэта - Ф.И. Тютчева. Давайте послушаем то, что в этом стихотворении нам завещает поэт.

Нам жизнь дана, чтобы любить,
Любить без меры, без предела,
И всем страдальцам посвятить
Свой разум, кровь свою и тело,

Нам жизнь дана, чтоб утешать
Униженных и оскорбленных,
И согревать и насыщать
Увечных, слабых и бездомных.

Нам жизнь дана, чтоб до конца
Бороться со страстями, с ложью
И сеять в братские сердца
Одну святую правду Божью.

А правда в том, чтобы любить,
Любить без меры, без предела
И всем страдальцам посвятить
Свой разум, кровь свою и тело (Федор Иванович Тютчев)

  1. Итог урока

Завершая анализ рассказа А.П. Платонова «Юшка», подведем итоги. Определим тему произведения.

Продолжите фразу (слайд 9)

1 ряд «Этот рассказ заставил меня задуматься над тем, что…»

2 ряд «Сегодня я понял (поняла) главное…»

3 ряд «Этот рассказ научил меня…» Это и есть идея произведения.

Тест по рассказу А.П. Платонова «Юшка» (слайд 10)

Выставление оценок

Домашнее задание: письмо Даше (слайд 11)

© 2010-2022