Конспект урока по чтению и развитию речи на тему Виталий Валентинович Бианки «Январь»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Румянцева Е.В.

Конспект урока по чтению и развитию речи 6 б класс.

Виталий Валентинович Бианки «Январь»

Цель урока: знакомство с творчеством и жизнью В.В. Бианки

Задачи урока:

Образовательная - познакомить с жизнью и творчеством В.В. Бианки, комментированное чтение рассказа «Январь».

Коррекционная - развивать у учащихся умение сравнивать, выделять из общего закономерности, развивать слуховую и зрительную память, внимание.

Воспитательная - развивать жизненные компетенции (знакомство с профессиями - учёный-орнитолог, охотник, учитель, работник музея, толкование народных примет, их влияние на нашу жизнь).

Виды учебной деятельности: чтение произведения, толкование значений фраз, народных примет, беседа, ответы на вопросы, отгадывание загадок.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа над темой урока.

Слово учителя.

(1 слайд) Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством писателя БИАНКИ ВИТАЛИЯ ВАЛЕНТИНОВИЧА

(2 слайд) (1894-1959) Виталий Бианки родился в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предков-итальянцев. Его отец был по профессии - ученый-орнитолог.

Кто такой орнитолог? (Орнитолог - это ученый, деятельность которого связана с птицами. Он изучает птиц - как их анатомию, так и их жизнь в природе и в неволе)

(3 слад) Отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук. Их квартира находилась прямо напротив музея, и дети - трое сыновей - часто бывали в его залах.

(4 слад) Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Витя впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем.

(5 слайд) Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником. Недаром первое ружье ему подарили в 13 лет. А еще он очень любил поэзию. Одно время увлекался футболом. А своим главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки.

(6 слайд) Бианки никогда не привлекали наблюдения из окна уютного кабинета. Всю жизнь он много путешествовал (правда, не всегда по своей воле).

(7 слайд) Осенью 1922-го в журнале «Воробей» был опубликован его рассказ «Путешествие красноголового воробья». В том же, 1923 году, вышла первая книжка («Чей нос лучше»).

(8 слайд) Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты».

(9 слайд) Рассказы из «Лесной газеты» звучали по радио, печатались на страницах журналов и газет. Дом в Бийске, в котором Бианки жил в 1921-1922 годах. В этом доме написал свою "Лесную Газету" Виталий Бианки.

(10 слайд) Тридцать пять лет писал Бианки о лесе. Это слово часто звучало в названиях его книг: «Лесные домишки», «Лесные разведчики». Повести, рассказы, сказки Бианки своеобразно соединили в себе поэзию и точное знание. Последние он даже называл по-особенному: сказки-несказки.

III. Анализ рассказа «Январь» (11 слайд)

Чтение рассказа по цепочке.

Я вам буду вам задавать вопросы по тексту, найдите нужные предложения в тексте.

  1. Что происходит в природе в январе?

(Земля, вода и лес - всё покрыто снегом, всё кругом погружено в непробудный сон, животные спят, очень холодно, морозы, яркое солнце)


  1. Почему кажется, что природа спит?

(всё покрыто снегом, всё кругом погружено в непробудный и, кажется, мёртвый сон. Замерли травы, кусты и деревья. Замерли, но не умерли)

  1. Как сохраняют свои силы растения и животные?

(под мёртвым покрывалом снега они таят могучую силу жизни, силу расти и цвести. Сосны и ели хранят свои семена, крепко зажав их в свои кулачки-шишки. Животные с холодной кровью, затаясь, застыли. Но тоже не умерли, даже такие нежные, как мотыльки, попрятались в разные убежища. Многие звери, даже крошечные мыши, бегают всю зиму. Медведи впадают в спячку. Птицы перелают с место на место.)

Прочитайте «зимние» слова в тексте.

(12-18 слайд) Давайте полюбуемся красотами зимы, посмотрим и немного отдохнем.

Физкультминутка:

Мы с вами входим в зимний лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули,

Ноги увязли в снегу.

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем,

Крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Вновь мы принялись за дело.

Продолжаем нашу работу.

  1. Что означают выражения:

(19 слайд) Солнце на лето

(21 декабря. После него день будет постепенно прибавляться, а ночь - сокращаться. Что, однако, вовсе не означает, что солнце будет припекать сильнее. Все морозы еще впереди.)

(20 слайд) Зима на мороз

(Январь считается самым холодным месяцем зимы, 7 января - Рождественские морозы,19 января начинаются Крещенские морозы)

(21 слайд) День прибавился на заячий скок

(На малое количество, совсем ненамного, на самую малость. Ненамного - всего на заячий скок прибавился день после Нового года. 21 декабря. После него день будет постепенно прибавляться, а ночь - сокращаться )

(22 слайд) Году начало

(1 января по календарю начинается новый год)

(23 слайд) Зиме серёдка - (январь второй месяц зимы)

Как вы понимаете народные приметы, что это такое?

(из покон веков народ наблюдал за природой и замечал, примечал какие-то особенности, по которым растолковывали различные понятия, например если зима холодная, то лето будет жаркое)


  1. Объясните, как вы понимаете народные приметы. Каким из них можно найти подтверждение в тексте?

(24 слайд) Декабрю и январю-батюшке - морозы, февралю - метели.

(Декабрь и Январь - самые холодные месяцы зимы. В феврале метут метели, как бы встречая весну.)

(25 слайд) Много снега - много хлеба, много воды - много травы.

(После больших снегов земля будет достаточно увлажнена для хорошего урожая...)

Снег глубок - год хорош.(Глубокий снег - земля не промерзнет. Значит на следующий год будет хороший урожай. После больших снегов земля будет достаточно увлажнена для хорошего урожая )

  1. Загадки

(26 слайд)

Начинает календарь

Месяц с именем ... (январь)

Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (зима)

(27 слайд)

Кто-то к дому подходил
И нигде не наследил!
Но забавные картины
Появились на окне:
Пьют медведи чай с малиной,
Едут зайцы на коне,
Кто же он, что ночь не спал
И на стеклах рисовал? (мороз)

  1. Вам нравится зима? Почему? Чем зима радует людей? Какие зимние виды спорта вы знаете, назовите, пожалуйста. (Лыжи, коньки, хоккей, биатлон). (28-29 слайд)

IV. Подведение итогов.

Что мы сегодня делали на уроке?

Сегодня на уроке мы познакомились с творчеством и жизнью писателя В.В. Бианки.

Познакомились с различными профессиями, зимними видами спорта, растолковали народные приметы и как они влияют на нашу жизнь.

Домашнее задание - зарисовать понравившийся эпизод, озаглавить свой рисунок.

© 2010-2022