Доклад Универсальные учебные действия как основа реализации образовательного стандарта и их формирование в урочной деятельности

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Универсальные учебные действия как основа реализации образовательного стандарта и их формирование в урочной деятельности.

«Великая цель образования -
это не знания, а действия».

Герберт Спенсер

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса:

подготовки учащихся к реальной жизни,

готовности к тому, чтобы занять активную позицию,

успешно решать жизненные задачи,

уметь сотрудничать и работать в группе,

быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

Поэтому современному учителю пришлось переосмыслить цели и ценности современного образования с позиции новых стандартов.

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место выходит развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Если коротко сформулировать задачу, которую ребёнок должен научиться ставить перед собой на протяжении всего курса обучения, она будет звучать так: учить себя! И в решении этой задачи главное место занимает формирование системы универсальных учебных действий (УУД). УУД - это совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения.

В настоящее время информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого - то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.

Иными словами, школа должна ребёнка:

«научить учиться»,

«научить жить»,

«научить жить вместе»,

«научить работать и зарабатывать»

(так звучит выдержка из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Работу по формированию УУД я начала с создания рабочей программы, постановки целей и задач, способствующих развитию разносторонне развитой личности, формированию у школьников не только системы знаний, умений и навыков, но и развитию полноценной, психически и физически здоровой личности, способной к самореализации в социуме.

Функции универсальных учебных действий включают:

- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:

личностный

регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

познавательный;

коммуникативный.

Что же понимается под каждым видом универсальных учебных действий (УДД), и как формируются они в урочной деятельности ?

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение

  • действие смыслообразования (ученик должен задаваться вопросом:«Какое значение, смысл имеет для меня учение?» и уметь находить ответ )

  • действие нравственно-этического оценивания изучаемого материала, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Так , формируя личностные УУД на уроке русского языка, при написании в 5 классе изложения по тексту Ю.Яковлева «Порядочный человек» я ставлю перед ребятами вопрос - «Кого вы считаете порядочным человеком?» Звучат различные ответы, высказываются мнения… Затем учащиеся читают текст упражнения и пытаются самостоятельно найти ответ на поставленный проблемный вопрос . И в ходе обсуждения приходят к мысли , что порядочный человек «верный , честный, благородный , умеющий понять чужую беду и радоваться чужой удаче как собственной». Так в сознании детей закладываются нравственно-этические принципы и моральные нормы.

На уроках литературы в старших классах формирование личностных ууд обеспечивается во время работы над такими морально-нравственными понятиями как честь,чувство патриотизма, любовь к животным , милосердие и т.п. на уроках, посвященных героизму советских солдат в годы Великой Отечественной войны.

В ходе формирование личностных УУД ученики учатся проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам , (на это работает система заданий в экспериментальном учебнике «Русский язык» под ред.Е.А.Быстровой , которая ориентирует школьника на оказание помощи героям учебника и соседу по парте).

Кроме того, личностные результаты определяют осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка; принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь - это показатели культуры человека; появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи.

Регулятивные учебные действия
обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности

Они включают в себя-

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

  • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий

  • прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

  • коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта

  • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

На уроках учащиеся исходя из темы пробуют самостоятельно определять цели и задачи,которые придется решать в учебном процессе. Под руководством учителя намечают примерный план деятельности. В процессе усвоения знаний они учатся самоконтролю, самооценке и оцениванию работы товарищей.

Так, к примеру, на уроке русского языка в 5 и 8 классе учащиеся самостоятельно сформулировали цели урока , наметили приблизительный план учебной деятельности.

В процессе формирования регулятивных УУД ребята получают возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания, ориентируются на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, опорных конспектов, рисунков на уроке русского языка и т.д. (например , ребята легко запоминают правило написания суффиксов чик/щик по рисункам, которые создают сами в коллективном труде ).

Во время устных ответов я развиваю у учеников умение обосновывать свои ответы, аргументировать выводы, самостоятельно находить ошибки и исправлять их. Ребята учатся обоснованно корректировать ответы товарищей.

После письменной работы мы с ребятами отрабатываем критерии ее оценки. Затем ученики проводят оценку своих работ по этим критериям (шкала самооценки). Вслед за детьми по этим же критериям их работы оцениваю уже я.(в старших классах).

Таким образом , развитие регулятивных УУД обеспечивает учащимся способность регулировать свою деятельность, понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

К познавательным универсальным учебным действиям можно отнести

  • общеучебные

  • логические

  • действия постановки и решения проблем

Общеучебные универсальные действия

  • выделение и формулирование познавательной цели

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска (сюда можно отнести всевозможные виды самостоятельной работы над сообщениями , докладами, презентациями)

Умение самостоятельно работать с информацией, находить, осмысливать, преобразовывать и, наконец, синтезировать на базе имеющейся информации новые знания - это наиболее перспективное направление развития учебного процесса, которое позволит учащимся в дальнейшем выстроить линию самообразования и саморазвития. Ученики самостоятельно создают доклады и презентации на различные темы.

Работа со справочной литературой: умение пользоваться словарями имеет большое социальное значение. Оно обеспечивает ученикам в школьные годы и в их дальнейшей взрослой жизни возможность пополнять свои знания о языке, преодолевать лексические затруднения при чтении книг и газет, при слушании радио- и телепередач.

  • знаково-символическое моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) таблицы,конспекты,рисунки

  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

  • смысловое чтение

  • постановка и формулирование проблемы

  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

  • синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты

  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов

  • подведение под понятия, выведение следствий

  • установление причинно-следственных связей

  • построение логической цепи рассуждений

  • доказательство

  • выдвижение гипотез и их обоснование

  • формулирование проблемы

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

При формировании познавательных УУД я развиваю учебные умения, ставлю для решения практические задачи , логические головоломки, проблемные задания из ОГЭ и ЕГЭ .

Организую наблюдение объектов окружающего мира, работу с информацией (работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами, участие в диалоге, передача, поиск, хранение информации …) со знаковыми, графическими моделями, развиваю умение решать творческие задачи, руковожу деятельностью по выполнению инструкций, корректирую следование учащихся образцу и простейшим алгоритмам.

Вот некоторые примеры учебной деятельности


Игры и эксперименты (со звуками и буквами, словами, грамматическими структурами, текстами )

Работа с учебными моделями (слова, устные высказывания, тексты)

Наблюдения, обсуждения, описание и анализ (слова и конструкции, тексты; особенности их построения и употребления; порядок действий)

Группировка, классификация, сравнение.

Преобразование и создание (списки слов, тексты, памятки, и т.д.)

Практикую с 5 класса ежедневное чтение (вслух и "про себя") и письмо (списывание, письмо под диктовку, творческие работы и т.д.)

Формирование познавательных УУД помогает ребятам научиться

формулировать правило на основе выделения существенных признаков;

выполнять задания с использованием материальных объектов, схем;

проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или правильный ответ;

строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

строить логическую цепь рассуждений

искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;

фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной;

пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.

В рамках недели русского языка и литературы руссоведы провели конкурс проектов «Школьный разговорный словарь», в ходе работы над словарями ребята продолжали развивать познавательные УУД .

Коммуникативные универсальные действия

обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми…Иными словами учебное сотрудничество.

Виды коммуникативных действий

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия

  • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация

  • управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера

  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка


Речевая деятельность и работа с информацией- основа формирования КОММУНИКАТИВНЫХ УУД .

Также формируются

Основные читательские умения- коммуникативные УУД (стандарт второго поколения)
Навык чтения - как общеучебное умение понимать и воспроизводить смысл прочитанного.

Аналитические умения работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами.

Библиографические умения.

Овладение алгоритмом информационного поиска ( поиск информации из различных источников)

Умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка, авторскую позицию.

Умение устанавливать причинно-следственные связи, выделять главную мысль текста.
Умение правильно называть книгу - автора и заглавие произведения.Умение ориентироваться в учебной книге - пользоваться оглавлением, прикнижными словарями.

Умение пользоваться методическим и справочным аппаратом учебника.
СЛОВАРИ РУССКОГО ЯЗЫКА
Орфографический («Пиши правильно»)Толковый («Толковый»)Орфоэпический («Произноси правильно»)Этимологический («Происхождения слов»)Грамматический («Обратный»)Фразеологический («Устойчивых выражений») Словообразовательный

Формирование коммуникативных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе.

Коммуникативные УУД: умение осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.

С целью формирования коммуникативных УУД на уроке формулирую совместно с ребятами цели, в достижении которых они лично заинтересованы; предоставляю возможность обучающимся увидеть себя в результате своего труда, реализовать себя в деятельности; создаю ребятам условия для ощущения своей значимости.

Формированию коммуникативных УУД способствует

Парная работа

1 Взаимопроверка правила ( ребята по парам проверяют правило ,заданное на дом, подбирают примеры и объясняют написание слов)

2 Словарный диктант для соседа ( дома дети готовят карточки со словами , в которых пропущены орфограммы (20-30 слов), в которых отражается выученное правило, обмениваются на уроке ими и выполняют задания. Оба ученика получают оценки.)

3 Графический диктант для соседа (Работа строится по той же схеме,как и в пункте 2 только объектом наблюдения являются знаки препинания, схемы предложений).

Составление карточек развивает орфографическую и пунктуационную зоркость, ответственность, способствует расширению словарного запаса, учит работать с учебной книгой, справочной литературой.

Мои наблюдения показывают, что работать в парах ребятам нравится. Они с удовольствием готовят дома словарные и графические взаимодиктанты, карточки-зачеты, с большим желанием и интересом работают с карточками на уроке.

Усвоение системы языка происходит в непосредственном учебном диалоге. Роль учителя в этом случае - оказывать помощь и консультировать, решая спорные вопросы.

Работа в группах

Одним из эффективных методов формирования коммуникативных УУД является работа в группах.

Класс разбивается на коллективы по 3- 6 человек , каждая группа получает учебное задание, вместе обсуждают решение, готовят ответ. От группы выступает один ученик , но другие ребята могут дополнять ответ товарища.

Примеры заданий при работе в группах

Задания группам :

1 группа - Обобщить правописание букв О-Е после шипящих в корне слов.

2 группа - Обобщить правописание букв О-Е после шипящих в суффиксах слов.

3 группа - Обобщить правописание букв О-Е после шипящих в окончаниях слов.

Конечно, формирование УУД - это процесс довольно длительный , но «умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Таким образом, при организации учебно-воспитательного процесса учителю необходимо ориентироваться на личность ребенка, учитывать его индивидуальные психологические особенности; активно использовать современные технологии обучения и воспитания, в том числе и информационно-коммуникативные, строить обучение на основе пробуждения и поддержки творческого начала в ребенке.

© 2010-2022